Разработка урока «Применение музыки при изучении лирики А.С. Есенина»
Использование музыки на уроках литературы по изучению лирики С. А. Есенина
Среди всех известных видов искусства наиболее ярким является музыка. Она оказывает огромное влияние на человека, пробуждает в нём различные эмоции, ощущения, воспоминания. Главное для учителя – подобрать для урока такую музыку, которая будет положительно влиять на детские умы и души. Использование вокальной и инструментальной музыки в образовательном процессе позволяет усилить восприятие и осознание литературных произведений.
С точки зрения Федерального государственного образовательного стандарта результаты обучения литературе и музыки как учебных предметов имеют точки соприкосновения. Так, например, литература направлена на формирование «…культурной самоидентификации; воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом; овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста» [1]. Сходными целями обладает и музыка как школьная дисциплина. Она направлена на «формирование основ музыкальной культуры обучающихся как неотъемлемой части их общей духовной культуры; потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития; воспитание эстетического отношения к миру; расширение музыкального и общего культурного кругозора…» [1]. Как мы видим, литература и музыка нацелены на получение одинаковых результатов. Поэтому их взаимодействие эффективно в плане художественно-эстетического воспитания.
Музыка создает благоприятные условия для углубленного понимания литературных произведений, так как воздействует на психоэмоциональное состояние человека, вовлеченного в процесс познания. Литература так же способствует выражению очень сложные переживания людей, состояние мира, окружающей обстановки, которые не всегда можно выразить с помощью других видов искусств. Поэтому, анализируя лирику, целесообразно использовать музыкальные интерпретации, которые углубляют восприятие поэтического произведения.
Среди известных русских поэтов именно Сергея Есенина считают одним из самых «музыкальных» поэтов. Его стихотворения напоминают музыкальные произведения, в которых звучит сама природа. На поэтическое творчество Есенина оказал значительное влияние певучий склад народного стихосложения, поэтому его стихотворения часто похожи на народные песни и даже частушки. Исследователь В. В. Коржан отмечает: «Есенин был по преимуществу лириком. Это заставляет в первую очередь обратиться к лирическим народным песням и частушкам, т. е. к тем жанрам народной поэзии, которые по своей природе наиболее соответствовали особенностям таланта художника, отвечали его эстетическим идеалам» [12, с. 6].
Творчество Есенина многообразно. Его поэзия всегда поражает своей музыкальностью, образностью и лиричностью, поэтому данные особенности делают понятным обращение к ней разных композиторов и певцов. Проникновенная лирика поэта привлекла внимание большого количества профессиональных композиторов таких, например, как Георгий Свиридов, Александра Пахмутова, Григорий Пономаренко, Алексей Карелин, Вадим Лоткин. Многие авторы с наслаждением сочиняют песни и романсы на стихи поэта, среди них можно назвать имена Тамары Солнечной, Александра Матюхина, Михаила Новохижина и других.
Особое положение среди композиторов занимает Георгий Свиридов. Им были созданы циклы «У меня отец – крестьянин» (1956), «Поэма памяти Сергея Есенина» (1956), «Деревянная Русь» (1964), кантата «Светлый гость» (1971). Как отмечал литературный критик Д. В. Фришман, Свиридов - «первый из музыкантов, кто показал Есенина как национального художника огромных масштабов» [26, с. 351]. Произведения композитора были особенно важны потому, что они повлияли на окончательную реабилитацию Есенина, который долгие годы был полузапрещённым поэтом.
Таким образом, использование музыкальных произведений занимает важное место на уроке литературы при изучении творчества Есенина. Рассмотрим примерные задания, созданные на основе использования межпредметных связей литературы и музыки как учебных предметов. Мы предлагаем следующее задание: «Провести сравнительный анализ стихотворения С. А. Есенина «Клён ты мой опавший…» в исполнении актёра Д. Семёнова и романса, написанного на текст данного стихотворения, в исполнении А. Бандера».
Данное задание учитель может использовать при изучении темы «Музыкальность поэзии С. А. Есенина» в 7 классе. Эта тема отсутствует в школьных УМК, поэтому её можно использовать для более углубленного изучения творчества поэта С. А. Есенина на внеклассном занятии. На изучение темы отводится один час.
Для проведения урока необходимо следующее оборудование: компьютер, проектор, колонки, видеофрагмент/аудиозапись музыкального произведения.
Целью данного задания является развитие умения сопоставлять лирические произведения с музыкой, что способствует формированию аналитических способностей учащихся. Для выполнения используется фронтальная (учитель проводит беседу) и индивидуальная (ответы обучающихся) формы работы. Учащиеся заранее должны прочитать самостоятельно это стихотворение. Данное задание способствует достижению следующих результатов:
1. Предметные: обучающиеся научатся воспринимать музыку и поэзию, разовьют умение соотносить эмоциональный строй поэзии и музыки.
2. Метапредметные: формирование умения выражать свои мысли, применять знания, полученные на других предметах, обучающиеся смогут выяснить какую роль играет музыка в литературе.
3. Личностные: обучающиеся научатся слушать, сопоставлять и понимать поэзию и музыку, получая эстетическое наслаждение.
Учитель предлагает ученикам прослушать стихотворение Есенина «Клён ты мой опавший…» в исполнении Д. Семёнова и ответить письменно на вопросы, выведенные на слайд (презентация). Формулировка примерных вопросов может быть следующая:
1. Какие эмоции возникли после прослушивания стихотворения?
2. Какова основная интонация этого стихотворения?
3. Сравните ваше собственное ощущение от услышанного и эмоции чтеца, который озвучил данное стихотворение? Совпадают ли они?
Затем обучающимся предлагается прослушать романс «Клён ты мой опавший…» в исполнении Андрея Бандеры. Учащиеся прослушивают музыкальную композицию и затем снова отвечают на эти же вопросы в тетради, делятся своими эмоциями. Затем необходимо выяснить изменились ли ответы учеников, а также выявить и сравнить особенности звучания музыкального произведения и поэтического. С помощью приёма беседы учащиеся отвечают на примерные вопросы устно:
1. Определите жанр музыкальной композиции?
2. Каков характер мелодии романса? Какие особенности романса как музыкального жанра вам известны?
3. Как вы думаете, есть ли различия в исполнении музыкального произведения и устной трактовке стихотворения чтецом?
4. Помогла ли музыка яснее представить образ лирического героя? Каким вы его себе представили? Изменилось ли ваше восприятие стихотворения Есенина после прослушивания музыкального исполнения?
5. Как вы думаете, нужна ли литературе музыка?
Отвечая на последний вопрос, обучающиеся делают вывод о взаимосвязи музыки и литературы. Примерные вывод, к которому они должны прийти: музыкальное произведение способно в большей мере углубить, усилить воздействие литературных произведений, может подчеркнуть, выявить те чувства, эмоции и настроения, которые порой бывают лишь намечены в поэтическом тексте.
Рассмотрим следующее задание «Определите музыкальный жанр прозвучавших композиций, написанных на основе стихотворений С. А. Есенина «Письмо к женщине» (Миша Маваши), «Я обманывать себя не стану» (группа «Невидь»), «Заметался пожар голубой» (группа The Retuses), «Есенин Сергей» «Мастерская Игоря Ковалева».
Задание учитель может использовать при изучении темы «Песенное слово С. А. Есенина» в 11 классе на уроке литературы. Данная тема отсутствует в школьных УМК, но её можно использовать в качестве внеклассного мероприятия, а также для более подробного знакомства с художественными особенностями лирики поэта. На изучение отводится один час.
Требуется следующее оборудование: компьютер, проектор, колонки, аудиозаписи музыкальных композиций.
Целью данного задания является развитие умение учащихся воспринимать и анализировать поэтические тексты в музыкальном звучании. Для выполнения используется фронтальная форма работы. Учащиеся заранее должны ознакомиться с данными стихотворениями Есенина. Задание будет способствовать достижению следующих результатов:
1. Предметные: развитие умений и навыков восприятия поэтических текстов в музыкальной обработке, обучающиеся смогут увидеть музыкальность лирики Есенина.
2. Метапредметные: применение знаний, полученных на смежных дисциплинах, развитие умения выступать с докладом, на заданную тему, развитие памяти и речи.
3. Личностные: воспитание интереса и любви к поэзии, музыке, желания слушать музыкальные произведения; совершенствовать эстетический и музыкальный вкус.
Перед началом выполнения задания учащиеся (4 человека) должны заранее подготовить доклады о таких музыкальных жанрах, как рок-сюита, рэп, пэган-метал, инди-фолк. В своих сообщениях они должны дать определение, перечислить характерные черты жанра. Ученики письменно фиксируют информацию в тетрадях.
После того, как обучающиеся прослушали и записали основную информацию, учитель включает первую композицию инди-фолк «Заметался пожар голубой» в исполнении группы The Retuses. Далее они отвечают на вопросы:
1. Как вы думаете, к какому музыкальному жанру относится данная композиция? Обоснуйте свой ответ.
2. Какие эмоции вызывает у вас эта музыкальная композиция?
3. Есть ли различия между вашими эмоциями от прочитанного стихотворения и тем какие эмоции передаёт сам исполнитель?
4. Изменилось ли ваше восприятие стихотворения после прослушивания?
Включается следующая композиция: рэп «Письмо к женщине» исполнитель Миша Маваши. Обучающиеся внимательно слушают. Затем учитель предлагает учащимся ответить на вопросы устно:
1. Подумайте, к какому жанру мы можем отнести услышанную мелодию?
2. Какие черты жанра рэпа вы обнаружили в данной музыке?
3. Совпало ли ваши эмоции и те эмоции, который передал исполнитель?
4. Если бы вы были рэперами, то изменили ли бы мелодию, подобранную к данному стихотворению? Какая бы она была?
Включается учителем композиция в жанре пэган-метал «Я обманывать себя не стану» (группа «Невидь»). Учащиеся слушают её и затем отвечают на вопросы учителя:
1. Установите жанр прозвучавшей музыкальной композиции.
2. По каким признакам вы догадались о том, что это пэган-метал?
3. Как музыкальная композиция повлияла на ваши изначальные эмоции, связанные со стихотворением Есенина?
Затем обучающиеся прослушивают рок-сюиту «Есенин Сергей», которую выпустила «Мастерская Игоря Ковалева». Ученики с помощью вопросов учителя определяют жанр и делают выводы. Примерные вопросы:
1. Итак, назовите жанр последней музыкальной композиции. Выделите основные его черты.
2. Что необычного вы заметили в исполнении?
3. Понравилась ли вам такая трактовка этого стихотворения?
4. Помогла ли нам музыка более глубоко прочувствовать стихотворения Есенина?
5. Изменилось ли ваше личное отношение к стихотворениям? Появились ли у вас новые чувства, эмоции?
Учащиеся самостоятельно делают вывод о том, что такая музыкальная обработка лирики Есенина позволила по-новому взглянуть на уже известные стихотворения. Отмечают такие особенности лирики поэта как музыкальность, доверительность, мечтательность, исповедальная интонация, которая вызывает сопереживание у читателей.
Таким образом, используя межпредметные связи между литературой и музыкой на уроках, посвященных изучению творчества Есенина, учитель помогает обучающимся более глубоко изучить и понять лирические произведения, развить их творческие способности и эстетический вкус.