Технологическая карта урока русского языка «Признаки однокоренных (родственных) слов. Корень слова» (2 класс)

1
0
Материал опубликован 20 December 2023

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА


Тема урока «Признаки однокоренных (родственных) слов. Корень слова»


Тип урока: урок рефлексии.

Цель урока: обобщение знаний у обучающихся о признаках однокоренных (родственных) слов.

Задачи урока


Планируемые результаты

Дидактические:

1. Обобщить и систематизировать знания о признаках однокоренных (родственных) слов.

2. Закрепить умение находить в словах корень.

Предметные:

1. Знать признаки однокоренных (родственных) слов.

2. Уметь находить в словах корень.

Развивающие:

1. Развивать познавательный интерес к языку, речевой культуре.

2. Развивать коммуникативные навыки посредством парной работы.

Личностные:

1. Познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.

2. Становление ценностного отношения к русскому языку как средству общения.

Воспитательные:

1. Воспитывать осознание причастности каждого школьника в результат совместной учебной деятельности.

2. Воспитывать чувство важности русского языка как средства общения и самовыражения.


УМК: «Начальная школа 21 века», учебник Русский язык: 2 кл.: Учебник: в 2ч./ С. В. Иванов, А. О. Евдокимова и др. - М.: Просвещение, 2022.- Ч.1.








ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося


Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности

(2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне




Ф


М: беседа

П: эмоциональный настрой



М: демонстрация

П: презентация




М: репродуктивный

П: письмо

1. Проверяет готовность обучающихся к уроку и устанавливает эмоциональный интеллект.

- Здравствуйте, ребята Проверьте, всё ли у вас готово к уроку. Садитесь на свои места.

2. Эмоционально настраивает на урок.

- Ребята, скажите, а какое настроение должно быть на уроке?

- Вы правы! Поэтому я предлагаю начать наш урок с того, что мы поделимся друг с другом частичкой тепла: потрите свои ладошки до тёплого состояния. А теперь прикоснитесь к ладошкам товарища и пожелайте ему успехов на уроке и хорошего настроения! 

3. Предъявляет гигиенические требования.

- Молодцы! А теперь садимся ровно, спина прямая, ноги стоят на полу. Не забывайте о правильной посадке.

4. Организует работу по записи числа и классной работы.

- Открываем тетради, отступаем 2 строчки от прошлой работы и записываем число (10 ноябрЯ), классная работа.

- Ребята, какие орфограммы мы отметим здесь?

1. Приветствуют учителя.






2. Эмоционально настраиваются на урок.

- Радостное, хорошее.






3. Выполняют требование.



4. Записывают число в тетради.


- ноября – гласная Я в третьем слоге под ударением, написание гласной О в пером слоге нужно запомнить. Безударную гласную Я в корне слова можно проверить (ноЯбрь). клаССная – удвоенная согласная в корне слова. рАбота – непроверяемая гласная в корне слова, написание нужно запомнить.


УУКД: проявлять эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде.










Презентация








Рабочие тетради


Доска

Актуализация знаний и мотивация

(6 мин)

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий


Ф


М: репродуктивный

П: минутка чистописания




Внешний контроль










Самоконтроль






М: языковой анализ

П: орфографический


Внешний контроль








П


М: частично-поисковый


П: нахождение лишнего слова


Внешний контроль



Организует минутку чистописания.

- Ребята, как вы думаете, с чего мы начнём урок? Верно, молодцы. Для чего нужна минутка чистописания?

- У вас на доске написано соединение. Посмотрите внимательно, какая буква здесь спряталась?

- Верно, сегодня мы с вами отработаем написание буквы Щ (щ) в соединении.

- Какие бывают буквы?

- Когда используется заглавная буква? А строчная?


- Посмотрите на слайд и скажите, на какие буквы похожа буква Щ (щ)?

- Из каких элементов состоит буква Щ (щ)?

- Посмотрите, какое соединение вы будете прописывать в тетради. Пропишите это соединение до конца строки, отступая небольшое расстояние между каждым соединением. Не забываем сидеть прямо, ноги на полу, руки на парте, спина прямая, тетрадь под наклоном.

t1703057208aa.png

- Оцените свою работу. Подчеркните простым карандашом то соединение, которое больше всего похоже на образец.

- Перед началом следующего задания давайте вспомним, что такое безударная гласная?


- Напомните мне, как проверить безударную гласную в корне слова?




- Молодцы!

- Работаем у доски. У вас на слайде даны слова. Давайте прочитаем их.

- Вам нужно подобрать и записать проверочное слово к ним. Вставить пропущенные буквы. Выделить корень в этих словах.

г...лодать -  ................................     

в...здушный -  ..........................      

д...лёкий -   ................................        

ч...совщик -  ...............................

- Молодцы!

- Я хочу сыграть с вами в игру. Но для начала давайте вспомним, что такое родственные слова?

- Вы правы! Скажите, какая общая часть есть у родственных слов?

- Молодцы.

- Мы с вами повторили то, что вам поможет во время игры. Теперь вы поработаете в парах. Кто знает правила работы в парах?

- Отлично! Игра называется «Засели квартиры». На каждой парте есть вот такая карточка. Скажите, что вы видите на этой карточке?

гусь

гусиный

густой

гусыня

гусята

лист

листок

листик

лиса

листва

море

морской

моряк

морс

морячка

- Да, каждая строчка – это квартира. В три квартиры приехали «родственники». Но не все жители квартиры верно заселились. Найди и зачеркни в каждой квартире лишних жильцов. На выполнение у вас есть одна минута.

- Время вышло. Давайте проверим, что у вас получилось. Кто лишний в первой квартире? Почему вы так решили?


- Кто лишний во второй квартире? В третьей? Какое лексическое значение у слова «морс»?

Отвечают на вопросы учителя.

- С минутки чистописания.
- Чтобы красиво писать буквы.


- Щ.



- Заглавные и строчные.

- В начале предложения, имена, географические названия и т.д.

- Похожа на буквы Ш (ш) без петельки. И на букву Ц (ц).

- Из трёх палочек с закруглением внизу вправо с петелькой.

Выполняют задание.







Выполняют самооценку.



- Это гласная буква, на которую не падает ударение. Она может быть проверяемой и непроверяемой.

- Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, нужно подобрать к этому слову однокоренное слово так, чтобы проверяемая гласная была под ударением.

Выполняют задание.





- г
олода′ть (голод).

- возду′шный (во′здух).

- далё′кий (да′ль).

- часовщи′к (час).


- Это слова, у которых общий корень и общее значение.


- Это корень.



Называют правила работы в парах.


- Группы слов.







Выполняют упражнение.

- В первой квартире лишнее слово «густой». Потому что у этого слова другой корень и другое значение.

- Лиса. Морс.

- Это напиток из ягод и фруктов.

УУРД:

Выстраивать последовательность выбранных действий.


УУКД: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде.


УУКД: строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей.
















УУПД: сравнивать значение однокоренных (родственных) слов; сравнивать буквенную оболочку однокоренных (родственных) слов.








УУПД: определять признак, по которому проведена классификация слов.







Презентация













Доска


Рабочие тетради










Презентация


Доска





Презентация







Раздаточный материал (карточки с заданием)

Постановка учебной задачи

(4 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока


Ф



М: беседа

П: ответы на вопросы






М: моделирование

П: составление плана


















М: беседа

П: инструктаж

Формулирует тему и цель урока вместе с детьми.

- Опираясь на то, что мы с вами повторили, подумайте и скажите, какая же тема сегодняшнего урока?


- Эта тема уже вам знакома?

- Значит, чем мы будем заниматься сегодня? Поставьте цель на урок, используя фразы-подсказки на слайде.

Закрепим умение …

Составляет план урока вместе с детьми.

- Чтобы наш урок был продуктивный, нам нужен план нашей работы. У меня на слайде есть план, но он перепутан. Давайте его восстановим.

1. Сделать выводы.

2. Выполнить самостоятельную работу.

3. Повторить, что такое однокоренные (родственные) слова.

4. Выполнить упражнения.

5. Выполнить минутку чистописания.

- Итак, кто может прочитать готовый план?

- Какой пункт плана мы уже выполнили?

- У вас на партах лежат карточки – это листы самооценивания. В них вы будете отмечать свою успешность на уроке.

t1703057208ab.png

- Возьмите лист самооценивания и отметьте свою успешность на первом и втором этапе. Если вы полностью выполнили пункт – закрашиваете 3 звёздочки. Если были сложности и ошибки – 2 звезды и, если совсем не удалось выполнить пункт – закрашиваете 1 звезду.

- Таким образом, мы будем заполнять каждый пункт.



- Признаки однокоренных (родственных) слов. Корень слов.

- Да.

- Закрепим умение находить в словах корень, находить родственные слова.


Составляют план урока.

1. Выполнить минутку чистописания.

2. Повторить, что такое однокоренные (родственные) слова.

3. Выполнить упражнения.

4. Выполнить самостоятельную работу.

5. Сделать выводы.


- Первый и второй пункты.



















Оценивают свою деятельность.

УУКД: строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей.


УУРД: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата.


Презентация























Раздаточный материал (лист самооценивания)



Коррекция знаний и способов деятельности

(15 мин)

Определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, путей их устранения и совершенствования знаний и умений



Ф



М:
языковой анализ

П: морфемный анализ





Внешний контроль







П



М: языковой синтез

П: морфемный анализ





Внешний контроль









И


М: языковой анализ

П: морфемный анализ


Самоконтроль






- А сейчас откройте учебник на стр. 95. Прочитайте упражнение 1.Что нужно сделать?

- Верно. Вы будете работать в своих тетрадях, а три человека я попрошу выйти к доске. Не забывайте выделить корни в словах.

t1703057208ac.png

- Какие слова вы не записали? Почему?


- Обратите внимание на слова «гора» и «горы». Скажите, это формы слова или однокоренные слова? Докажите, почему?



- Молодцы! У кого сделано по-другому? Поднимите руку.

- Следующее упражнение второе на стр.96. Его вы будете выполнять в парах. Прочитайте задание. Что нужно сделать?

t1703057208ad.png

- Верно! Обсудите в парах и запишите в тетрадь. У вас есть на выполнение задания 2 минуты.

Напоминает о правилах посадки.

- Время вышло, давайте проверим задание. Какая пара готова прочитать свои варианты слов. Остальные внимательно слушают и проверяют, есть ли у вас такие слова.

- Кто считает, что он без ошибок и трудностей справился с заданием, встаньте. У кого возникли трудности при выполнении – поднимите руку. В чём возникло затруднение?

- Давайте ответим на вопрос после задания. У каких слов есть однокоренные слова-глаголы?

- Отлично!

- Следующее упражнение №3. Вам нужно обозначить корень в словах. Работайте самостоятельно, затем проверим по эталону. Если есть вопросы – поднимайте руку.

t1703057208ae.png

- Я смотрю за тем, как вы правильно сидите и выполняете задание.

- Итак, давайте проверим с эталоном на слайде. Расскажи, как ты выполнял это упражнение.

- Кто без ошибок справился с этим заданием – встаньте. Поднимите руку у кого есть 1-2 ошибки, кто допустил 3-4 ошибки. Какие ошибки вы допустили? В чём была сложность? Исправьте свои ошибки.

- Значит, есть над чем работать!

- Мы с вами выполнили уже немало заданий, поэтому возьмите ваши листы самооценивания. Отметьте на третьем этапе вашу успешность. Насколько хорошо вы поработали с заданиями.

- Давайте вернёмся к нашему плану. Какой пункт мы выполнили?


- Выписать родственные слова с корнями -гор, -нос, -ран.

Выполняют упражнение.

- Гора (либо горы), горка, горный, горняк.
- Нос, носик, носовой.

- Рана, ранить, раненый.

- Горе, горевать.







- Потому что слово «ранний» образовано от слова «рано». Слово «носилки» образовано от слова «носить».

- Это формы слова. Потому что у них изменяется окончание, но не изменяется значение слова.

Выполняют упражнение.

- Нужно подобрать к словам однокоренные слова. Обозначить корень.











Проверяют выполнение задания.





- У слова «зима» глагол «зимовать», у слова «дым» глагол «дымит», у слова «лёд» глагол «леденеть».
Выполняют задание самостоятельно.

t1703057208af.gift1703057208ag.gift1703057208ah.gift1703057208ai.gif

-t1703057208aj.gift1703057208ak.gift1703057208al.gift1703057208aj.gift1703057208ag.gift1703057208ag.gift1703057208am.gift1703057208an.gift1703057208aj.gift1703057208aj.gif Лесной (лес), травинка (трава), слонёнок (слон), котик (кот), мышка (мышь), носик (нос), грибочек (гриб).







Объясняют выполнение упражнения.







- Третий.

УУПД: формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения за языковым материалом.


УУКД: проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалоги и дискуссии.





УУКД: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде.







УУПД: сравнивать значение однокоренных (родственных) слов; сравнивать буквенную оболочку однокоренных (родственных) слов.






УУРД: сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их по предложенным критериям.





Учебник с упражнением






Рабочая тетрадь













Учебник с упражнением



Рабочая тетрадь



















Рабочая тетрадь









Презентация





Раздаточный материал (лист самооценивания)

Динамическая пауза

(1 мин)



Организует динамическую паузу.

- Давайте глазами попробуем нарисовать круг, но при этом головой не двигаем! А теперь квадрат, треугольник.

- Я буду называть слова. Если это слово однокоренное к слову гора, то вы делаете 1 хлопок. Если не однокоренное, то приседаете. Готовы?

Горка, горелый, горный, горевать, горняк, нагорье, горелка, гористый, гореть, горочка.

- Молодцы! Занимайте свои места.


Выполняют динамическую паузу.



Самостоятельная работа с самопроверкой

(5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха


Ф


М: беседа

П: инструктаж





И


М: языковой анализ


П: морфемный анализ



Самоконтроль

Организует самостоятельную работу.

- Ребята, сейчас вы поработаете самостоятельно и используете все свои знания о родственных словах.

- У вас на карточках есть задание. Вам нужно прочитать текст. Подчеркнуть в нём родственные слова. Выделить в них общую часть (корень). На это у вас есть 3 минуты.

Около нашей деревни есть небольшой лесок. Летом ребята собирают там ягоды. За грибами мы ходим в большой лес за рекой. Там живёт лесник. Хорошо отдохнуть в его лесном домике.

Напоминает про посадку.


- Ваше время вышло. Давайте проверим. Посмотрите на экран сверьтесь с эталоном.

Организует самооценивание.

- Если задание выполнено верно, поставьте два «+», если допущены 1-2 ошибки - один «+», если выполнено неверно - «-».

- Встаньте те, у кого нет ошибок. Поднимите руку те, у кого 1-2 ошибки. Молодцы! Вы хорошо помните правила.

- Те, кто получил «-», не расстраивайтесь. Надеюсь в следующий раз, вы улучшите свои знания и получите только «+». Попишите листочки и передайте с последних парт на первые.

- Теперь давайте посмотрим в наш план. Какой пункт мы выполнили?

- Возьмите лист самооценивания и отметьте успех своей работы.

Слушают учителя.




Выполняют самостоятельную работу.


Около нашей деревни есть небольшой лесок. Летом ребята собирают там ягоды. За грибами мы ходим в большой лес за рекой. Там живёт лесник. Хорошо отдохнуть в его лесном домике.

Самопроверка.

Самооценивание.




Поднимают руку.







- Выполнили самостоятельную работу.

Оценивают свою деятельность.


УУРД: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата.



УУРД: соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по выделению, характеристике, использованию языковых единиц.


УУПД: сравнивать значение однокоренных (родственных) слов; сравнивать буквенную оболочку однокоренных (родственных) слов.



Раздаточный материал (карточки с самостоятельной работой)








Презентация








Раздаточный материал (лист самооценивания)

Включение в систему знаний, повторение (5 мин)

Повторение и закрепление ранее изученного



Ф


М: языковой анализ


П: морфемный анализ



Внешний контроль














М: языковой синтез

П: построение текста


Внешний контроль



Самоконтроль

Повторяет материал урока.

- Сейчас мы с вами откроем учебник на стр. 96, упражнение 5. Прочитайте задание. Что нам нужно сделать?

t1703057208ao.png

- Прочитайте заголовок текста. Как вы думаете, о чём будет этот текст? Кто прочитает текст выразительно? Остальные следят внимательно.

- Итак, о чём был этот текст?


- Кто уже нашёл слова с корнем -лист-? С корнем -клен-? С корнем -букет-?

- Верно!


- Скажите, слова «листьев» и «листьям» - это однокоренные слова или формы слова? Почему?

- Какие ещё формы слова вы видите?

- Перед вами картина Исаака Бродского «Поздняя осень». Сейчас попробуйте самостоятельно составить текст из 4 предложений про осенний лес, опираясь на картину. У вас есть одна минута.

- Время вышло. Кто хочет озвучить то, что у вас получилось?

- Отлично! Вы большие молодцы!



- Возьмите лист самооценивания. В конце у вас есть графа «Моя оценка». Если у вас 10-12 звёздочек закрашены, поставьте себе «пять». Если у вас 8-9 звёздочек, то поставьте «4», если меньше 8 звёздочек, то это «3».

- Какой пункт плана у нас остался?

Отвечают на вопросы.


- Найти слова с корнями -лист-, -клен-, -букет-.













- О букете.

Читают текст.


- О букете из разных осенних листьев.

- Листьев, листьям, листочка, листики, листиками.
- Кленовых, клёна.
- Букет, букетик.
- Формы слова, потому что у них меняется только окончание.

- Листики и листиками.


Рассказывают текст.


Оценивают свою деятельность в соответствии с критериями.








- Сделать выводы.


УУПД: сравнивать значение однокоренных (родственных) слов; сравнивать буквенную оболочку однокоренных (родственных) слов.


УУКД: строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей.


УУРД: соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по выделению, характеристике, использованию языковых единиц.




Учебник


































Раздаточный материал (листы самооценивания)

Рефлексия деятельности

(2 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания


Ф


М: беседа

П: ответы на вопросы, рефлексия



Внешний контроль



Организует самооценивание всех обучающихся.

- Давайте вспомним, какая тема урока у нас была сегодня?


- Какую цель мы ставили на урок?



- Хлопните в ладоши 1 раз, если вы считаете, что достигли этой цели.

- Отлично!

- А сейчас встаньте те, у кого на листах самооценивания стоит «пять». А теперь у кого «4».

- Вы сегодня были большие молодцы! Спасибо за работу на уроке! Урок окончен.

Отвечают на вопросы.

- Признаки однокоренных (родственных) слов. Корень слова.

- Закрепим умение находить в словах корень, находить родственные слова.

Хлопают в ладоши.






УУКД: корректно и аргументированно высказывать своё мнение


УУРД: устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности




Презентация



Раздаточный материал (лист самооценивания)




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации