Практикум на тему «Жизненные циклы растений»

1
1
Материал опубликован 4 May 2022

Жизненные циклы растений.
DOCX / 561.49 Кб

/data/files/g1651693703.docx (Жизненные циклы растений.)

Жизненные циклы растений.
DOCX / 561.49 Кб

/data/files/g1651693703.docx (Жизненные циклы растений.)Практикум по теме «Жизненные циклы растений»

Фамилия, имя ____________________________________ Дата____________________

«Не плыви по течению,

не плыви против течения -

плыви туда, куда тебе надо»

Грейс Хоппер

Закончи предложение, вставь пропущенные термины:

Спорофит(_n) – это __________________ поколение, развивается из ___________(_n) путем __________, производит ____________(_n), содержит ____________набор хромосом.

Спора – это _________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________ . Образуется на ____________ путем _______________, содержит ________________набор хромосом.

Гаметофит(_n) – это __________________ поколение, развивается из ___________(_n) путем ____________, производит ___________, содержит ____________набор хромосом.

Гаметы – это____________________. Содержат __________________набор хромосом. Образуются на _______________ путем _____________. Женские - _____________ в архегониях, мужские - _________ в ________________.

5. Зигота(_n) – это __________________________. Образуется в результате ________________, содержит ____________набор хромосом. Из нее развивается ____________________________.

 

Решение задач в формате ЕГЭ.

Отдел Водоросли

У большинства водорослей преобладающим поколением является - _____________(_n).

Зооспоры – это ____________________(_n).

 

Установите соответствие между характеристиками и поколениями хламидомонады, обозначенными цифрами 1 и 2: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца

t1651692515aa.png

ХАРАКТЕРИСТИКИ

ПОКОЛЕНИЯ ХЛАМИДОМОНАДЫ

A) доминирует в цикле развития

Б) делится путём мейоза

B) образует половые клетки

Г) зимует на дне водоёма

Д) с наступлением благоприятных условий прорастает

1) 1

2) 2

 

Ответ: _________________

 

У хламидомонады преобладающим поколением является гаметофит. Определите хромосомный набор зооспоры и гамет хламидомонады. Объясните, из каких исходных клеток и в результате какого деления образуются эти клетки при половом размножении.

Ответ:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________

 

 

 

 

Отдел Мхи

У мхов преобладающим поколением является _________________________(_n).

Спорофит(_n) - _____________________ паразитирует на гаметофите.

Установите соответствие между характеристиками и поколениями мха, обозначенными цифрами 1 и 2; к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца

t1651692515ab.png

ХАРАКТЕРИСТИКИ

ПОКОЛЕНИЯ МХА

А) происходит образование спор

Б) происходит образование половых клеток

В) образуется зигота

Г) представляет собой спорофит

Д) представляет собой гаметофит

1) 1

2) 2

 

Ответ: ________________________

 

Установите последовательность этапов в цикле развития мхов, начиная с прорастания споры.

1) образование предростка

2) оплодотворение при наличии воды

3) прорастание споры

4) развитие на предростке женских и мужских растений мха

5) созревание на мужских растениях сперматозоидов, на женских — яйцеклеток

6) развитие из зиготы на женском растении коробочки со спорами

Ответ: ________________________________

 

Отделы Папоротники, хвощи, плауны

Взрослое растение - _________________________(_n), а гаметофит - ____________________(_n).

Установите соответствие между характеристиками и поколениями папоротника, обозначенными цифрами 1 и 2, к каждой позиции данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго

t1651692515ac.png

ХАРАКТЕРИСТИКИ

ПОКОЛЕНИЯ ПАПОРОТНИКА

A) имеет гаплоидный набор хромосом

Б) имеет диплоидный набор хромосом

B) формируется в результате деления споры митозом

Г) формируется из зиготы в результате митоза

Д) образует споры

1) 1

2) 2

 

Ответ:_______________________

 

Установите правильную последовательность стадий жизненного цикла папоротника, начиная с зиготы.

1) образование зиготы

2) прорастание споры, образование заростка

3) формирование половых клеток в заростке

4) образование корневища из зиготы

5) образование спор на листьях

6) рост листьев из корневища Ответ:___________________________

Все приведённые ниже признаки, кроме двух, — диплоидные стадии развития папоротника. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка.

1) Спермий

2) Спорангий

3) Листья

4) Спора

5) Зигота Ответ: ________

 

Отдел Голосеменные

Семя - _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Семя содержит _________________________________________________________________________

Взрослое растение - ________________(_n). Развивается из семени растения.

На чешуйках ________ шишек образуется по два семязачатка – мегаспорангии с материнскими клетками мегаспор (2n). Путем ________ из каждой образуется 4 ________________(_n), три из которых __________, а одна развивается и образует женский гаметофит - ____________ (_n). В архегониях созревает по одной ______________(_n).

В мужских шишках формируются спорангии - материнские клетки микроспор (_n). Из них путем мейоза образуются _____________(1n).

Мужской гаметофит - _______________ зерно, развивается из ________________(1n) путем _________, и состоит из двух клеток: ___________(_n) и ____________(_n). После опыления вегетативная клетка прорастает в ____________ трубку, попадающую в семязачаток. Прорастание пыльцы происходит в течение _____________. В семязачатке из _________клетки путем ___________образуются два спермия (_n). Один из них оплодотворяет яйцеклетку, образуется ____________(_n), а другой погибает.

Из зиготы (_n) развивается _________________(_n). Из семязачатка - _____________. Из покровов семязачатка - ______________________________.

 

Какой хромосомный набор характерен для клеток мякоти иголок и спермиев сосны? Объясните, из каких исходных клеток и в результате какого деления образуются эти клетки.

Ответ:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Найдите три ошибки в тексте «Голосеменные». Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.

(1)Голосеменные - многолетние, в основном вечнозелёные деревья и кустарники; травянистых форм нет. (2) Имеют прямостоячие стебли и мочковатые корневые системы. (3)Ярко выражены годичные кольца прироста древесины;в древесине много смоляных ходов, заполненных смолой. (4)Листья игольчатой формы, однолетние, с одной главной жилкой и мощной кутикулой из воска, которая защищает эпидермис от излишнего испарения. (5)В жизненном цикле преобладает спорофит (2n). (6)Гаметофит развивается из споры в мужских и женских шишках. (7) Мужской гаметофит содержит пыльцевое зерно с двумя спермиями, а женский - два архегония с двумя яйцеклетками. (8)Оплодотворяются двумя спермиями обе яйцеклетки; в результате оплодотворения развивается семя с семенной кожурой, зародышем и эндоспермом.

Ответ:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

 

Рассмотрите рисунок и укажите название изображённой стадии развития сосны, обозначенной вопросительным знаком. Из каких исходных клеток и в результате какого деления она образовалась? Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины и понятия, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин или понятие из предложенного списка.

 

t1651692515ad.png

 

 

Название стадии развития

Исходные клетки

Каким делением образована

(А)_____________

(Б)_________________

(В)________________

Список терминов:

1) микрогаметофит (пыльцевое зерно) 5) диплоидная зигота

2) семязачаток 6) гаплоидная микроспора

3) митоз 7) клетки спорангиев на чешуйках шишек

4) мейоз 8) семя сосны

Ответ:

А

Б

В

 

 

 

 

Чем отличается по строению семя сосны от споры папоротника? Укажите не менее трех отличий.

Ответ:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Отдел Покрытосеменные

Спорофит - ___________________________(_n).

В цветке формируется гинецей – совокупность пестиков. В _________ пестика формируются материнские клетки мегаспор (_n). Каждая делится путем ___________ и образуется четыре мегаспоры (_n). ___ из них отмирает, одна из них трижды делится путем _____________ и развивается женский гаметофит – восьмиядерный ________________ ________ (_n).

В зародышевом мешке все ядра становятся клетками. Главные: яйцеклетка (_n) и центральное ядро (_n). Кроме них – вспомогательные клетки: антиподы и синергиды.

В цветке также формируется андроцей – совокупность тычинок. В пыльцевых мешках тычинок формируются спорангии в которых путем ________________ образуется много мелких _____________________(_n). Все они развиваются, и из каждой споры образуется мужской гаметофит - ____________ ______(_n). Он состоит из двух клеток: _____________(_n) и _______________(_n). После опыления из вегетативной клетки путем _____________образуется __________________ трубка, а из генеративной путем _____________ - два спермия(_n). Через пыльцевход (микропиле) два спермия попадают в зародышевый мешок.

Один спермий(_n) оплодотворяет яйцеклетку(_n), образуется ________(_n).

Второй спермий сливается с ____________(_n), образуется оплодотворенная центральная клетка (_n).

Процесс двойного оплодотворения цветковых растений открыл __________.

Зигота делится путем _________, образуется _______________

Оплодотворенная центральная клетка делится ___________, образуется ____________(_ n) запасная питательная ткань.

Из стенок завязи образуется ___________________________.

Из стенок семязачатка образуется ________________________.

 

 

 

 

Определите число хромосом в конце телофазы митоза в клетках эндосперма семени лука (в клетках эндосперма триплоидный набор хромосом), если клетки корешков лука содержат 16 хромосом. В ответ запишите только соответствующее число хромосом.

Ответ: ___________________


 

Установите соответствие между характеристиками и половыми поколениями цветковых растении, обозначенными цифрами 1 и 2; к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

t1651692515ae.png

ХАРАКТЕРИСТИКИ

ПОКОЛЕНИЯ ЦВЕТКОВЫХ РАСТЕНИЙ

А) имеет гаплоидный набор хромосом в 8 ядрах

Б) представляет пыльцевое зерно

В) спермий сливается с яйцеклеткой

Г) спермий сливается с центральной клеткой

Д) образует пыльцевую трубку

1) 1

2) 2

 


 

Ответ: _________________________________


 

Определите правильную последовательность образования зиготы у покрытосеменных растений.

1) образование гаплоидной макроспоры

2) мейоз

3) образование восьмиядерного зародышевого мешка

4) формирование яйцеклетки

5) оплодотворение

6) митоз

7) зигота Ответ: ___________________

 

Установите последовательность этапов двойного оплодотворения у покрытосеменных растений.

проникновение спермиев в зародышевый мешок

перенос пыльцы на рыльце пестика

слияние ядра одного спермия с ядром яйцеклетки, другого спермия — со вторичным ядром зародышевого мешка

образование диплоидной зиготы и триплоидной клетки

прорастание пыльцевой трубки в семязачаток Ответ: __________________

 

Определите число хромосом в начале и конце телофазы митоза в клетках эндосперма семени ржи посевной, если центральное ядро зародышевого мешка ржи содержит 14 хромосом. Ответ поясните.

Ответ: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

Задание нового формата. Линия 8, 9

Рассмотрите рисунки и выполните заданияt1651692515af.jpg

Все представленные на рисунках 1-4 объекты относятся к одной стадии жизненных циклов растений различных отделов. Как называют эту стадию?

Ответ: _________________________

 

Установите соответствие между характеристиками и объектами, обозначенными на рисунках выше цифрами 1, 2, 3, 4: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

ОБЪЕКТЫ

А) содержит вегетативную клетку (ядро)

Б) имеет размеры от нескольких миллиметров до 5 сантиметров, в клетках происходит фотосинтез

В) содержит два спермия

Г) развивается из протонемы (предростка)

Д) является результатом деления макроспоры митозом

Е) образуется в пыльниках

1) 1

2) 2

3) 3

4) 4

 

Ответ: _____________________________

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Проверочная работа может быть использована: на уроке биологии для текущего контроля знаний по теме «Жизненные циклы растений», в профильных классах при подготовке к ЕГЭ по биологии

4 May 2022