Презентация по родной литературе «В.Я. Озолин "О дворнике, который хотел стать... дворником"»
Озолин Вильям Янович (17.08.1931 – 16.08.1997) Озолин Вильям Янович О ДВОРНИКЕ, КОТОРЫЙ РЕШИЛ СТАТЬ… ДВОРНИКОМ Современная сказка Презентация по родной литературе
О ДВОРНИКЕ, КОТОРЫЙ РЕШИЛ СТАТЬ… ДВОРНИКОМ Современная сказка – Я дворник! Зимою и ранней весною Вы каждое утро встречались со мною. Вы мне улыбались приветно, а я – Желал вам хороших отметок, друзья! Сметал я в сторонку разбитые склянки, Бумажки, окурки, консервные банки, А если игрушку в песке замечал, Владельца искал и пропажу вручал. Не раз, растеряхи, я вас выручал! Признаюсь, Мне нравилась эта работа. Метлою махал я с великой охотой! Но был я, ребята, особенно рад, Когда начинался летун-листопад!
Бывало, мету я опавшие листья, А кажется мне, что работаю кистью. Мне чудились под бородатой метлой! То вдруг на асфальте возникнет рябина! А то вдруг увижу – берёзу, калину! То – горы, то – реки, то – синее небо… Деревню – в полях золотистого хлеба... Ах, осень цветастая! Что за пора! Метла походила на кисть маляра! А листья ещё веселее кружились! Взлетали и снова на место ложились, Дорожки цветным покрывая ковром… Тогда и решился я СТАТЬ МАЛЯРОМ!
Я твёрдо отставил метёлку в сторонку. Но с дерева мне каркнул ворон вдогонку. Не знал я, что мудрая птица тогда Кричала: «Опомнись! Случится беда!..» Но разве мы птичий язык понимаем, Но разве разумным советам внимаем? Мы сами – с усами, комар забодай! Эх, молодо-зелено! Вынь – да подай! Но, кончено дело! Я твёрдо решил! На стройку соседнюю я поспешил… На стройке За длинным высоким забором Желтели повсюду песчаные горы, Лежали рядами железные балки, Пыхтели раствором бетономешалки. Махали руками подъёмные краны. Они – работяги! Они – великаны! Да им, силачам, Грузовик с кирпичом Одною ручищей поднять нипочём!
Вам эта картина, конечно, знакома? Великое дело – строительство дома! Строителей любят, строительство чтут – На новоселье их первых зовут! А если кому подработать охота, На стройке любому найдётся работа: В почёте здесь каменщик, плотник, столяр, Электрик, шофёр, штукатур и маляр. Совсем охватило меня нетерпенье. Теперь уж своё покажу я уменье! Иду я по стройке. И вижу: стоит Вагончик, весьма презабавный на вид! Он весь – в серо-буро-малиновых пятнах. Да это ж вагончик – малярный! Понятно! А рядом с вагончиком, важен и сед, Стоит серо-буро-малиновый дед. Вагончик и дед – в одинаковых красках. Так это же тот, кто мне нужен! Прекрасно!..
И к старому мастеру я подхожу, И с ним я такой разговор завожу: – Приятной вам краски! Блестящей и вечной! Пушистых кистей вам желаю сердечно! Смотрю я, совсем уже выстроен дом. Нельзя ль поработать у вас маляром? И старый маляр говорит мне в ответ: – Однако, оно, почему бы и нет?.. Доверю тебе побелить потолок. Посмотрим, на что ты способен, браток!.. Сначала я взялся за дело с опаской Извёстку развёл и добавил к ней краску. Прищурился. Всё, что мне надо, смекнул И кисть осторожно в ведро обмакнул.
Но это – сначала. А после уж дело Смелее в руках у меня закипело. А ну, размахнись, раззадорься рука! Раз-два! – и покрашено полпотолка! Раз-два! – и уже на второй половине Полярный медведь закачался на льдине! Но вдруг он поднялся и начал реветь!.. Добавил я краски – медведя стереть. И сразу же вместо медведя и льдины На потолке засветилась… рябина! Знакомое дело! Работа пошла! Как будто в руках моих снова метла! И, как на асфальте в осеннюю пору, На потолке – разноцветные горы, Берёза, осина…
Но, важен и строг, Явился маляр осмотреть потолок. В затылке старик у себя почесал, Поморщился, крякнул и грустно сказал: – Конечно, оно, может быть, и того… Да только не вышло, браток, ничего… Оно, ты пойми, потолок – не картина! К чему тут – калина, осина, рябина? Уж если ты взялся белить – белизна Наибелейшего цвета нужна! Метлой ты, возможно, неплохо владеешь, А кистью малярной владеть не умеешь. Поставь-ка, браток, эту кисть в уголок… Побрёл я со стройки… Эх, жизни урок! Эх, надо было такому случиться!
Конечно, профессии надо учиться, Белить потолки – не дорожки мести: К чему тут калинам-рябинам цвести? К чему тут и синему небу блистать?.. А может, мне лучше ХУДОЖНИКОМ СТАТЬ? Невдалеке от строительства дома Была мастерская. Художник знакомый В ней жил и работал. Он часто бывал У нас во дворе и меня рисовал. Так вот кем я буду! Я твёрдо решил! Решил – и сильнее ещё заспешил!
По улице Банной я вышел к Песчаной, Потом в переулок свернул Океанный, Затем переск я бульвар Речников И сразу попал на проспект Чудаков. Художника дом я раз пять обогнул И робко к нему в мастерскую шагнул. – Желаю вам красок И чистого неба! Желаю вам счастья и сытного хлеба! (И слышу, ребята, щекочет мой нюх – Вот-вот испечённого хлебушка дух!)
Была мастерская похожа на хату: Топилась в ней печка, стояли ухваты, У печки чернели горшки, чугуны, На стенках цвели петухи-крикуны – Хвосты, как фонтаны, а гребни – огонь! На лавке грустила тальянка-гармонь. Хозяин-художник на лавке сидел И на меня, улыбаясь, глядел. – Ну здравствуй! – сказал мне радушно художник. – Я буду тебя называть Подорожник – Уж больно ты ловко дорожки метёшь! Садись, Подорожник… Ну, как ты живёшь?.. – Да вот, понимаешь, – ему отвечаю, – Я странность давно за собой замечаю: Лишь стану дорожки мести, под метлой Я вижу – то поле, то лес золотой. А то вдруг увижу – калину, рябину, А то вдруг – берёзу, а то вдруг – осину.
Так, может быть, мне не метлою мотать, А кисточки взять да художником стать?.. Да только, смотрю я, художник смеётся, Глазёнки блестят, бородёнка трясётся! Художник, скажу вам, хоть был молодой, Да мода такая – оброс бородой. – Так, значит, ты хочешь художником стать? – Спросил он меня, перестав хохотать. – Поставлю тебе натюрморт с самоваром. Смотри, как пузан отдувается паром! А как его медные щёки горят! Вот здесь расположатся чашечки в ряд. Здесь – чайник с заваркой, тут – сахар куском. А здесь мы поставим кувшин с молоком… Вот – холст. Вот – олифа. Вот кисти – держи. А ну-ка, искусство своё покажи!
Сначала я взялся за дело с опаской. Приятно запахло олифой и краской. А после работа смелее пошла! И снова забыл я, что кисть – не метла! Опять на холсте появилась… калина!.. – Ай-яй! – заметался художник, – картина Совсем не похожа на то, что стоит У нас на столе и пыхтит и блестит! Ай-яй! Я не вижу совсем самовара, Ни щёк его медных, ни белого пара! Нет чашек, кувшина и сахара нет! Мазня получилась! Похоже на бред!.. А я рисовал, рисовал, рисовал!
Размазывал краски и снова смывал! Пытался стереть я калину, рябину, Но всё превращалось в болотную тину! На бедной холстине была лишь одна Какая-то грязная лужа видна. И кисть поломалась. И вот я сижу И на «картину» печально гляжу… Художник ко мне потерял интерес, Вздохнул, загрустил и на лавку залез. Вернулся домой я. Пустые дорожки Текли под ногами… Ленивые кошки Гуляли на скучном большом пустыре. И это – на чистом когда-то дворе! Валялись повсюду разбитые склянки, Бумажки, окурки и ржавые банки. На детской – на самой весёлой площадке, Умолкли качалки, застыли лошадки, И кучами мусор лежал у оград… И в этом во всем – я один виноват!
Напрасно простился я с нашим двором! Уж если ты плотник – маши топором, А если шофёр – так машину води, Дударь – веселее на дудке дуди, Вратарь – так любое пенальти бери, А повар – весёлую кашу вари! А если случится, что вдруг из кабины Шофёр на асфальте увидит рябину, А плотник увидит свой быстрый топор – Сверкающей молнией, скачущей с гор. А пекарь – за булкой румяного хлеба Увидит вдруг поле и чистое небо… Не удивляйтесь, причина проста – В профессии каждой живёт красота! А дворник? – ну разве плохая работа! Ведь главное в этой работе – забота О воздухе чистом, о нашем дворе! О ЛЮДЯХ РАБОЧИХ, О ВАС, ДЕТВОРЕ!