Методические рекомендации «Применение современных педагогических концепций в обучении иностранному языку»
ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОНЦЕПЦИЙ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
Пояснительная записка к ресурсу | ||
1. | Автор | Калягина Ирина Владимировна. |
2. | Должность | Преподаватель. |
3. | Категория | Высшая педагогическая. |
4. | Образовательное учреждение | Санкт-Петербургское государственное бюджетное образовательное учреждение «Санкт-Петербургский технический колледж управления и коммерции». СПб ГБПОУ «СПб ТКУиК» http://www.tcmc.spb.ru/ |
5. | Название ресурса | Применение современных педагогических концепций в обучении иностранному языку. |
6. | Вид ресурса | Методические рекомендации. |
7. | Дисциплина | ОУП.03 Иностранный язык, ОГСЭ.03 Иностранный язык |
8 | Курс, специальность СПО | 1-4 курсы, подойдет для всех специальностей. |
9. | Актуальность | Преподавателю иностранного языка важно знать современные педагогические концепции. |
10. | Описание ресурса | Методические рекомендации содержат информацию о концепциях обучения иностранному языку. |
Источники информации | ||
1 | Иллюстрации | |
2 |
ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОНЦЕПЦИЙ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
Российская система образования видоизменяется и обновляется. Происходит переосмысление педагогического опыта в контексте применения различных образовательных концепций, повышение качества обучения с поиском актуальных отечественных и зарубежных подходов. В методических рекомендациях рассмотрены общие педагогические концепции, которые применяются в обучении иностранному языку.
Формирование и развитие различных подходов к воспитанию и обучению в течение времени и составляет историю педагогических концепций, которую можно разделить на разные этапы.
I. Античность. Древний мир.
Способы передачи знаний последующим поколениям существовали и в древности. Создатель первого высшего учебного заведения в западном мире – школы мысли и Академии Платон развивал идеи обучения средствами дискуссии и диалога, тогда как Аристотель, основатель другой школы философии в Древней Греции акцентировал внимание на первостепенности опыта и наблюдения в образовательном процессе.
II. Средние века. Возрождение.
В данный период образование носило по большей части религиозный характер, однако, при наступлении эпохи Возрождения возникли мысли о значимости интеллекта человека. Ученые начинают подчеркивать значение критического мышления, а образование приобретает общедоступный характер.
III. Просвещение. Романтизм.
Педагоги выделяют важную роль образования в развитии независимого и логического мышления. Период романтизма высветил многообразные отдельные подходы к образовательному процессу с учетом индивидуальными запросами и талантами учащихся.
IV. XX век. Педагогика.
В данный период появляется большое количество совершенно новых педагогических концепций, одной из наиболее значимых среди которых является конструктивизм, представленный швейцарским психологом и философом Жаном Вильямов Фрицем Пиаже. По мнению Пиаже учащийся познает и воспринимает мир средствами активного взаимодействия с окружающей средой. Ученый делал акцент на значении самостоятельности и исследовательской деятельности ученика в образовательном процессе.
Следует также отметить концепцию гуманистического обучения, которая подчёркивает важность развития личности учащегося, проявление его способностей и творческого начала. Данный подход обучения способствует тому, что студенты ощущают себя средоточием процесса образования, помогающего развивать критическое мышление.
В своих беседах с учениками в садах Афинской Академии Платон разъяснял педагогический принцип своего учителя Сократа – не принуждай, а убеждай. Данный педагогический подход в дальнейшем развился в элементах систем многих выдающихся педагогов и учёных, например, у Яна Амоса Коменского, Иоганна Генриха Песталоцци, Константина Дмитриевича Ушинского и других.
Жан Жак Руссо открыл для всего мира принцип «свободного воспитания», состоящего в том, что необходимо отталкиваться от природной сути ребенка без подавления естественности в развитии, то есть не принуждать к письму, чтению и изучению наук, а создать условия для выполнения всего, что задумал преподаватель. В результате, искусство воспитания – не что иное, как пробуждение природной энергии ребёнка и его самостоятельной деятельности.
Индивидуализированный подход предусматривает приспособление способов обучения, основываясь на отдельных запросах каждого обучающегося.
Выдающиеся учёные и педагоги в своих трудах применяли разные педагогические исследования с опорой на личный опыт и исследования.
Лев Семенович Выготский разработал социокультурную теорию развития. Российский психолог, педагог и его последователи отмечали первостепенность общения и взаимодействия с товарищами большего опыта для стимуляции самостоятельной исследовательской деятельности ученика, обсуждения, которые могут быть очень действенны.
Иммануил Кант, известнейший немецкий мыслитель, в своих трудах акцентировал внимание на развитие нравственного начала учащегося и формировании его интеллектуального потенциала, поддерживая идею индивидуального обучения, в котором педагог приспосабливает свои приемы и методы к образовательным запросам учеников.
Мария Монтессори, итальянский врач и педагог связана с разработкой собственной системы обучения - «метод Монтессори», который выделяет активность и самостоятельность ребенка в образовательном процессе, определяя специфические материальные и средовые средства, способствуют развитию.
КонструктивизмПедагогическая концепция основанием имеет идею активного построения учащимся своих знаний и понимания мира при соприкосновении с окружающей средой, становясь деятельным участником образовательного процесса, самостоятельно развивая умения и навыки, выполняя задания. При применении конструктивизма на оффлайн и онлайн практических занятиях подразумевается разработка увлекательной обучающей среды, использование эффективных образовательных электронных платформ, с помощью которых студент легко может определить собственный план, задачи, достигнутые успехи, обратную связь.
Социокультурная теория развития
В данной концепции подчеркивается значимость на общении и взаимодействии между студентами, социальной среде, общении между студентом и преподавателем. Развитие личностных особенностей и обучение наиболее действенны с учётом культурных и общественных компонентов, встроенных в образовательный процесс. Теория включает развитие социальных навыков средствами общения с другими людьми.
В обучении преподавателю возможно создать реальное и виртуальное совместное образовательное пространство, где студенты взаимодействуют друг с другом и с преподавателем средствами:
- живого, непосредственного общения;
- онлайн-форумов;
- виртуальных групп;
- видеоконференций.
Возможно проведение дискуссий, сотрудничества над проектами, обмениваться мнениями и решать задачи в подгруппах (Skype, Zoom, Telegram беседы). Роль преподавателя – модераторская, поддерживающая активность студентов, их погружение в языковую среду.
Онлайн-формат может предоставить возможность реализации обучения и изучения иностранного языка, его истории, культуры и традиций при помощи носителей языка и студентов из разных стран – данный фактор может сыграть очень важную роль в развитии всесторонней личности, так как преподаватель может разработать творческие задания, проекты, позволяющие студентам обрести знания и опыт других культур.
Гуманистическая педагогическая концепцияФокус данного подхода – индивидуальные интересы и запросы учащегося, который был основан еще Василием Александровичем Сухомлинским. Эмоциональная поддержка, дифференцированный подход и содействие развитию самооценки составляют первостепенное значение в этой концепции.
При изучении иностранных языков происходит адаптация преподавателями учебного плана, электронных курсов, материалов любой курс под индивидуальные уровни студентов, учет их слабых и сильных сторон, индивидуализация и построение отдельных образовательных траекторий.
Кооперативное обучение
Взаимодействие и сотрудничество – суть данной педагогической концепции, которая развивает различные навыки:
1) социальные;
2) коммуникационные;
3) лидерства;
4) коллективной ответственности.
Студенты могут взаимодействовать в парах или группах, сообща находить решение проблем, осуществлять обмен мыслями, обоюдно помогать в достижении совместных целей, развивать навыки коллаборации, используя командные игры, коллективные задания, совместные проекты.
Коммуникативный подходЦель данного подхода — эффективная коммуникация на иностранном языке с фокусом на развитии коммуникативных навыков, включая способность понимать иностранную речь, читать, говорить и писать. Коммуникативный подход отмечает важность практического использования языка в многообразии реальных ситуаций, а не просто механическое заучивание.
Контекстно-ориентированный подходПодход ориентирован на построение обучающей среды с изучением иностранного языка в контексте реальных ситуаций, проблем и тем, связанных с потребностями и интересами студентов. Цель состоит в формировании навыков коммуникации средствами общения, интерактивные задач и заданий, обладающих реальной значимостью и ценностью для учащихся. Увлекательно заниматься как офлайн, так и онлайн, так как на практическом занятии используется не учебное пособие с небольшим количеством иллюстраций, а полезный и интересный контент с сопровождением видео, аудио, фото, интерактивными играми, отрывками художественных фильмов и сериалов, песен, новостей, ток-шоу. Данное содержание помогает и выстраивать в дальнейшем монологические высказывания, диалоги и дискуссию.
Лексико-грамматический подходСмысл концепции – в освоении грамматики и лексики иностранного языка. Студенты осваивают определенные грамматические и лексические структуры с целью использования в практическом коммуникативном взаимодействии. Отдельно грамматика или количество выученных лексических единиц не имеют ценности без выведения непосредственно в речь. Поэтому данная концепция, как правило, сочетается с другими подходами, например, коммуникативным. Электронная обучающая среда образовательного учреждения позволяет преподавателю предоставить студентам доступ к различным ресурса и материалам для изучения лексики и грамматики.
Интегрированный подходКонцепция подразумевает интеграцию различных сторон обучения иностранному языку, например, грамматика, лексика, навыки говорения, аудирования, чтения, письма, и культурный пласт. Задачи концепции заключаются в обеспечении связанного и целостного обучения иностранному языку. Объединение по темам, когда практические занятия выстроены в определенные тематические модули – все это направлено на изучение аспектов дисциплины в контексте тематических рамок. Например, практическое занятие посвящено теме «Напитки» с практикой лексики, грамматической конструкции и выведением полученных знаний в речь. Особенную эффективность в данном подходе приобретают мультимедийные материалы. Сложные правила можно объяснить при помощи видео, для отработки навыков – интерактивные задания, для развития навыков аудирования – аудиоматериалы. Также действенные интерактивные и графические приложения для самостоятельной работы.
Технологический подходПодход приобретает все большую популярность с развитием технологий современности. В нем используется многообразие различных современных приложений, инструментов, онлайн-инструментов для совершенствования образовательного процесса, в том числе интерактивных электронных обучающих курсов, мультимедийных материалов.
Следует подчеркнуть, что каждая из упомянутых концепций имеет свои индивидуальные подходы и принципы. Вполне естественно, преподаватели сочетают разные подходы, приспосабливая их к контексту обучения, своим студентам для получения наилучших результатов.
Успешное применение этих концепций требует гибкости, вдумчивости, открытости всей палитре педагогических подходов, технической подготовки и адаптации материалов.
Горбачёва Марина Юрьевна
Калягина Ирина Владимировна