Конспект открытого занятия по ИЗО «Первый снег»
Конспект открытого занятия по ИЗО «Первый снег»
Тип занятия: на формирования умений и навыков.
Форма: фронтальная, индивидуальная.
Цель занятия:
1. Привлечь внимание детей к красоте окружающего мира
и характерным особенностям зимы.
2. Создание зимнего пейзажа.
Задачи занятия: (воспитательные, образовательные, развивающие).
Воспитательные:
Средствами музыки, поэзии и изобразительной деятельности создавать у детей радостное настроение, воспитывать любовь к природе, изобразительному искусству формировать эстетические чувства, эмоциональную отзывчивость через музыку, изобразительное искусство и литературу.
Образовательные:
Активизировать интерес к искусству и природе; формировать умение самостоятельно находить решение творческих задач, отвечающих выбранной технике;
расширить представления обучающихся о зиме;
учить детей эмоциональному восприятию произведений художников.
Развивающие:
Развивать у обучающихся художественный вкус, внимание, кругозор,
пространственное мышление, индивидуальные творческие способности, фантазию, зрительное восприятие и память, двигательное воображение и координацию движений, общую и мелкую моторику кистей рук.
Развивать умение чувствовать и понимать значение цвета при восприятии произведений живописи;
Методы:
а) на усвоение знаний:
простота и доступность изложения материала;
включение диалога «учитель – ученик»;
б) на прочность знаний:
применение ИКТ;
применение наглядных пособий;
в) на повышение интереса к предмету:
использование нетрадиционных форм занятия
Методические приемы: Обратить внимание детей на то, как расположить снег;
игровые ситуации;
музыкальное и литературное сопровождение.
Оборудование:
Для учителя:
мультимедийный проектор, ПК
мольберт для фронтального показа
Для детей:
альбомный лист А4;
акварель, гуашь, кисти;
палитра;
вода, тряпочка;
зубная щётка;
поролон.
Форма обучения: групповая.
Время занятия: 40 мин.
Структура занятия:
Организационный момент:
1.Вступительная беседа;
2.Тема занятия;
3.Объяснение нового материала (видеофильм, компьютерная презентация);
4.Мини итог;
5.Инструктаж к практической работе;
6.Практическая работа;
7. Выставка детских работ.
8. Рефлексия.
9. Заключение и домашнее задание.
Организационное завершение занятия
Литература: По программе Неменского “ИЗО ”
Музыка: «Инструментальная музыка», «Классика»
План занятия:
1. Организационный момент.
а) Приветствие.
б) стихи
в) видеофильм
г) презентация
2. Беседа по теме занятия.
3. Творческая поисково-экспериментальная работа.
4. Итог занятия.
а) Выставка и анализ детских работ
б) Прощание
Ход занятия
1.Организационный момент.
П.: Здравствуйте, дети! Я очень рада вас видеть. И думаю, что это занятие будет очень интересным и занимательным. У нас на занятии присутствуют гости, давайте их поприветствуем!
Д.: Здравствуйте.
Ребята а как вы думаете, какое сейчас у нас время года? (Дерево времена года)
Д.: Осень
П.: Правильно, осень, поздняя осень, а скоро наступит…
Послушаем загадку:
На дворе белым-бело,
Будто пухом намело,
Встали ребятишки на коньки и лыжи.
И веселый хоровод
Запускает Новый год.
Вот она пришла, кума --
Раскрасавица ?….
Д.: Зима.
П.: а эту?
Бел, да не сахар,
Ног нет, да идёт,
На всех садится,
Никого не боится
Д.: Снег.
П.: Правильно дети - это снег.
А теперь послушаем стихотворение Ирины Мельничук
Первый снег и посмотрим (видеофильм)
На деревья, на аллеи
Снег летит муки белее,
Легкий-легкий, чистый-чистый,
Мягкий, хрупкий и пушистый.
Снег в руке сжимаем,
И снежиночки кидаем.
Первый снег – светлый снег,
Как же радует он всех.
2. Активизация и постановка познавательной задачи.
- Сегодня у нас необычное занятие, потому что работать будем кусочком поролона. Научимся передавать состояние зимней природы в разное время суток, узнаем, каким бывает снег, научимся его рисовать в нетрадиционной технике - набрызг.
Сегодня вы – зрители, как бы входите в картину. И тогда, глаза художников становятся вашими глазами. Их радости, их впечатления - вашими впечатлениями. В течение занятия мы совершим путешествие по рощам, по полям и лугам. А поможет нам музыка великих композиторов П.И. Чайковского «Времена года», Вивальди «Времена года», «Венский вальс» Шуберта, стихи поэтов, инструментальная музыка.
Все готовы?
Д.: Да
П.: Говорить мы будем о зимней природе.
3.Основной этап занятия:
П.: -Итак ребята! Улыбнёмся мы друг другу, навострили ушки.
Где можно увидеть снег, который не будет таять; лужок, на котором никогда не завянут трава и цветы; осенние деревья, с ветвей которых никогда не облетают листья; вечернюю зарю, что не погаснет много, много лет?
Д.: На картинах художников!
Правильно на картинах художников. Послушайте, как написал для вас «Белые стихи», Сергей Владимирович Михалков:
Снег кружится,
Снег ложится.
Снег! Снег! Снег!
Рады снегу зверь и птица и, конечно, человек!
Рады серые синички,
На морозе мерзнут птички,
Выпал снег - упал мороз!
Кошка снегом моет нос.
У щенка на черной спинке тают белые снежинки!
(автор С.В. Михалков «Белые стихи»)
П.:А какого цвета снег?
Я не зря спрашиваю. У всех есть глаза, но взглянуть - еще не значит увидеть. Давайте посмотрим на снег зоркими глазами художника.
(Слайд№1)
Перед вами картина: А.А. Пластова «Первый снег». Художники изображают то, что они видят. А запахи увидеть нельзя. На картине Аркадия Александровича Пластова можно почувствовать свежесть. Вот, наверное, так пахнет первый снег. И передана эта свежесть цветом. Для своей картины «Первый снег» А. Пластов выбрал неяркие цвета. Снежинки падают с серо-сиреневого неба, блестят и переливаются на фоне светло-коричневой степи. И, девочка, которая стоит на запорошенном снегом крыльце, нежная, как снежинка. Девочка в платьице. Ей холодно, а уходить ей не хочется. Уж очень ей нравится падающий снег. А вот на картине ворона. Как вы думаете, зачем ее написал художник?
Д.:От неё снег становится ещё белей.
П.: Правильно! Большая, серая, с чёрными крыльями птица на снегу – словно темное пятно на белой бумаге. От этого снег становится ещё белей.
Художник написал снег мелкими дробными - мазками. Мазки сливаются в наших глазах в единое целое, они колеблются, дрожат, переливаются.
П.: Какое настроение несёт картина?
Д.:…
П.: Какие краски применял художник?
Любуясь многоцветием снега, мы чувствуем родную русскую зиму!
А вот еще зимние пейзажи. Внимательно посмотрите на них, слушая музыку П.И. Чайковского «Времена года». Это очень поможет вам глубже понять и почувствовать русскую зиму! (Слайд№2,3,4,5,6,7,8,)
И. Шишкин «Зима в лесу» И. И. Левитан «Лес зимой»
Н. Рубцов «Первый снег», А. Асипенко «Снег идёт» и т.д.
А сейчас вместе с Ангелиной мы отправимся в зимний лес
Физкультминутка.
«Зимний лес».
Мы пришли в зимний лес Ходьба на месте.
Сколько здесь вокруг чудес! Разводят руки в стороны.
Справа берёзка в шубе стоит, Руки отводят в указанную сторону и смотрят.
Слева ёлка на нас глядит.
Снежинки в небе кружатся, Отводят руку и прослеживают
И на землю красиво ложатся. Движение «фонарики»и смотрят вверх.
Вот и зайка проскакал, Кружась, приседают.
От лисы он убежал. Прыжки.
Это серый волк рыщет, Имитируют «волчью походку
Он себе добычу ищет! Приседают, прячась.
Не найдёт тогда он нас! Имитируют сон.
Имитируют полёт птиц.
Лишь медведь в берлоге спит, Разводят руки в стороны.
Так всю зиму он проспит. Садятся на свои места.
Пролетают снегири,
Как красивы они!
П.: А сейчас давайте поиграем в игру «Тёплые и холодные цвета».
Ваша задача называть по очереди тёплые и холодные цвета.
1ряд называет тёплые, а 2 ряд холодные.
Д.: называют
П.: Все молодцы
П.: А как вы думаете снег мы рисуем холодным или тёплым цветом.
Д.: Холодным
П.: Правильно холодным!
П.: А вы знаете что, природу любят изображать не только художники-пейзажисты, но и поэты и композиторы. Их тоже называют художниками
…Мороз и солнце, день чудесный…
- Какое время года изобразил поэт?
Д.: Зима!
…Под голубыми небесами, великолепными коврами, блестя на солнце снег лежит.
При помощи чего он изобразил природу?
Д.: При помощи голубого неба, блестящего снега.
П.:- А композиторы описывают природу при помощи музыки. Какой будет музыка, если день тихий, медленно падает снег?
Д.: тихая, медленная, спокойная, нежная, таинственная.
П.:- А какой она будет, если на дворе метель, пурга, буря?
Д.: громкая, быстрая, взрывная.
П.:- Давайте послушаем музыку А. Вивальди «Времена года» и попробуем догадаться, какую погоду изобразил композитор.
- Мы услышали первую зимнюю метель, вьюгу. По одной только музыке мы догадались о том, что хотел изобразить композитор. Это потому, что он вложил в нее свои чувства. Создавать музыку, как и любое другое произведение невозможно без чувств.
П.: Сегодня мы с вами нарисуем картину, – которая называется «Первый снег». Фон и деревья у нас уже готовы, мы их нарисовали заранее, осталось нарисовать снег. Несмотря на то, что для зимы характерны холодные цвета, некоторые из вас добавили в фон немного тёплых тонов, как будто морозный день и заходит солнце.
Гуашь нужного цвета, возьмём, к примеру, белый, можно взять и синий, и фиолетовый, только для этого все эти цвета смешиваем с белым, чтоб получились светлые оттенки. Затем разведём в палитре с водой, обмакнём в краску старую зубную щётку. Направить щётку на лист бумаги, резко провести по ней карандашом (палочкой) по направлению к себе, в этом случае краска будет брызгать на бумагу, а не на одежду.
Готово!
Я предлагаю порисовать не только детям, но и взрослым.
Практическая работа.
В течение практической работы допускается индивидуальная помощь.
Дети рисуют снег (Музыкальное сопровождение)
П.: Каждый из вас уже видит, чувствует свой пейзаж. И сейчас мы постараемся вложить чувства и передать легкость, воздушность и настроение, которое у нас вызывает первый снег. Работу будем выполнять кусочками поролона и белой гуашью. Такой вид работы называется МОНОТИПИЯ – отпечаток, нанесенный одним цветом. Для вас он новый, поэтому я покажу, как нужно работать. Сначала нужно взять поролон, края поролона собрать вместе, Набираем краску и накладываем отпечаток. Чем сильнее нажим, тем белее и плотнее снег.
Итак, продолжаем работу.
- А я хочу вам пожелать творческого настроения словами Маргариты Алигер:
И тогда уж, собрав воедино
Все усилья, раздумья, пути,
Нарисуем такую картину,
Что не сможем мы глаз отвести
(автор Маргарита Алигер)
Рефлексия
Какие художники пейзажисты вам запомнились?
Какого цвета снег?
Какие ассоциации вызывает русская зимушка - зима?
Какая из картин затронула вас больше всего, разбудила в вас особенные чувства?
Что вы ощущаете, глядя на пейзажи родной земли?
Понравилось ли вам занятие и почему?
Поочереди подходим ко мне с рисунком и выбираем себе снежинку
1. Белая - занятие понравилось
2. Голубая - не совсем, что то не удалось…
3. Сиреневый- не понравилось…
Детские работы вывешиваются на доске.
Заключение и домашнее задание.
- Давайте еще раз вместе полюбуемся замечательными пейзажами, которые вы сегодня нарисовали. Я думаю, что за такую, замечательную работу похвалить можно всех ребят. Наше занятие проходит накануне праздника «День матери», я думаю, ваши мамы будут рады такому подарку.
Всем большое спасибо!
Самоанализ занятия
Наше объединение называется « Юный художник», работали со 2группой-
2г. обучения (возраст детей 7-9лет). На занятии присутствовало 8ч, по списку 9ч. Отсутствовало 3ч по болезни и семейным обстоятельствам. Дети по уровню развития разные, поэтому при обучении использовала личностно - ориентированный подход, где учитывалась возможность каждого ребёнка.
Тема занятия: «Первый снег»
Цель: Создание зимнего пейзажа.
Задачи занятия реализовала через следующие аспекты:
Воспитательные:
Средствами музыки, поэзии и изобразительной деятельности создавать у детей радостное настроение, воспитывать любовь к природе, изобразительному искусству формировать эстетические чувства, эмоциональную отзывчивость через музыку, изобразительное искусство и литературу.
Образовательные:
Активизировать интерес к искусству и природе; формировать умение самостоятельно находить решение творческих задач, отвечающих выбранной технике;
расширить представления обучающихся о зиме;
учить детей эмоциональному восприятию произведений художников.
Развивающие:
Развивать у обучающихся художественный вкус, внимание, кругозор,
пространственное мышление, индивидуальные творческие способности, фантазию, зрительное восприятие и память, двигательное воображение и координацию движений, общую и мелкую моторику кистей рук.
Развивать умение чувствовать и понимать значение цвета при восприятии произведений живописи;
Использовала на занятии видео фильм, презентацию, музыкальные композиции, раздаточный материал для оформления панно, дидактическое пособие.
Тип занятия : комбинированный.
Форма занятия: беседа, практическая работа.
Используемые технологии:
информационные;
здоровьесберегающие;
игровые.
Используемые методы:
иллюстративно-наглядный;
словесный;
самоорганизация;
рефлексия.
Оборудование:
мультимедийный проектор;
компьютер;
экран;
изображение ветки.
Организационная деятельность, подготовка к занятию
Занятие осуществлялось в соответствии с конспектом. Конспект составлен самостоятельно, в соответствии данному возрасту детей. Для реализации каждой задачи были подобраны приемы, в интересной и занимательной форме (нетрадиционной). На каждый момент занятия были наглядные пособия, которые стимулировали и активизировали детей к мыслительной деятельности.
На занятии использовалась музыка, которая усиливала эмоциональное восприятие.
Это занятие я старалась построить так, чтобы он был продуктивным, интересным и изначально стремилась установить сотрудничество между мной и детьми.
На организационном этапе занятия создала эмоциональный настрой к предстоящей работе через не традиционное приветствие (стихотворение), презентации, видео-фильм а так же использовались дидактические материалы. Все моменты занятия логичны и последовательны, подчинены одной теме. Специфика работы с детьми на занятии отражалась в личностно-ориентированном подходе. Робких детей подбадривала, хвалила, чтобы закрепить у них ситуацию успеха.
Данная тема рассчитана на 2-3 занятия, где были использованы материалы ТСО (компьютер, мультимедийная установка).
Данное занятие имеет межпредметные связи с литературой, историей, биологией. Но, не смотря на эти затруднения, я считаю, что все поставленные мною программные задачи в течение занятия были решены.
В процессе овладения навыками работы с разнообразными материалами дети приходят к пониманию красоты творчества. Занятие прошло в доброжелательной обстановке. Обучающиеся были раскрепощены и раскованы. Мне удалось вызвать у детей интерес к изучаемому материалу. Использование ИКТ в этом очень мне помогло на разных этапах занятия. Я считаю, что цель занятия достигнута, так как все обучающиеся успешно справились с заданием. Работы получились красивые, аккуратные, все разные, так как каждый ребёнок творчески подошёл к изображению пейзажа. Всем спасибо за внимание!