12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Макарова Н.И.42
2

Методическая разработка по учебной дисциплине ОГСЭ.01 Основы философии Тема: «СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ»


Министерство образования и науки Челябинской области

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Миасский геологоразведочный колледж»















Методическая разработка

по учебной дисциплине ОГСЭ.01 Основы философии


Тема: «СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ»











Автор: Макарова Надежда Игоревна,

преподаватель МГРК











Миасс, 2022

СОДЕРЖАНИЕ



1. Пояснительная записка.............................................................................3

2. Информационно-методический блок с описанием хода занятия.........4

3. Технологическая карта урока .................................................................7

4. Приложение 1. Презентация...................................................................11

5. Приложение 2. Мифы средневековья....................................................13

6. Список используемых источников........................................................24























Пояснительная записка.


Методическая разработка составлена в соответствии с программой учебной дисциплины ОГСЭ.01 Основы философии, которая является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС СПО по специальности 09.02.07 Информационные системы и программирование. Дисциплина «Основы философии» входит в общий гуманитарный и социально-экономический цикл (ОГСЭ).

Методическая разработка предназначена для преподавателей дисциплины «Основы философии» для обучения студентов 2 и 3 курса.

Задача по достижению освоения обучающимися содержания дисциплины может быть решена за счет использования преподавателем технологии проблемного обучения. Технология проблемного обучения включает в себя: поисковую деятельность студентов, вопросы проблемного характера, практический и собственный опыт. Проблемный метод используется преподавателем для создания условий формирования логического мышления студентов, расширения кругозора студентов, развития речи студентов, формирования философского мировоззрения студентов, формирования личностных качеств студентов.

Использование мультимедийной презентации способствует успешному усвоению учебного материала, а также поддержанию внимания студентов на учебных занятиях.

Информационно – методический блок.

Тема: «Средневековая философия».

Вид занятия: теоретическое занятие.

Тип занятия: изучение нового материала.

Образовательная технология: личностно-ориентированная, информационно-коммуникационная.

Методы: лекция, эвристическая беседа.

Учебная группа: ИС 2-1 (21)

Продолжительность занятия: 90 минут.


Место проведения: МГРК, аудитория № 25


Оснащение: рабочее место преподавателя, доска, системный блок с монитором; мультимедийный проектор, дидактический материал к уроку:

1. Основы философии: учебник. /Т. П. Матяш, Л.В. Жаров, Е.Е. Несмеянов; под. ред. Т.П. Матяш – Изд. 2-е. – Ростов-н/Д: Феникс, 2015, – 314 с. – (Среднее профессиональное образование).

2. Презентация «Средневековая философия».


Цели занятия: 

Учебная: Рассмотреть основные черты средневековой философии, выявить её отличие от античной философии.

Развивающие: Продолжить формирование у обучающихся общих компетенций:

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам.

ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.

ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.

ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста.

ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей.

Воспитательная: формировать у студентов современное критическое   мировоззрение к собственной жизненной позиции; формировать у студентов бережное отношение к окружающему миру.



План занятия:


Организационный момент – 2 минуты.

Проверка ранее усвоенных знаний – 20 минут.

Темополагание.  Целеполагание.  Мотивация деятельности – 5 минут.

Актуализация знаний студентов – 3 минуты.

Открытие нового знания – 35 минут.

Применение усвоенных знаний – 3 минуты.

Системная рефлексия – 3 минуты.

Домашнее задание – 2 минуты.















ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА


Преподаватель: Макарова Надежда Игоревна


ХОД УРОКА

Элементы внешней структуры урока

Элементы внутренней (дидактической) структуры урока

Задачи этапа урока

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

1. Подготовительный этап

1.1. Организационный момент

Определить готовность группы к занятию.

Создать благоприятную психологическую обстановку.

Приветствие, представление,

проверка готовности студентов к обучению.

Готовятся к уроку

1.2.Целевая установка

Определить (совместно с обучающимися) цели учебного занятия и способ их достижения.


Преподаватель рассказывает студентам мифы о средневековье, демонстрирует иллюстрации (СЛАЙДЫ 1,2,3,4,5,6,7). Предлагает студентам своими словами сформулировать цели занятия.


Студенты внимательно слушают преподавателя, анализируют мифы.

Предлагают сформулировать цели урока своими словами, таким образом, и составить примерный план изучения материала.

Как вы считаете…

Сравните …

Почему…

Как вы думаете… Выделите...  

Соотнесите…

Приведите примеры из практики.

1.3. Актуализация опорных знаний и опыта обучающихся

Определить готовность обучающихся к изучению темы занятия.


Обсуждает с обучающимися вопрос: «Почему так важны вопросы средневековой философии»?

Вспоминают известные им факты и события.

2. Основной этап

2.1. Формирование новых знаний и умений





Создать условия для восприятия и первичного осмысления обучающимися материала, формирования новых знаний.


Выдает студентам краткую справку о понятиях в философии.

Обсуждает со студентами вопросы:

- Как вы считаете, нужна философия современному человеку?

Обоснуйте свою точку зрения.

- Как вы считаете, почему зародилась философия?

Какие вопросы философии наиболее актуальны в современном обществе, на ваш взгляд?

Почему?

- Какую роль играет философия в формировании современного мировоззрения? Обоснуйте вашу точку зрения.

В чем сложность

философского познания?

Почему нет единой системы философского знания?

Организует работу с письменными источниками.

Создает условия для

итоговой индивидуальной и групповой работы.


Слушают преподавателя




Беседуют с преподавателем.



.




Изучают презентацию, отвечают на поставленные преподавателем вопросы.



Участвуют в индивидуальной и групповой работе.



2.2. Закрепление усвоенных знаний и освоенных умений,

Подтверждение реализованной цели.

Создать условия для закрепления

обучающимися усвоенных знаний (организовать деятельность обучающихся и управлять ею).


Студентам предлагается ответить на вопрос:

-Как вы считаете, в чем заключается значение средневековой философии для современной философии? Студенты самостоятельно сформулируют основные выводы.

Доводят до остальных групп полученную в ходе работы информацию и результат работы.


2.3. Выдача домашнего задания

Создать условия для усвоения обучающимися содержания домашнего задания и требований к его выполнению (организовать деятельность обучающихся и управлять ею).


Оформить конспект лекции в тетради.

На основании использования мультимедийной презентации студенты оформляют конспект.

План лекции.

1.Зарождение философской мысли.

2.Философия Аврелия Августина.

3.Философия Фомы Аквинского (выводы студентов).

4.Значение средневековой философии в структуре современной философии (выводы студентов).

Фиксируют домашнее задание






3. Заключительный этап

3.1. Подведение итогов урока

Подвести итоги занятия, проверить реализацию целей урока.

Уточняет, что нового узнали студенты на занятии.

Проводит рефлексию.

Выставляет оценки.

Учебник:

Т.П.Матяш «Основы философии»: стр. 16-18.

Подготовить краткое сообщение по теме: «Спор номиналистов и реалистов в средневековой философии».



Приложение 1. Презентация «Средневековая философия».



















































Приложение 2

Мифы Средневековья

Средние века явно имеют не очень хорошую репутацию и известны массовыми казнями, невежеством, болезнями и войнами.

Подобный образ сложился благодаря Голливуду, и сегодня люди верят во множество ложных «фактов», связанных со Средневековьем.


1. Безграмотность t1671729985aa.jpg

Кембриджский университет.

На самом деле, это неверное утверждение.

Голливуд определенно постарался растиражировать в своих фильмах данную идею, многие из наиболее влиятельных университетов в истории (Кембридж, Оксфорд) и мыслителей (Макиавелли, Данте) появились в рассматриваемое время - Средневековье.





2. Темные века

t1671729985ab.jpg
Темные века.

После падения Рима европейская культура и экономика рухнули в пропасть, и так было вплоть до итальянского Возрождения. В это многие люди верят, и именно поэтому Средние века также называют Темными веками.

Первоначально этот термин был использован историками, которые подразумевали то, что им почти ничего не известно о данном периоде, поскольку не сохранились записи эпохи Средних веков.


















3. Земля – плоская

t1671729985ac.jpgКарта мира 1482 года.

В эпоху Средневековья так считали только некоторые ученые.

Наука и образование в значительной степени финансировались церковью; существовали и ученые, которые выдвигали теории, что Земля круглая.

4. Земля - центр Вселенной

t1671729985ad.png

Средневековое представление о Вселенной.

Находились люди (в основном, церковники), которые продолжали утверждать подобное; существовали и другие мнения.

К примеру, Коперник развенчал эту теорию задолго до Галилея.

5. Царство насилия

t1671729985ae.jpg

Миф о Средневековье: царство насилия.



Естественно, Средние века не были свободными от насилия.

Не существует никаких доказательств, что именно этот период времени был более жестоким, чем другие периоды в истории.









6. Изнурительный труд крестьян

t1671729985af.jpg

Крестьянский труд в Средневековье.

Да, в рассматриваемые времена нелегко было быть крестьянином.

Но, вопреки распространенному мнению, крестьяне имели время и на досуг. Шахматы и шашки пришли именно с данного периода времени.

7. Соломенная крыша

t1671729985ag.jpg

Соломенная крыша.

Это утверждение близко к истине. На самом деле, даже у замков были соломенные крыши.

8. Повальный голод

t1671729985ah.jpg

Средневековье и голод.

Несомненно, в Средние века были периоды голода, засухи, но это явление существует и в настоящее время.

На самом деле, можно утверждать, что в современном мире от голода умирает больше людей, чем в Средние века. В настоящее время численность населения мира огромна по сравнению с эпохой Средневековья.

9. Смертная казнь

t1671729985ai.jpg

Смертная казнь.

Небольшие изменения произошли по данному вопросу с эпохи Средневековья.

Смертная казнь и поныне есть в Соединенных Штатах, Китае, Северное Корее, Иране и т.д. Изменился метод казни, которая стала немного гуманнее.


10. Церковь уничтожала знания

t1671729985aj.jpg

Церковь образованию не всегда помеха.

Данное утверждение не соответствует истине.

Все высшие учебные заведения, о которых шла речь ранее (те же Оксфорд с Кембриджем) были основаны Церковью.









11. Рыцари были благородными и отважными



t1671729985ak.jpg
Средневековые рыцари - не всегда джентльмены.

Естественно, думать, что все рыцари были одинаковыми, это наивно.

На самом деле, дворянам даже пришлось принять фактический «кодекс рыцарства» в XIII веке. Кодекс предписывал рыцарям, находящимся не на войне, вести себя соответствующим образом.

12. Люди умирали в 35 лет


t1671729985al.jpg

35 лет - не предел.

Средняя продолжительность жизни была ниже, и действительно составляла 35 лет.

Продолжительность жизни была очень низкой (по современным данным) из-за огромного уровня детской смертности.

У того человека, кто дожил до 20 лет, были хорошие шансы дожить и до 50 лет.


13. Викинги носили рогатые шлемы

t1671729985am.jpg

Рогатые шлемы - художественный вымысел.

На самом деле рога появились на изображениях скандинавских художников XIX века, которые хотели таким образом придать викингам свирепый внешний вид.






14. Все ели руками

t1671729985an.jpg

Столовые приборы из Средневековья.

Иногда это утверждение действительно соответствовало истине.

Деревянные столовые приборы, в частности, вилки, появились в Италии ещё в XI веке.


15. Люди не путешествовали
t1671729985ao.jpg

Вперёд по Шелковому пути.

Естественно, самолетного сообщения не было, но хождение пешком никто не отменял. Например, путешествие по Шелковому пути.

Миграции и переселение людей были довольно распространенным явлением.

Стоит отметить, что из Средневековья до наших дней дошло много традиций и обрядов. Один из них -  фестиваль горящих бочек в Англии.





































Список источников

1. Библиотека русской религиозно-философской и художественной литературы «ВЕХИ» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.vehi.net/index.html
2. Библиотека философской антропологии [Электронный ресурс] – Режим доступа:http://www.musa.narod.ru/bib.htm#1
3. Все о философии [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.filosofa.net

4. Золотая философия. Новые поступления [Электронный ресурс] – Режим доступа:http://philosophy.allru.net

5. Институт философии Российской Академии Наук [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://iph.ras.ru/elib.htm

6. Лекция 4. Средневековая философия [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.myshared.ru/slide/401965/ 7. Основы философии: учебник. /Т. П. Матяш, Л.В. Жаров, Е.Е. Несмеянов; под. ред. Т.П. Матяш – Изд. 2-е. – Ростов-н/Д: Феникс, 2015, – 314 с. – (Среднее профессиональное образование). 8. Общая характеристика, предмет и метод средневековой философии. Философия как служанка богословия. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.myshared.ru/slide/450897/

9. Средневековая философия [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org

10. Средневековая философия [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://studopedia.ru/1_111410_srednevekovaya-filosofiya.html

11. Средневековая философия II – ХVI в.в. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.myshared.ru/slide/761088/

12. Средневековье: тайна, чудо и вдохновение. Лекция 1. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=N6jE-py25kY&ab_channel=AndriiBaumeister

13. Философия. Курс основ философии в схематическом изложении. Учебное пособие. М.: Юридический институт. МИИТа, 2004. - 130 с. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.myshared.ru/slide/40505/

14. 15 мифов о Средневековье, которые все привыкли считать правдой [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://kulturologia.ru/blogs/140217/33459



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.