12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Калягина Ирина Владимировна24889
Преподаватель иностранного языка (английский). По диплому также преподаватель педагогики, психологии, методист, учитель английского языка в детском саду. Последние 11 лет - в среднем профессиональном образовании
Россия, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург
Материал размещён в группе «ПРЕПОДАВАТЕЛИ СПО, ОБЪЕДИНЯЙТЕСЬ! »
4

ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОНЦЕПЦИЙ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ. Методические рекомендации

ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОНЦЕПЦИЙ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

t1695198241aa.jpg

Пояснительная записка к ресурсу

1.

Автор

Калягина Ирина Владимировна.

2.

Должность

Преподаватель.

3.

Категория

Высшая педагогическая.

4.

Образовательное учреждение

Санкт-Петербургское государственное бюджетное образовательное учреждение «Санкт-Петербургский технический колледж управления и коммерции». СПб ГБПОУ «СПб ТКУиК» http://www.tcmc.spb.ru/

5.

Название ресурса

Применение современных педагогических концепций в обучении иностранному языку.

6.

Вид ресурса

Методические рекомендации.

7.

Дисциплина

ОУП.03 Иностранный язык, ОГСЭ.03 Иностранный язык

8

Курс,

специальность СПО

1-4 курсы, подойдет для всех специальностей.

9.

Актуальность

Преподавателю иностранного языка важно знать современные педагогические концепции.

10.

Описание ресурса

Методические рекомендации содержат информацию о концепциях обучения иностранному языку.

Источники информации

1

Иллюстрации

https://yandex.ru/images/

2

https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-kontseptsii-i-modeli-obucheniya-inostrannym-yazykam-professionalnoy-napravlennosti-traditsii-i-strategiya-obnovleniya


ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОНЦЕПЦИЙ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ


Российская система образования видоизменяется и обновляется. Происходит переосмысление педагогического опыта в контексте применения различных образовательных концепций, повышение качества обучения с поиском актуальных отечественных и зарубежных подходов. В методических рекомендациях рассмотрены общие педагогические концепции, которые применяются в обучении иностранному языку.

Формирование и развитие различных подходов к воспитанию и обучению в течение времени и составляет историю педагогических концепций, которую можно разделить на разные этапы.

I. Античность. Древний мир.

Способы передачи знаний последующим поколениям существовали и в древности. Создатель первого высшего учебного заведения в западном мире – школы мысли и Академии Платон развивал идеи обучения средствами дискуссии и диалога, тогда как Аристотель, основатель другой школы философии в Древней Греции акцентировал внимание на первостепенности опыта и наблюдения в образовательном процессе.

II. Средние века. Возрождение.

В данный период образование носило по большей части религиозный характер, однако, при наступлении эпохи Возрождения возникли мысли о значимости интеллекта человека. Ученые начинают подчеркивать значение критического мышления, а образование приобретает общедоступный характер.

III. Просвещение. Романтизм.

Педагоги выделяют важную роль образования в развитии независимого и логического мышления. Период романтизма высветил многообразные отдельные подходы к образовательному процессу с учетом индивидуальными запросами и талантами учащихся.

IV. XX век. Педагогика.

В данный период появляется большое количество совершенно новых педагогических концепций, одной из наиболее значимых среди которых является конструктивизм, представленный швейцарским психологом и философом Жаном Вильямов Фрицем Пиаже. По мнению Пиаже учащийся познает и воспринимает мир средствами активного взаимодействия с окружающей средой. Ученый делал акцент на значении самостоятельности и исследовательской деятельности ученика в образовательном процессе.

Следует также отметить концепцию гуманистического обучения, которая подчёркивает важность развития личности учащегося, проявление его способностей и творческого начала. Данный подход обучения способствует тому, что студенты ощущают себя средоточием процесса образования, помогающего развивать критическое мышление.

В своих беседах с учениками в садах Афинской Академии Платон разъяснял педагогический принцип своего учителя Сократа – не принуждай, а убеждай. Данный педагогический подход в дальнейшем развился в элементах систем многих выдающихся педагогов и учёных, например, у Яна Амоса Коменского, Иоганна Генриха Песталоцци, Константина Дмитриевича Ушинского и других.

Жан Жак Руссо открыл для всего мира принцип «свободного воспитания», состоящего в том, что необходимо отталкиваться от природной сути ребенка без подавления естественности в развитии, то есть не принуждать к письму, чтению и изучению наук, а создать условия для выполнения всего, что задумал преподаватель. В результате, искусство воспитания – не что иное, как пробуждение природной энергии ребёнка и его самостоятельной деятельности.

Индивидуализированный подход предусматривает приспособление способов обучения, основываясь на отдельных запросах каждого обучающегося.

Выдающиеся учёные и педагоги в своих трудах применяли разные педагогические исследования с опорой на личный опыт и исследования.

Лев Семенович Выготский разработал социокультурную теорию развития. Российский психолог, педагог и его последователи отмечали первостепенность общения и взаимодействия с товарищами большего опыта для стимуляции самостоятельной исследовательской деятельности ученика, обсуждения, которые могут быть очень действенны.

Иммануил Кант, известнейший немецкий мыслитель, в своих трудах акцентировал внимание на развитие нравственного начала учащегося и формировании его интеллектуального потенциала, поддерживая идею индивидуального обучения, в котором педагог приспосабливает свои приемы и методы к образовательным запросам учеников.

Мария Монтессори, итальянский врач и педагог связана с разработкой собственной системы обучения - «метод Монтессори», который выделяет активность и самостоятельность ребенка в образовательном процессе, определяя специфические материальные и средовые средства, способствуют развитию.

Конструктивизм

Педагогическая концепция основанием имеет идею активного построения учащимся своих знаний и понимания мира при соприкосновении с окружающей средой, становясь деятельным участником образовательного процесса, самостоятельно развивая умения и навыки, выполняя задания. При применении конструктивизма на оффлайн и онлайн практических занятиях подразумевается разработка увлекательной обучающей среды, использование эффективных образовательных электронных платформ, с помощью которых студент легко может определить собственный план, задачи, достигнутые успехи, обратную связь.

Социокультурная теория развития

В данной концепции подчеркивается значимость на общении и взаимодействии между студентами, социальной среде, общении между студентом и преподавателем. Развитие личностных особенностей и обучение наиболее действенны с учётом культурных и общественных компонентов, встроенных в образовательный процесс. Теория включает развитие социальных навыков средствами общения с другими людьми.

В обучении преподавателю возможно создать реальное и виртуальное совместное образовательное пространство, где студенты взаимодействуют друг с другом и с преподавателем средствами:

- живого, непосредственного общения;

- онлайн-форумов;

- виртуальных групп;

- видеоконференций.

Возможно проведение дискуссий, сотрудничества над проектами, обмениваться мнениями и решать задачи в подгруппах (Skype, Zoom, Telegram беседы). Роль преподавателя – модераторская, поддерживающая активность студентов, их погружение в языковую среду.

Онлайн-формат может предоставить возможность реализации обучения и изучения иностранного языка, его истории, культуры и традиций при помощи носителей языка и студентов из разных стран – данный фактор может сыграть очень важную роль в развитии всесторонней личности, так как преподаватель может разработать творческие задания, проекты, позволяющие студентам обрести знания и опыт других культур. 

Гуманистическая педагогическая концепция

Фокус данного подхода – индивидуальные интересы и запросы учащегося, который был основан еще Василием Александровичем Сухомлинским. Эмоциональная поддержка, дифференцированный подход и содействие развитию самооценки составляют первостепенное значение в этой концепции. 

При изучении иностранных языков происходит адаптация преподавателями учебного плана, электронных курсов, материалов любой курс под индивидуальные уровни студентов, учет их слабых и сильных сторон, индивидуализация и построение отдельных образовательных траекторий.

Кооперативное обучение

Взаимодействие и сотрудничество – суть данной педагогической концепции, которая развивает различные навыки:

1) социальные;

2) коммуникационные;

3) лидерства;

4) коллективной ответственности.

Студенты могут взаимодействовать в парах или группах, сообща находить решение проблем, осуществлять обмен мыслями, обоюдно помогать в достижении совместных целей, развивать навыки коллаборации, используя командные игры, коллективные задания, совместные проекты.

Коммуникативный подход

Цель данного подхода — эффективная коммуникация на иностранном языке с фокусом на развитии коммуникативных навыков, включая способность понимать иностранную речь, читать, говорить и писать. Коммуникативный подход отмечает важность практического использования языка в многообразии реальных ситуаций, а не просто механическое заучивание.

Контекстно-ориентированный подход

Подход ориентирован на построение обучающей среды с изучением иностранного языка в контексте реальных ситуаций, проблем и тем, связанных с потребностями и интересами студентов. Цель состоит в формировании навыков коммуникации средствами общения, интерактивные задач и заданий, обладающих реальной значимостью и ценностью для учащихся. Увлекательно заниматься как офлайн, так и онлайн, так как на практическом занятии используется не учебное пособие с небольшим количеством иллюстраций, а полезный и интересный контент с сопровождением видео, аудио, фото, интерактивными играми, отрывками художественных фильмов и сериалов, песен, новостей, ток-шоу. Данное содержание помогает и выстраивать в дальнейшем монологические высказывания, диалоги и дискуссию.

Лексико-грамматический подход

Смысл концепции – в освоении грамматики и лексики иностранного языка. Студенты осваивают определенные грамматические и лексические структуры с целью использования в практическом коммуникативном взаимодействии. Отдельно грамматика или количество выученных лексических единиц не имеют ценности без выведения непосредственно в речь. Поэтому данная концепция, как правило, сочетается с другими подходами, например, коммуникативным. Электронная обучающая среда образовательного учреждения позволяет преподавателю предоставить студентам доступ к различным ресурса и материалам для изучения лексики и грамматики.

Интегрированный подход

Концепция подразумевает интеграцию различных сторон обучения иностранному языку, например, грамматика, лексика, навыки говорения, аудирования, чтения, письма, и культурный пласт. Задачи концепции заключаются в обеспечении связанного и целостного обучения иностранному языку. Объединение по темам, когда практические занятия выстроены в определенные тематические модули – все это направлено на изучение аспектов дисциплины в контексте тематических рамок. Например, практическое занятие посвящено теме «Напитки» с практикой лексики, грамматической конструкции и выведением полученных знаний в речь. Особенную эффективность в данном подходе приобретают мультимедийные материалы. Сложные правила можно объяснить при помощи видео, для отработки навыков – интерактивные задания, для развития навыков аудирования – аудиоматериалы. Также действенные интерактивные и графические приложения для самостоятельной работы.

Технологический подход

Подход приобретает все большую популярность с развитием технологий современности. В нем используется многообразие различных современных приложений, инструментов, онлайн-инструментов для совершенствования образовательного процесса, в том числе интерактивных электронных обучающих курсов, мультимедийных материалов.


Следует подчеркнуть, что каждая из упомянутых концепций имеет свои индивидуальные подходы и принципы. Вполне естественно, преподаватели сочетают разные подходы, приспосабливая их к контексту обучения, своим студентам для получения наилучших результатов.

Успешное применение этих концепций требует гибкости, вдумчивости, открытости всей палитре педагогических подходов, технической подготовки и адаптации материалов.


Опубликовано в группе «ПРЕПОДАВАТЕЛИ СПО, ОБЪЕДИНЯЙТЕСЬ! »


Комментарии (2)

Горбачёва Марина Юрьевна, 20.09.23 в 11:28 2Ответить Пожаловаться
Спасибо,Ирина Владимировна! Прочла с интересом!
Калягина Ирина Владимировна, 21.09.23 в 14:03 1Ответить Пожаловаться
Спасибо, Марина Юрьевна! :)
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.