Лекция на тему «Применение технологии социального проектирования как средство повышения качества образования младших школьников» (3–4 классы)

4
0
Материал опубликован 21 February

М.Т. Лавникович, О.В. Сухова

Учителя начальных классов

МБОУ «АСОШ № 50»

Муниципальное бюджетное

общеобразовательное учреждение

«Абазинская средняя

 общеобразовательная школа № 50»

Применение технологии социального проектирования, как средство повышения качества образования младших школьников

«Социальное проектирование – это научно-теоретическая и одновременно предметная практическая деятельность…» [1, с. 3]

«Развитие социального проектирования связано с применением математических методов и математических моделей, теории игр, компьютерных технологий». [1, с. 3]

В настоящее время в школе особое внимание уделяется воспитательной работе. Одним из видов новой технологии в образовании является – социальное проектирование. Это - воспитательная технология и, в то же время, она позволяет решить образовательные задачи. Ученик, работая над проектом, учится работать с информацией, ставить цели, происходит взаимосвязь нескольких учебных дисциплин. Работая над социальным проектом, дети учатся взаимодействовать: работать в паре, группе. Развиваются коммуникативные умения, необходимые в процессе обучения на любом уроке. Чтобы эффективно работать на уроке, обучающиеся должен уметь задавать вопросы, добывать информацию, работая с другими учениками. В решении проблемных вопросов ребенок учится выражать и отстаивать свою точку зрения, находить рациональное решение.

Знакомство с социальным проектом в начальной школе только начинается. Поэтому важно начинать эту работу постепенно, включая его элементы на уроке. У учеников начальной школы недостаточно самостоятельного жизненного опыта; низкий уровень развития способности самостоятельно находить нужную информацию, мыслить логически; недостаточно опыта социального общения, направленного на саморазвитие, самообучение.

Главной задачей педагога является поиск средств и способов организации учебного процесса, в котором учащиеся будут осваивать механизм самостоятельного поиска и обработки новых знаний в повседневной практике общения с окружающим миром.

В работе над социальным проектом необходимо ставить цели, связанные с общеучебными умениями. Целесообразно включать в проекты экскурсии, социальные акции, опросы; привлекать к презентации проектов ребят из других классов, учителей, родителей.

Одним из видов социального проекта является практико-ориентированный. Он может быть направлен на решение социальных проблем и интересов класса, школы, города. Например, создание «Экологической тропинки», проведение фенологических наблюдений, неразрывно связаны с уроками окружающего мира, литературного чтения, математики. Результаты таких проектов могут быть опубликованы в СМИ, в сети Интернет, создании школьной газеты.

Социальные проекты могут решать творческие задачи, связанные с уроками ИЗО, технологии. Примером такого проекта может служить работа «Новогодние игрушки для детского сада».

В социальном проектировании существует Кейс-технология. Используя данную технологию, дети учатся во внеурочное время решать задачи, поставленные на уроке. Кейсовая технология предполагает самостоятельное решение конкретных жизненных ситуаций.

В начальной школе данная технология испытывает затруднение, так как дети только учатся работать с «социальными» источниками. Поэтому учитель подбирает такие дидактические цели, с которыми сможет справиться ученик младших классов. Например, к уроку окружающего мира учащийся может найти информацию о своей семье, городе от родных, из местной газеты, журнала, с помощью личных исследований и наблюдений, изучая фото- и видеоматериалы. Источниками в данном случае могут служить: семья, СМИ, городской музей, библиотека и т.д.

Нельзя не отметить, что успех ученика зависит от того, насколько ребенок мотивирован на обучение.

Мотивация - это «процессы, определяющие движение по направлению к поставленной цели, а также факторы (внешние и внутренние), которые влияют на активность или пассивность поведения». [2, с. 96]

Мотивация к социальному проектированию в учебной деятельности у младших школьников построена на решении значимых задач, возможность получения какого-либо общественно значимого продукта, результата, на основе их интересов и жизненного опыта. Социальное проектирование дает широкий выбор самостоятельной деятельности. Дети учатся выявлять свой интерес, развивать способности в данном направлении и нести за это личную ответственность.

Качество образования предполагает не только теоретическое знание, но и его практическое применение.

Современному обществу нужны не просто грамотные, а активные, мобильные, коммуникабельные, ответственные специалисты.

В результате деятельности над проектом, где дети вступают во взаимодействие с социумом, получают «продукт» социальной деятельности. У детей формируются Универсальные Учебные Действия, формируется информация о мире, и одновременно дети приобретают социальные навыки.

Американский профессор Коллингс, предложивший первую в мире классификацию учебных проектов, писал: «В школе, в которой работают по методу проектов, первое слова – за ребенком, последнее за учителем». Социально – педагогическое проектирование в современной школе является одной из наиболее перспективной обущающей технологией.

 

Литература

 

1. В.И. Курбатов, О.В. Курбатова Социальное проектирование: Учебное пособие. – Ростов н/Д «Феникс», 2001.- 416 с.

2. А.К. Маркова Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1983 - 102 с.

3. М.Ю. Шатилова, Н.И. Селезнева и др. Проектирование в начальной школе: от замысла к реализации: программа, занятия, проекты – Волгоград: Учитель, 2012.-169 с.


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации