Применение этнокультурного компонента в активизации познавательной деятельности школьников

1
0
Материал опубликован 13 October 2023

Пояснительная записка к презентации


Презентация к докладуPPT / 6.39 Мб
Доклад к районному семинару учителей истории

Добрый день, уважаемые коллеги Сл 1, 2, 3 Сл 4 Позвольте представить вашему вниманию презентацию из опыта работы «Применение этнокультурного компонента на уроках истории в активизации познавательной деятельности школьников».

В условиях модернизации образования возрастает роль и значимость краеведческой работы с детьми.

Целью моей методической работы является: воспитание патриота с активной гражданской нравственной жизненной позицией, повышение интереса обучающихся к изучению истории Отечества через изучение истории своей малой Родины.

Образование предполагает не только процесс обучения. А в первую очередь, это воспитание в процессе обучения. Воспитание ребенка посредством изучения истории и культуры своего народа крайне необходимо. Работать с полной отдачей для процветания Родины будет только тот, кого научили ее любить.

Основной педагогической технологией в моей работе является исследовательская технология обучения. Новые Стандарты школьного исторического образования в качестве приоритетных обозначили овладение элементарными методами исторического познания. На своих уроках большое значение придаю формированию компонентов исследовательской деятельности: Слайд 1) мыслительные умения, и навыки (анализ и выделение главного; сравнение; обобщение и систематизация; определение и объяснение понятий; конкретизация, доказательства и опровержение, умение видеть противоречия); 2) умения и навыки работы с книгой и другими источниками информации, работа с компьютером; 3) умения и навыки, связанные с культурой устной и письменной речи.

К сожалению, опыт показывает, что не все дети обладают достаточными мыслительными навыками и умениями, не умеют логически последовательно излагать свои мысли. Что делать, если ребёнок плохо читает, а, следовательно, плохо понимает. Для развития познавательной активности детей широко использую на своих уроках краеведческий материал. Изучая прошлое своего края, деревни школьники глубже понимают исторические события в жизни Отечества. Истиной, не требующей доказательств, является утверждение, что лучше усваивается тот материал, который вызывает интерес. Всякий раз, когда по ходу урока обращаешься к местной истории, резко возрастает внимание учащихся.

На протяжении долгих лет накоплен достаточный опыт по применению этнокультурного компонента в изучении истории Отечества.

Огромную помощь оказывает школьный краеведческий музей, в котором собран богатый исторический и этнографический материал. Слайд 11

На уроках по истории Отечества часто применяются данные из трудов нашего земляка, талантливого учителя-краеведа Василия Михайловича Мамаева. Слайд 12 Его поистине можно назвать летописцем земли Мустаевской. Василий Михайлович оставил для потомков три рукописных исследования - истории колхоза, школы и деревни. Слайд 13 Используя труды краеведа, можно изучать историю Отечества с начала 18 века по 60-е годы 20 века.

Например, при изучении темы по истории Отечества 19 века «Наука и образование» обязательно обращаю внимание учащихся на открытие в 1889 году в деревне Мустаево трёхклассной миссионерской школы православного комитета, которая в 1996 году получила статус начального земского училища. Этот материал используется и при изучении деятельности земств.

При изучении темы «Культурная революция в СССР» используется рукопись «История Мустаевской школы». На примере развития школы в деревне Мустаево, изучаем историю становления новой советской школы. Через историю рода Мамаевых можно изучать историю Отечества начиная с 18 века. Военную историю России XIX-XX веков тоже изучаем через историю рода Мамаевых. Отец и дед Василия Михайловича были призваны в царской армию в ходе рекрутских наборов, служили Отечеству ещё во времена Николая I и Александра II. Его отец Серги Микале (Сергей Михайлович) был участником Кавказской и Крымской войн первой половины XIX столетия. Сам Василий Михайлович был участником трёх войн: первой мировой, гражданской и Великой Отечественной.

Слайд По изучению жизни и деятельности учителя-краеведа В. М. Мамаева мной разработана программа элективного курса «В наследство потомкам».

Особый интерес школьников вызывает изучение истории Великой Отечественной войны. Имеющийся этнокультурный материал способствовал созданию методической разработки раздела «Советский Союз во второй мировой войне». Слайд

«Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой». На первом же уроке по теме «Великая Отечественная война» ребята получают задание провести исследование по теме «Судьба моей семьи в годы Великой Отечественной войны». Они разыскивают материал о своих родственниках, о тех, кто сражался с врагом на фронте или ковал Победу в тылу. Без семьи невозможно полноценно воспитать человека. Семья для каждого школьника должна быть неоспоримой ценностью. К сожалению, приходится признать, что не во всех семьях могут гордиться знаниями истории своих предков, есть дети, которые не знают даже биографию своих дедушек и бабушек и своих родителей.

Поэтому на уроках по изучению истории Отечества часто использую собственный материал о богатом событиями жизненном пути моих предков. Ничто не затрагивает души детей так, как собственный пример учителя. Слайд из Коцепции

Никакие воспитательные программы не будут эффективны, если педагог не являет собой всегда главный для обучающихся пример нравственного и гражданского личностного поведения.

Много тяжелых испытаний выпало на долю моих предков. Вся история нашего рода, так или иначе, связана с историей Отечества. Вспоминаю тяжёлую жизнь своих родителей в годы войны. Как моя мама из-за войны не смогла пройти школьное обучение, осталась неграмотной, потому что ухаживала за новорожденным братом, который умер через 2 года от истощения, и мама в свои 10 лет начала свой трудовой путь, ухаживая за колхозными телятами. . Слайд

Таким образом, используя все имеющиеся в моём распоряжении средства, я стараюсь активизировать познавательную деятельность обучающихся, воспитывать в них настоящих Граждан-патриотов Отечества. А без этого у нашего общества, не может быть будущего.

Показателем результативности работы являются успехи моих учеников на олимпиадах и конкурсах различного уровня. Слайд

Интеграция этнокультурного компонента на уроках истории важна в неменьшей степени и для педагога, который получает стимул для профессионального самосовершенствования, самообразования и признания. Благодаря этому достигнуты определённые успехи и в моей профессиональной деятельности. Накопленный опыт каждый год представляю в республиканских научно-практических конференциях «Марийское краеведение», печатаюсь в сборниках.

Предварительный просмотр презентации

МОУ «Мустаевская средняя (полная) общеобразовательная школа имени Шабдара Осыпа»

Роль семьи в духовно-нравственном воспитании детей Из опыта работы учителя истории и обществознания МОУ «Мустаевская средняя общеобразовательная школа имени Шабдара Осыпа» Сернурского района РМЭ Никитиной Юлии Михайловны

Задача нравственного воспитания – это формирование личности Задача нравственного воспитания – это формирование личности Личность – это человек: умеющий давать правильную оценку своим действиям несущий ответственность за свои поступки умеющий отличить добро от зла делающий выбор в пользу добра по отношению к обществу, к Родине.

Именно родители - первые воспитатели - имеют самое сильное влияние на детей. Именно родители - первые воспитатели - имеют самое сильное влияние на детей. Надо воспитывать и обучать детей ещё в дошкольном детстве; опаздывать с этим нельзя, ибо именно в этот период закладывается основа личности, основа нравственных качеств и будущих успехов ребёнка. Учителя начинают не с нуля, а продолжают родительский труд, вложенный в ученика до школы. Семья - 50% СМИ – интернет, телевидение  - 25% школа - 15% и улица -10%.

Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой. (Если Ваш ребенок видит, что его мама и папа, которые каждый день твердят ему, что лгать нехорошо, сами того не замечая, отступают от этого правила, все воспитание может пойти насмарку.) Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой. (Если Ваш ребенок видит, что его мама и папа, которые каждый день твердят ему, что лгать нехорошо, сами того не замечая, отступают от этого правила, все воспитание может пойти насмарку.)

«У вас есть одно яблоко, только одно, и «У вас есть одно яблоко, только одно, и вы отлично знаете, что растущему детскому организму оно нужнее, чем вам и все же, не отдавайте ребенку единственное яблоко целиком, не создавайте ему привилегий, помните, что у вашего ребенка кроме тела, есть еще и психика, есть формирующийся характер, в подобном случае вы вместе с витаминами для здоровья ребенка внесете в его душу страшный вирус – вирус безнравственности»

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Именно семья может нанести столько вреда в воспитании детей, как никто другой. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Именно семья может нанести столько вреда в воспитании детей, как никто другой. Если дети живут в обстановке критики, они учатся критиковать и обсуждать других людей. Если дети живут в обстановке вражды и злобы, они учатся быть злыми и жестокими Если дети живут среди насмешек, они становятся нерешительными и излишне скромными. Если дети живут в обстановке стыда и смущения, он учатся жить с чувством вины Растет в честности, он учится быть справедливым Растет в терпимости, он учится быть благородным Ребенка поддерживают, он учится ценить себя Ребенок живет в понимании и дружбе, он учится находить любовь в мире.

С древности у многих народов существует система правил. У народов - последователей христианства – это заповеди Христа. В марийской традиционной религии они называются «ойöрö»: С древности у многих народов существует система правил. У народов - последователей христианства – это заповеди Христа. В марийской традиционной религии они называются «ойöрö»: Нельзя грубить родителям – не будет тебе счастья в жизни; нельзя другим желать зла – зло, порождённое тобой к тебе вернётся непременно; нельзя осуждать и злорадствовать над ошибками других, это вернётся; стол нельзя оставлять без хлеба – достатка в доме не будет.

«Наши дети - это наша старость, плохое воспитание - это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед страной» «Наши дети - это наша старость, плохое воспитание - это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед страной» А.С. Макаренко

Типы семейного воспитания Типы семейного воспитания Диктат в семье проявляется в систематическом подавлении родителями инициативы и чувства собственного достоинства у детей. Опека в семье – это система отношений, при которых родители, обеспечивая своим трудом, удовлетворение всех потребностей ребёнка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Невмешательство - это система отношений в семье, строящаяся на признании возможности независимого существования детей от взрослых. Сотрудничество – это отношения в семье основанные на совместной деятельности детей и родителей, где важным являются нравственные установки. Именно в этой ситуации преодолевается эгоизм и зазнайство ребёнка.

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ Сделайте жизнь ребенка интересной и многообразной Разговаривайте друг с другом, если общения не происходит, вы отдаляетесь друг от друга Настраивайте ребенка на рассказ о его школьных и личных делах, и сами рассказывайте о своём детстве Обсуждайте с детьми свою жизнь, считайтесь с их мнением в решении семейных проблем Не старайтесь спрятать ребенка от трудностей Дети должны чувствовать ответственность за все, что они совершают в жизни Укрепляйте в ребенке уверенность в собственных силах

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ Эффективным способом сплочения семьи, является совместный труд. Приучить ребёнка к труду может лишь та семья, которая трудится на его глазах, привлекайте детей к посильному труду Установлением дружеских взаимоотношений является совместный досуг: походы в лес за грибами, ягодами, плавание, лыжи, совместные игры Важно не место, где проводишь время со своим ребенком, а впечатление от совместно пережитых испытаний. Именно в таких ситуациях ребенок учиться доверять Вам свою жизнь, тайны, делится секретами, своими успехами

Надо приобщать ребенка к чтению, особенно к чтению народных сказок (сказка ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок), к посещению краеведческих музеев, театров, слушанию национальной музыки, пению народных песен, знаниям истории своего рода Надо приобщать ребенка к чтению, особенно к чтению народных сказок (сказка ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок), к посещению краеведческих музеев, театров, слушанию национальной музыки, пению народных песен, знаниям истории своего рода

Этика(наука о правилах поведения) в словах Этика(наука о правилах поведения) в словах из словаря Ожегова Активность, благородство, благодарность, верность, великодушие, вежливость, выдержка, высокомерие, грубость, гнев, деликатность, достоинство, зависть, зазнайство, искренность, карьеризм, корыстолюбие, лицемерие, любовь, малодушие, мужество, ненависть, наглость, обязанность, ответственность, патриотизм, предательство, самолюбие, самообладание, скромность, смелость, совесть, сознательность, сочувствие, справедливость, требовательность, трудолюбие, тщеславие, трусость, уважение, цинизм, эгоизм, честолюбие, человечность.

Дети чаще должны обращаться к таким понятиям, как Дети чаще должны обращаться к таким понятиям, как радость, сострадание, прощение, совесть, справедливость, ответственность, жалость, отзывчивость,благодарность, сопериживание, сознательность трудолюбие, искренность патриотизм, верность

Воспитание нравственных качеств личности, Гражданина и патриота невозможно без знаний своих корней, своего рода, своей фамилии. Нельзя жить, не зная родства, нельзя изучать историю Родины в отрыве от истории родного края. Как важна семейная память для воспитания детей! К сожалению, моя практика показывает, что некоторые ученики не знают даже полного имени своих бабушек и дедушек, не знают, когда они родились, что уж говорить о глубоких познаниях истории своих предков. Я думаю, что основная вина в этом лежит на родителях, которые, думая о материальном обеспечении своих детей, не задумываются о их духовно-нравственном воспитании. Воспитание нравственных качеств личности, Гражданина и патриота невозможно без знаний своих корней, своего рода, своей фамилии. Нельзя жить, не зная родства, нельзя изучать историю Родины в отрыве от истории родного края. Как важна семейная память для воспитания детей! К сожалению, моя практика показывает, что некоторые ученики не знают даже полного имени своих бабушек и дедушек, не знают, когда они родились, что уж говорить о глубоких познаниях истории своих предков. Я думаю, что основная вина в этом лежит на родителях, которые, думая о материальном обеспечении своих детей, не задумываются о их духовно-нравственном воспитании.

Живя в мире, необходимо знать и понимать соседей, но, прежде всего - самих себя. Страшно обедняет свою жизнь тот, кто живёт, не ведая своих корней, кто лишён исторической памяти. Я уверенна в том, что человек воспитанный своими корнями, уважающий традиции и обычаи, знающий историю и культуру своего народа станет настоящим человеком, патриотом, Гражданином своего Отечества. Пройдут годы, забудутся в нашей памяти многие события, люди, встречи. Но воспоминания всегда будут возвращать нас в родные места, в светлый мир детства, к своим корням, на родную землю, на которой мы родились, выросли и стали людьми. Живя в мире, необходимо знать и понимать соседей, но, прежде всего - самих себя. Страшно обедняет свою жизнь тот, кто живёт, не ведая своих корней, кто лишён исторической памяти. Я уверенна в том, что человек воспитанный своими корнями, уважающий традиции и обычаи, знающий историю и культуру своего народа станет настоящим человеком, патриотом, Гражданином своего Отечества. Пройдут годы, забудутся в нашей памяти многие события, люди, встречи. Но воспоминания всегда будут возвращать нас в родные места, в светлый мир детства, к своим корням, на родную землю, на которой мы родились, выросли и стали людьми.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации