Разработка урока по литературе для 6 класса «Стихотворения о родной природе»

1
1
Материал опубликован 22 March 2016

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 6 им. К. Минина»


Урок литературы в 6 классе

Стихотворения о родной природе

 

Работу выполнила Пушкина Т. Н.,

учитель русского языка и литературы.

2016 год

 

Стихи о родной природе

Цели урока:

- познакомить учащихся с пейзажной лирикой поэтов XX века;

- учить любить и видеть прекрасное в поэзии о природе;

- формировать художественный вкус учащихся;

- показать, как поэт передаёт свои чувства и настроения.

Задачи урока:

- продолжить обучение выразительному чтению стихотворений;

- воспитывать любовь к родной природе.

Оборудование урока

Выставка пейзажной лирики (школьный библиотекарь).

Выставка репродукций картин художников о природе.

( евитан, Грабарь, Куинджи, Васнецов и т. д.)

Фрагменты из произведения П. И. Чайковского «Времена года».

Рисунки учащихся о природе.

 

Эпиграф к уроку

«В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык»

(Ф. И. Тютчев)

 

Ход урока

Учитель:

Ребята, я думаю, что сегодняшний урок не пройдёт для вас бессле-

дно. Вы познакомитесь с новыми именами, с новыми творениями.

Тема нашего урока «Стихи о родной природе». Эта тема не

нова для вас, так как и в начальной школе, и в пятом классе вы обращались к поэтическим шедеврам, к стихотворениям о род-

ной природе. Наш сегодняшний урок поможет вам увидеть пей-

зажную лирику глубже, познакомиться с другими стихотворениями

о родной природе, посмотреть на всё другими глазами.

В русской поэзии есть много стихотворений о родной природе. Природа всегда привлекала русских поэтов всех поколений. Мы

не случайно произносим «родная природа». Она для нас такая

спокойная, милая, душевная, лишённая экзотических красок. Она

пленяет и трогает своей нежностью звуков, прелестью лесных и

полевых трав, красками лесов, снежных гор, запахами цветов и родной земли, милым щебетанием родных нам птиц, красотой

«ненаглядных» полей.

Какие стихи, ребята, вы знаете и полюбили?

Кто автор этих стихотворений?

Какие чувства возникают у вас при чтении стихотворений о родной природе?

Ответы учеников.

Учитель:

Ребята, родная природа-это неисчерпаемый источник вдохновения не только поэтов, но и художников, композиторов. Посмотрите на

оформление нашего кабинета к уроку. Посмотрите на произведе-

ния художников. Обратите внимание на настроение каждой кар-

тины. На уроках развития речи мы уже встречались с некоторыми из них и беседовали по их содержанию.

Что вы видите, когда смотрите на эти картины?

Что чувствуете?

Рассказ подготовленного ученика об истории создания картины И. И. Левитана «Золотая осень».

Учитель:

Как я уже говорила, родная природа вдохновляет на творчество и

композиторов. Один из них - Пётр Ильич Чайковский. Он создал альбом музыкальных произведений, который называется «Време-

на года». Этот альбом предназначен не только для взрослых, но и для детей. Я предлагаю вам послушать ,ребята, звуки природы.

Прослушивание фрагмента из альбома - «Тройка».

- Что вы услышали в музыке?

- Какие звуки преобладают?

Учитель:

Отгуляли зимние метели, зазвенела весенняя капель. И радуют

сердце самые первые цветы. Снег ещё не сошёл весь, а уже вид-

неются белые цветочки с маленькими изящными бубенчиками.

- Вы узнали эти цветы, ребята?

Звучит пьеса Чайковского П. И. «Подснежники».

- Услышали звон маленьких бубенчиков?

- А звон весенней капели?

- Что ещё услышали в музыке?

- С каким настроением слушали мелодию весны?

Учитель:

А теперь , ребята, давайте попробуем услышать звуки родной при-

роды в стихотворениях Сергея Александровича Есенина.

Чтение ученицей стихотворения «Поёт зима, аукает».

-Что вы услышали, ребята?

Учитель:

Столько же красок и звуков в стихотворении С. Есенина «Пороша».

Послушайте, ребята.

- Какие новые звуки вы сейчас услышали?

Учитель:

Стихотворения о родной природе помогают не только услышать

природу, но и увидеть красоту, обаяние родной природы. Стихи

о природе - это волшебство! Это великое чудо! Нужно быть вни-

мательным, заботливым, добрым, чтобы уметь видеть всё это и

почувствовать всю прелесть родной природы. Этому нужно учиться

не один день. Этому нужно учиться всю жизнь.

Выступление школьного библиотекаря по теме урока. Обзор сбор-

ников стихотворений о родной природе.

Учитель:

Академик Дмитрий Сергеевич Лихачёв в своей книге «Земля род-

ная» писал: «Ненавязчиво и неназойливо творения прошлого, в

которые вложены талант и любовь поколений , входят в человека,

становясь мерилом прекрасного…» И это так. Творения поэтов, ху-

дожников, композиторов помогают увидеть нам красоту родной

природы, почувствовать глубокую любовь к ней. А сестра поэта

Сергея Есенина вспоминала: «В нашем Константинове не было ничего примечательного, это было тихое, чистое, утопающее в садах село. Раздольны, красивы наши заливные луга. Вокруг такая

ширь. Вдали в дымке синеют леса, воздух чист и прозрачен…»

И конечно же, такая красота не может не вдохновить человека на

творчество о родной природе.

Учитель:

Ребята, а теперь давайте послушаем стихи о родной природе

разных авторов.

Чтение стихотворений учениками. Каждый выбрал себе полюбив-

шееся стихотворение о родной природе любого поэта XX столетия.

Учитель:

Ребята, напишите в столбик в тетради слова: какие ассоциации у

вас возникли при чтении стихотворений о родной природе вашими

одноклассниками?

Обсуждение.

Просмотр рисунков учащихся по теме урока.

- Какие рисунки вам больше всего понравились?

- Почему? Аргументируйте ваш ответ.

Учитель:

Конечно, за один урок невозможно соприкоснуться со всеми

шедеврами русской пейзажной лирики. Но на этом мы с вами не

остановимся, будем и дальше продолжать работу со стихотворени-

ями поэтов о родной природе. Родная природа прекрасна в любое

время года. Ваши стихотворения, которые вы читали сегодня на уроке, - подтверждение этому.

Подведение итогов урока.

Оценка и комментарий учителя.

Учитель:

Перед вами на партах лежат разноцветные цветочки из цветной бу-

маги. Почему разные? Эти цветы - ваше отношение к сегодняшней нашей теме, ваше настроение, ваши чувства, с которыми вы уйдёте

с урока. Какие они? Всё ли понравилось? Что больше всего запом-

нилось? Зелёный цвет - радость, умиротворение от урока, восторг.

Жёлтый цвет - неопределённость в чувствах. Красный цвет - урок не понравился по каким-либо причинам. Давайте посмотрим, каких

цветов будет больше.

А теперь домашнее задание, ребята.

Выполнить проект по теме урока: «Моё любимое стихотворение о

родной природе».

Комментарий учителя по заданию.

Автор стихотворения - по желанию ребят.

Время - литература XX века.

Иллюстрирование по теме.

Краткий рассказ о поэте, о создании выбранного стихотворения.

Ваши мысли, наблюдения, чувства.

Подобрать музыкальный фрагмент, созвучный выбранному стихотворению. Дать своё пояснение.

Оформление проекта. Проявите свою фантазию!

«Дети должны жить в мире красоты, сказки, игры, музыки, рисунка, фантазии, творчества»,- писал В. А. Сухомлинский.

Презентация проекта.

Слово учителя:

Пусть уроки вам будут в радость!

Пусть школа вам будет в радость!

Пусть друзья вам будут в радость!

Пусть жизнь вам будет в радость!

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Неплохо. Но не хватает наглядности... Презентации, например.

28 April 2016

Похожие публикации