Презентация к уроку физики в 9 классе «В мире звуков»

10
5
Материал опубликован 3 March 2017 в группе

Учитель физики ГУ «Луганская школа I-III ступеней №18» Карасёва Ирина Дмитриевна В МИРЕ ЗВУКОВ Урок-презентация

Цели урока: образовательные: сформировать понятие звука с точки зрения физики; изучить механизм передачи звука и восприятия его живыми организмами; познакомить с явлением эхо; развивающие: продолжать расширять кругозор учащихся на основе интеграции знаний учащихся; развивать логическое и абстрактное мышление; воспитательные: воспитывать положительную мотивацию к обучению; культуру умственного труда; пропагандировать здоровый образ жизни.

Что такое звук? Человек живёт в мире звуков. Звук – это то, что слышит ухо. Мы слышим голоса людей, пение птиц, звуки музыкальных инструментов, шум леса, гром во время грозы. Звучат работающие машины, движущийся трактор и т.д. Что же такое звук? Как он возникает? Чем одни звуки отличаются от других?

Звук – это механические волны, действие которых на ухо человека создаёт слуховые ощущения. Большинство людей воспринимает как звук волны с частотами колебаний от 16 – 20 Гц до 20 кГц.

Что может быть источником звука? Простейший источник звука – колеблющийся камертон, вибрация ножек которого порождает распространяющиеся во все стороны волны давления, воспринимаемые нашим органом слуха.

Подобно волнам <нижний колонтитул> <дата/время> Если ударить по столу камертоном, он начинает колебаться и издавать звук. Опустим колеблющийся камертон в воду - его колебания переходят воде. Вода приходит в движение, возникают брызги и маленькие волны. Воздух рядом с источником звука начинает колебаться, и эти колебания передаются по воздуху дальше, пока не достигнут нашего уха.

Как звук доходит до нас? <нижний колонтитул> <дата/время> Очевидно, через воздух, который разделяет ухо и источник звука. То, что воздух проводник звука, было доказано опытом, поставленным в 1660 году Р. Бойлем. Если откачать воздух из-под колокола воздушного насоса, то мы не услышим звучания находящегося там приёмника.

Звук – это последовательность распространяющихся волн сжатия и разрежения в окружающей нас среде. <нижний колонтитул> <дата/время> Звук – это последовательность распространяющихся волн сжатия и разрежения в окружающей нас среде.

скорость распространения возмущения Основные параметры звуковой волны амплитуда скорость распространения частота число колебаний за 1 с максимальное отклонение от состояния устойчивого равновесия

Скорость звуковых волн в воздухе при температуре 0оС равна 334 м/с. Следовательно, длины звуковых волн в воздухе принимают значения от 17 м до 0, 017 м.

Субъективные характеристики звука громкость высота тембр Чем больше амплитуда колебаний, тем громче звук Чем больше частота колебаний, тем звук выше Основной тон (самый низкий) с обертонами (более высокие тона)

Естественный приёмник звуковых волн - у х о. <нижний колонтитул> <дата/время> Доходящий до нас звук попадает в ушную раковину, затем по слуховому проходу в среднее ухо. Барабанная перепонка при попадании звука вибрирует, и эта вибрация передаётся на слуховые косточки: молоточек, наковальню и стремечко. Они передают вибрацию жидкости в улитке. Специальные клетки превращают звук в нервные импульсы, которые поступают в мозг для опознания.

Весь диапазон воспринимаемых ухом звуковых волн соответствует громкости от 0 до 130 дБ.

Как усилить звук? <нижний колонтитул> <дата/время> Если свернуть ватман воронкой, узкую часть воронки прислонить к уху, а широкую поднести к включённому приёмнику, то можно чётко услышать звук радиоприёмника. Если поднести узкую часть к губам и произнести что-нибудь, то звук голоса станет громче и будет слышен на расстоянии. Воронка из ватмана – примитивный рупор, усиливающий звук, направляемый к уху, и усиливающий голос.

Таблица громкости знакомых звуков Шелест листьев – 10 дБ Тиканье часов – 20 дБ Мирная беседа – 40 дБ Громкий разговор – 70 дБ Шумная улица – 90 дБ Самолёт на старте – 100 дБ

Громкие звуки далеко не безвредны для нашего организма. Согласно нормам уровень громкости шумов не должен превышать 30 – 40 дБ. Громкие звуки далеко не безвредны для нашего организма. Согласно нормам уровень громкости шумов не должен превышать 30 – 40 дБ. Н О О Б Р А Т И Т Е В Н И М А Н И Е В Н И М А Н И Е внимание!

Согласно исследованиям, шум 56 – 72 дБ: беспокоит вызывает психические расстройства вызывает головную боль мешает чтению затрудняет разговор по телефону мешает сну, отдыху, умственной работе

От шума не умирают, но он – такой же фактор риска для здоровья человека, как курение или алкоголизм. Язва желудка от избыточного грохота, возможно, и не откроется, но иммунный барьер в организме снижается, а частота заболеваний, причём самых различных, увеличивается

устранение причин шумообразования или ослабление его в источнике возникновения устранение причин шумообразования или ослабление его в источнике возникновения снижение шума по пути его распространения и непосредственно в объекте защиты Меры защиты от шума Мероприятия по защите от шума технические, направленные на снижение шума в источнике архитектурно-планировочные, направленные на рациональные приёмы планировки зданий, территорий застройки строительно-акустические, направленные на ограничение шума при его распространении организационные и административные, направленные на предотвращение (запрещение) или регулирование во времени эксплуатации тех или иных источников шума

Звуковые волны отражаются от препятствий. <нижний колонтитул> <дата/время> Звуковые волны отражаются от препятствий. Эхо – результат отражения звука от препятствий. Отражение звуковых волн может происходить от горы, от леса и даже от воздуха. Э Х О

Есть животные, которые не только воспринимают ультразвук, но и сами излучают его. Ультразвук заменяет им зрение. Есть животные, которые не только воспринимают ультразвук, но и сами излучают его. Ультразвук заменяет им зрение. Неслышимые звуки Звуки, частота которых выше акустической, называются ультразвуками, ниже акустической - инфразвуками.

Ультразвук присутствует в шуме ветра и водопада, в звуках, производимых живыми существами. Многие насекомые воспринимают ультразвук (сверчки, цикады, кузнечики). Восприятие ультразвука в диапазоне частот до 100 кГц обнаружено у многих грызунов. Собаки слышат подобные колебания, что используется при подаче служебным собакам сигналов, которых не слышат окружающие люди. <нижний колонтитул> <дата/время> Ультразвук присутствует в шуме ветра и водопада, в звуках, производимых живыми существами. Многие насекомые воспринимают ультразвук (сверчки, цикады, кузнечики). Восприятие ультразвука в диапазоне частот до 100 кГц обнаружено у многих грызунов. Собаки слышат подобные колебания, что используется при подаче служебным собакам сигналов, которых не слышат окружающие люди.

Принципы эхолокации были использованы в радарах и сонарах ещё до того, как были обнаружены у животных. Однако искусство, с которым летучие мыши выделяют информацию из эха от посылаемых сигналов, поистине фантастично. Эхолокация позволяет мышам охотиться за комарами, которых они хватают на лету со скоростью около двух штук в секунду, за рыбами, находящимися вблизи поверхности воды. <нижний колонтитул> <дата/время> Принципы эхолокации были использованы в радарах и сонарах ещё до того, как были обнаружены у животных. Однако искусство, с которым летучие мыши выделяют информацию из эха от посылаемых сигналов, поистине фантастично. Эхолокация позволяет мышам охотиться за комарами, которых они хватают на лету со скоростью около двух штук в секунду, за рыбами, находящимися вблизи поверхности воды. Живые локаторы – летучие мыши

Одна из удивительных особенностей слуха дельфина - это способность его слышать очень слабые сигналы в сильных шумах. Столь удивительной остроте слуха дельфин обязан острой пространственной избирательности и направленности своего слухового восприятия. Эхолокатор дельфина работает на ультразвуковых частотах 80-100 кГц. Дельфин – загадка природы

<нижний колонтитул> <дата/время> Диагностика инородных тел в тканях Применение ультразвука Приготовление эмульсий, суспензий Воздействие на семена растений для стимуляции их развития Диагностика злокачественных опухолей, опухолей мозга Стерилизация хирургических инструментов Проведение ингаляций Хирургия Ортопедия Офтальмология Гинекология Музыкотерапия

<нижний колонтитул> <дата/время> Издаёт звуки и море. Частота его звуков меньше 16 Гц. Инфразвук мало поглощается воздухом, поэтому инфразвуковая волна распространяется на большие расстояния. Инфразвук обладает разрушительной силой, а потому работа с ним и его изучение представляют трудность. И всё же …

Применение инфразвука Военное дело Геофизика Рыболовство Геология Прогнозирование штормов и цунами Металлургия Химическая промышленность Музыка

Медуза задолго до приближения шторма спешит укрыться в безопасном месте на большей глубине. Она способна улавливать недоступные уху человека инфразвуковые колебания (частотой 8 – 13 Гц), хорошо распространяющиеся в воде и появляющиеся за 10-15 ч до шторма. <нижний колонтитул> <дата/время> Медуза задолго до приближения шторма спешит укрыться в безопасном месте на большей глубине. Она способна улавливать недоступные уху человека инфразвуковые колебания (частотой 8 – 13 Гц), хорошо распространяющиеся в воде и появляющиеся за 10-15 ч до шторма.

<нижний колонтитул> <дата/время> Звук может быть и нашим врагом, и нашим союзником в зависимости от того, насколько полно и точно мы знаем его влияние на человеческий организм

Викторина Вопрос 1. Что может быть источником звука? Ответ: Колеблющееся тело и даже явление, вызывающее деформацию упругой среды. Вопрос 2. Могли бы астронавты общаться на Луне с помощью звуковых волн? Ответ: Нет. На Луне нет атмосферы и звук не передаётся.

Викторина Вопрос 3. Почему летучие мыши даже в полной темноте не натыкаются на препятствия? Ответ: Летучие мыши используют ультразвук для ориентации. Вопрос 4. Какое из насекомых: комар или муха делает больше взмахов крыльями при полёте? Почему? Ответ: Комар, так как он пищит, то есть издаёт высокий звук, а значит машет чаще крыльями, чем муха.

Викторина Вопрос 5. Стук получается более громким, если стучать не в стену, а в дверь с одинаковой силой. Почему? Ответ: Масса стены значительно больше массы двери. Поэтому амплитуда колебаний двери больше, чем стены. Значит и звук громче. Вопрос 6. Источник звука в организме человека. Ответ: Голосовые связки.

Викторина Вопрос 7. Приемник звуковых волн в организме человека. Ответ: Ухо. Вопрос 8. Качество звука, определяющее его окраску и позволяющее различать звуки одинаковой частоты. Ответ: тембр.

Викторина Вопрос 9. Отражение звука от препятствий. Ответ: Эхо. Вопрос 10. Неслышимые звуковые волны. Ответ: ультразвуки и инфразвуки.

Творческое домашнее задание Влияние музыки на здоровье человека Шум и методы борьбы с ним Как правильно выбрать наушники? Когда звук убивает наверняка? Применение эха на практике Тишина: польза или вред? Подготовить презентации (тема по выбору):

в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии

Отличная презентация! Мне понравилась. Спасибо!

4 March 2017

Спасибо огромное! Это была первая моя презентация. Создана была для курсов Интел в 2005 году. Но как же она мне далась! ))) А теперь вот пригодилась для уроков. Ещё раз спасибо, Маргарита Владимировна!

4 March 2017

Первый раз всегда трудно. Я сама через это прошла и сейчас порой не все получается.

4 March 2017

Главное - пробовать, не стесняться, не лениться! Только движение вперёд! Как говорят мои дети (мой любимый уже 9-й класс), мы справимся ))) И, действительно, не ошибается только тот, кто ничего не делает! Проверено жизнью! Успехов Вам!

4 March 2017