Статья «Литература родного края в современной программе по литературе для общеобразовательных организаций»
ЛИТЕРАТУРА РОДНОГО КРАЯ В СОВРЕМЕННОЙ ПРОГРАММЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ ДЛЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
На современном этапе развития образования особую роль приобретает краеведческий компонент, который не только повышает качество обучения, но и укрепляет связи с жизнью и родным краем. Широкое распространение получает литературное краеведение Донбасса, что и обуславливает актуальность исследования.
Естественно, что такой регион, как Донбасс, не мог не найти отражение в литературе. Грозный и могучий край привлекал внимание многих писателей. Так, Александр Куприн посвятил юзовскому заводу повесть «Молох» и серию очерков. Викентий Вересаев в 1892 году написал повесть «Без дороги», в которой описал шахтерский быт и условия работы. Константин Паустовский в автобиографической повести «Книга о жизни. Беспокойная юность» описал свой визит в Юзовку. Однако все эти авторы были людьми пришлыми, гостями шахтерского края.
Собственные писатели в регионе появились сравнительно поздно, ведь молодость региона и его индустриальный характер вовсе не способствовали появлению и развитию тут литературных талантов [1].
Что же касается организации процесса обучения литературе в средней школе, то он осуществляется с опорой на программу для общеобразовательных организаций (составители Данилова И.Н., Король Г.Н.) [3] и соответствующие ей учебные пособия. При составлении данного учебного документа был использован положительный опыт предыдущих школьных программ: по русской литературе (2007 г., автор – Коровина В.Я.; 2007 г., под ред. Курдюмовой Т.Ф.; 2005 г. – под ред. Кутузова А.Г.); по литературе в общеобразовательных организациях ДНР (2015 г. – сост. Данилова И.Н., Король Г.Н., Зятьева И.А., Соловьева Л.Е., Горлатых Н.А., Маханько Г.В., Иванова Г.В.; 2016 г. – сост. Данилова И.Н., Король Г.Н.).
На изучение Литературы родного края отводится 1 час в год в 5-7 классах и 2 часа в год – в 8-9 классах. При этом на изучение зарубежной литературы отводится от 5-7 до 14 часов в год [Литература : 5-9 кл. : программа.]. На первый план выдвигается освоение художественных ценностей и формирование на этой основе эстетического вкуса и нравственности обучающихся, но, как мы видим, национальный (региональный) компонент литературного образования в данной Программе не представлен.
Мы часто упускаем из вида, что любовь к Родине нельзя воспитать только громкими и широковещательными лозунгами, что это чувство выращивается в человеке всеми впечатлениями бытия и что начинается оно с чувства любви и почтения к «малой родине», к дому, где он родился и вырос, к родному краю. По точным словам академика Д.С.Лихачева, «без корней в родной местности человек уподобляется степной травке перекати-поле». Память о прошлом, о славных предках, о вековых культурных традициях родной земли – одно из действенных средств воспитания человека, хозяина, труженика, старателя своего края, прикипевшего к нему всем сердцем и душой.
Именно в процессе изучения краевой (региональной) литературы ученик открывает для себя, сколь богата духовно именно та земля, на которой он живет, почувствует сердечно, какая трепетная мысль билась во все времена в краю его отцов, дедов, прадедов [2].
ЛИТЕРАТУРА:
Бунтовский С. История Донбасса [Текст] / Сергей Бунтовский // Искуство, культура, наследие. – Режим доступа: http://donpatriot.ru/3302-literatura-donbassa.html.
Дмитриева О.Л. Рабочая программа «Литература родного края» (факультативный курс для 7-8 класса). – [ Текст] / О. Дмитриева. – Режим доступа: https://урок.рф/library/programma_dlya_fakultativa_po_rodnomu_krayu_182829.html.
Литература : 5-9 кл. : программа для общеобразоват. организаций / сост. Данилова И.Н., Король Г.Н. – 3-е изд., доп. и испр. – ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». – Донецк: Истоки, 2017. – 179 с.