Урок-проект «Способы образования слов в русском языке» (Русский язык, 12-13 лет)
Проект
Тема: «Основные способы образования слов в русском языке»
Защита проекта проводится в начале изучения темы «Основные способы образования слов в русском языке».
Учебный предмет: русский язык.
Возраст участников: 12-13 лет.
Продолжительность: краткосрочный (неделя).
Цель: Знакомство с основными способами образования слов в русском языке.
Задачи:
Образовательная: познакомить учащихся с основными способами образования слов в русском языке; учить определять способы образования слов.
Развивающая: вырабатывать навыки определения способов словообразования, развивать логическое мышление, речь, память, внимание, воображение, творческие способности.
Воспитательная: воспитывать интерес к русскому языку, положительное отношение к знаниям.
Необходимые материалы:
В основе данного проекта лежит:
1. развитие познавательных навыков учащихся;
2. развитие умения самостоятельно конструировать свои знания;
3. развитие умения ориентироваться в информационном пространстве;
4. развитие критического мышления.
1. по характеру доминирующей деятельности |
информационный |
2. по предметно-содержательной области |
монопроект |
3. по продолжительности |
краткосрочный (несколько уроков), |
4. по количеству участников |
Групповой (2 группы) |
Оборудование:
компьютер; мультимедиа, учебник, тетради, оценочные листы учеников, карточки с заданиями, опорная таблица «Словообразование имен существительных»
Этапы проектной деятельности
1. Погружение в проект
2. Организация деятельности
3. Осуществление деятельности
4. Презентация результатов
Проектная деятельность предполагает групповую работу учеников. Класс делится на 2 группы (5 учеников). В каждой группе распределяются роли:
- командир (координатор действий),
- информаторы занимаются поиском и представлением необходимой информации,
- иллюстраторы отвечают за художественное оформление,
- техники занимаются набором текстов на компьютере, созданием электронной презентации.
Ход проекта
1.Знакомство со справочной литературой.
2. Определить, какую роль выполняют морфемы при образовании слов в русском языке
3.Собрать необходимую информацию.
4.По группам проанализировать и систематизировать материал, сделать выводы.
5. Разработать дидактический материал по теме.
6. Создать презентацию.
Итоговый продукт.
Представление результатов своих исследований.
Учащиеся 6 класса должны уметь определять способы образования слов в русском языке
Работа по этому проекту содействует развитию речи, пополнению словарного запаса у учащихся, развитию логического мышления, памяти, внимания, воображения, творческих способностей.
Организационный момент.
(Проверка готовности класса к уроку). Вступительное слово учителя, задающего эмоциональный настрой:
Друзья мои! Я очень рада
Войти в приветливый ваш класс
И для меня уже награда
Внимание ваших умных глаз.
Здравствуйте, ребята! Желаю вам хорошего настроения и удачи!
Темопределение и целеполагание.
Лаборатория словообразования. Инсценировка
Слово «дом». Надоело так жить: быть все время ДОМОМ. Хочется разнообразия. Стать, что ли, снова маленьким. Но как?
Словообразователь. Не грустите, обратитесь за помощью к суффиксам.
Суффикс «-ик-». Если хотите, я помогу вам в этом. (Становится рядом.)
Слово «дом» (размышяя). … или больше?
Суффикс «-ище-». Тогда уменьшительным здесь не место. Делать большим – это по моей части.
(Становится на место –ик-.)
Слово «дом» (обрадовавшись). Вот это да! Настоящее волшебство: захочу стать маленьким – стану, захочу быть большим – буду! Спасибо вам, Словообразователь.
Словообразователь. Это не меня благодарить надо, а ваших помощников.
(Все уходят.)
– Почему словообразователь назвал суффиксы помощниками?
- Сформулируйте тему урока. («Основные способы образования слов в русском языке»)
Определите цель.
Итак, цель урока: знать основные способы образования слов в русском языке; уметь определять способ образования слов.
В течение недели вы работали в группах и сегодня мы увидим результаты ваших исследований на тему нашего урока. Я попрошу вас быть внимательными, с уважением относиться к выступающим. От того, как вы будете слушать друг друга, зависит ваша оценка за урок. А их сегодня будет 2. Первая оценка – за подготовку проекта и его защиту, вторая – за выполнение заданий.
Задания вы будете выполнять не как обычно в тетрадях, а на рабочих листах. За каждое задание вы получите оценку, в конце урока подведем итог и выставим общую. Желаю успеха!
Защита проекта.
Презентация 1.
1Слайд.1 группа
2.слайд Мы работали над темой: «Способы образования слов в русском языке»
3 слайд. Наша проблема: В ходе исследования поставили перед собой вопрос «Как образуются слова в русском языке?»
4 слайд.Гипотеза: в русском языке множество слов, все эти слова можно разделить на группы по словообразованию.
5 слайд.Для исследования нам были предложены слова, которые нужно разобрать по составу и определить, от основ каких слов и с помощью каких морфем эти слова образованы.
6 слайд.Изучив материалы школьного учебника «Русский язык. 6 класс» под редакцией М.Т.Баранова, (параграф 26 стр.57) мы пришли к следующим выводам:
Берёзовое (полено)- (полено) из берёзы. Значит, слово берёзовое образовано от слова берёза, из которого взята основа берёз- и к которой прибавлен суффикс –ов-. Следовательно, это суффиксальный способ.
Слово развесёлый образовано от слова веселый при помощи приставки раз-. Следовательно, это приставочный способ.
Подсвечник – для свечи. Слово подсвечник образовано от слова свеча, из которого взята основа свеч- и к которой прибавлены приставка под- и суффикс –ник-. Следовательно, это приставочно-суффиксальный способ.
7 слайд.
Слово бег образовано от бегать без помощи морфем. Это бессуффиксный способ.
Ледокол образовалось от основ слов лед, колоть при помощи соединительной гласной о. Это способ-сложение основ.
Слово диван-кровать образовалось из двух слов диван, кровать. Это способ-сложение слов.
Школьная столовая(сущ.) из столовая(прил.) комната. Это способ-переход одной части речи в другую.
8 слайд.Вывод:
Слова в русском языке чаще всего образуются от других слов с помощью прибавления к ним морфем:
-приставочным способом ( с помощью приставок, например: потемнеть от темнеть);
-суффиксальным ( с помощью суффиксов, например: корзинка от корзина;
- приставочно –суффиксальным ( с помощь. Одновременного прибавления приставки и суффикса, например : соединять от единый);
-бессуффиксным (например, переход от переходить);
Эти способы называются морфемными.
9 слайд.Слова могут образовываться
-сложением основ ( с помощью соединительных гласных, например: ледокол от лед колоть, или без них, например: Ивангород);
-сложением слов (например, диван-кровать),
- сложением слов ( например, школьная столовая из столовая комната).
Этот материал содержится в учебнике, используя который вы должны выполнить следующие задания.
Практическая часть. Отработка навыков по определению способов образования слов. Учебник, стр.57-58
1.Задание. Определите, как образованы следующие слова.
1. Развесёлый
2.Овражек
3.Подсвечник
4.Бег
5.Лесовоз
6.Парашютистка
7.кресло-кровать
8.птицефабрика
1. Развесёлый ← весёлый. (приставочный способ)
2. Овражек ← овраг. (суффиксальный)
3. Подсвечник ← свеча. (приставочно-суффиксальный)
4. Бег← бегать. (бессуффиксный)
5. Лесовоз ← лес возит. (сложение основ)
6.парашютистка ← парашютист (суффиксальный)
7.кресло-кровать ← кресло и кровать (Сложение слов)
8. Птицефабрика← фабрика птиц (сложение основ)
2.А сейчас ответьте на опросы в карточках.
Взаимопроверка
(Ученики заполняют карточки “Запиши правильный ответ”).
№ |
Вопрос |
Ответ |
1 |
Значимая часть слова, которая находится после корня и служит для образования новых слов, называется…. |
Суффикс |
2 |
Каким способом образовано слово перезимовать? |
Приставочным |
3 |
Слово переход образовалось бессуффиксным способом? |
Да |
4 |
Какое окончание в слове видел? |
Нулевое |
5 |
С помощью какого суффикса образовано слово охотник? |
Ник |
6 |
Какой корень в слове маленький? |
Мал |
7 |
Слово белизна образовано_______ способом |
суффиксальным |
8 |
Каким способом образовано слово героизм? |
Суффиксальным |
- Передайте друг другу свои листочки, проверьте друг друга. Поставьте оценку.
(за 1-2 ошибки – 4; за 3 – 3, больше – 2).
А сейчас я продиктую верные ответы, а вы проверьте друг у друга и выставьте оценки.
– Поднимите руку, кто написал на 5; на 4; на 3.
Проверка сопровождается слайдами. Презентация 3.
Учитель: В словообразовании конкретных частей речи наиболее распространёнными являются те или иные способы. Имена прилагательные чаще образуются приставочным и суффиксальным способами. Глаголы чаще образуются приставочным, суффиксальным, приставочно-суффиксальным способами. Бессуффиксным способом образуются только существительные от глаголов и прилагательных. Подробнее остановимся на словообразовании имен существительных, это исследование 2 группы.
Презентация 2.
1 слайд.2 группа
2 слайд Тема исследования: «Словообразование имен существительных»
3 слайд. Проблемный вопрос: «Из какого «строительного материала» создаются имена существительные?»
4 слайд. Гипотеза: мы предполагаем, что новые слова можно образовать:
1.С помощью морфем
2.Сочетанием нескольких слов, частей слов.
5 слайд. Объектом исследования послужили такие существительные:
плащ-палатка, грамзапись, мясорубка. Вуз, переход, домик, орт, землемер, походка, спортинвентарь ,лесостепь, путь-дорога, завуч, РФ, заколка, прыжок, орденоносец, избирком, выстрел, МХАТ.
6 слайд. Сначала мы проанализировали слова переход, домик, прыжок, походка, заколка, выстрел. Выяснили, что данные слова образованы с помощью морфем. (Обратите внимание на слайд)
7 слайд. Пользуясь опорными схемами:
∩+ е (о) + ∩ ←
∩ + е (о) + ∩ +Λ←
∩ + ∩ ←
8 слайд. Мы смогли определить способы образования следующих существительных:
Существительные лесостепь, землемер образуются путем сложения основ с помощью соединительных гласных о и е.
Существительные мясорубка, орденоносец образуются способом сложения основ с помощью соединительных гласных о и е и присоединением суффикса.
Существительные спортинвентарь, грамзапись образуются путем сложения части слова с целым словом без соединительных гласных.
9 слайд. А как же образованы существительные: избирком, завуч? Чем отличаются слова МХАТ, вуз, орт, РФ? На эти вопросы мы также нашли ответ.
Данные слова называются сложносокращенными, так как они состоят из сокращенных основ.
10 слайд. Отличие:
Сложносокращенные слова РФ, ОРТ образованы путем сложения начальных букв.
Сложносокращенные слова вуз, МХАТ образованы сложением начальных звуков.
11 слайд Вывод:
Имена существительные в русском языке могут быть образованы несколькими способами:
1.Суффиксальный способ
2.Приставочный способ
3.Приставочно-суффиксальный способ
4.Способ сложения:
а) сложение основ с помощью гласных о и е;
б) сложение основ с помощью соединительных гласных и суффикса;
в) сложение части слова с целым словом без соединительных гласных;
г) сложение начальных частей слов (аббревиация);
д) сложение начальных букв или начальных звуков.
Для запоминания способов образования имен существительных мы предлагаем опорную схему.(приложение 1) Она вам поможет в дальнейшем при подготовке к ЕГЭ.
Нам было интересно работать. Думаем, что следующее исследование мы посвятим словообразованию других частей речи!
Закрепление. Отработка способов образования слов.
Работа с учебником. Стр.59, упр.127. проверка
Сейчас поработаем с текстом. Из текста выпишите слова, состав которого соответствует схемам:
Над прудом ветер вьется,
Тени длинные легли.
И негреющего солнца
Красный шар висит вдали
Назовите выразительные средства языка. Прочитайте выразительно четверостишие.
1. Прудом, тени, солнца, шар, висит, ветер, красный
2. Длинные, легли,
3. Негреющего
К какой схеме вы не подобрали слова? №3
(Олицетворения: легли тени, вьется поземка, эпитет длинные тени). Для создания образности и выразительности автор использует выразительные средства.
*Найдите и выпишите слово, образованное приставочным способом (дополнительное задание- длинные)
3.Игра «Составь слово».
Работа в тетрадях
- А давайте сами попробуем сконструировать слова с помощью отдельных морфем. Работаем в тетради молча, кто первый запишет слово, поднимает руку и даёт готовый ответ. Выделите морфемы в словах.
-От глагола понёс взять приставку,
от глагола дарить корень,
от существительного кружок суффикс.
- Какое слово получилось?
(подарок)
-От глагола побелел взять корень,
от прилагательного маленький суффикс,
от прилагательного синий окончание.
(беленький)
-От глагола пришёл взять приставку,
от глагола улетел взять корень,
от глагола бежит окончание.
(прилетит)
Итог.
Словообразование – один из важнейших разделов русского языка. Словообразование – один из важнейших источников пополнения словарного запаса.
Рефлексия:
Спасибо, дети, за урок, за ваше активное участие, мне хотелось бы услышать ваши ответы. Закончите предложения:
Сегодня я узнал(а), что…
Мне показалось интересным …
У меня возникли трудности…
Я хотел бы больше узнать…
Урок был…
Выставление оценок.
Домашнее задание:
1.П.26. стр 57-58, упр.126.
2.Подготовить карточку для одноклассника, включив в неё 12 слов, образованных разными способами.
3.Сочинить лингвистическую сказку «Чудесные превращения»
Источники.
1.Русский язык.6 класс: учеб.для общеобразоват.учреждений.М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.- 31-е изд.- М.: Просвещение, 2009.-п.26. с.57-58.
2.Богданова.Г.А. Уроки русского языка в 6 классе: кн. .для учителя.-М.:Просвещение, 2001.
3.Колчанова С.С. Русский язык. 6 класс: поурочные планы по учебнику М.Т.Баранова и др.- Волгоград: Учитель, 2007.
Оценочный лист
Ф.И.О.____________________________, учении__ 6 класса
по теме «Основные способы образования слов в русском языке»
Самооценка |
Оценка товарищей |
Оценка учителя |
Итоговая оценка |
|
1.работа в группе |
||||
2.Задание 1 |
||||
3.Задание 2 |
||||
4.Задание 3 |
||||
5.Задание 4 |
Оценочный лист
Ф.И.О.____________________________, учении__ 6 класса
по теме «Основные способы образования слов в русском языке»
Самооценка |
Оценка товарищей |
Оценка учителя |
Итоговая оценка |
|
1.работа в группе |
||||
2.Задание 1 |
||||
3.Задание 2 |
||||
4.Задание 3 |
||||
5.Задание 4 |
Оценочный лист
Ф.И.О.____________________________, учении__ 6 класса
по теме «Основные способы образования слов в русском языке»
Самооценка |
Оценка товарищей |
Оценка учителя |
Итоговая оценка |
|
1.работа в группе |
||||
2.Задание 1 |
||||
3.Задание 2 |
||||
4.Задание 3 |
||||
5.Задание 4 |
Приложение 1.
Рабочий лист
Ф.И.О. учеика_____________________________________________________________
Дата _______________________________________________________________
Тема __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
1.Задание. Определите, как образованы следующие слова.
1. Развесёлый ← _______________________________________________________________
2.Овражек ← _________________________________________________________________
3.Подсвечник ←_______________________________________________________________
4.Бег ←_______________________________________________________________________
5.Лесовоз ←___________________________________________________________________
6.Парашютистка ←_____________________________________________________________
7 Кресло-кровать ←____________________________________________________________
8.Птицефабрика ←_____________________________________________________________
Задание 2.Ответьте на вопросы, запишите ответ в графу «ответ»
№ |
Вопрос |
Ответ |
1 |
Значимая часть слова, которая находится после корня и служит для образования новых слов, называется…. |
|
2 |
Каким способом образовано слово перезимовать? |
|
3 |
Слово переход образовалось бессуффиксным способом? |
|
4 |
Какое окончание в слове видел? |
|
5 |
С помощью какого суффикса образовано слово охотник? |
|
6 |
Какой корень в слове маленький? |
|
7 |
Слово белизна образовано_______ способом |
|
8 |
Каким способом образовано слово героизм? |
Задание 3. Упражнение 127, стр.59.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 4.
Прочитайте выразительно четверостишие. Назовите выразительные средства языка.
Над прудом ветер вьется,
Тени длинные легли.
И негреющего солнца
Красный шар висит вдали.
Из текста выпишите слова, состав которого соответствует схемам:
- К какой схеме вы не подобрали слова? _____________________________
- Найдите и выпишите слово, образованное приставочным способом.*
Приложение 2.
Словообразование имен существительных
Способ образования |
Примеры |
1. Суффиксальный |
Камень – каменщик, футбол – футболист, красный – краснота, учить – учитель, плавить – плавка |
2. Приставочный |
Погода – непогода, группа – подгруппа, город – пригород |
3. Приставочно – суффиксальный |
Рукав – безрукавка, служить – сослуживец, море – приморье |
4. Бессуффиксальный |
Заплывать – заплыв, глухой – глушь |
5. Сложение (различные способы) |
Железо + бетон = железобетон, луна + ходить = луноход |
6. Переход прилагательных, причастий в существительные |
Гостиная комната – гостиная, присутствующие на собрании – присутствующие встали |
Приложение 3.
Основные способы образования слов в русском языке
№ п.п |
Способ образования |
Пример |
1 |
Приставочный способ |
с помощью приставок, например: потемнеть от темнеть |
2 |
Суффиксальный |
( с помощью суффиксов, например: корзинка от корзина |
3 |
Приставочно –суффиксальный |
соединять от единый |
4 |
Бессуффиксный |
например, переход от переходить |
5 |
Сложение основ |
ледокол от лед колоть, или без них, например: Ивангород); |
6 |
Сложение слов |
диван-кровать |
7 |
Переход одной части речи в другую |
школьная столовая из столовая комната |