Предварительный просмотр презентации

СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ Макарова Надежда Игоревна

План 1.Основные черты и главные направления средневековой философии. 2. Основные проблемы средневековой философии. 3. Философия Аврелия Августина. 4. Философия Фомы Аквинского. 5. Выводы. 6. Интернет – ресурсы.


Средневековая философия - - это философия, основанная на консерватизме, традициях. Это синтез традиций христианского откровения и античной философии. Средневековая философия начала формироваться со II века. Эпоха средневековья – это период с V по ХV в.

Период Европейской истории (I - ХIV в.) был связан с зарождением, укреплением, господством христианства.

Философия в период Средневековья находится под влиянием христианской религии. Философия – это «служанка теологии». Основные функции философии: - Истолкование Священного Писания - Формулировка догматов Церкви - Доказательство бытия Бога

Основания западной философии Средних веков Христианская религия Библия Античная философия неоплатоники, Платон, Аристотель, стоики

Особенность средневековой философии ТЕОЦЕНТРИЗМ - в центре философии находится Бог и его отношения с человеком.


Представление о Боге в христианстве Христианская философия воспринимает Бога как Абсолютную личность, которая наделена человеческими чертами.

Главные черты понимания Бога в Средние века ТЕИЗМ – религиозно-философское мировоззрение, вера в существование бога. МОНОТЕИЗМ – представление о существовании одного Бога. АНТРОПОМОРФИЗМ – уподобление Бога человеку, наделение Бога человеческими чертами.

Основные идеи христианской философии Идея Творения (креационизм) – Бог сотворяет мир «из ничего» и управляет им (провиденциализм) Идея откровения – Бог открывает сам себя человеку, так как человек не может познать Бога

Теоцентризм – основная черта средневекового мировоззрения Бог есть реальность, определяет все сущее: Бог – истинное, первичное бытие. Мир и человек – вторичны, несамостоятельны, непостоянны, изменчивы, существуют благодаря Богу.

Истинное бытие --- сверхъестественно, недоступно для ограниченного человеческого познания --- --- Бог открывает себя через откровение --- --- Священные книги Ветхого и Нового Завета, их идеи были непререкаемые.

Человек и весь мир – это --- Творение Бога Креационизм – Человек превосходит других существ и господствует над ними - Человек не способен ни на что без божественной воли и помощи

Социальное расслоение аналогично небесной иерархии Бог с архангелами и ангелами на небе соответствует монарху с вассалами на земле --- Всякая власть дана от Бога --- Высшая власть есть власть самого Бога и церкви

Чтобы прийти к Богу, необходимо углубиться в себя --- Душа сопричастна истине, является творением Бога и хранит в себе его отражение Психологизм Обращенность к душе Ведущие духовные ценности Вера, Надежда, Любовь



Основные направления западной философии Средних веков Патристика (II – VII в.в.) --- Христианский гностицизм (Карпокрад, Василид) --- Христианская апологетика (Марциан,Тертуллиан) --- Александрийская школа (Пантен, Ориген) ---Каппадокийская догматика (Григорий Нисский, Григорий Назианин) ---Догматическая патристика (Василий Великий, Иоанн Дамаскин) ---Манихейство (Мани и его последователи)

Схоластика (VII – X V в.в.) --- Номинализм (Абеляр, Росцелин) --- Реализм (Ансельм Кентерберийский, Фома Аквинский) --- Протореформаторство (Уиклиф, Гус) --- Мистическое христианство (Экхарт, Таулер) ---Христианская алхимическая философия (Альберт Великий, Никола Фламмель)



Основные идеи Августина «Исповедь» – произведение, где в основу сюжета положено развитие души, а не внешние события. В произведении «Исповедь» рождается понятие «личность». Для развития личности необходима вера, которая направляет духовные силы человека к пониманию смысла жизни.

Основные идеи учения Августина В произведении «О граде Божьем» Августин противопоставляет «град земной» – государство и «град божий» - церковь. Это воплощение любви к себе и любви к богу. В борьбе «града земного» и «града божьего» должна победить церковь и вера. Церковь подчинит себе государство. В этом состоит миссия церкви и цель истории.

Основные идеи учения Августина Проблема теодицеи (оправдание бога за зло) Если в мире присутствует зло, а мир сотворен богом, то получается: бог виноват в том, что существует зло. Однако, Библия говорит что бог добр. Причина зла – не в боге, а в свободе человека, который может идти к богу, а, значит, к добру; или же не идти к нему, тем самым умножая зло.



5 доказательств существования Бога Движение – все, что движется, имеет источник движения в чем-то другом, следовательно, должен быть перводвигатель, т.е. бог. Причина – все имеет причину, цепь причин не может уходить в бесконечность, следовательно, существует первопричина, т.е. бог. Цель – все в мире имеет цель, следовательно, существует высшее разумное начало, которое и направляет все в мире к цели, т.е. бог. Необходимость – случайное зависит от необходимого; значит, существует высшая, божественная необходимость, т.е. бог. Качество – все имеет разные степени качеств (хуже, лучше), значит, должен быть эталон – высшее совершенство, т.е. бог.

ВЫВОДЫ: За время огромного, тысячелетнего пути средневековая культура прошла три гигантских периода развития: Первый этап охватывает период с конца V до середины X века и совпадает с эпохой становления феодализма, временем формирования его мировоззрения и культуры. Он отмечен интенсивным противостоянием античных и варварских элементов, их взаимоотталкиванием и первыми поисками разумных компромиссов; Второй этап (вторая половина X – XII века) связан с переходом феодального строя к развитой фазе, укреплением феодальных общественных отношений, канонизацией мировоззрения, формированием общеевропейского художественного стиля, вошедшего в историю под названием “романского”; Третий этап, начавшийся во второй половине XII века, совпал с подъемом средневековых городов и расцветом рыцарской культуры. Его характеризует большая динамичность развития, значительное расширение кругозора, заметное омирщение литературы и искусства, формирование второго общеевропейского художественного стиля, именуемого “готикой”. Верхней границей культуры Средних веков стало начало XV века, которое было ознаменовано важными переменами в культурной жизни европейского общества, становлением светского мировоззрения в культуре Италии, рождением новой культурной эпохи – эпохи Возрождения.