Конспект занятия «Виды и жанры ИЗО»
Пояснительная записка к презентации
УПРАВЛЕНИЕ ОБЩЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА НОРИЛЬСКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«СОЦИАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР»
(МБУ ДО «СОЦ»)
План-конспект занятия
Тема: «Виды и жанры изобразительного искусства»
Тип занятия: усвоение новых знаний
Год обучения: 1 год обучения
Место проведения: МБУ ДО «СОЦ» кабинет № 411
Составитель:
педагог дополнительного образования
Кирьянова Е.В
Норильск, 2020 г
Тема занятия: «Виды и жанры изобразительного искусства»
Цель: создать условия для формирования у учащихся системы знаний, умений и навыков в области изобразительного искусства, через разнообразие жанров и видов изобразительного искусства
Задачи:
Образовательные:
- ознакомить с новыми понятиями: жанр и вид изобразительного искусства
- научить различать виды и жанры изобразительного искусства
Развивающие:
- развивать память, внимание, кругозор учащихся
- мотивировать учащихся к познанию и творчеству
Воспитательные:
- воспитывать интерес и любовь к мировой художественной культуре
- способствовать повышению эстетической культуры учащихся
Форма работы на занятии: фронтальная, индивидуальная
Тип занятия: усвоение новых знаний
Возраст учащихся: 7-9 лет
Методы и приёмы обучения:
метод словесный – рассказ, беседа
наглядный метод – ПК, экран, презентация, аудио запись, иллюстрации, плакаты
практический метод – рисунок
методы стимулирования учебной деятельности – формирование интереса, создание ситуации новизны, игровой момент, поощрение
Оборудование и материалы для педагога: ПК, экран для показа иллюстраций, репродукций картин, рисунков обучающихся прошлых лет, презентация «Виды и жанры ИЗО»
Оборудование и материалы для учащихся: простой карандаш, лист А3, ластик, гуашевые краски, баночка с водой, палитра
Ход занятия:
I. Организационный момент
приветствие учащихся
проверка готовности учащихся к занятию
игровой момент
II. Сообщение темы занятия
представление нового материала
III. Актуализация знаний учащихся
презентация «Виды и жанры ИЗО»
IV. Практическая работа
практическое задание
целевой подход педагога к работе с детьми
V. Итог занятия
подведение итогов занятия
просмотр работ учащихся
самоанализ деятельности учащихся
Уборка рабочего места
I. Организационный момент
Приветствие учащихся:
Здравствуйте ребята, мы сегодня превратимся в юных художников, и совершим с вами увлекательное путешествие в мир искусства, узнаем много нового и интересного.
Проверка готовности учащихся к занятию:
Порядок на столе,
Порядок в голове,
К занятию мы готовы ВСЕ!
Проверьте, всё ли вы приготовили к занятию? Садитесь удобно и внимательно послушайте меня.
Игровой момент: (стук в дверь, доставка письма)
Ой, нам пришло письмо! Давайте-ка прочитаем его:- «Здравствуйте, юные художники! Мы приготовили подарки для тех ребят, которые активно будут работать на занятии, хорошо и правильно отвечать на вопросы педагога. Удачи вам! С наилучшими пожеланиями Краски…»
Ну, ребята, давайте постараемся заслужить подарки от Красок. А какие нас ждут подарки, мы узнаем в конце занятия.
II. Сообщение темы занятия
Тема сегодняшнего занятия: «Виды и жанры изобразительного искусства»
Представление нового материала:
С древнейших времен, по мере развития изобразительного искусства, выделялись его виды. Давайте узнаем, что такое вид? Нам неоднократно доводилось видеть рисунки, выполненные карандашом или углем на бумаге; картины, написанные красками на холсте, памятники – гранитные или мраморные; здания храмов и музеев. Все это – произведения изобразительного искусства различных его видов. Мы с вами сегодня на занятии будем рассматривать разные картины, отгадывать кроссворды, смотреть презентацию.
Виды изобразительного искусства:
Живопись
Графика
Архитектура
Скульптура
Декоративно-прикладное творчество
Посмотрите, пожалуйста, на доску и вместе попробуем определить, к какому виду мы отнесем представленные изображения.
«Живопись» (на экран проецируются примеры)
Живопись – вид изобразительного искусства, художественные произведения, которые создаются с помощью красок, наносимых на какую-либо твёрдую поверхность. Какими красками мы можем рисовать картину? (ответы и рассуждения детей)
2. «Графика» (на экран проецируются примеры)
Графика это - работа, выполненная линиями, штрихами, на плоскости без красок. Какими материалами мы можем нарисовать рисунок в графике? (ответы и рассуждения детей)
3. «Архитектура» (на экран проецируются примеры)
Архитектура это – строительное искусство (различные сооружений, здания). Какие примеры архитектуры вы видели в нашем городе или других городах? (ответы и рассуждения детей)
4. «Скульптура» (на экран проецируются примеры)
Скульптура это – работы, выполненные путем лепки. Ребята, а какими материалами можно лепить? (ответы и рассуждения детей)
5. «Декоративно-прикладное творчество» (на экран проецируются примеры)
Декоративно-прикладное творчество (от лат. decoro - «украшаю») - работы народного творчества, красочные, декоративные и нарядные. Где мы чаще всего встречаем произведения декоративно-прикладного творчества? (ответы и рассуждения детей)
Молодцы, ребята! Мы с вами немного познакомились с видами изобразительного искусства.
- А сейчас мы перейдем к жанрам изобразительного искусства, с которыми мы еще не знакомы.
Жанр – в зависимости от того, что изображено на картине, можно определить ее жанр. Другими словами, отличаем мы жанры картин по их содержанию (например, если мы видим природу-это пейзаж, если мы видим на картине вазу с фруктами это - натюрморт, если нарисовано лицо человека - это портрет и т.д ).
В современной живописи существуют следующие жанры:
Портрет
Пейзаж
Натюрморт
Исторический
Мифологический
Батальный
Бытовой
Анималистический жанр
Сейчас мы с вами попытаемся расшифровать, при помощи стихов жанры искусства. Ребята, прослушайте, пожалуйста, стихотворение и отгадайте, о каком жанре изобразительного искусства идет речь
«Пейзаж»
Если видишь на картине
Нарисована река,
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш,
Обязательно картина называется пейзаж.
Пейзаж это-изображение природы. Пейзаж бывает - деревенский, городской, морской, индустриальный.
«Натюрморт»
Если видишь на картине
Чашку кофе на столе,
Или морс в большом графине,
Или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу,
Или грушу, или торт,
Или все предметы сразу,
Знай, что это – натюрморт.
«Натюрморт» (от французского слова) – мёртвая, не живая натура (изображение разных предметов: ваз, кувшинов, фруктов, овощей, цветов, кухонной утвари и т.д). Натюрморт может быть выполнен акварелью, гуашью, акрилом, маслом, карандашом, мелками и т.д.
«Портрет»
Если видишь, что с картины
Смотрит кто-нибудь на нас,
Или принц в плаще старинном,
Или вроде верхолаз,
Летчик или балерина,
Или Колька, твой сосед,
Обязательно картина называется портрет.
Портрет - это изображение человека. Автопортрет - это рисование самого себя. Портреты бывают: погрудные, поясные, в полный рост, семейные, групповые, парадные и камерные. Портрет может быть выполнен на пленере и в интерьере. Портреты пишутся гуашью, маслом, акварелью, акрилом, карандашом, мелками и т.д.
«Батальный» жанр
Если видишь на картине танки
В бой лавиною пошли
Или быстрые тачанки,
Или в море – корабли
Иль штыков мерцая сталью,
В бой пехота поднята –
Называется … батальным
Жанр таких картин всегда изображение военных действий.
«Бытовой» жанр
Если видишь на картине
Повседневный труд людской
За прилавком в магазине
Или в швейной мастерской,
На заводе или в школе,
Это навсегда усвой –
Жанр картины – …бытовой
Анималистический жанр
Если видишь на картине
Нарисован слон,
Крокодил, жираф, горилла,
Кошка, иль питон,
Или звери Аргентины,
Иль пингвин Арктический,
Значит, жанр такой картины –
Анималистический (изображение животных)
Изображения животных встречались еще на стенах пещер, в рисунках и в скульптуре древнейших времен. Картины, где изображены животные, называют анималистическим, а художников – анималистами.
«Исторический» жанр
Жанр изобразительного искусства, посвященный знаменательным событиям прошлого и настоящего. Изображение исторических событий и личностей.
«Мифологический» жанр
Жанр изобразительного искусства, изображающий мифы и легенды, также мифологических героев.
Сейчас мы с вами подведем итог и отгадаем кроссворд и проверим наши новые знания о видах и жанрах изобразительного искусства.
На доске размещен кроссворд «Жанры изобразительного искусства».
(ответы учащихся, на вопросы по кроссворду)
Молодцы, ребята! Мы еще не раз будем возвращаться к этим терминам и использовать их на занятиях.
III. Актуализация знаний учащихся
Сегодня мы получили много новой и полезной информации, предлагаю немного отдохнуть и посмотреть презентацию, где мы еще раз закрепим полученные знания (идет просмотр презентаций о видах и жанрах).
IV. Практическая работа учащихся
Практическое задание:
Нам сейчас предстоит выполнить в цвете рисунок любимого животного, при помощи геометрических фигур. Скажите, пожалуйста, ребята, вы любите животных? У вас есть домашние животные? (ответы детей) А если мы будем рисовать животное, то какой это жанр искусства? (ответы детей). Мы выполним работу в красках, а значит это какой вид искусства? (ответы детей). А какие материалы нам для этого понадобятся? (ответы детей)
Допустим, я люблю кошек. Посмотрите, как я буду рисовать кошку. Сначала мы рассмотрим ее (рассматриваем иллюстрации кошек). Сравним, на какие геометрические фигуры похожи части ее тела: голова, туловище, уши. Голова в форме круга, туловище в виде овала, уши в виде треугольников (педагог рисует на доске изображение кошки при помощи геометрических фигур, поэтапно). Сейчас я должна превратить эти геометрические фигуры в кошку и передать пластичность животного при помощи линий я соединяю эти геометрические фигуры и дорисовываю необходимые детали животного (идет показ на доске).
Итак, приступим к рисованию, приготовьте лист, простой карандаш, ластик, гуашь, кисти, баночку с водой и палитру.
расположите лист горизонтально, и приступаем к выполнению своей работы.
Целевой подход педагога к работе с детьми:
проверка организации учащимися рабочего места.
наблюдение за правильностью выполнения этапов работы.
оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения.
контроль за объемом и качеством выполненной работы.
Молодцы, ребята! Вы сегодня все очень хорошо поработали. Наведите порядок на рабочем месте, и мы устроим просмотр работ.
V. Итог занятия
Подведение итогов занятия: (педагог показывает иллюстрации с произведениями искусства, учащиеся называют, к какому виду и жанру относится то или иное произведение).
Ребята что нового вы узнали сегодня на занятии? Сложно ли было вам рисовать животного при помощи геометрических фигур? (ответы детей)
Просмотр работ учащихся: (работы учащихся раскладываются на парте или вывешиваются на доске для просмотра и обсуждения).
Самоанализ деятельности учащихся:
Довольны ли вы своей работой? (ответы детей) Какой из представленных рисунков вам понравился более всего и почему? (идет обсуждение работ)
Все ребята молодцы! Думаю, что пора нам узнать, что за подарки приготовили нам Краски (открывается дверь, заходят персонажи - Краски и заносят посылку).
Краски: Здравствуйте, юные художники! Мы, Краски, приготовили вам подарок, без которого художник не может нарисовать картину, как выдумаете что это? (ответы детей)
Молодцы ребята! Вы все активно работали на занятии, хорошо и правильно отвечали на вопросы и заслужили обещанные подарки (идет вручение подарков - кисточек)
Уборка рабочего места:
Учащиеся убирают рабочее место.
Ребята, всем спасибо за занятие, до новых встреч!
Кияйкина Наталья Федоровна