Презентация «Русский язык — один из развитых языков мира»

8
0
Материал опубликован 17 August 2016

Русский язык – один из развитых языков мира Выполнила учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №32» города Братска Туголукова Елена Николаевна

Цель: ученики 6 класса на первом в учебном году уроке русского языка сформируют представление о русском языке как одном из развитых языков мира.

Если в мире есть вещи, достойные названия «чуда», то слово, бесспорно, первая и самая чудесная из них. Л. Успенский Главное в нашей речи – слово. Чудеснее слова ничего нельзя найти на земле…Оно и только оно позволяет человеку думать, без него невозможна была бы мысль. А. Митяев Эпиграфы

Какую роль в нашей жизни играет слово? определяем принадлежность к определенному народу передаем свои чувства, ощущения изучаем опыт поколений, приобретаем знания учимся понимать друг друга общаемся друг с другом передаём свои мысли С помощью слова мы…

В зависимости от возможностей слова язык считается развитым или бедным

развитой развито́й прил.1) Достигший значительного, высокого уровня в своем развитии, в процессе роста и совершенствования. 2) Достигший высокого умственного развития, духовно зрелый. 3) Вполне развившийся, зрелый в физическом отношении. Работа с толковым словарём Какое из значений созвучно с темой урока?

развитой развито́й прил.1) Достигший значительного, высокого уровня в своем развитии, в процессе роста и совершенствования. 2) Достигший высокого умственного развития, духовно зрелый. 3) Вполне развившийся, зрелый в физическом отношении. Работа с толковым словарём Составьте предложение с прямой речью, используя словарное слово.

Сравните! развитый ребёнок Составьте сложное предложение, используя словарное слово.

РазвитОй - РАзвитый- достигший высокой степени развития. РазвитОй язык. умный. РАзвитый ребёнок. Надо запомнить!

Работа с текстом упр. № 1 Определите тип речи Докажите, что это рассуждение Как строится рассуждение? Какой тезис выдвигается в данном тексте? Какими фактами он доказывается? Что говорится в тексте о звуковом богатстве русского языка? В чём заключается богатство русского языка?

Самопроверка большой словарный запас синонимы образность, выразительность речи разнообразие способов образования слов Богатство русского языка - это

Стеклянный, редкий и ядрёный, С весёлым шорохом спеша, Промчался дождь, и лес зелёный Затих, прохладою дыша. И.Бунин Дождь прошуршал по широкому лугу. Даже цветы удивились друг другу; В чашечках листьев на каждой тропинке По огонёчку, по серебринке. А.Яшин Спорый дождь льётся отвесно, сильно. Он всегда приближается с набегающим шумом. Особенно хорош спорый дождь на реке. Каждая его капля выбивает на воде круглое углубление, подскакивает, снова падает. При этом по всей реке стоит стеклянный звон. К.Паустовский

Сравните три текста на одну тему Найдите в толковом словаре значение слова спорый. В каких отрывках описывается звонкий, дробный дождь? Шуршащий? За счёт чего создаётся это впечатление? Найдите средства выразительности речи во всех трех текстах Сделайте вывод о словарном богатстве русского языка

Пословицы - друзья Когда ед…шь в путь, ост…рожен будь. - Всякая д…рога вдвоём веселей. 2. Гл…дит, как гусь на зарево.- Смотр…т, как кот на сало. 3. Зд…ровый д…тина телёнка кулаком убить может.- Сильному ч…ловеку р…бота впрок. 4. Всякий крюч…к просит клоч…к.- В каждой сем…е свои поря…ки. Списать, вставить пропущенные буквы, объяснить написания.

Самопроверка Когда едешь в путь, осторожен будь. - Всякая дорога вдвоём веселей. 2. Глядит, как гусь на зарево.- Смотрит, как кот на сало. 3. Здоровый детина телёнка кулаком убить может.- Сильному человеку работа впрок. 4. Всякий крючок просит клочок.- В каждой семье свои порядки. В каждой паре пословиц указать синонимы.

Самопроверка Когда едешь в путь, осторожен будь. - Всякая дорога вдвоём веселей. 2. Глядит, как гусь на зарево.- Смотрит, как кот на сало. 3. Здоровый детина телёнка кулаком убить может.- Сильному человеку работа впрок. 4. Всякий крючок просит клочок.- В каждой семье свои порядки. Русский язык богат синонимами. Следует выбирать такое слово, которое точнее характеризует предмет, явление, действие.

Подумай и ответь! Рвать . . . прерывистый? Какого слова не хватает в словообразовательной цепи?

Слова в русском языке разнообразны по своей структуре … Обычно корни так «обрастают» приставками и суффиксами, что их подчас трудно видеть. А.Н.Тихонов. Слова в русском языке разнообразны по своей структуре

Ряды однокоренных слов - да – - ясн – - един – Какими морфемами могут «обрасти» эти корни ?

Самопроверка - да – дать продать раздать преподавать преподаватель - един – единица единство единственный объединиться - ясн – ясно разъяснить объяснить прояснение

Эмоционально окрашенные слова Подобрать однокоренные слова. Какие из них эмоционально окрашены?

язык нежный речонка лес ручонка беленький Эмоционально окрашенные слова Указать эмоционально окрашенные слова. Какие морфемы придают слову эмоциональную окраску?

язык нежный речонка лес ручонка беленький Самопроверка Эмоционально окрашивают слова, как правило, суффиксы.

Как его зовут? Друзья, вот вам на всякий случай Стихи о школьнике одном. Его зовут…, а впрочем, лучше Мы здесь его не назовём. «Спасибо», здравствуйте», «простите»- Произносить он не привык. Простого слова «извините» не одолел его язык… Ему бывает часто лень Сказать при встрече «добрый день»! Казалось бы простое слово, А он стесняется, молчит. Не скажет он друзьям по школе: Алёша, Петя, Ваня, Толя. Своих друзей зовёт он только: Алёшка, Петька, Ванька, Толька. Ребята, мы не можем тут сказать, как его зовут, Мы честно вас предупреждаем, Что имени его не знаем. Но имя что? Ведь суть не в нём- Вам этот мальчик не знаком? Вам этот мальчик не знаком? Указать эмоционально окрашенные слова

Как его зовут? Друзья, вот вам на всякий случай Стихи о школьнике одном. Его зовут…, а впрочем, лучше Мы здесь его не назовём. «Спасибо», здравствуйте», «простите»- Произносить он не привык. Простого слова «извините» не одолел его язык… Ему бывает часто лень Сказать при встрече «добрый день»! Казалось бы простое слово, А он стесняется, молчит. Не скажет он друзьям по школе: Алёша, Петя, Ваня, Толя. Своих друзей зовёт он только: Алёшка, Петька, Ванька, Толька. Ребята, мы не можем тут сказать, как его зовут, Мы честно вас предупреждаем, Что имени его не знаем. Но имя что? Ведь суть не в нём- Вам этот мальчик не знаком? Самопроверка Общаясь, помните о чувстве меры, Бережно относитесь к собеседнику, уважайте себя!

Русский язык обладает всеми средствами для выражения самых тонких ощущений и оттенков мысли. М. Горький. Подводя итог

Рефлексия На какой ступеньке ты стоял (-а) в начале урока? А сейчас?

в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.