Мастер-класс на тему «Приемы формирования функциональной грамотности младших школьников на уроках литературного чтения» (1–4 классы)

1
0
Материал опубликован 28 March

Приемы формирования функциональной грамотности младших школьников на уроках литературного чтения

 

На современном этапе в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта учащиеся начальной школы должны не только научиться читать вслух и молча, но и пользоваться умением читать для поиска нужной информации в тексте с тем, чтобы получать необходимые знания, осваивая другие дисциплины, обогащать свой читательский опыт и интеллект. Наиболее благоприятным периодом для развития смыслового восприятия считается младший школьный возраст.

Особый акцент новый ФГОС ставит на необходимость формирования у школьников навыков смыслового чтения и элементов читательской грамотности: понимания, рефлексии и использования. Эти элементы взаимосвязаны и обогащают друг друга. Рефлексия предполагает раздумья о содержании или структуре текста, перенос их на себя, в сферу личного сознания. Только в этом случае можно говорить о понимании текста, о возможности использования человеком его содержания в разных ситуациях деятельности и общения: для участия в экономической, политической, социальной и культурной жизни общества.

Как научить младшего школьника «смысловому чтению»? Этот вопрос требует комплексного решения, поскольку речь идет о реализации всех функций родного языка в реальной жизни.

Первыми помощниками и примером для своих детей являются родители. Если чтение входит в образ жизни взрослых членов семьи, ребенок это улавливает и впитывает. Детям требуется читающая среда, книжное окружение. Читающая среда должна быть создана прежде всего в семье. Поэтому темами родительских собраний я выбираю «Читающая семья», «Роль книги в интеллектуальном развитии ребенка» и т.д. Так же повышению читательского интереса способствуют посещения детской библиотеки. Совместными усилиями мы показываем детям, насколько интереснее и богаче станет жизнь, если подружиться с книгой.

Базовым гуманитарным предметом для формирования осознанного чтения являются уроки литературного чтения, на которых можно решать не только узкопредметные задачи, но и общие для всех предметов задачи развития младшего школьника.

Основные методики работы над формированием осознанного чтения были разработаны еще К.Д.Ушинским. Он рекомендовал смотреть на художественное произведение «как на окно, через которое мы должны показать детям ту или иную сторону жизни», и подчеркивал, что «недостаточно, чтобы дети поняли произведение, а надобно, чтобы они его почувствовали». Огромную роль в занятиях по чтению отводил К.Д.Ушинский наблюдениям за жизнью природы и требовал использовать наглядность при чтении, считал наглядность основным принципом обучения отечественному языку. Созданная Ушинским система получила название «Объяснительное чтение».

Если раньше, согласно традиционной методике, на этапах чтения текста давались задания - «Прочитай текст», «Составь план к тексту», «Ответь на вопросы», «Перескажи текст по плану», то теперь мы точно знаем, чем лучше и интересней организованы этапы чтения, тем легче обучающимся читать текст и выше достигаемый ими результат.

С позиции пробуждения интереса к чтению исследователи отмечают следующие, наиболее продуктивные приемы:

предтекстовые приемы («Мозговой штурм», «Облако слов», «Рассечение вопроса», «Соревнуемся с писателем», «Дерево предсказаний», «Верю - не верю» и т.д.)

приемы текстовой деятельности («Чтение в кружок», «Чтение про себя с вопросами», «Инсерт - чтение про себя или вслух с пометками», «Чтение в парах с обобщением», «Кластер», «Фишбоун», «Ромашка Блума»)

приемы послетекстовой деятельности («Лови ошибку», «Тайм-аут», «Синквейн», «Незаконченные предложения», «Дерево предсказаний» и т.д.)

Рассмотрим Синквейн, как один из эффективных приемов для повышения уровня читательской грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе.

Синквейн – это творческая работа по выяснению уровня осмысленного текста. Его можно использовать, как и в индивидуальных работах, так и в парных и групповых. Понятие синквейна целесообразно вводить с первого класса. Можно познакомить детей с приемом после изучения первой темы «Слово-предмет, слово-действие, слово-признак». Сначала можно использовать этот метод в виде игры «Найди нужные слова», «Кто это», «Что делает», игра «Ассоциации». Например, «Выбери слова, которые подходят к слову «Заяц» (быстрый, трусливый, белый и т.д.)», «Подбери слова-действия к слову «Снег» (падает, тает, идет и т.д.)», «Угадай, о чем я говорю (капает, моросит, идет, льет, барабанит и т.д.)», «Придумай слово, которое связано со словом «Зима» (снег, снежинка, холод, ветер и т.д.). Затем перейти к составлению синквейна. Как же составляется синквейн?

Форма синквейна разработана американской поэтессой Аделаидой Крепси, взявшей за основу японские миниатюры-хокку. Это самая легкая форма стихотворения, поэтому его написание доступно даже первоклассникам. Синквейн – маленькое стихотворение без рифмы, отличающейся краткостью. Оно читается очень медленно и состоит из пяти строк. Эта форма похожа на елочку и пишется по определенным правилам: одно слово, два слова, три слова, четыре слова, одно слово.

Для использования этого приема на уроках литературного чтения в начальной школе после прочтения текста на первой строке синквейна обычно пишется существительное или местоимение, о котором идет речь. Это по сути тема синквейна (о ком или о чем говорится в данном тексте).

На второй строчке, как правило, пишется два прилагательных, которые дают характеристику или описание признаков и свойств выбранного существительного (какой? какая? какое?).

На третьей строчке надо подобрать и записать три глагола, описывающих характерные действия предмета (что делает? что делают?).

На четвертой строчке размещается фраза, состоящая из четырех слов, с помощью которых ученик выражает свое личное мнение к прочитанному тексту в целом или отношение к предмету. Это может быть пословица или крылатое выражение.

Пятая, последняя строчка – слово, которое позволяет выразить свое отношение к предмету, ассоциация, связанная с данным предметом, слово-итог (кто? что?).

Сначала учащиеся составляют синквейн из готовых предложенных слов, которые записаны на карточках по отдельности. И с помощью игры «Расставь слова в нужном порядке», учатся составлять синквейн. Первые синквейны учащиеся составляют коллективно, под руководством учителя.

Синквейн ученика 2класса

1. Сказка

2. Интересная, понятная.

3. Читаем, играем, сочиняем.

4. Я люблю читать и пересказывать сказки.

5. Волшебство.

Синквейны можно составлять по прочитанным сказкам, рассказам, стихотворениям, басням и т.д. Этот прием обогащает словарный запас, развивает речь, мышление, а также является хорошим способом контроля и самоконтроля.

Применяя на уроках литературного чтения данный прием, можно выделить следующие преимущества, которые способствуют повышению уровня читательской грамотности младших школьников:

- формируется умение слушать друг друга, ответственность за совместный способ познания;

- увеличивается интеллектуальный потенциал, расширяется словарный запас;

- совместная работа способствует лучшему пониманию трудного, взаимообучение;

- вырабатывается уважение к собственным мыслям и опыту;

- обостряется любознательность, наблюдательность;

- стремление к самостоятельности, мотивация;

- повышение самооценки.

Таким образом, описанный мной прием, помогает в работе над формированием читательской грамотности у младших школьников. А смысловое чтение - это путь решения познавательных, коммуникативных задач, поиск нужной информации, её интерпретация, самоконтроль, формирование собственной точки зрения.

Продуманная и целенаправленная работа с текстом, позволяет вычерпывать ребёнку из большого объема информации нужную и полезную, а также приобретать социально-нравственный опыт и заставляет думать, познавая окружающий мир.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации