12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Елена410
Педагог дополнительного образования. В профессии с 1998года. Направленность-ИЗО и ДПИ
Россия, Красноярский край, Норильск
3

Конспект занятия «Виды и жанры ИЗО»



УПРАВЛЕНИЕ ОБЩЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА НОРИЛЬСКА

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«СОЦИАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР»

(МБУ ДО «СОЦ»)

 

План-конспект занятия

 

Тема: «Виды и жанры изобразительного искусства»

 

t1605438319aa.jpg

 

Тип занятия: усвоение новых знаний

Год обучения: 1 год обучения

Место проведения: МБУ ДО «СОЦ» кабинет № 411

 

Составитель:

педагог дополнительного образования

Кирьянова Е.В

 

Норильск, 2020 г

 

Тема занятия: «Виды и жанры изобразительного искусства»

Цель: создать условия для формирования у учащихся системы знаний, умений и навыков в области изобразительного искусства, через разнообразие жанров и видов изобразительного искусства

Задачи:

Образовательные: 

- ознакомить с новыми понятиями: жанр и вид изобразительного искусства

- научить различать виды и жанры изобразительного искусства

Развивающие:

- развивать память, внимание, кругозор учащихся

- мотивировать учащихся к познанию и творчеству

Воспитательные:

- воспитывать интерес и любовь к мировой художественной культуре

- способствовать повышению эстетической культуры учащихся

Форма работы на занятии: фронтальная, индивидуальная

Тип занятия: усвоение новых знаний

Возраст учащихся: 7-9 лет

Методы и приёмы обучения:

метод словесный рассказ, беседа

наглядный метод ПК, экран, презентация, аудио запись, иллюстрации, плакаты

практический метод  рисунок

методы стимулирования учебной деятельностиформирование интереса, создание ситуации новизны, игровой момент, поощрение

Оборудование и материалы для педагога: ПК, экран для показа иллюстраций, репродукций картин, рисунков обучающихся прошлых лет, презентация «Виды и жанры ИЗО»

Оборудование и материалы для учащихся: простой карандаш, лист А3, ластик, гуашевые краски, баночка с водой, палитра

 

Ход занятия:

I. Организационный момент

приветствие учащихся

проверка готовности учащихся к занятию

игровой момент

II. Сообщение темы занятия

представление нового материала

III. Актуализация знаний учащихся

презентация «Виды и жанры ИЗО»

IV. Практическая работа

практическое задание

целевой подход педагога к работе с детьми

V. Итог занятия

подведение итогов занятия

просмотр работ учащихся

самоанализ деятельности учащихся

Уборка рабочего места

 

I. Организационный момент

Приветствие учащихся:

Здравствуйте ребята, мы сегодня превратимся в юных художников, и совершим с вами увлекательное путешествие в мир искусства, узнаем много нового и интересного.

Проверка готовности учащихся к занятию:

Порядок на столе, 
Порядок в голове,
К занятию мы готовы ВСЕ!

Проверьте, всё ли вы приготовили к занятию? Садитесь удобно и внимательно послушайте меня.

Игровой момент: (стук в дверь, доставка письма)

Ой, нам пришло письмо! Давайте-ка прочитаем его:- «Здравствуйте, юные художники! Мы приготовили подарки для тех ребят, которые активно будут работать на занятии, хорошо и правильно отвечать на вопросы педагога. Удачи вам!  С наилучшими пожеланиями Краски…»

Ну, ребята, давайте постараемся заслужить подарки от Красок. А какие нас ждут подарки, мы узнаем в конце занятия.

II. Сообщение темы занятия

Тема сегодняшнего занятия: «Виды и жанры изобразительного искусства»

Представление нового материала:

С древнейших времен, по мере развития изобразительного искусства, выделялись его виды. Давайте узнаем, что такое вид? Нам неоднократно доводилось видеть рисунки, выполненные карандашом или углем на бумаге; картины, написанные красками на холсте, памятники – гранитные или мраморные; здания храмов и музеев. Все это – произведения изобразительного искусства различных его видов.  Мы с вами сегодня на занятии будем рассматривать разные картины, отгадывать кроссворды, смотреть презентацию.

Виды изобразительного искусства:

Живопись

Графика

Архитектура

Скульптура

Декоративно-прикладное творчество

Посмотрите, пожалуйста, на доску и вместе попробуем определить, к какому виду мы отнесем представленные изображения.

«Живопись» (на экран проецируются примеры)

Живопись – вид изобразительного искусства, художественные произведения, которые создаются с помощью красок, наносимых на какую-либо твёрдую поверхность. Какими красками мы можем рисовать картину? (ответы и рассуждения детей)

2.  «Графика» (на экран проецируются примеры)

Графика это - работа, выполненная линиями, штрихами, на плоскости без красок. Какими материалами мы можем нарисовать рисунок в графике? (ответы и рассуждения детей)

3. «Архитектура» (на экран проецируются примеры)

Архитектура это – строительное искусство (различные сооружений, здания). Какие примеры архитектуры вы видели в нашем городе или других городах? (ответы и рассуждения детей)

4. «Скульптура» (на экран проецируются примеры)

Скульптура это – работы, выполненные путем лепки. Ребята, а какими материалами можно лепить? (ответы и рассуждения детей)

5. «Декоративно-прикладное творчество» (на экран проецируются примеры)

Декоративно-прикладное творчество (от лат. decoro - «украшаю») - работы народного творчества, красочные, декоративные и нарядные. Где мы чаще всего встречаем произведения декоративно-прикладного творчества? (ответы и рассуждения детей)

Молодцы, ребята! Мы с вами немного познакомились с видами изобразительного искусства.

 - А сейчас мы перейдем к жанрам изобразительного искусства, с которыми мы еще не знакомы.

Жанр –  в зависимости от того, что изображено на картине, можно определить ее жанр. Другими словами, отличаем мы жанры картин по их содержанию (например, если мы видим природу-это пейзаж, если мы видим на картине вазу с фруктами это - натюрморт, если нарисовано лицо человека - это портрет и т.д ).

В современной живописи существуют следующие жанры: 

Портрет

Пейзаж

Натюрморт

Исторический

Мифологический

Батальный

Бытовой

Анималистический жанр

Сейчас мы с вами попытаемся расшифровать, при помощи стихов жанры искусства. Ребята, прослушайте, пожалуйста, стихотворение и отгадайте, о каком жанре изобразительного искусства идет речь

«Пейзаж»

Если видишь на картине

 Нарисована река,

 Или ель и белый иней,

 Или сад и облака,

 Или снежная равнина,

 Или поле и шалаш,

 Обязательно картина называется пейзаж.

Пейзаж это-изображение природы. Пейзаж бывает - деревенский, городской, морской, индустриальный.

 

 

«Натюрморт»

Если видишь на картине

 Чашку кофе на столе,

 Или морс в большом графине,

 Или розу в хрустале,

 Или бронзовую вазу,

 Или грушу, или торт,

 Или все предметы сразу,

 Знай, что это – натюрморт.

«Натюрморт» (от французского слова) – мёртвая, не живая натура (изображение разных предметов: ваз, кувшинов, фруктов, овощей, цветов, кухонной утвари и т.д). Натюрморт может быть выполнен акварелью, гуашью, акрилом, маслом, карандашом, мелками и т.д.

«Портрет»

Если видишь, что с картины

 Смотрит кто-нибудь на нас,

 Или принц в плаще старинном,

 Или вроде верхолаз,

 Летчик или балерина,

 Или Колька, твой сосед,

 Обязательно картина называется портрет.

Портрет - это изображение человека. Автопортрет - это рисование самого себя. Портреты бывают: погрудные, поясные, в полный рост, семейные, групповые, парадные и камерные. Портрет может быть выполнен на пленере и в интерьере. Портреты пишутся гуашью, маслом, акварелью, акрилом, карандашом, мелками и т.д.

«Батальный» жанр

Если видишь на картине танки

 В бой лавиною пошли

 Или быстрые тачанки,

 Или в море – корабли

 Иль штыков мерцая сталью,

 В бой пехота поднята –

 Называется … батальным

 Жанр таких картин всегда изображение военных действий.

«Бытовой» жанр

 Если видишь на картине

 Повседневный труд людской

 За прилавком в магазине

 Или в швейной мастерской,

 На заводе или в школе,

 Это навсегда усвой –

 Жанр картины –  …бытовой

Анималистический жанр

Если видишь на картине

 Нарисован слон,

 Крокодил, жираф, горилла,

 Кошка, иль питон,

 Или звери Аргентины,

 Иль пингвин Арктический,

 Значит, жанр такой картины –

Анималистический (изображение животных)

Изображения животных встречались еще на стенах пещер, в рисунках и в скульптуре древнейших времен. Картины, где изображены животные, называют анималистическим, а художников – анималистами.

«Исторический» жанр

Жанр изобразительного искусства, посвященный знаменательным событиям прошлого и настоящего. Изображение исторических событий и личностей.

«Мифологический» жанр

Жанр изобразительного искусства, изображающий мифы и легенды, также мифологических героев.

Сейчас мы с вами подведем итог и отгадаем кроссворд и проверим наши новые знания о видах и жанрах изобразительного искусства.

На доске размещен кроссворд «Жанры изобразительного искусства».

(ответы учащихся, на вопросы по кроссворду)

Молодцы, ребята!  Мы еще не раз будем возвращаться к этим терминам и использовать их на занятиях.

 

III. Актуализация знаний учащихся

Сегодня мы получили много новой и полезной информации, предлагаю немного отдохнуть и посмотреть презентацию, где мы еще раз закрепим полученные знания (идет просмотр презентаций о видах и жанрах).

 

IV. Практическая работа учащихся

Практическое задание:

Нам сейчас предстоит выполнить в цвете рисунок любимого животного, при помощи геометрических фигур. Скажите, пожалуйста, ребята, вы любите животных?  У вас есть домашние животные? (ответы детей) А если мы будем рисовать животное, то какой это жанр искусства? (ответы детей). Мы выполним работу в красках, а значит это какой вид искусства? (ответы детей). А какие материалы нам для этого понадобятся? (ответы детей)

Допустим, я люблю кошек. Посмотрите, как я буду рисовать кошку. Сначала мы рассмотрим ее (рассматриваем иллюстрации кошек). Сравним, на какие геометрические фигуры похожи части ее тела: голова, туловище, уши. Голова в форме круга, туловище в виде овала, уши в виде треугольников (педагог рисует на доске изображение кошки при помощи геометрических фигур, поэтапно). Сейчас я должна превратить эти геометрические фигуры в кошку и передать пластичность животного при помощи линий я соединяю эти геометрические фигуры и дорисовываю необходимые детали животного (идет показ на доске).

Итак, приступим к рисованию, приготовьте лист, простой карандаш, ластик, гуашь, кисти, баночку с водой и палитру.

расположите лист горизонтально, и приступаем к выполнению своей работы.

Целевой подход педагога к работе с детьми:

проверка организации учащимися рабочего места.

наблюдение за правильностью выполнения этапов работы.

оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения.

контроль за объемом и качеством выполненной работы.

Молодцы, ребята! Вы сегодня все очень хорошо поработали. Наведите порядок на рабочем месте, и мы устроим просмотр работ.

 

V. Итог занятия

Подведение итогов занятия: (педагог показывает иллюстрации с произведениями искусства, учащиеся называют, к какому виду и жанру относится то или иное произведение).

Ребята что нового вы узнали сегодня на занятии? Сложно ли было вам рисовать животного при помощи геометрических фигур? (ответы детей)

Просмотр работ учащихся: (работы учащихся раскладываются на парте или вывешиваются на доске для просмотра и обсуждения).

Самоанализ деятельности учащихся:

  Довольны ли вы своей работой? (ответы детей) Какой из представленных рисунков вам понравился более всего и почему? (идет обсуждение работ)

Все ребята молодцы! Думаю, что пора нам узнать, что за подарки приготовили нам Краски (открывается дверь, заходят персонажи - Краски и заносят посылку).

Краски: Здравствуйте, юные художники! Мы, Краски, приготовили вам подарок, без которого художник не может нарисовать картину, как выдумаете что это? (ответы детей)

Молодцы ребята! Вы все активно работали на занятии, хорошо и правильно отвечали на вопросы и заслужили обещанные подарки (идет вручение подарков - кисточек)

Уборка рабочего места:

Учащиеся убирают рабочее место.

Ребята, всем спасибо за занятие, до новых встреч!

Опубликовано


Комментарии (1)

Кияйкина Наталья Федоровна, 16.11.20 в 14:29 0Ответить Пожаловаться
Благодарю за прекрасный информационный материал!
Хотелось бы уточнить инструкцию применения данной презентации.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.