Конспект урока музыки «Жанры инструментальной и вокальной музыки» (5 класс)
Конспект
урока музыки в 5 классе
по теме
«Жанры инструментальной и вокальной музыки»
Составил: учитель музыки высшей квалификационной категории
МОУ гимназии № 14
Орехово-Зуевского городского округа
Московской области
Герасимова Елена Сергеевна
Тип урока: формирования новых знаний.
Цель: раскрыть взаимосвязь музыкального и литературного искусства через общность жанров инструментальной и вокальной музыки.
Задачи:
- личностные:
формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать музыкальное искусство во всём многообразии его видов и жанров;
становление музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;
умение понять мир через музыкальные формы и образы;
привитие чувства значимости и ценности музыкального наследия, формирование культуры межличностного общения, сотрудничества уроке;
формирование позитивного отношения к классической музыке.
развивитие умения на слух определять характер и настроение музыки, соединять слуховые впечатления детей со зрительными на примере звучащей картины А. Мордвинова «Итальянский пейзаж».
- метапредметные:
активное использование основных интеллектуальных операций в синтезе с формированием художественного восприятия музыки;
умение организовывать свою деятельность в процессе познания мира через музыкальные образы, определить её цели и задачи, выбирать средства реализации этих целей и применять их на практике, взаимодействовать с другими людьми в достижении общих целей; оценивать достигнутые результаты;
формирование ключевых компетенций: исследовательские умения, коммуникативные умения, информационные умения, регуляционные, познавательные.
-предметные:
обобщить и систематизировать знания материала по жанрам вокализа, романса, песни;
определить музыкальные особенности жанра баркаролы;
развитие навыков музыкального восприятия путём интонационно-образного и сравнительного анализа произведений;
показать интонационные возможности мелодии как главного выразительного средства в музыке;
раскрывать общность жанров на примере музыки С.В.Рахманинова, Г.Свиридова, Ф.Мендельсона, Ф.Шуберта;
формирование исполнительских навыков учащихся.
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Необходимое техническое оборудование, оснащение урока, раздаточный материал: Компьютер, усилитель, колонки, мультимедийный проектор, экран, медиапрезентация по теме урока, фортепиано, учебник, рабочий лист «Вокальная и инструментальная музыка» и схема-лист для приёма «Фишбоун», ручки.
Педагогические технологии: технология детского музицирования, технология развивающего обучени,я технология восприятия музыки, технология развития ассоциативно-образного мышления, технология коммуникативно-диалоговой деятельности, технология формирования певческой культуры учащихся,
Аудиозаписи:
Г. В. Свиридов «Романс» из музыкальных иллюстраций к повести Пушкина «Метель»;
Ф. Мендельсон «Песня Венецианского гондольера»;
Ф. Шуберт «Баркарола»;
М.И. Глинка « Венецианская песня»
http://www.denysberezhnoy.com/guitar-plus-vocal-school/vocal/glinka-venetsianskaya-noch-re-re.html
Технологическая карта урока.
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД |
1. Этап мотвации к учебной деятельности |
Здравствуйте, ребята. Как хорошо, как здорово, что мы снова вместе. Тем более, что у меня для вас сюрприз и мне не терпится вам его показать. Заставка программы «Абсолютный слух» «В эфире тележурнал «Абсолютный слух». Программа абсолютный слух знакомит Вас с самыми яркими явлениями мировой музыкальной культуры. Открыть неизвестные грани в известном, разгадать загадки, оставшиеся без ответа. В этом Вам поможет программа абсолютный слух.» Вы думаете, что мы будем смотреть эту передачу? Нет, вы ошибаетесь. Согласитесь, что гораздо интереснее самим творить, придумывать телепрограмму. Но для нужно стать хотя бы на 1 урок искусствоведами, журналистами, музыкантами. Вы готовы, тогда начнем. |
Учитель включает заставку к программе
«Абсолютный слух».
Учитель ставит на парты таблички «Искусствове-ды», «Журналисты», «Музыканты».
|
Р. – формирование способности к организации своей деятельности. Л. – самоопределение, принятие образа хорошего ученика. |
2. Этап актуализации и пробного учебного действия
|
У: С чего нужно начать, когда готовится материал для новой телепередачи? Д: Нужно определиться с темой. У: Отличная идея, тогда давайте немного освежим в памяти наши знания. Я, как главный редактор начинаю летучку. - Какие два вида искусства связаны между собой? Д: Музыка и литература. У: Мы знаем, что по способу исполнения все музыкальные произведения можно разделить на две большие группы. Какие? Д: Вокальная музыка и инструментальная музыка. У: Браво, коллеги, а вы мне не напомните, чем эти группы отличаются между собой? Д: Инструментальная музыка звучит только в исполнении музыкальных инструментов, а в вокальной, главная роль отдается голосу. У: Назовите мне жанры инструментальной музыки. Д: Симфония, концерт, пьеса, этюд, соната. У: А какие вокальные жанры вам известны? Д: песня, ария, кантата, романс, опера. У: Что ж, вы вполне эрудированы и, надеюсь, сможете разобраться в одном вопросе? Послушайте одно музыкальное произведение и скажите, к какому направлению можно его отнести: к вокальной или инструментальной музыке. Д: Прозвучала инструментальная музыка. У: Какие чувства возникли у вас при прослушивании этого произведения? Д: Грусть, тоска, меланхолия. У: Какие музыкальные инструменты прозвучали? Какой инструмент солирует? Д: фортепиано и скрипка. Скрипка солирует. У: Почему именно скрипка ведет солирующую партию? Д: Ее тембр напоминает голос человека. У: Да, мелодичные, певучие интонации произведения мы воспринимаем как выразительную речь, как исповедь души человека. О чем поет скрипка? Д: О несбывшейся мечте, о потерянной любви.
|
Дети в ходе фронтального опроса отвечают на вопросы учите ля.
Слушание Г.В. Свиридов «Романс»
|
П. – активизировать мыслительные операции.
П: осознавать познавательную задачу; слушать, извлекая нужную информацию.
Л.- положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения.
К. - вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения, делать выводы.
П: внимательно слушать музыкальный фрагмент и находить характерные особенности музыки в прозвучавших фрагментах, определить его направленность.
|
3. Этап выявления места и причины затруднения |
У: Пожалуй, я могу согласиться с вами, это действительно инструментальное произведение, если бы не одно «но». Посмотрите, как называется это произведение. Что-то здесь не так.
Слайд: Г.В. Свиридов «Романс».
У: Вспомните определения понятия «романс». Д: Романс – это сольная лирическая песня, в которой раскрываются чувства человека. Романс – это жанр вокальной музыки. У: Вам не кажется, что стоит разобраться в этой проблеме и подготовить материал к тележурналу. Д: Тема нашей телерепедачи «Почему иногда инструментальную музыку называют вокальной?», «Жанры инструментальной и вокальной музыки»
|
Проблемная ситуация. Эвристичес- кая беседа.
Дети формулируют тему урока.
|
К. - вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения, делать выводы.
П: Учатся слушать и производить анализ прослушанного в свете темы, попытка классифицировать. |
4. Этап построения проекта выхода из затруднения
|
У: Можете ли вы сейчас дать ответ на этот вопрос? Давайте вместе наметим план наших дальнейших действий. Журналисты, искусствоведы и музыканты, для того, чтобы наша передача получилась интересной, я прошу вас выбрать виды работ из предложенных и расположить их в нужной последовательности.
Виды работ для планирования: - Сравнить характеристики всех услышанных музыкальных отрывков. - Подготовиться к знакомству с новым музыкальным произведением (узнать имя его автора, историю создания). - Прослушивание неизвестного произведения. - Дать характеристику образа в произведении. - Дать определение новому музыкальному понятию – вокальному и инструментальному жанру.
|
Обсуждение по группам плана выхода из затруднения. |
К: Формирование умения грамотно строить речевые высказывания, планирование учебного сотрудничества
П: действия постановки и решения проблем Р: прогнозирование, планирование
|
5. Этап построения проекта выхода из затрудне-ния. |
У: Смогли бы вы влюбиться в идеал, в девушку или юношу, чей образ написан на холсте знаменитым художником, а потом ждать встречи с ним? Как мы можем охарактеризовать такого человека? Д: Романтик, мечтатель, у него возвышенная душа. У: Все верно, именно таким был немецкий композитор, пианист Феликс Мендельсон. Уже в 17 лет, будучи известным композитором он отправился в путешествие по Италии. В Риме его внимание привлекла картина о покровительнице музыки - «Святая Сесилия». Восхищенный юноша с замиранием сердца смотрел на прекрасную девушку на картине. «Если бы такая Сесилия встретилась на моём жизненном пути, обязательно стала бы моей женой», - проговорил композитор. Следует заметить, что спустя несколько лет композитор действительно встретит свою любовь на Родине в Германии. Ее будут звать Сессиль. Они будут счастливы вместе, но это произойдет позже, а пока композитор путешествует по Италии.
- Что еще так потрясло и вдохновило молодого композитора в Италии на творчество, вам расскажет музыка. Ведь именно Феликс Мендельсон впервые применил название «песня без слов», написав цикл фортепианных пьес, предназначенных для домашнего музицирования. Послушайте эту пьесу и ответьте, что изображает ее удивительная мелодия, какими чувствами наполнена музыка? Д: Чувство любви, нежности, светлой мечты. У: Опишите характер музыки. Д: Музыка мягкая, лиричная, напевная, волнообразная. У: Какие музыкальные инструменты услышали? Какой музыкальный инструмент солирует? (солирует кларнет, аккомпанемент фортепиано). У: Как вы думаете, почему именно деревянный духовой инструмент с низким и густым тембром звучания исполняет солирующую партию? Д: Его голос напоминает голос молодого мужчины. Он как будто поет песню. У: Стало бы это произведение более понятным, если бы в нем присутствовал поэтический текст? Д: Нет. Мелодия настолько выразительна, что легко заменяет слова. У: Через мелодию композитор нам о чём-то рассказывает. Поэтому говорят, что мелодия – это мысль, выраженная звуками. Какая мысль, история рассказана в этом сочинении. Д: История любви, красоты природы. У: Как вы понимаете смысл этого выражения: «Музыкальный язык не требует перевода, он понятен всем»? Д: Музыка способна создавать образы, настроение, которые чувствуешь, когда слушаешь музыку. У: А теперь давайте проследим за партией фортепиано. Покажите рукой рисунок аккомпанемента.
У: Что напоминают движения руки? Д: Движения плавные, волнообразные, как будто на воде. У: Да, коллеги откройте свои информационные сборники и скажите, как называется песня на воде. Д: Баркарола. У: Объясните значение слова. Д: Слово Барка в переводе с итальянского - обозначает лодка. У: Найдите название этого произведения. Д: Песня венецианского гондольера. У: Кого в Венеции называли гондольерами? Д: Лодочников, гребцов. У: Почему именно в Венецию привела нас музыка? Д: Венеция – город на воде. Очень романтичный, старинный и красивый.
В отличии от Мендельсона, который нашел свою любовь австрийский композитор Франц Шуберт говорил: "Счастлив тот, кто находит истинного друга. Еще счастливее тот, кто найдет его в своей жене». К сожалению, ему не суждено было познать счастье семейной жизни. Его возлюбленную Терезу мама насильно отдала за муж за другого, ведь он был богат в отличии от бедного музыканта Шуберта. Может, если бы она слышала его музыку, и узнала, что композитор сочинил более 600 прекрасных песен, то, возможно, изменила бы о нем свое мнение?
У: Давайте послушаем Баркаролу Франца Шуберта. Найдите общие и отличительные черты в этих произведениях. - Какие черты жанра баркаролы – песни на воде вы услышали в музыке? Д: Интонация движения воды, легкость, невесомость звучания. У: Верно. Мы слышим здесь плеск волн, красивую, напевную мелодию.
У: Что общего между песнями без слов и баркаролой? Д: Интонация качающейся лодки. У: Какие черты вокальной музыки перешли в инструментальную музыку? Д: Выразительная мелодия, которая раскрывает чувства человека. У: Что различает эти произведения? Д: У Мендельсона плавная медленная мелодия, у Шуберта она легкая и игривая. У: Сравните настроение романсов Мендельсона, Шуберта с настроением картины «Итальянский пейзаж» русского художника Александра Николаевича Мордвинова. У: Давайте совершим виртуальное путешествие по картине
Физминутка У: Коллеги, я предлагаю оживить эту музыкальную картину. Мальчики, возьмите в руки воображаемые весла. Вы будете гондольерами, которые искусно управляют своими лодками. Девочки, вы прекрасные дамы, играете с водой, задумчиво смотрите в даль, наслаждаясь прогулкой. А нескольких ребят я попрошу продекламировать поэтический текст Баркаролы. И не забудьте, что выполняя движения под музыку, вы должны в первую очередь ее слышать. Поплыли.
Словно как лебедь по влаге зеркальной, Тихо качаясь, плывет наш челнок, О, как на сердце легко и спокойно, Нет и следа в нем минувших тревог. О, как на сердце легко и спокойно, Нет и следа в нем минувших тревог.
В небе заката лучи догорают, Розовым блеском осыпан челнок. Розовым блеском осыпан челнок.
Час незаметно за часом проходит, Дальше скользим мы по зеркалу вод. Сердце, как море светло и спокойно, Нет в нем и тени минувших забот. Сердце, как море светло и спокойно, Нет в нем и тени минувших забот.
О, неужели на крыльях туманных Утро с собой их опять принесет? О, неужели опять принесет? О, неужели опять принесет!
У: как вы оцениваете свою игру? Получилось ли нам создать атмосферу романтичной Венеции? Что необычного вы услышали в этой версии произведения. Д: Звучал смешанный хор. Они пели вокализ. У: Так, дорогие мои соавторы программы. На мой взгляд не хватает еще одного сюжета. Мы говорили о жанре Баркаролы, слушая лишь музыку иностранных композиторов. А могли ли русские композиторы написать музыку, наполненную атмосферой сказочной Венеции? Вы, действительно, правы. Великие русские композиторы Чайковский, Глинка, вдохновленные красотой солнечной Италии, посвящали ей свои произведения. У: (показывает табличку) Если бы я был композитором…1832 г. Италия. Представьте, что вам подарили вот эти стихи поэта Козлова:
Ночь весенняя дышала Светло-южною красой; Тихо Брента протекала, Серебримая луной; Отражен волной огнистой Блеск прозрачных облаков, И восходит пар душистый От зеленых берегов.
У: Какую музыку сочинили бы вы? В каком бы ладу она звучала, каким был бы ритм, какая бы была мелодия, какие инструменты ее исполняли, в каком темпе? Предлагаю Вам услышать, как с этой задачей справился М.И. Глинка. У: Опишите это произведение. Какая музыка прозвучала? Д: Лирическая, нежная, легкая, неспешная.
|
Обсуждение по группам плана выхода из затруднения
Слушание. Феликс Мендельсон. Песня Венецианского гондольера.
Учащиеся осуществляют интонационно-образный анализ произведения.
Пластическое интонирование.
Дети работают с текстом учебника, выбирая нужную информацию.
Слушание Ф. Шуберт. Баркарола.
Учащиеся осуществляют интонационно-образный анализ произведения.
Учащиеся проводят сравнительный анализ, выделяя общие и отличительные черты.
Учащиеся рассматривают картину «Итальянский пейзаж», находят общие черты музыки и живописи.
Звучит музыка Ф. Шуберта «Баркарола» (вокализ).
Учащиеся участвуют в драматизации произведения.
Слушание и просмотр видеофильма М.И. Глинка Венецианская ночь. |
К: слушать, анализировать полученную информацию, запоминать;
П: Слушать музыкальное произведение, проникая в его музыкальную ткань.
Р: принимать и сохранять учебную задачу. П: осуществлять интонационно-образный анализ произведения.
П: Вслушиваться в интонацию музыки, определять ее характер, образный язык произведения.
П: Участвовать в пластическом интонировании, наблюдая за движением мелодии и аккомпанемента в музыке.
К: отвечать на вопросы учителя, доказывать свою точку зрения, участвовать в диалоге.
И: уметь находить информацию в учебнике.
П: Слушать музыкальное произведение, проникая в его музыкальную ткань.
П: учатся размышлять над содержанием музыкального произведения, определять средства музыкальной выразительности высказывать суждения о музыке, классифицируют жанры.
К: Рассуждать об общности и различии выразительных средств музыки и живописи.
П: Импровизировать в соответствии с представленным учителем или самостоятельно выбранным образом.
П: Участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пластическом интонировании, импровизации, игре на инструментах).
П: Творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в музыкально-ритмическом движении, поэтическом слове, драматической деятельности.
Р: принимать и сохранять учебную задачу, оценивать свою работу.
К: слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения; строить небольшие монологические высказывания. К. - вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения. П: слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения; строить небольшие монологические высказывания. П: Вслушиваться в интонацию музыки, определять ее характер, образный язык произведения, средства музыкальной выразительности. |
6. Этап. Осуществление контроля и коррек-ции.
|
У: Какими музыкальными средствами (мелодией, ритмом, темпом, ладом, тембром) композитор подчеркнул поэтичность стихотворного образа солнечной Италии? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, я прошу Вас заполнить таблицу в ваших рабочих материалах. А теперь поменяйтесь табличками и вместе проверим наши записи. Мелодия – плавная, Ритм – мерный, неторопливый Темп – умеренный Лад - мажор Тембр – фортепиано, баритон.
|
Учащиеся описывают средства музыкальной выразительности Заполняют таблицу.
Учащиеся разучивают и исполняют песню. |
П: Учащиеся осуществляют взаимопроверку. Р: учатся оценивать свои знания и знания одноклассников. |
7. Практи-ческая деятель-ность. Исполнение песни |
У: Я предлагаю исполнить эту песню М.И. Глинки «Венецианская ночь».
|
Дети отвечают на вопросы учителя.
|
П: Участвовать в коллективной исполнительской деятельности.
|
8. Рефлексия. Итог урока
|
-У: нашу летучку можно заканчивать. Вы узнали достаточно информации для того, что бы воспользоваться ее и создать свои сюжеты тележурнала «Абсолютный слух». Каждый сюжет состоит из небольших фрагментов, собрав их вместе, вы сможете получить покадровое редактирование будущего сюжета программы. На каждую команду я выдаю по 5 картинок. Разложите их интересующей вас последовательности, и расскажите кратко, какой сюжет будите снимать.
- Мендельсон «Песня венецианского гондольера» 1.Портрет В. Мендельсона; 2. Картина «Святая Сесилия» 3. Портрет жены Композитора; 4. «Песня венецианского гондольера». 5. Гондольер
- Шуберт «Баркарола» 1. Портрет Ф. Шуберта; 2. Шуберт с Терезой; 3. Сборник сочинений Шуберта; 4. Баркарола 5. «барка» – лодка.
- Глинка «Венецианская ночь» 1. Портрет М.И.Глинки 2. Глинка Италии 3. Стихи Козлова 4. Венецианская ночь 5. Картина «Итальянский пейзаж»
|
Дети участвуют в диалогово-коммуникатив-ной деятельности.
|
П: осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. П: формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения; строить небольшие монологические высказывания. |
9. Домашнее задание |
У: Спасибо, коллеги, вы отлично поработали. Думаю, что у нас может получится неплохая телепередача. Для того что бы она получилась, вы многое узнали. Расскажите об этом. Что вы узнали, что вам понравилось, или не понравилось. Пригодятся ли эти знания в жизни? (Ответы детей) - У вас на столах лежат нотки разных цветов. Если этот урок-игра вам понравился, поднимите красную ноту, если не очень понравился - синюю, а если не понравился совсем- черную. (Обсуждение) У: Спасибо, однако, вспомните, как мы обозначили тему нашей передачи. Д: «Почему иногда инструментальную музыку называют вокальной?» Теперь вы сможете ответить на этот вопрос? У: Да. В этих произведениях певучая, очень красивая мелодия, напоминающая выразительную речь. Она заменяет стихотворный текст. Д.З. Придумайте свою маленькую историю, созвучную одному из полюбившихся произведений и напишите ее в своей тетради.
|
Дети исполняют песню. |
Р: формировать открытость учащихся в осмыслении своих действий Л: формирование самооценки, самоуважения Р: адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления.
|