12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Легоцкая Вера Сергеевна44430
Люблю работать.
Россия, Брянская обл., Брянск
34

Прием «Лото» на уроке русского языка при изучении темы «Изобразительно-выразительные средства синтаксиса»

Прием «Лото» на уроке русского языка при изучении темы «Изобразительно-выразительные средства синтаксиса»

Пояснительная записка


Детская игра в грамматическое лото (или орфографическое) может быть эффективным и в 11-м классе! 17-летние юноши и девушки в шутку или всерьез с удовольствием вспомнят, как играли когда-то в детские игры, а заодно повторят синтаксические средства выразительности.

Учитель из картона или плотной бумаги готовит таблицы, разделенные вертикально на два столбика и горизонтально на равные клетки, и карточки размером с эту клетку. В клетки таблиц вписываются примеры предложений, в которых есть синтаксические средства выразительности, а в карточки термины, обозначающие эти средства.

Участники игры (или команды) получают по одной таблице и по пачке карточек и внимательно прочитывают предложения в таблицах. Игроки (или команда игроков) находят соответствующую карточку у себя на парте и накрывают ею соответствующую клетку. Выиграет тот (или та команда), кто ни разу не ошибся и раньше всех закрыл все клетки своей таблицы. Можно играть по одному, а можно – командой. Главное, чтобы число игроков или команд было не больше шести (по числу таблиц).

Задачи, решаемые на уроке при помощи приема «Лото»:

-актуализировать знания учащихся по теме «Изобразительно-выразительные средства синтаксиса»;

- развивать аналитические способности учащихся - анализировать и информацию, применять ее в нестандартной ситуации и критически оценивать.

Материал представляется в виде таблиц и карточек. Всего в игре 6 таблиц и 120 карточек. Следует предупредить участников игры, что термины могут повторяться, в одном примере могут быть представлены два и даже три термина. Всего нужно закрыть в таблице 8 клеток, каждая из команд получает на руки по 20 карточек.

Все поэтические примеры взяты из стихов Э.Асадова, чей юбилей (100-летие со Дня рождения) отмечается в сентябре 2023 г.



Использованная литература

1.Асадов Э. Стихи.

https://rustih.ru/eduard-asadov/

2. Телкова В.А. . Синтаксис и пунктуация: учебно-методическое пособие. Часть I. – Елец: Елецкий государственный университет им. И. Бунина, 2018. – 82 с.

3. Языковые средства выразительности. Задание 26.

https://4ege.ru/russkiy/60172-jazykovye-sredstva-vyrazitelnosti-zadanie-26.html




Прием ЛотоDOCX / 30.27 Кб













Таблица 1

Я могу тебя очень ждать,

Долго-долго и верно-верно,

И ночами могу не спать

Год, и два, и всю жизнь, наверно!




Видно, распалясь от разговора,

Парень, между прочим, рассказал,

Как однажды в бурю ради спора

Он морской залив переплывал…




Не привыкайте никогда к любви!

Не соглашайтесь, как бы ни устали,

Чтоб замолчали ваши соловьи

И чтоб цветы прекрасные увяли.




Хозяин устал, и хозяйка устала.

О, гость дорогой, учти: мало,

Прощаясь, сказать «до свидания»

Надо еще уйти!




Ухожу от мужа! Надоело!

Но скажи, родная, отчего?

Он — тиран! Он хочет, чтоб я ела

То, что я готовлю для него!




О жадность, ведь ему давно даны

Трибуны самых громких заседаний,

Есть у него и званье, и чины,

А у меня лишь вешний пульс страны

И никаких ни должностей, ни званий!




И, пряча смущенье в букет, красавица

Вдруг тихо промолвила на ходу:

Мне лес этот, знаете, очень нравится,

Наверно, я завтра опять приду! —




Хочешь, я главный секрет открою:

Вместо споров на ласку себя настрой.

Будь сердечной и искреннею со мной,

Поцелуй, улыбнись мне. И поле боя

Моментально останется за тобой!












Таблица 2

Не привыкайте никогда к любви,

Разменивая счастье на привычки,

Словно костёр на крохотные спички,

Не мелочись, а яростно живи!





А я не согласна бессовестно жить.

Попробуй быть честной и честно любить!

Быть честной? Зеленая дичь! Чепуха!

Да есть ли что выше, чем радость греха?!





Для лешего был он еще молодой —

Лет триста, не больше. Совсем незлой,

Задумчивый, тихий и неженатый.




Спасибо! — говорю. — Держусь как барс.

Трудись спокойно. Нервничать не будем.

Читай мои стихи хорошим людям.

Ведь ты и так со мною всякий час! —





Довольно! Тихо! Хватит! Пробил час!

От гнева я почти что задыхаюсь.

Я ухожу! Немедленно! Сейчас!

Встаю. Толкаю дверь… и … просыпаюсь…





У любви пощады нет:

Скажешь лишнее словцо —

На руке уже кольцо.

И привет!





Успех, известность, популярность, слава…

Ужель нам к ним друг друга ревновать?

На это время попросту терять

До боли жаль, да и обидно, право!





Едва он поставил кувшин на костер,

Дым взвился над лесом, как черный шатер, —

Все выше и выше, до горных вершин.

















Таблица 3

Схватил он Любовь колдовскою рукой,

Схватил он Измену рукою другой

И бросил в кувшин их, зеленый, как море…




Любим мы друг друга или нет?

Кажется: какие тут сомненья?

Только вот зачем, ища решенья,

Нам нырять то в полночь, то в рассвет?





То у нас улыбки, то терзания,

То упреков леденящий душ,

То слиянье губ, и рук, и душ,

То вражда почти до обожания.





За что бранят? А так, причин не ищут.

Мне говорят: — Не хмурься, не греши,

Ведь это зависть! Радуйся, дружище! —

Ну что ж, я рад… Спасибо от души…





Включил приемник. Вот тебе и раз!

Какой-то прыщ из «Голоса Америки»

Бранит меня в припадочной истерике.

Густым потоком обозленных фраз.





Отсюда я — в Хабаровск и Читу.

Но если хочешь, сокращу гастроли

И прилечу быстрей, чем ветер в поле,

Примчусь, переоденусь и приду?





Если любовь уходит, какое найти решенье?

Можно прибегнуть к доводам, спорить и убеждать,

Можно пойти на просьбы и даже на униженья,

Можно грозить расплатой, пробуя запугать.





Не привыкайте к счастью никогда!

Напротив, светлым озарясь гореньем,

Смотрите на любовь свою всегда

С живым и постоянным удивленьем.

















Таблица 4

И хочется до заката

Всем тем, кто еще вокруг.

Вдруг тихо сказать: — Ребята,

Припомним-ка все, что свято,

И сдвинем плотнее круг!


Такой, где и слово крепче,

И радость теплей из глаз,

И дали светлей и резче,

И даже прощаться легче

В свой самый последний час!!!


Возможно, я что-то не так скажу,

И пусть будут спорными строки эти,

Но так уж я, видно, живу на свете,

Что против души своей не грешу.


Читала здесь стихи твои сейчас,

Тебя тут знают, как в Москве, не меньше,

Народу — негде яблоку упасть!

В глазах восторг, особенно у женщин!


Постой, постой! Я что-то не пойму:

Тебя мои слова не окрыляют?

А голос невеселый почему?

Неужто снова молнии сверкают?


Ведь дружба есть чувство, как жизнь, святое,

Так как же уверовать и понять,

Что можно дружить и навек отнять

У друга самое дорогое?!


Сердце? Но можно ль тут приказать?

Не знаю. Но если и вспыхнут страсти,

Пусть трудно чувствами управлять…


Да, есть на земле вещество одно,

И тут ни при чем наука:

Всех крепче и было и быть должно

Твердое слово друга!












Таблица 5

Что за смысл в жизни спорить и обижаться

И терять свои силы в пустой борьбе?

Ты ведь даже представить не можешь себе,

До чего идет тебе улыбаться!


Что счастье дано тебе не навек,

Не надо сетовать, человек.

Когда бы нам счастье навек давалось,

Оно бы буднями называлось.


«Один за всех и все за одного»!

Сказать легко. Но если разобраться,

То одному за всех не разорваться.

Тогда как всем за одного подняться

Не стоит ну почти что ничего!


Ты все рвешься держать меня столько лет.

В черном теле. Смотри, не пришлось бы каяться.

В черном теле ведь черная мысль рождается —

Вот возьму удеру от тебя, и привет!


Да, согласен. БОГ есть. Но иной, наверно.

И не все, может статься, в Его руках.

Значит, биться со всем, что черно и скверно,

Надо нам. Нам самим, на свой риск и страх.


Она кричит, чтоб совесть заглушить,

Чтоб оправдать хмельные похожденья,

Запрятать, скрыть любые прегрешенья

И вообще чтобы не дать мне жить.


Чем умный от глупого отличается?

Различие их за версту видать:

Умный учиться всю жизнь старается,

Глупый же вечно всех поучать.


И тут мелькнуло: а не так ли я

Хвалю порой того, кто не подлец?

Но сколько рядом истинных сердец?

И все ль друзья действительно друзья?












Таблица 6

Когда друзья становятся начальством,

Меня порой охватывает грусть.

Я, словно мать, за маленьких страшусь:

Вдруг схватят вирус спеси или чванства!


Запоминайте нас, пока мы есть!

Ведь мы еще на многое сгодимся.

Никто не знает, сколько мы продлимся,

А вот сейчас мы с вами, рядом, здесь…


Смерть не в силах людей разлучить навек

И захлопнуть за ними дверцу.

Разве может уйти дорогой человек,

Если он остается в сердце?!


Он весь свой век ловчил не уставая,

Стремясь надуть едва ль не целый мир.

Когда ж был сам обманут негодяем,

То от обиды лопнул, как пузырь.


Чтоб от лжи не страдать в ледяной тоске,

Ты с лгуном говори на его языке.

Не смущайся, любые узлы вяжи.

Пусть изведает сам результаты лжи!


Я прожил жизнь и весело, и сложно

И взяток в мире никогда не брал.

А почему? Да потому, возможно,

Что просто мне никто их не давал.


Иль, скажем, парень в девушку влюбился,

Жениться обещал. И под конец

Не оскорбил, не бросил, а женился —

И вот уже герой и молодец!


Да, легко живет, наверно, тот,

Кто всерьез не любит никого.

Тот, кто никому не отдает

Ни души, ни сердца своего.












Карточки

Градация

Однородные члены

Сравнительный оборот



Восклицательное предложение

Градация

Однородные члены

Сравнительный оборот




Восклицательное предложение

Градация

Однородные члены

Сравнительный оборот




Восклицательное предложение

Градация

Однородные члены

Сравнительный оборот



Восклицательное предложение

Градация

Однородные члены

Сравнительный оборот



Восклицательное предложение

Градация

Однородные члены

Сравнительный оборот



Восклицательное предложение

Градация

Однородные члены

Сравнительный оборот



Восклицательное предложение

Вводные слова

Вводные слова

Вводные слова




Вводные слова

Вводные слова

Вводные слова

Вводные слова




Вводные слова

Вопросно-ответная форма изложения

Вопросно-ответная форма изложения

Вопросно-ответная форма изложения

Вопросно-ответная форма изложения





Карточки (продолжение)

Риторическое восклицание


Риторическое восклицание

Риторическое восклицание

Риторическое восклицание



Риторическое восклицание


Риторическое восклицание

Риторическое восклицание

Риторическое восклицание



Анафора

Анафора




Анафора

Анафора

Анафора

Анафора




Анафора

Анафора

Риторический вопрос

Риторический вопрос

Риторический вопрос

Риторический вопрос



Риторический вопрос

Риторический вопрос

Риторический вопрос

Риторический вопрос



Многосоюзие

(Полисиндетон)

Многосоюзие

(Полисиндетон)

Многосоюзие

(Полисиндетон)

Многосоюзие

(Полисиндетон)



Многосоюзие

(полисиндетон)

Многосоюзие

(полисиндетон)

Многосоюзие

(полисиндетон)

Многосоюзие

(полисиндетон)



Неполное предложение

Неполное предложение

Неполное предложение

Неполное предложение




Неполное предложение

Неполное предложение

Неполное предложение



Неполное предложение




Карточки (продолжение)

Уточняющая конструкция

Уточняющая конструкция

Уточняющая конструкция

Уточняющая конструкция



Уточняющая конструкция

Уточняющая конструкция

Уточняющая конструкция

Уточняющая конструкция



Односоставное предложение

Односоставное предложение

Односоставное предложение

Односоставное предложение



Односоставное предложение

Односоставное предложение

Односоставное предложение

Односоставное предложение


Обращение

Обращение

Обращение

Обращение



Обращение

Обращение

Обращение



Обращение




Парцелляция

Парцелляция




Парцелляция

Парцелляция

Парцелляция

Парцелляция




Парцелляция

Парцелляция



Неполное предложение


Неполное предложение



Неполное предложение

Неполное предложение

Неполное предложение


Неполное предложение



Неполное предложение

Неполное предложение

Вопросно-ответная форма изложения

Вопросно-ответная форма изложения

Вопросно-ответная форма изложения

Вопросно-ответная форма изложения




Опубликовано в группе «"Как живу, так и пишу: свободно и свободно!"»


Комментарии (13)

сменить сортировку
Ирина Владимировна Казарцева, 07.08.23 в 19:47 6Ответить Пожаловаться
Вера Сергеевна, спасибо за труд!
Легоцкая Вера Сергеевна, 07.08.23 в 20:33 4Ответить Пожаловаться
Спасибо за внимание, Ирина Владимировна!
Горбачёва Марина Юрьевна, 07.08.23 в 19:48 4Ответить Пожаловаться
Интересно! Увлекательно! Полезно!
Легоцкая Вера Сергеевна, 07.08.23 в 20:33 5Ответить Пожаловаться
Спасибо за добрые слова, Марина Юрьевна!
Кияйкина Наталья Федоровна, 07.08.23 в 21:45 4Ответить Пожаловаться
Вера Сергеевна! Как всегда, интересный и ценный ресурс!
Легоцкая Вера Сергеевна, 07.08.23 в 22:08 4Ответить Пожаловаться
Спасибо, Наталья Федоровна, за Ваше внимание.
Куликова Ирина Геннадьевна, 07.08.23 в 22:10 4Ответить Пожаловаться
Обширный, при этом очень изысканный материал. Круто. Спасибо, Вера Сергеевна!
Легоцкая Вера Сергеевна, 07.08.23 в 23:26 4Ответить Пожаловаться
Спасибо за добрые слова, Ирина Геннадьевна!
Медведева Татьяна Петровна, 08.08.23 в 08:15 2Ответить Пожаловаться
Вера Сергеевна, спасибо за интересную публикацию! Уверена, многие отправят в методическую копилку и возьмут на вооружение.
Легоцкая Вера Сергеевна, 08.08.23 в 08:55 3Ответить Пожаловаться
Спасибо, Татьяна Петровна, буду рада, если произойдет все именно так!
показать все комментарии Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.