Применение этнокультурного компонента в активизации познавательной деятельности школьников
Пояснительная записка к презентации
Презентация к докладуPPT / 6.39 Мб
Доклад к районному семинару учителей истории
Добрый день, уважаемые коллеги Сл 1, 2, 3 Сл 4 Позвольте представить вашему вниманию презентацию из опыта работы «Применение этнокультурного компонента на уроках истории в активизации познавательной деятельности школьников».
В условиях модернизации образования возрастает роль и значимость краеведческой работы с детьми.
Целью моей методической работы является: воспитание патриота с активной гражданской нравственной жизненной позицией, повышение интереса обучающихся к изучению истории Отечества через изучение истории своей малой Родины.
Образование предполагает не только процесс обучения. А в первую очередь, это воспитание в процессе обучения. Воспитание ребенка посредством изучения истории и культуры своего народа крайне необходимо. Работать с полной отдачей для процветания Родины будет только тот, кого научили ее любить.
Основной педагогической технологией в моей работе является исследовательская технология обучения. Новые Стандарты школьного исторического образования в качестве приоритетных обозначили овладение элементарными методами исторического познания. На своих уроках большое значение придаю формированию компонентов исследовательской деятельности: Слайд 1) мыслительные умения, и навыки (анализ и выделение главного; сравнение; обобщение и систематизация; определение и объяснение понятий; конкретизация, доказательства и опровержение, умение видеть противоречия); 2) умения и навыки работы с книгой и другими источниками информации, работа с компьютером; 3) умения и навыки, связанные с культурой устной и письменной речи.
К сожалению, опыт показывает, что не все дети обладают достаточными мыслительными навыками и умениями, не умеют логически последовательно излагать свои мысли. Что делать, если ребёнок плохо читает, а, следовательно, плохо понимает. Для развития познавательной активности детей широко использую на своих уроках краеведческий материал. Изучая прошлое своего края, деревни школьники глубже понимают исторические события в жизни Отечества. Истиной, не требующей доказательств, является утверждение, что лучше усваивается тот материал, который вызывает интерес. Всякий раз, когда по ходу урока обращаешься к местной истории, резко возрастает внимание учащихся.
На протяжении долгих лет накоплен достаточный опыт по применению этнокультурного компонента в изучении истории Отечества.
Огромную помощь оказывает школьный краеведческий музей, в котором собран богатый исторический и этнографический материал. Слайд 11
На уроках по истории Отечества часто применяются данные из трудов нашего земляка, талантливого учителя-краеведа Василия Михайловича Мамаева. Слайд 12 Его поистине можно назвать летописцем земли Мустаевской. Василий Михайлович оставил для потомков три рукописных исследования - истории колхоза, школы и деревни. Слайд 13 Используя труды краеведа, можно изучать историю Отечества с начала 18 века по 60-е годы 20 века.
Например, при изучении темы по истории Отечества 19 века «Наука и образование» обязательно обращаю внимание учащихся на открытие в 1889 году в деревне Мустаево трёхклассной миссионерской школы православного комитета, которая в 1996 году получила статус начального земского училища. Этот материал используется и при изучении деятельности земств.
При изучении темы «Культурная революция в СССР» используется рукопись «История Мустаевской школы». На примере развития школы в деревне Мустаево, изучаем историю становления новой советской школы. Через историю рода Мамаевых можно изучать историю Отечества начиная с 18 века. Военную историю России XIX-XX веков тоже изучаем через историю рода Мамаевых. Отец и дед Василия Михайловича были призваны в царской армию в ходе рекрутских наборов, служили Отечеству ещё во времена Николая I и Александра II. Его отец Серги Микале (Сергей Михайлович) был участником Кавказской и Крымской войн первой половины XIX столетия. Сам Василий Михайлович был участником трёх войн: первой мировой, гражданской и Великой Отечественной.
Слайд По изучению жизни и деятельности учителя-краеведа В. М. Мамаева мной разработана программа элективного курса «В наследство потомкам».
Особый интерес школьников вызывает изучение истории Великой Отечественной войны. Имеющийся этнокультурный материал способствовал созданию методической разработки раздела «Советский Союз во второй мировой войне». Слайд
«Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой». На первом же уроке по теме «Великая Отечественная война» ребята получают задание провести исследование по теме «Судьба моей семьи в годы Великой Отечественной войны». Они разыскивают материал о своих родственниках, о тех, кто сражался с врагом на фронте или ковал Победу в тылу. Без семьи невозможно полноценно воспитать человека. Семья для каждого школьника должна быть неоспоримой ценностью. К сожалению, приходится признать, что не во всех семьях могут гордиться знаниями истории своих предков, есть дети, которые не знают даже биографию своих дедушек и бабушек и своих родителей.
Поэтому на уроках по изучению истории Отечества часто использую собственный материал о богатом событиями жизненном пути моих предков. Ничто не затрагивает души детей так, как собственный пример учителя. Слайд из Коцепции
Никакие воспитательные программы не будут эффективны, если педагог не являет собой всегда главный для обучающихся пример нравственного и гражданского личностного поведения.
Много тяжелых испытаний выпало на долю моих предков. Вся история нашего рода, так или иначе, связана с историей Отечества. Вспоминаю тяжёлую жизнь своих родителей в годы войны. Как моя мама из-за войны не смогла пройти школьное обучение, осталась неграмотной, потому что ухаживала за новорожденным братом, который умер через 2 года от истощения, и мама в свои 10 лет начала свой трудовой путь, ухаживая за колхозными телятами. . Слайд
Таким образом, используя все имеющиеся в моём распоряжении средства, я стараюсь активизировать познавательную деятельность обучающихся, воспитывать в них настоящих Граждан-патриотов Отечества. А без этого у нашего общества, не может быть будущего.
Показателем результативности работы являются успехи моих учеников на олимпиадах и конкурсах различного уровня. Слайд
Интеграция этнокультурного компонента на уроках истории важна в неменьшей степени и для педагога, который получает стимул для профессионального самосовершенствования, самообразования и признания. Благодаря этому достигнуты определённые успехи и в моей профессиональной деятельности. Накопленный опыт каждый год представляю в республиканских научно-практических конференциях «Марийское краеведение», печатаюсь в сборниках.