Публикация «Приемы здоровье сберегающих технологий на уроках математики»

7
0
Материал опубликован 26 July 2023

Пояснительная записка к презентации

Педагогический совет

Тема:

«Здоровье сберегающие технологии в условиях адаптивной школы»

Выступающий учитель математики Байрамова Елена Николаевна

Слайд 1

Тема выступления:

«Приемы здоровье сберегающих технологий на уроках математики»

Каждый урок должен быть приятным для ребенка, поэтому при проведении любого урока я как учитель всегда помню заповедь здоровье сберегающей технологии «Не навреди!».

Слайд 2

«Основные педагогические технологии»

Основные педагогические технологии, используемые мною в работе с целью сбережения здоровья учащихся:

а) педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся:

- игровые технологии,

- проблемное обучение,

- технология проектного обучения,

- технология проведения дискуссий,

- ИКТ;

б) педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса:

- технология индивидуализации обучения,

- технология групповой деятельности,

- технология уровневой дифференциации,

- технология поддержки и сопровождения в образовательном процессе;

в) технология развивающего образования - система развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности.

Слайд 3

Условия «здоровьесбережения» на уроке:

смена 4-7 видов деятельности на уроке;

развитие зрительной памяти, использование различных форм выделения наиболее важного материала (подчеркнуть, обвести, записать более крупно, другим цветом, ведение справочника в помощь ученику);

работа в парах, группах;

учёт не только полученных результатов, но и степени прилежания ученика,

использование игровых технологий, что позволяет ребёнку легко научиться применять свои знания и умения на практике, возрастает познавательная активность, стремление к новым знаниям;

введение в урок исторических экскурсов и отступлений, что помогает снять эмоциональное напряжение, обеспечить психологическую разгрузку учащихся, показать практическую значимость изучаемой темы;

хоровое, совместное проговаривание за учителем материала, написанного на доске, в учебнике, тетради;

использование информационных технологий, это способствует снижению утомляемости учащихся и лучшему усвоению материала;

дозировка домашнего задания - объём не должен превышать третью часть работы, выполненной на уроке, и оно должно быть понятно ученику;

соблюдение гигиенических критериев рациональной организации урока.

Не всем учащимся легко дается математика, поэтому необходимо проводить работу по профилактике стрессов. Хорошие результаты дает работа в парах, в группах как на местах, так и у доски, где ведомый, более “слабый” ученик чувствует поддержку товарища. Хорошим антистрессовым моментом на уроке является стимулирование учащихся к использованию различных способов решения, без боязни ошибиться, получить неправильный ответ.

Не нужно забывать и о том, что отдых – это смена видов деятельности. Поэтому при планировании урока нужно не допускать однообразия работы. В норме должно быть 4–7 смен видов деятельности на уроке. Некоторым ученикам трудно запомнить даже хорошо понятый материал. Для этого очень полезно развивать зрительную память, использовать различные формы выделения наиболее важного материала (подчеркнуть, обвести, записать более крупно, другим цветом). Хорошие результаты во всех классах дает хоровое проговаривание как целых правил, так и просто отдельных терминов.

Слайд 4 – 5

«Мотивация и психологический настрой на урок»

Если ко мне приходит перевозбуждённый класс (например, с физкультуры), провожу упражнения «надувание воздушного шарика» или «сдувать пушинку с ладони», при этом соревнуясь кто её удержит дольше (упражнения на «выдох»)

Если класс пришёл вялый, «спящий», мы делаем упражнение «нюхать что-то приятное» (например, розу, арбуз, клубнику – кому что нравится) - упражнения на «вдох».

Упражнение «Буратино».

Очень важно развить воображение учеников. С этой целью выполняется упражнение “Буратино”. После введения нового понятия, например, параллелограмм, хорового прочтения этого термина ученикам предлагается закрыть глаза и представить, что их нос вырос, как у Буратино. Можно предложить обмакнуть его, как в сказке, в чернила и написать как можно красивее носом в воздухе этот новый термин, это можно сделать только мысленно или с движением головы; зафиксировать перед глазами записанное слово, запомнить его. Многие ребята легко отвлекаются.

Внедрение вышеуказанных методов и приемов ведет к положительной динамике по снижению отклонений состояния здоровья школьников

Слайд 6 – 10

«Тонкие и толстые вопросы»

Главный принцип моей педагогической тактики состоит в том, что я, как учитель стараюсь никогда не «навязывать» ученику информацию (в любой форме - фактов, правил, закономерностей, советов, нравоучений), а ученик должен запросить её у меня и получить требуемый ответ.

Таким образом, моя задача как учителя - научить учащегося спрашивать. А для этого необходимо сформировать у него интерес, мотивацию к познанию, обучению, осознание того, что именно он хочет узнать, готовность и умение задавать (сформулировать) вопрос. Поэтому на своих уроках очень часто применяю прием «Толстые и тонкие вопросы», так как считаю, что умение задавать вопросы напрямую связаны со здоровье сберегающими образовательными технологиями. Задание вопросов – это:

проявление и тренировка познавательной активности, а она тесно связана с адаптационной способностью, умением и готовностью находить оптимальные варианты решения в различных ситуациях, включая и те, которые представляют риск для здоровья.

показатель включённости ученика в обсуждаемую проблему и, следовательно, хорошего уровня его работоспособности (в состоянии утомления, безразличия и т.п., учащиеся вопросов не задают).

показатель адекватно развитых коммуникативных навыков: застенчивый, «закомплексованный», боящийся учителя ребёнок вопросов задавать не будет, в результате возрастает багаж непонятного учебного материала, что ведёт к переутомлению и снижению интереса к обучению. Конечно, это резко отражается на успеваемости.

Например, при изучении темы «Многочлен стандартного вида» во время проведения презентации ответов прошу, учащихся задать вопросы на понимание, тем, кто презентует свой ответ по схеме:

Простой вопрос – воспроизвести какие-либо определения, теоремы, ... (Какой многочлен называется многочленом стандартного вида?)

Уточняющий вопрос вопрос начинается со слов «Если я правильно понял…?», «Я могу ошибаться, но, по-моему, ты сказал о …»» то есть ты говоришь, что…». 

(Верно, ли я понял, что если выражение состоит из двух слагаемых, то многочлен будет называться двучленом? … То есть ты говоришь, что название многочлена зависит от количества одночленов?

Творческий  «Что изменилось бы, если…?» 

Вопрос – интерпретация (объясняющие вопросы)- вопросы начинаются со слов «Почему…?» … 

(Почему при приведении многочлена к стандартному виду необходимо сначала каждый одночлен записать в виде стандартного одночлена? Что произойдет если я этого не сделаю?

Практический вопрос – вопрос направлен на взаимосвязь теории и практики.  

(Какую степень будет иметь многочлен такого вида как

0? а-3в-4ав?)

Мои учащиеся знают, что на таких уроках, можно получить высокий балл не только за саму презентацию ответа, а за нестандартный вопрос. Таким образом на уроке создается ситуация успеха, которая благосклонно влияет на самочувствие учащихся.

Мои ученики как видно из диаграмм в начале нашей совместной деятельности, а я с ними начала работать в 2020-2023 учебном году, когда они были в 7 классе, могли легко задать простой и уточняющий вопросы, сложнее было с остальными типами вопросов. В настоящий момент ситуация изменилась в лучшую сторону.



Слайд 11 – 12

Математика со страниц истории

Введение в урок исторических экскурсов и отступлений помогает снять эмоциональное напряжение, обеспечить психологическую разгрузку учащихся, показать практическую значимость изучаемой темы. А использование информационных технологий способствует снижению утомляемости учащихся и лучшему усвоению материала.

Воспитание чувства красоты и гармонии математических законов. Здесь нужно, используя известные истины школьного курса математики, информатики, обнаружить в них общую, сильную идею, достойную удивления.

Слайд 13

Физкультминутки

Обязательным элементом здоровьесберегающей организации урока в соответствии с современными требованиями являются физкультминутки. Желательно, чтобы запланированные упражнения были связаны с темой урока. Так, например, при изучении старинных мер длины можно продемонстрировать, что значит сажень, косая сажень, локоть и т.д.



Игра "Верста – аршин - локоть - пядь".

Делать надо то, что говорю, а не то, что показываю.

Услышав слово:

верста - руки поднимаете вверх,

аршин - складываете их крестиком перед собой, "обнимая плечи",

локоть – поднимаем и опускаем локоть, руки меняем,

пядь - кисти рук в разные стороны и показываем пядь.

Очень хорошо, если предлагаемые упражнения для физкультминутки органически вплетаются в канву урока. Так, например, при изучении положительных и отрицательных чисел ученики познакомились с определениями и провели первичное закрепление материала. Для выяснения усвоения всеми ребятами нового материала учитель предлагает во время физкультминутки следующее упражнение: ученики встают, руки на талии; задание: если учитель назовет положительное число, ученики делают наклоны (или повороты) вправо; если отрицательное – влево.

Также важно включать в физкультминутки профилактические упражнения для глаз. Например, упражнение для глаз – “Раскрашивание”. Учитель предлагает детям закрыть глаза и представить перед собой большой белый экран. Необходимо мысленно раскрасить этот экран поочерёдно любым цветом: например, сначала жёлтым, потом оранжевым, зелёным, синим, но закончить раскрашивание нужно самым любимым цветом.

Слайд 14 – 15 + переход к презентации

Задачи по теме «Здоровье»

Содержание уроков математики составляют письменные и устные задачи, упражнения, их необходимо связать со здоровьем обучающихся, не только физическим, но и психическим, духовно-нравственным и экологическим. А эта связь осуществляется, прежде всего, через содержание задач. Через решения задач учащиеся знакомятся с важными в познавательном и воспитательном отношении фактами.

Задачи о труде людей – основа для психологической подготовки к труду. Эти задачи помогают учащимся понять его красоту и созидательную силу.

Задачи, показывающие заботу государства о повышении благосостояния трудящихся, о подрастающем поколении, об охране окружающей среды.

Задачи о связи обучения с жизнью, об учебном труде учащихся и их общественно-полезных делах. Среди таких задач – задачи о спорте, участии в экологических субботниках, о сборе семян, лекарственных трав.

Формированию научного мировоззрения помогает нам введение в преподавание элементов историзма, библиографических справок.

При составлении задач, способствующих здоровому образу жизни школьников.

Воспитание чувства красоты и гармонии математических законов. Здесь нужно, используя известные истины школьного курса математики, информатики, обнаружить в них общую, сильную идею, достойную удивления.

Задачи по математике на тему здоровья можно классифицировать по темам:

Знание своего тела.

Гигиена тела.

Гигиена полости рта.

Гигиена труда и отдыха

Профилактика инфекционных заболеваний.

Питание и здоровье.

Гигиена питания.

Безопасное поведение на дорогах

Предупреждение употребления психоактивных средств.

Сами задачи можно классифицировать по доступу информации:

в самом содержании содержится необходимая информация;

информация зашифрована в ответах заданий и упражнений;

информация зашифрована в выполнении цепочки действий.

Такие задания не меняют ход урока, не мешают изучению материала, они только вносят необходимую эмоциональную познавательную разрядку.











Слайд 16

Рефлексию на уроке можно совместить с пальчиковой гимнастикой.

Совершая массажные движения вдоль пальцев рук, ребёнок отвечает на вопросы:

МИЗИНЕЦ. Какие знания и опыт я сегодня получил?

БЕЗЫМЯННЫЙ. Что я делал и чего достиг?

СРЕДНИЙ. Какое у меня настроение?

УКАЗАТЕЛЬНЫЙ. Кому я сегодня помог, чем порадовал, чему поспособствовал?

БОЛЬШОЙ. Что я сделал для своего здоровья?

Слайд Заключение

Здоровье – это наша способность удовлетворять в разумных пределах наши потребности.

Здоровье – это наш образ жизни.

Образ жизни – источник здоровья и всех бед.

Всё зависит от нас и нашего образа жизни



Хочешь быть счастлив один день - сходи в гости,

Хочешь быть счастлив неделю - женись,

Хочешь быть счастлив месяц - купи себе машину,

Хочешь быть счастлив всю жизнь - будь здоров!

8


Предварительный просмотр презентации

Тема «Приемы здоровьесберегающих технологий на уроках математики» Учитель математики: Байрамова Елена Николаевна МБОУ СОШ №7 г. Смоленска 14 ноября 2022 г

Основные педагогические технологии, используемые мною в работе с целью сбережения здоровья учащихся: а) педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся: - игровые технологии, - проблемное обучение, - технология проектного обучения, - ИКТ; б) педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса: - технология индивидуализации обучения, - технология групповой деятельности, - технология уровневой дифференциации, технология поддержки и сопровождения в образовательном процессе; в) технология развивающего образования - система развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности.

смена 4-7 видов деятельности на уроке; развитие зрительной памяти, использование различных форм выделения важного материала (подчеркнуть, обвести, записать более крупно, другим цветом, ведение справочника в помощь ученику); работа в парах, группах; учёт не только полученных результатов, но и степени прилежания ученика, использование игровых технологий, что позволяет ребёнку легко научиться применять свои знания и умения на практике, возрастает познавательная активность, стремление к новым знаниям; введение в урок исторических экскурсов и отступлений, что помогает снять эмоциональное напряжение, обеспечить психологическую разгрузку учащихся, показать практическую значимость изучаемой темы; хоровое, совместное проговаривание за учителем материала, написанного на доске, в учебнике, тетради; использование информационных технологий, это способствует снижению утомляемости учащихся и лучшему усвоению материала; дозировка домашнего задания; соблюдение гигиенических критериев рациональной организации урока

Мотивация и психологический настрой на урок Упражнения: «Буратино»; «Надувание воздушного шарика» и «Сдувание пушинки с ладони»; «Нюхать что-то приятное»

Теорема Пифагора На радужной узрел я оболочке Бегущие квадратики, кружочки, Вселенной опрокинутый узор, И вспыхнуло в мерцании сквозь строчки Пылающее имя – Пифагор!

Прием «Толстые и тонкие вопросы»

Прием «Толстые и тонкие вопросы» Простой вопрос – воспроизвести какие-либо определение, сформулировать теорему Уточняющий вопрос – вопрос начинается со слов «Если я правильно понял …? Я могу ошибаться, но, по моему, ты сказал о … То есть ты говоришь, что …» Творческий вопрос – «Что изменилось бы, если …?» Вопрос интерпретация (объясняющие вопросы) – вопросы начинаются со слов «Почему …?» Практический вопрос – вопрос направлен на взаимосвязь теории и практики.

Задача №1 Для крепления мачты нужно установить 4 троса. Один конец каждого троса должен крепиться на высоте 12 м, другой на земле на расстоянии 5 м от мачты. Хватит ли 50 м троса для крепления мачты?

Практическая работа Построить прямоугольные треугольники с катетами 12 см и 5 см; 6 см и 8 см; 8 см и 15 см; и измерить гипотенузу. Результаты заносятся в таблицу: С b а а b c №1 №2 №3 5 см 12 см 13 см 6 см 8 см 10 см 8 см 15 см 17 см

Прием «Толстые и тонкие вопросы»

Влилась в века Эллада, как вино, - Влилась в века Эллада, как вино, - В дворцовой фреске, в мраморном кумире, В живом стихе, в обточенном сапфире, Явя, что было, есть и суждено. В. Брюсов Гера Самосская. Мрамор. 560 г. д. н. э. Париж. Лувр

Древнеиндийское доказательство «Сиддханта широмани» XII век математик Бхаскар

Древнекитайское доказательство

Обязательным элементом здоровьесберегающей организации урока в соответствии с современными требованиями являются физкультминутки. Игра "Верста – аршин- локоть - пядь". Делать надо то, что говорю, а не то, что показываю. Услышав слово: верста - руки поднимаете вверх, аршин - складываете их крестиком перед собой, "обнимая плечи", локоть – поднимаем и опускаем локоть, руки меняем, пядь - кисти рук в разные стороны и показываем пядь.

Задачи по математике на тему «Здоровья» Задачи по математике на тему здоровья можно классифицировать по темам: Знание своего тела. Гигиена тела. Гигиена полости рта. Гигиена труда и отдыха Профилактика инфекционных заболеваний. Питание и здоровье. Гигиена питания. Безопасное поведение на дорогах Предупреждение употребления психоактивных средств.

Задача №6 Задача из китайской "Математики в девяти книгах" "Имеется водоем со стороной в 1 чжан = 10 чи. В центре его растет камыш, который выступает над водой на 1 чи. Если потянуть камыш к берегу, то он как раз коснётся его. Спрашивается: какова глубина воды и какова длина камыша?" С b а В С А Дано: △ АВС; ∟ С = 900; а = 5 чи; Найти: b.

Рефлексия + Пальчиковая гимнастика Совершая массажные движения вдоль пальцев рук, ребёнок отвечает на вопросы: МИЗИНЕЦ. Какие знания и опыт я сегодня получил? БЕЗЫМЯННЫЙ. Что я делал и чего достиг? СРЕДНИЙ. Какое у меня настроение? УКАЗАТЕЛЬНЫЙ. Кому я сегодня помог, чем порадовал, чему поспособствовал? БОЛЬШОЙ. Что я сделал для своего здоровья?

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации