Черенкова Валентина Александровна
МБДОУ «Детский сад «Родничок»
«Психолого – педагогические условия
для развития детского экспериментирования
во время проведения прогулки»
На сезонных ежедневных прогулках дети наблюдают за
природными объектами и явлениями,
учатся экспериментировать, анализировать сезонные
изменения в жизни окружающей природы,
занимаются различными видами детской деятельности: игровой, трудовой, познавательной, речевой.
Придумала мать дочерям имена:
Придумала мать дочерям имена:
Вот Лето и Осень, Зима и Весна.
Приходит Весна – зеленеют леса
И птичьи повсюду звенят голоса.
А Лето пришло – все под солнцем цветет
И спелые ягоды просятся в рот.
Нам щедрая Осень приносит плоды,
Дают урожаи поля и сады.
Зима засыпает снегами поля,
Зимой отдыхает и дремлет земля.
А. Кузнецова
фото
фото
Эксперименты в осенний период
Странствия осеннего листочка
«Свойства металла»
Цель: Познакомить детей со свойствами металла (сохранение тепла). Взять монету, сжать в руке и немного подержать, затем сравнить ее с другими монетами, лежащими на столе (она теплее остальных). Вывод: металл сохраняет тепло.
«Сравнение песка с речными камнями»
Цель: Учить детей сравнивать песок с речными камнями. Песок, набор камней. Дети берут в руки камни, рассматривают их свойства (форму, цвет, твердость), сравнивают с песком, называют отличия и сходство.
«Ветер» Цель: показать детям, что воздух легко обнаружить, если держать в руках полоски ткани. Воздух начинает двигаться и приводить в движение полоски ткани. Вывод: ветер – это движение воздуха, он сильнее, чем ткань.
«Ветер» Цель: показать детям, что воздух легко обнаружить, если держать в руках полоски ткани. Воздух начинает двигаться и приводить в движение полоски ткани. Вывод: ветер – это движение воздуха, он сильнее, чем ткань.
Эксперименты в зимний период
«Слепи снеговика»
Цель: подвести к пониманию связи между состоянием снега и температурой воздуха (пластичность зависит от влажности, а влажность — от температуры воздуха) Вывод: Снег стал липкий, так как у него изменилась влажность.
Эксперименты в зимний период
«Уличные тени»
Цель: показать на опыте, как образуется тень, ее зависимость от источника света и предмета, их взаиморасположение. Дети рассматривают свои тени. Когда появляется тень?(Когда есть источник света). Что такое тень? Почему она образуется (Это темное пятно) Оно образуется, когда световые лучи не могут пройти сквозь предмет, за этим предметом лучей света гораздо меньше, поэтому появляется пятно)
Вывод: Тень появляется при наличии света и предмета; очертания предмета и тени схожи; чем выше источник света, тем короче тень; чем прозрачнее предмет, тем светлее тень.
Эксперименты в весенний период
Эксперименты в весенний период
«Лед- твердая вода»
Закрепить знания детей о свойстве льда, обратить внимание на то, что разные кусочки льда, растают в разные промежутки времени. Сделать вывод, что лед-это тоже вода .
«Снег тает в тепле»
Закрепить знания детей о свойстве снега.
Обратить внимание на то, что снег тает в теплой комнате, около огня ,на ладони.
Вывод: лед тает, превращается в воду от соприкосновения с теплом.
Эксперименты в летний период
«Свойства мокрого песка»
Цель: знать, что мокрый песок нельзя сыпать струйкой,
но зато он может принимать любую нужную форму, пока не высохнет, из мокрого песка можно лепить.
Вывод: мокрый песок нельзя пересыпать, зато из него можно лепить. Он принимает любую форму.
Когда песок намокнет, воздух между гранями каждой песчинки исчезает, мокрые грани слипаются и держат друг друга.
«На каком песке легче рисовать?»
Цель: выявить, что на ровной поверхности мокрого песка легче рисовать палочкой. Это происходит потому, что в мокром песке песчинки склеивает между собой вода, а в сухом песке между песчинками находится воздух и он рассыпается. Попробовать рисовать на сухом, а затем на мокром песке палочками.
Вывод: на мокром песке рисунок получается ярче, четче, виднее.
Опыты с Солнцем:
«Свет и тень» Цель: познакомить детей с образованием тени от предметов, установить сходство тени и объекта. Показать тень от солнца на земле с помощью теневого театра. Вывод: при помощи естественного освещения –солнца, мы можем создать тень.
«Таинственные стекла» Цель: показать детям, что окружающие предметы меняют цвет, если посмотреть на них через цветные стекла. Посмотреть вокруг себя в цветные стекла (полоски от пластмассовых бутылок, мягкие диски).
Вывод: все вокруг нас меняет цвет, если посмотреть в цветные стекла.
Опыты с Солнцем:
«Солнечные зайчики»
Цель: понять причину возникновения солнечных зайчиков, научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом и блестящими предметами).Поймать луч света и направить его в нужном направлении, прятать их, прикрыв ладошкой. Вывод: зеркало отражает луч света и само становится источником света. От небольшого движения зеркала солнечный зайчик перемещается на большое расстояние. Ровная блестящая поверхность тоже может отражать солнечные лучи (диск, фольга, стекло на телефоне, на часах и т.д.)
«Солнечная лаборатория»
Цель: показать ,ткань какого цвета (темного или светлого) быстрее нагревается на солнце.
Разложить на столе на солнышке ткань белого и черного цвета. Пусть она греется на солнышке. Потрогаем ткань. Какая будет горячей? Какая холодной?
Вывод: Темная ткань нагрелась больше. Предметы темного цвета улавливают тепло от солнца, а предметы светлого цвета отражают его.
«Детское экспериментирование – стержень любого процесса детского творчества. Деятельность экспериментирования, взятая во всей ее полноте и уверенности, является всеобщим способом функционирования психики»
Н.Н.Подъянова.