Статья на тему «Проблемы адаптационного периода первоклассников (из опыта работы)»
Проблемы адаптационного периода первоклассников (из опыта работы).
Автор: учитель начальных классов Мухаметханиева Л.М.
АДАПТАЦИЯ - процесс взаимодействия личности с определённой социальной средой; включает усвоение норм и ценностей среды в процессе социализации, а также изменение, преобразование среды в соответствии с новыми условиями и целями деятельности.
На протяжении не одного десятилетия проблема адаптации первоклассников ищет своего разрешения и также как и 10 лет назад она остаётся по-прежнему очень актуальной, т.к. от того, как ребёнок сможет приспособиться к обучению на начальном этапе, будет зависеть и весь дальнейший процесс его обучения.
Начало обучения в школе – один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социальном плане, так и в физиологическом.
Это не только новые условия жизни и деятельности – это и новые контакты, новые отношения, новые обязанности. В данный период ребёнок вступает в новые социальные контакты, связанные со школьной деятельностью. Схематически это можно отобразить следующим образом:
ученик – ученик и
ученик - учитель - родители.
Изменяется вся жизнь ребёнка: всё подчиняется учёбе, школе, школьным делам и заботам. Это очень напряжённый период, прежде всего потому, что школа с первых дней ставит перед учениками целый ряд задач, не связанных непосредственно с их опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил.
Для успешного обучения школьников необходимо учитывать особенности их адаптации (привыкания, приспособления) к школьной жизни. Первый год обучения особенно трудный для ребёнка: меняется привычный уклад его жизни, он адаптируется к новым социальным условиям, новой деятельности, незнакомым взрослым и сверстникам. Более неблагоприятно адаптация протекает у детей с нарушениями физического и психического здоровья.
Наблюдения за первоклассниками показали, что социально-психологическая адаптация может проходить по-разному. Значительная часть детей (их обычно 50-60%) адаптируется в течение первых двух - трёх месяцев обучения. Это проявляется в том, что ребёнок привыкает к коллективу, ближе узнаёт своих одноклассников, приобретает друзей. У детей, благополучно прошедших адаптацию, преобладает хорошее настроение, активное отношение к учёбе, желание посещать школу, добросовестно выполнять требования учителя. Другим детям (их примерно 30%) требуется больше времени для привыкания к новой школьной жизни. Они могут до конца первого полугодия предпочитать игровую деятельность учебной, не сразу выполняют требования учителя, часто выясняют отношения со сверстниками неадекватными методами (дерутся, капризничают, жалуются, плачут). У этих детей встречаются трудности и в усвоении учебных программ.
В классе есть примерно 14% детей, у которых к значительным трудностям учебной работы прибавляются трудности болезненной и длительной (до года) адаптации. Такие дети отличаются негативными формами поведения, устойчивыми отрицательными эмоциями, нежеланием посещать школу и учиться. Часто именно с этими детьми не хотят дружить, сотрудничать, то вызывает новую реакцию протеста: они ведут себя вызывающе, задираются, мешают проводить урок.
В1 классе адаптация тоже происходит по-разному: учащихся - 6, из них 4 мальчика и 2 девочки; у половины детей адаптация проходит благополучно, у них всегда прекрасное настроение, они активны, выполняют требования учителя, перезнакомились с одноклассниками и другими учениками в школе. Им нравится и интересно учиться в школе. Есть ученик, которому требуется больше времени для того, чтобы приспособиться к школьной жизни: у этих детей с большим трудом формируются основы новой для них учебной деятельности, часто капризничают, драчливы, не слушаются, выясняют отношения на уроках, разговаривают на уроках. Для двоих учащихся социально-психологическая адаптация проходит с большими трудностями - это для Мингазизова А, Спорыш О. У них процессы торможения доминируют. Эти дети до сих пор не могут ориентироваться в книге, в тетради, не слышат заданий и не понимают, что нужно делать и каким образом, характеризуются слабым развития памяти и внимания, моторики руки. Не умеет управлять своей эмоциональной сферой Бахтин Ваня: постоянно кричит с места, поворачивается и мешает другим, капризничает, если его не спрашивают, по всяким пустякам может закатить настоящую истерику. Большинство детей освоили и выполняют правила школьной жизни: начало урока, поведение на уроке, на перемене, общение с учителем. К сожалению пока очень шумно заканчиваются уроки, очень устают дети к третьему уроку.
Многие из детей в основном «готовы» к школе. Желание новизны, осознание важности изменения своего статуса («я ученик»), готовность к выполнению стоящих перед ним задач - помогают ребёнку принять требования учителя, касающиеся его поведения, отношений со сверстниками, подчиниться новому режиму дня, распорядку занятий. В 1а классе была проведена диагностическая работа с целью оценивания уровня школьной мотивации. Работа состояла из двух частей: рисунок «Что тебе нравится в школе» и анкета в вопросно-ответной форме. По итогам первой части в 1 классе: 3 учащихся имеют высокий уровень мотивации, 1 учащийся имеет уровень - внешней мотивации, 2 учащихся имеют низкий уровень мотивации.
Учебная деятельность носит коллективный характер, именно поэтому ребёнок должен обладать определёнными навыками общения со сверстниками, умением вместе работать.
Большинство детей быстро знакомятся, осваиваются в новом коллективе. Однако некоторые долго не сближаются с одноклассниками, чувствуют себя одиноко, неуютно. Важную роль в формировании отношений между детьми на этом этапе играет учитель.
Другой причиной проблемы адаптации первоклассников является и то, что в последнее время в России появилось много образовательных программ. Так же широк спектр образовательных программ и в дошкольных учреждениях. И не всегда эти программы имеют между собой состыковку. Это значительно осложняет процесс адаптации детей.
Кроме этого, достаточно большое количество детей дошкольного возраста не посещают дошкольные учреждения. А дети, получившие семейное воспитание, иногда в кавычках, оказываются неготовыми к реальным условиям и требованиям школьного обучения. Такой ребёнок есть в 1а классе - это Демьянов Дима. Мальчик не посещал детское дошкольное учреждение, получал только семейное воспитание, не общался со сверстниками. В данный момент он мало общается со сверстниками, боится всего на свете: покушать, попить воды, отвечать на уроке, погулять в коридоре, заблудиться в школе; всегда старается быть рядом с учителем, часто спрашивает, когда закончатся уроки, хочет быстрее пойти домой.
За последнее время снизился уровень рождаемости, а следовательно, снижен приток детей в школу. Это заставляет педагогические коллективы вести специальную работу по привлечению в свои стены будущих потенциальных учеников ещё до зачисления их в школу. Это отвечает интересам семьи и интересам школы и самого ребёнка. В нашей школе уже несколько лет работает «Школа будущего первоклассника». Её цель - психологическая адаптация детей, знакомство с основными школьными навыками, привитие навыков индивидуальной, парной и коллективной работы, организация классного коллектива, а также развитие таких процессов, как внимание, память, мышление. Практика показывает, что дети, посещающие такие занятия, быстрее и безболезненнее адаптируются к условиям школьного обучения. В моём классе есть дети, которые посещали курсы по подготовке будущих первоклассников. Этим детям безусловно легче осваивать новый вид деятельности - учебная деятельность, они быстрее адаптировались к правилам школьной жизни.
Как уже было сказано, от отношения учителя к ученикам на начальном этапе адаптации к школе во многом зависит то, как будут складываться взаимоотношения «учитель-ученик». В дальнейшем эти отношения определяют в значительной степени психологическую адаптацию ребёнка к школе.
Сегодня уже не нужно никого убеждать, что дети разные. В каждом классе есть непоседы и мямли, одним нужно подробно объяснять, что и как, другие любят до всего дойти сами, один тянет руку, даже когда не знает, а другой знает, но молчит, у одних – быстрый темп реагирования, другие медленно включаются в работу, и переключить их на новый вид деятельности трудно. Поэтому, чтобы выявить особенности каждого ребёнка, учителями до начала учебного года проводится различное анкетирование среди родителей. Оно помогает построить будущий учебный процесс с учётом состояния здоровья детей, социального благополучия и социальной адаптированности будущего ученика. А это, в свою очередь, способствует мягкой адаптации каждого первоклассника, с одной стороны, и решению приоритетных задач непрерывного образования детей, с другой - приобщение детей к ценностям здорового образа жизни:
- обеспечение эмоционального благополучия каждого ребёнка, развитие его положительного самоощущения;
- развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению;
- формирование различных знаний об окружающем мире, стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой и других видов активности в различных видах деятельности;
- развитие компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе, включение детей в различные формы сотрудничества.
В условиях работы по ФГОС второго поколения мне приходится использовать новые методы и приёмы обучения, новые формы организации учебного процесса, которые позволяют научить ребёнка: учиться самостоятельно, оценивать свои успехи; формировать у учащихся универсальные учебные действия. По прежнему использую на уроках чтения, математики, окружающего мира, физической культуры дидактические игры, на уроках русского языка, изо и технологии использую игровые моменты; с целью стимулирования активности детей использую интересный приём: у каждого ученика есть своя копилка успешности, которая заполняется фасолинками за правильные ответы, успешное выполнение заданий, включая поведение ученика на уроке. Мне удалось «расшевелить молчунов», успокоить некоторых «непосед». Ученики 1 класса уже в этом учебном году участвовали в школьных олимпиадах. Особенно хорошо показали себя Депутатов Владислав и Бахтин Иван.
Рассматривая физиологическую сторону адаптации к школе, учитель должен понимать, почему дети так быстро устают и трудно удержать их внимание. Вообще, с началом обучения удельный объём нагрузок, связанных с длительной неподвижностью, сильно возрастает по сравнению с предшествующим периодом жизни ребёнка. Высокая «цена», которую платит организм ребёнка за достигнутые успехи, порой тоже замедляет адаптацию, мешает адекватно приспособиться. В соответствии с этим учителя строят весь педагогический процесс так, чтобы не наносить ущерба здоровью каждого ребёнка.
Наиболее напряжёнными для всех детей являются первые 4 недели обучения. Это период так называемой «острой» адаптации. В это время не следует повышать нагрузку, темп работы. Активный период обучения должен начинаться после «острого» периода адаптации. Поэтому в сентябре-октябре проводится по три урока, а остальное время заполняется прогулками, экскурсиями, физкультурными и развивающими занятиями. Кроме этого, на каждом уроке до 5 минут отводится на проведение различных динамических пауз и физминуток.
Особое место в работе над проблемой адаптации в нашей школе отводится работе с родителями, т.к. от недооценки воспитательных возможностей современной семьи с её различными материальными, культурными, образовательными и психологическими уровнями, страдает в первую очередь первоклассник. Многие родители заблуждаются, считая, что готовность ребёнка к школьному обучению выражается в уровне умственного развития.
Родители часто не осознают всей сложности адаптационного периода, а незнание и форсирование нагрузки с их стороны ещё больше усложняет и без того столь непростой период. Несоответствие требований родителей и возможностей ребёнка ведёт к неблагоприятным изменениям функционального состояния ЦНС, к резкому падению учебной активности, к снижению работоспособности. Для решения этих проблем, помимо анкетирования, в школе проводятся дни открытых дверей, педагогические лектории, родительские собрания по вопросам адаптации, предлагаются различные памятки, советы, диагностические материалы.
Сложность приспособления организма к новым условиям и новой деятельности определяет необходимость тщательного учёта всех факторов, способствующих адаптации ребёнка к школе. И учителя, и родители, в равной мере, должны хорошо представлять себе это и нести ответственность за здоровье каждого ребёнка. Очень важно своевременно сформировать навыки учебной деятельности, не пугать школой, но и не показывать её в развлекательном ракурсе. Ребёнок уже в начале обучения должен усвоить:
Школа – это то, что тебе нужно!
Школа – это очень интересно!
Школа – это всегда трудно!
Бугаева Н. Н. Комфорт младших школьников в образовательной деятельности. Начальная школа №2, 2004г.
Варламова А. Я. Школьная адаптация. Волгоград, 2005г.
Электронные ресурсы:
-psihologschool.ucoz.ru
-ProШколу.ru
-coolreferat.com