12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Билалова Хава Газиявовна259
Учитель биологии МКОУ "Дылымская гимназия имени М.Салимгереева". Классный руководитель. Работаю с 2001 года.
Россия, Дагестан респ., Казбековский район, с.Дылым
0

Открытый урок биологии по теме "Жизненный цикл клетки. Митоз"

МКОУ «Дылымская гимназия имени М.Салимгереева»












Открытый урок


на неделе биологии и химии


«Жизненный цикл клетки.

Митоз»

10 класс





Разработала и провела: Билалова Х.Г.
















Дылым

Цели и задачи урока:

- обучающие:

Сформировать понятия о «жизненном цикле клетки» и «митотическом цикле клетки»

Сформировать понятие о митозе как об универсальном способе, сохраняющем постоянство числа хромосом в клетках.

- развивающие:

развивать навыки изучения явлений в сравнительном плане, делать выводы на основе сравнения процессов деления растительных и животных клеток, клеток разных тканей организма.

тренировать учащихся в умении анализировать известный и новый материал, составлять обобщающие таблицы.

развивать умения устанавливать взаимосвязи строения и функций органоидов клетки.

развивать умения работать с микроскопом, описывать микропрепараты.

- воспитательные:

рассказать об использовании приобретенных знаний о митотическом цикле клетки в практической деятельности и повседневной жизни человека.


Тип урока – комбинированный.




Ход урока.

Эпиграф

«Смею вас заверить, что путешествие в недра клетки так же занимательно, как полет на Луну. Но, думается мне, человек прежде достигнет Луны, нежели познает все тайны живой клетки» Р.Г. Бутенко.


Организационный момент, постановка целей и задач урока (слайд 1,2,3)

- Человек впервые ступил на Луну в 1969 году. А как же с клеткой? За это время о ней узнано многое, но далеко не все. Одну из тайн жизни клетки мы раскроем сегодня на уроке.


Интеллектуальная разминка (слайд 4)

1)Какая клеточная структура является носителем и хранителем наследственной информации?

2) Опишите строение ядра эукариотической клетки.

3) Что такое хроматин?

4) Как устроены и из чего состоят хромосомы ?

5) Какой хромосомный набор называют гаплоидным, диплоидным? Как его обозначают?

6) Каково строение клеточного центра?


Изучение нового материала.

Один из постулатов клеточной теории гласит, что увеличение числа клеток, их размножение, происходит путем деления исходной клетки. Это положение исключает какое-либо «самозарождение» клеток или их образование из неклеточного «живого вещества». В основе размножения и индивидуального развития организма лежит деление клеток. Описано три способа деления эукариотических клеток (слайд 5, 6).


Клетка возникает в процессе деления материнской клетки и исчезает в ходе собственного деления или гибели. Время существования клетки как таковой называют жизненным циклом клетки.

Жизненный цикл клетки – совокупность процессов, протекающих в клетке от момента ее появления до гибели или деления на две дочерние, включая само деление.

Жизненный цикл может включать митотический цикл (слайд - 7).

Митотический цикл – совокупность процессов, протекающих в клетке от одного деления до другого, включая само деление.


Митотический цикл состоит из интерфазы – подготовки к митозу и митоза.


Интерфаза – период подготовки клетки к делению. Составляет 90% всего клеточного цикла.

Состоит из трех периодов (слайд 8)

Пресинтетический период: G1 - 2n2c. Самый длительный период интерфазы (от 2х часов до нескольких суток). Клетка готовится к удвоению хромосом: синтез РНК, различных белков; увеличивается кол-во рибосом, поверхность ЭПС, число митохондрий. Клетка интенсивно растёт. 


Синтетический период: S - 2n4c Продолжается синтез РНК и белков, происходит удвоение хромосом (в основе репликация ДНК). После каждая хромосома оказывается удвоенной – состоящей из двух сестринских хроматид. Продолжительность от 6 до 10часов.


Постсинтетический период: G2 - 2n4c. Клетка готовится к делению: синтезируются белки микротрубочек, которые во время митоза будут формировать веретено деления, запасается энергия. Как правило, самый короткий период – от 2 до 5 часов.


Митоз (греч. Mites – нить) - t1594643510aa.png основной способ деления эукариотических клеток (2п =2п)

В 1874 г. Чистяков И. Д. изучил митоз в спорах плаунов. В 1876- 1879г.г. Э Страсбургер изучил митоз в растительных клетках. В 1882 г. В.Флемминг изучил митоз в клетках животных (слайд 9).


Профаза - спирализация хромосом (укорачиваются), ядерная оболочка и ядрышко распадаются, центриоли расходятся к полюсам и формируется веретено деления (слайд 10).


Метафаза - хромосомы выстраиваются в плоскости экватора клетки; состоят из двух дочерних хроматид,  соединённых центромерой (слайд 11).

Анафаза - центромеры делятся; дочерние хроматиды всех хромосом одновременно отделяются друг от друга и расходятся к противоположным полюсам клетки (слайд 12).

Телофаза - формируется оболочка новых ядер (завершается кариокинез); деспирализуются хромосомы и восстанавливается ядрышко; происходит разделение клетки на две дочерние (цитокинез) (слайд 13).


У разных организмов митоз протекает несколько по-разному. Например, у животных клеточный центр содержит центриоли, а у цветочных растений их нет. В растительных клетках борозда деления не образуется, а строится клеточная стенка, и цитоплазма делится иным способом, чем у животных клеток.

Продолжительность стадий митоза различна и зависит от типа ткани, физиологического состояния организма, внешних факторов, температуры.


В организме митоз контролируется системой нейрогуморальной регуляции, зависит от нервной системы, на него влияют гормоны надпочечных желёз, гипофиза, щитовидной и половых желёз, а также продукты тканевого распада, вещества, выделяющиеся вследствие функциональной активности клеток.

Регулирующим фактором внешней среды являются суточные ритмы. Так у животных, которым присущ ночной образ жизни, максимум митозов приходится на день, а у дневных животных — на ночь.


Просмотр видеофрагмента митоза (слайд 14)


Работа в парах с учебником: Учитель предлагает изучить учащимся пункт «Значение митоза» ответить на вопрос: «Каково биологическое значение митоза?» (учащиеся отвечают и делают запись в тетради.)


В результате митоза (слайд 14)

Достигается генетическая стабильность;

Увеличивается число клеток в организме;

Происходит рост организма;

Возможны явления регенерации (физиологической, репаративной) и бесполого размножения у некоторых организмов.


Нарушение нормального течения митоза и неправильное распределение хромосом между дочерними клетками приводит к возникновению клеток с несбалансированными кариотипами.


Формы патологии митоза.

Повреждение хромосом. Под действием различных митотических ядов (колхецин, метанол и др.) возникает нарушение целостности хромосом, а отсюда нарушение расхождения их к полюсам

Повреждение митотического аппарата. Вследствие этого митоз приводит к неравномерному распределению хромосом между дочерними клетками.

Нарушение цитотомии. Образование дочерних клеток нарушается в результате позднего или преждевременного возникновения борозд деления.


Закрепление знаний.

- Практическая работа: «Митоз в клетках корешка лука»

Используя микроскопы, препараты «Митоз в клетках корешка лука», карту митоза, найдите в клетках изученные нами стадии митоза (учащиеся работают самостоятельно), затем краткое обсуждение увиденного.

- выполнение заданий (слайды 16 – 17):

1. Определите, какие фазы митоза указаны на рисунке?

2. Определите правильный набор хромосом у различных видов?


Задание на дом (слайд 18):

- стр. 167 - 176

- оформите таблицу: «Фазы митоза и их особенности».












Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.