12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Елена Зюзина24
Россия, Апшеронск
1

Применение кроссвордов в образовательном процессе.

Применение кроссвордов в образовательном процессе.

Наблюдать, изучать, работать!

(Майкл Фарадей).

Кроссворды в сущности своей являются интеллектуальными играми, предназначенными для развития эрудиции, расширения словарного запаса, тренировки памяти, внимания.

Кроссворд можно использовать на разных этапах урока:

1.На этапе проверки домашнего задания может быть предложено несколько вариантов:

– к доске может быть вызван студент для решения кроссворда . После устного опроса правильность заполнения кроссворда проверяется всей группой;

– можно дать аналогичное задание группе студентов. В этом случае правильность выполнения можно проверить как в конце урока, так и сразу после устного опроса. В хорошо подготовленной группе проверить выполнение задания может наиболее успешный студент, первым решивший его;

– кроссворд может заменить терминологический/словарный диктант. В этом случае класс работает на заранее подготовленных бланках, а преподаватель может читать вопросы.

2. На этапе изучения новой темы.

 В этом случае при подготовке к уроку можно составить небольшой кроссворд с ключевым словом из новой темы и понятиями, ранее изученными или знакомыми студентами из повседневной жизни, но тесно связанными с темой урока. В ходе изложения новой темы преподаватель задает вопросы по ранее пройденным темам или касающиеся общекультурных знаний, связанных с новой темой. Ответы на вопрос вписываются в сетку кроссворда. Таким образом, кроссворд к концу этапа будет представлять визуализацию ключевых понятий темы.

3. На завершающем этапе урока, при повторении и первичном закреплении изученного материала. Итоговый кроссворд как вид контроля имеет большое значение для стимулирования у обучающихся повышения интереса к обучению. Если во время обычной контрольной студенты находятся в очень напряженном состоянии, то кроссворд ассоциируется у них с игрой.

Таким образом, использование кроссвордов в учебном процессе:

1. Стимулирует познавательную активность.

2. Расширяет кругозор, обогащает лексикон новыми словами, терминами.

3. Развивает логическое мышление и память, творческие способности.

4. Повышает грамотность.

 При раскопках древнеримского поселения Коринум в 1868 году в Англии была найдена плита с изображенным на ней рисунком, очень похожим на кроссворд. Находка датировалась III–IV веками. Нечто подобное было обнаружено и на колонне в знаменитых Помпеях при раскопках 1936 года. Это творение относилось к 79 году нашей эры и поражало тем, что кроссворд мог читаться одинаково слева направо, справа налево, сверху вниз и снизу вверх.

Кроссворд, в современном понимании этого слова, появился совсем недавно, около века назад (для сравнения — шахматам и шашкам более полутора тысяч лет). Версии его возникновения на сегодняшний день очень противоречивы. Три страны — Великобритания, Соединенные Штаты Америки и Южно-Африканская Республика — оспаривают ныне право называться родиной кроссворда.[3]

Жители туманного Альбиона считают, что первый кроссворд появился в Англии. По их мнению, первые кроссворды печатались уже в середине XIX века в лондонской газете «Таймс», а первым автором игры был Майкл Девис. Эти головоломки были очень просты и предназначались в основном для детей. Задача состояла в следующем: заполнить буквами клеточки квадратов таким образом, чтобы одно и то же слово получалось и по горизонтали, и по вертикали.[5]

Жители США и Англии утверждают, что первый в мире кроссворд был опубликован 21 декабря 1913 года в воскресном приложении «Fun» к газете «Нью-Йорк Ворлд» и придумал его журналист Артур Уинн, эмигрировавший в Америку из Англии. Один издатель поручил Уинну составить к рождественским праздникам приложение к газете, которое вызвало бы интерес не просто отдельного читателя, но сразу целой семьи. И тут журналист вспомнил, как его дед задавал ему в детстве головоломки. Это были так называемые «магические квадраты», в которых горизонтали и вертикали заполнялись одинаковыми словами. Уинн усовершенствовал эту игру. Он решил, если слово в задаче будет встречаться только один раз, это сделает ее интереснее. И Уинн, что называется, попал в точку. Его изобретение так понравилось читателям, что они, в своих многочисленных письмах, просили газету продолжить печатать подобные задачи. Артур Уинн первым также применил в кроссворде затемненные клетки для разделения слов.[4]

Есть и третья история появления первого в мире кроссворда. В начале XX века житель ЮАР Виктор Орвилл, виновный в автомобильной катастрофе, был приговорен к трем годам тюремного заключения. В камере, где он сидел, пол был вымощен каменными плитами, которые представляли собой своеобразную сетку. От скуки он стал заполнять клетки буквами пересекающихся слов. Затем это было перенесено на бумагу, а к словам подобраны определения. Товарищи по несчастью одобрили новинку Виктора. Тогда Орвилл решил отправить свое изобретение по почте в редакцию крупной газеты Кейптауна. Он назвал игру «Туда-сюда по квадратам». Редактор не сразу оценил ее, но его друзьям игра так понравилась, что они весь вечер только и занимались отгадыванием слов, после чего редактор вынужден был опубликовать кроссворд: именно такое название получила игра к моменту выхода ее автора на свободу. Кроссворды стали печатать другие газеты и журналы, в результате чего на счету Орвилла скопилась приличная сумма гонораров.

Итак, из трех версий происхождения первого в мире кроссворда за основу взята американская: как-никак названы конкретный автор, дата издания, печатный орган. Если появление первого в мире кроссворда проверить сложно, то первый в России кроссворд, как считалось до последнего времени, был напечатан в журнале «Огонек» (№ 18) от 12 мая 1929 года. Недавно стали известны новые сведения о происхождении первого русского кроссворда.

Классический кроссворд представляет собой сетку из белых клеток, в которые вписываются буквы, и чёрны или серых, обозначающих пустоты. Каждая клетка в цепочке предполагает одну букву.[2]

        Сканворд - один из самых популярных кроссвордов. Определение слова написано в квадратах, а ответ - по направлению стрелки.

В сетке идеального сканворда не должно быть пустых квадратов. Чем плотнее сетка сканворда, тем сложнее его собрать и тем легче разгадать. Определения могут быть ассоциативными (например, горох, султан, государь и т.д. могут быть правильным ответом на определение "царь"). Интуиция - важное качество при решении головоломок. Наиболее важными особенностями сканвордов является то, что определения даются в теле головоломки, а также разнообразие слов-адресатов и возможность превращать в головоломки картинки и фотографии.[2]

Чайнворд — родитель линейного кроссворда. Тип кроссворда, который легко составить, но нелегко решить. Сетка состоит из линейных квадратов, нарисованных в любой геометрической форме.

Цепочки слов создаются путем стыковки, когда последняя буква первого слова становится первой буквой второго слова, и так далее. Эти стыки нумеруются. В чайнворд вписываются только существительные единственного числа. Другими словами, слова в чайнворде не пересекаются, а только соединяются друг с другом. Иногда цепочки слов изгибают, чтобы придать сетке причудливую форму.[2]

Венгерский кроссворд - филворд. При решении венгерских кроссвордов ответы должны быть написаны в виде сетки с расставленными буквами. Точнее, не вписать, а стереть. Это очень похоже на английский кроссворд, но с двумя фундаментальными отличиями: слова обычно изогнуты, как змея, и каждая буква не может принадлежать более чем одному слову. В венгерском кроссворде нет заштрихованных квадратов, и все буквы уже перечислены. Слова могут быть разделены по вертикали или горизонтали, но не по диагонали. Каждая буква может быть использована только один раз. После вычеркивания всех слов не должно остаться пустых квадратов.[2]

Японский - особый вид головоломки, в котором нужно, базируясь на кодовых числах-подсказках, разгадать не слова, а зашифрованную картинку.

Существует два вида японских кроссвордов: черно-белые и цветные. Числа показывают, сколько слитных клеток данного цвета находятся в соответствующей колонке или строке. Группы клеток обязательно должны разделяться как минимум одной пустой (белой) клеткой. Задача разгадывающего сводится к тому, чтобы узнать, сколько именно пустых клеток разделяет группы. [2]

Алгоритм создание кроссворда в MsExcel

Шаг 1.

Открываем генератор кроссворда.

Вносим ответы.

Полученный кроссворд вносим в MsExcel.

Шаг 2.

Выделяем все клетки и меняем их формат.

Для этого после выделения клеток нажимаем «Формат» - ширина столбца равную 3 и высоту равную 18.

Шаг 3.

Теперь нам нужно заполнить ответы кроссвордов так, как они будут расположены в самом кроссворде и, отступив несколько клеток от края кроссворда, пишем вопросы к ответам.

Шаг 4.

Для нумерации перед ответами пишем номера вопросов.

Шаг 5.

Приступим к оформлению границ и заливки кроссворда. Для этого выделяем весь кроссворд и на ленте «Главная»  выбираем Выравнивание и начинаем оформлять кроссворд.

Выравнивание – выровнять по центру.

Шрифт – Times New Roman, размер 11.

Граница – внешние и внутренние.

Шаг 6.

Уберём сетку с кроссворда. Для этого ла ленте «Вид» убираем галочку с параметра Сетка.

Шаг 7.

Отступаем от вопросов кроссворда несколько клеток и записываем верные ответы.

Шаг 8.

После этого задаём значение ответов, данных человеком отгадывающим кроссворд. Для этого нужно склеить клетки ответов.

В соседней с ответом на вопрос клетке пишем знак «=» и нажимаем на первую букву ответа в кроссворде, далее нажимаем «&» и нажимаем на вторую букву ответа в кроссворде, и так до конца слова.

Проделываем эту операцию со всеми ответами кроссворда.

Шаг 9.

Далее настраиваем автоматическое вычисление количества баллов, заработанных за ответы человеком отгадывающим кроссворд.

Для этого нужно в соседнюю клетку со значением ответа данным отгадывающим кроссворд пишем команду «=ЕСЛИ(» и нажимаем на клетку с верным ответом, ставим знак «=», нажимаем на клетку с ответом отгадывающего, ставим знак «;», цифру 1, опять знак «;», цифру 0 и закрываем эту команду знаком «)»

Должна получиться команда такого вида: «=ЕСЛИ(“верный ответ”=”ответ отгадывающего”;1;0)»

Теперь при правильном ответе отгадывающему будет засчитываться 1 балл, а при неправильном – 0 баллов.

Копируем клетку с командой и вставляем во все остальные клетки рядом с ответами отгадывающего.

Шаг 10.

Далее настроим подсчёт правильных ответов. Для этого выделяем клетку под командой с шага 9 и нажимаем на кнопку «Сумма» или «Σ».

Теперь компьютер сам подсчитывает количество правильных ответов.

Шаг 11.

Далее похвалим за полностью отгаданный кроссворд или попросим подумать ещё отгадывающего. Для этого отступаем вниз  несколько клеток и нажимаем на клетку под кроссвордом.

Пишем команду «=ЕСЛИ(“клетка с суммой правильных ответов”=“количество всех ответов”“Все ответы правильные!”;“Подумай ещё!”)»

Окрашиваем в красный цвет полученное словосочетание. Для этого нужно нажать на клетку в которую была введена команда, кликнуть по ней правой кнопкой мыши и в открывшемся окне выбрать вкладку «Цвет текста» и нажать на понравившийся оттенок красного цвета.

Шаг 12.

Кроссворд готов, теперь приступим к защите листа от изменения со стороны отгадывающего. Для этого для начала выделяем 3 столбца: с правильными ответами, с ответами отгадывающего и с заработанными баллами.  Далее кликаем по выделенным столбцам правой кнопкой мыши и нажимаем «Скрыть»

Шаг 13.

Выделяем клетку с ответом в кроссворде и нажимаем правой кнопкой мыши по выделенной области, нажимаем команду «Формат ячеек», в появившемся окне выбираем свойство «Защита». Убираем галочку напротив свойства «Защищаемая ячейка» и ставим галочку напротив свойства «Скрыть формулы».

Проделываем эту операцию со всеми словами в кроссворде.

Шаг 14.

Ставим защиту листа. Для этого нужно в ленте «Рецензирование» выбрать команду «Защита листа», в появившемся окне убираем галочку с параметра «Выделение заблокированных ячеек», ставим пароль и нажимаем «ОК»

Теперь отгадывающему доступны только клетки самого кроссворда.









БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК



1.Физика для профессий и специальностей технического профиля: учебник для студ. Учреждений сред. Проф. Образования / В. Ф. Дмитриева, – 2-е издание, стер. – М: Издательский центр “Академия” 2020г.

2.Кроссворды, их история и культура. Издательство “New York: Pocket Books” автор - Роджер Миллингтон. Переиздание 2018г.

3. Когда придумали кроссворды: история и забавные факты. - Издательство “Манн, Иванов и Фербер”, автор - Кондратьева М. 2019г.

4.Кроссворды, как оружие: история и использование. - Издательство “Махаон”, автор - Галахов А. 2020г.

5. Очерки истории кроссворда. - Издательство "Наука", авторы - Семенова Н. и Козинцев В. 2020г.











Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.