Презентация «Соблюдение техники безопасности на уроках физкультуры»
Соблюдение требований безопасности на уроках физической культуры Из опыта работы учителя физкультуры МБОУ СОШ №67 г. Брянска Н.А. Седаковой. 2018 год
Причины травматизма на уроках физической культуры некачественная организация занятий, связанная с недостаточным количеством учебных площадей (спортивных залов, спортивных площадок, бассейнов и т.д.), нерационально составленное расписание учебных занятий; некачественная материальная база (физический износ оборудования и спортивного инвентаря, несертифицированный инвентарь); низкий уровень квалификации преподавателей физической культуры: ошибки в методике проведения занятий, которые связаны с нарушением дидактических принципов обучения (регулярность занятий, постепенность увеличения нагрузки, последовательность), отсутствие индивидуального подхода, недостаточный учет состояния здоровья, половых и возрастных особенностей, физической и технической подготовленности школьников, чрезмерная нагрузка на уроке, форсированное обучение сложным упражнениям, пренебрежительное отношение к вводной части урока – разминке, неправильное обучение технике физических упражнений, отсутствие страховки и самостраховки;
низкий уровень воспитательной работы на уроке, который приводит к нарушению дисциплины, невнимательности, поспешности и несерьезному отношению к выполнению упражнений; плохое снаряжение учащихся (одежда, обувь, защитные приспособления); неблагоприятные метеорологические условия; слабый медицинский контроль и нарушение врачебных рекомендаций (нарушение сроков возобновления занятий после болезней и травм, комплектование групп по уровню здоровья). Стадион школы № 67 г.Брянска
документы, отражающие специфику деятельности учителя физической культуры 1.Образовательная программа по физической культуре (адаптированная под условия образовательной организации, её материально-техническую базу, контингент учащихся)
2. Календарно – тематическое планирование, включающее в себя тематику теоретических и практических занятий по технике безопасности. № урока Название раздела Тема урока Кол-во часов Дата 5 В 5 В 5 Г 5 Г План Факт План Факт 1 Знания о физической культуре Первичный инструктаж по ТБ №_______ и Инструктажи по ТБ №_________. Мифы и легенды о появлении древних Олимпийских игр. Виды состязаний в древности. Д/З: Древние олимпийские игры. 1 2 Легкая атлетика 10 часов Виды ходьбы и бега. Специальные беговые упражнения. Игра «Выбивало». Д/З: техника безопасности. 1 3 Высокий старт. Бег из различных исходных положений. Подвижная игра «Третий лишний». Д/З: повторить повороты на месте. 1 4 Специальные прыжковые упражнения. Сдача контрольного норматива – наклон вперёд из положения сидя. Подвижная игра «Класс, смирно!» Д/З: составить комплекс общеобразовательных упражнений на осанку. 1 5 Обучение подводящим упражнениям к прыжкам в длину с места. Проведение эстафет на передачу мяча..Д/З: повторить технику бега. 1 6 Повторение прыжка в длину с места, согнув ноги. Бег 20м на результат. Народная игра «Салки». Д/З: повторить технику прыжка в длину с места. 1 7 Повторение прыжковых упражнений на скамейке. Сдача контрольного норматива -прыжок в длину с места. Народная игра «Два мороза». Д/З: Составить комплекс общеразвивающих упражнений в положении стоя. 1 Раздел 3. Тематическое планирование уроков физкультуры в 5-х классах при 3-х занятиях в неделю 1четверть
3. Учебные и методические пособия.
4.Планы- конспекты уроков, содержащие инструктаж по технике безопасности, соответствующий теме урока Конспект урока № 19 по физической культуре в 4 четверти в 3а кл. Тема урока: лёгкая атлетика. Цель: содействовать закреплению умений и навыков учащихся в лёгкой атлетике, развитию координации, воспитанию активности, трудолюбия, самостоятельности и других качеств личности. Задачи:1)обучать правилам игры в пионербол; 2)повторить прыжковые упражнения; 3)развивать координацию (игра «Пионербол»). Дата проведения: __________________ Место проведения: спортивный зал №2. Конспект составил: Седакова Н.А. Инвентарь: футбольный мяч, гимнастические стенки, бадминтон, гимн.палки, прыжковая яма. № части урока Содержание урока Дози- ровка ОМУ 1.подго-тови- тельная часть (12мин.) Построение в одну шеренгу. Приветствие. Задачи. ЧСС. Передвижение в колонне по одному. Различные упражнения для рук в ходьбе Медленный бег. Ходьба с дыхательными упражнениями. Построение в одну шеренгу. Размыкание. Ору с палкой И.П.- О.С. 1-шаг левой вперёд палку вверх, 2-И.П. 3-4 тоже правой И.П.-О.С. 1-шаг влево палку вперёд 2-И.П. 3-4 тоже вправо И.П.-О.С. 1,3шаг в стор. наклон вперёд, палку вперёд 2-наклон вниз палку вниз 4-И.П. 5-8 тоже вправо И.П.-О.С. 1-шаг влево поворот влево, палку вперёд 2-И.П. 3-4-тоже вправо И.П.-стойка ноги врозь палку на плечи 1-шаг влево наклон влево 2-И.П. 3-4- тоже вправо И.П.- тоже 1-выпад левой вперёд 2-И.П. 3-4- тоже левой И.П.-тоже. 1-выпад левой влево палку вперёд 2-И.П. 3-4 тоже вправо И.П.-стойка ноги врозь палка внизу 1-присед палку вперёд 2-И.П. 3-4- тоже И.П.-стойка палка впереди 1-мах левой вперёд 2-И.П. 3-тоже правой 4-И.П. Перестроение в колонну по одному. 1 мин. 5х8раз 2 мин. 1 мин. 8 мин. 8 раз 8 раз 4 раза 8 раз 8 раз 8 раз 8 раз 8 раз 8 раз Обратить внимание на внешний вид, объявить задачи урока. «Класс, направо! В обход налево шагом, марш!» Соблюдать дистанцию. Вдох через нос, выдох через рот и нос. «Класс, на 6,3,на месте, рассчитайсь!». «По расчёту шагом, марш!». «На вытянутые руки в стороны, разомкнись!» Руки держать прямыми. Спину держать прямо. При наклоне ноги не сгибать, выдох. При повороте ноги не смещать, руки вперёд прямые. При наклоне туловище вперёд не наклонять. Спину держать прямо. Спина прямая, стопы не отрывать от пола. Приседая, стопы от пола не отрывать, спина прямая. Мах ногой делать прямой, спину вперёд не наклонять. «Класс, направо! Налево в обход, шагом марш!» 2.основная часть (24 мин.) Специально беговые упражнения: -прыжки голопом левым боком -прыжки голопом правым боком -бег с высоким подниманием бедра - бег с захлёстыванием голени назад -прыжки лезгинкой Круговая тренировка1: №1- прыжковых упражнений ч/барьеры №2-прыжки со скакалкой №3-игра «Бадминтон». №3-упражнения с обручем. Игра в пионербол: правила игры, элементы техники игры. 4 мин. 1х20м 1х20м 1х20м 1х20м 1х20м 10 мин. 4х 5 барьеров По карточке 10 мин. Выполнение в колонне по одному, через ходьбу. Дистанция 2 м в строю. Следить за работой рук. Беговые шаги делать чаще. Выпрыгивать вверх. Класс делится на 4 отделения. Выполнять в колонне по одному. Игра в парах. Самостоятельно. Класс делится на 2 команды. 3.заключи- тельная часть (4 мин.) Игра «День и ночь» Построение в одну шеренгу. ЧСС.Подведение итогов урока. Домашнее задание. 3 мин. 1 мин. Игра на восстановление. Подведение итогов. Указать лучших учеников. Правила игры в пионербол.
5. Протоколы тестирования физической подготовленности учащихся № Фамилия, имя Год рождения Бег 100м Бег 1500км, 3000м Поднимание туловища Подтягивание Плавание 50м Общее количество очков рез-т очки рез-т очки рез-т очки рез-т очки 1 Гулевская Ангелина 1999 16,4 34 7.00 38 78 53 1.05,0 40 165 2 Зятикова Таисия 2000 16,5 32 6.55 39 80 55 1.11,0 25 151 3 Касаткина Арина 1999 16,1 40 6.50 40 89 64 1.03,0 44 188 4 Каталымова Александра 1999 15,7 48 6.50 40 88 63 1.08,0 34 185 5 Кузнецова Владислава 1999 15,8 45 6.48 41 78 53 1.03,0 44 183 6 Митина Анна 1999 16,2 38 6.39 44 73 48 1.03,0 44 174 7 Конюшкин Никита 1999 12,3 75 10.50 60 14 50 50,0 42 227 8 Левда Иван 1999 13,0 53 11.10 40 15 55 55,0 32 180 9 Михальцов Алексей 1999 12,6 63 11.00 50 12 40 53,0 36 189 10 Островский Денис 1999 12,8 58 10.55 55 14 50 52,0 38 201 11 Савостин Евгений 1999 12,9 55 11.00 50 11 35 53,0 36 176 12 Чумаченко Андрей 1999 12,4 70 10.51 59 14 50 51,0 40 219 СВОДНЫЙ ПРОТОКОЛ смотра физической подготовленности учащихся 10 (11) класса 2016-2017 учебного года МБОУ СОШ № 67 г.Брянска 11 «А» класс
6.Документация по охране труда и технике безопасности, информационно-наглядные стенды по технике безопасности. 7. Сертификаты качества на спортивный инвентарь и оборудование с указанием срока их годности.
Соблюдение должностной инструкции учителя физической культуры перед началом занятий провести тщательный осмотр места проведения занятий, убедиться в исправности спортинвентаря, надежности установки и закрепления оборудования, соответствии санитарно-гигиенических условий требованиям, предъявляемым к месту проведения занятий; инструктировать учащихся о порядке, последовательности и мерах безопасности при выполнении физических упражнений. Например, при обучении кувыркам вперёд обязательно необходимо сначала изучить исходное положение, группировку, виды перекатов, и только затем сам кувырок;
обучить учащихся безопасным приемам выполнения физических упражнений и следить за соблюдением мер безопасности, при этом строго придерживаться принципов доступности и последовательности обучения. Например, в беге на короткие дистанции учащийся должен знать технику бега, правильного дыхания, соблюдать правила бега (выполнять команду «старт», не сходить со своей дорожки, правильно пересекать финишную линию, не мешать другому); знать степень физической подготовленности, функциональных возможностей и состояния учащихся на момент урока, уметь оказать доврачебную помощь.
Самостраховка очень важный элемент учебно-воспитательного процесса, когда занимающий правильно оценивает собственные возможности. Самостраховка – это способность учащегося самостоятельно выходить из опасных ситуаций, прекращая при этом выполнение упражнения или изменяя его для предотвращения возможной травмы. Например, для того, чтобы не упасть, перемещаясь на лыжах, необходимо в начале обучить учащихся стойке лыжника и правильной постановке палок. Поддержка фиксацией необходима на начальном этапе обучения гимнастическому упражнению «Стойка на лопатках», для того, чтобы ребенок не занес ноги за голову, повредив себе шейные позвонки.