Предварительный просмотр презентации

Музейный комплекс. МБОУ«Элистинский лицей» Выполнила: Горяева Аюна 10 «Г» класс Жизненный цикл Человека

В круге жизни Структура экспозиции разделена на 7 стендов. Эта цифра не случайна. Она священна для калмыков, так как небосвод по поверью состоит из 49 небес. На последнем обитают боги.

Колесо Сансары Любое живое существо с его чувствами, желаниями, поступками замкнуто внутри Колеса жизни, где его ожидает бесконечная цепь перерождений. Главной причиной перерождений являются духовные скверны: неведение(свинья),гнев (змея), страсть (петух). Змея и петух выходят из пасти свиньи: т.е. неведение является первопричиной наших страданий.

Центральным звеном и лейтмотивом экспозиции, является «Колесо бытия» (колесо сансары). Здесь имеется ввиду символическое изображение бытия. Оно обычно использовалось для обучения и для введения в систему буддийского мышления. Центральным звеном и лейтмотивом экспозиции, является «Колесо бытия» (колесо сансары). Здесь имеется ввиду символическое изображение бытия. Оно обычно использовалось для обучения и для введения в систему буддийского мышления.

1.Слепой с палкой: на низшем уровне - неспособность различать дорогу, на высшем - неведение 2.Горшечник лепит горшки: на высшем уровне совокупность деяний человека в прошлой жизни предопределяет его облик и рождение в следующей; «формирование в процессе кармы». 3.Обезьяна, влезающая на дерево, срывает плоды - « сознание» находится в зачаточном состоянии. Хотя все элементы, сформировавшие новую личность, в совокупности уже имеются. 4.Человек в лодке - нечувственные и чувственные элементы еще не определились и потому личность- эмбрион пока никаких переживаний не имеет (имя и форма)

5.Дом с окнами и дверьми - означает, что шесть органов чувств уже оформились, но пока не пробудились («органы чувств») 6.Любовная пара - «соприкосновение» сознания и органов чувств, которое служит толчком к их пробуждению. 7.Человек со стрелой в глазу - означает чувства приятные и неприятные, которые мы испытываем впервые два года жизни; «Чувство». 8.Человек с чашей вина - означает проснувшееся в молодом человеке желание, утоление которого ведет к появлению нового желания, еще более сильного, чем прежде («жажда желания»).

9.Человек, рвущий с дерева плоды, - стремление к жизни ведет человека к определенной цели («привязанность») 10.Курица, высиживает яйца - жизнь достигла полного расцвета и завершения, в ней заложен переход к будущей жизни («бытие»). 11.Рождение-начало нового витка жизни, нового звена в цепи перерождений. 12.Согбенный старик с мертвецом - означает старость и смерть, завершающие жизнь, подводящие итого сумме деяний и определяющие карму и последующее перерождения.

Стенд№1 «Рождение ребенка». Комплекс обычаев, связанных с рождением, важен: жизнь ощущалась как высшая ценность во все времена в традиционной культуре любого народа. Основы успешного традиционного воспитания калмыков: хорошие манеры, природный такт, трудолюбие, дисциплина, честность, отвага. Данные нравственные критерии в калмыцком обществе всегда имели четкую дифференциацию по полу и возрасту.

Стенд №2 «Воспитание мальчиков». Отец обучал сына ориентироваться в степи, по различным народным приметам находить пригодные места для выпаса скота, способности самостоятельно преодолевать трудности кочевого быта, вырабатывать в мальчике твердость духа, удаль, ловкость. К девяти годам он уже смотрел за табуном, скотиной, а к 12 – мог свободно ловить арканом лошадь.

Стенд№3 «Воспитание девочек». «Счастье мужчина находит в степи, женщина у очага». Девочек не отдавали на обучение, ее воспитывала исключительно мать. Калмыки старались воспитать девочку аккуратной, скромной, трудолюбивой. С детства внушали ей послушание. Ежедневно помогая, матери, девочка постепенно осваивала приготовление пищи, рукоделия, училась мастерству обработки шерсти и овчины. К 12 годам девочка уже полностью втягивалась в трудовую жизнь семьи. Особое внимание уделялось рукоделию, которое было самым тонким искусством; национальным узором украшалась одежда.

Стенд №4 «Свадьба». Судьбоносной вехой в жизни человека является вступление в брак, который имел ключевое значение не только для отдельного человека, но и для рода в целом. Брак обеспечивал благополучие непрерывной жизни родового общества.

Стенд №5 «Праздники и обряды». Национальная культура наиболее полно проявляется в традициях, обычаях, праздниках. Калмыцкие календарные традиции условно делятся по сезонам: весенне-летние и осенне-зимние. Существующий обычай - зажигание лампадки отображен на данном стенде. Вообще, символика зажигания лампад широка: это фаза почитания бурханов, гадания о будущем, обряд поклонения солнцу, поклонения звездам. В народной философии уделяется много места животворящей силе природы. Лес, горы, степь, ручей – все имеет своего хозяина (живой дух, благотворно влияющий на каждого человека). С рождения и до смерти кочевали наши предки по огромным пространствам, изучали и оберегали природу. Это традиционное отношение окружающей среде прослеживается на разных уровнях народной культуры.

Стенд №6 «Семья. Система родства». С самого детства воспитывалось у степняков любовь к миру, который окружал их. Путем изучения легенд, преданий о своем роде люди постигали сведения об истории своего народа. Калмыки должны были знать предков до седьмого колена. Созидательница и хранительница семьи - женщина-мать сравнивалась с образом Матери-Земли.