Методические рекомендации для концертмейстеров «Проблемы формирования репертуара детского хореографического коллектива»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ г.ВЛАДИКАВКАЗА»
структурное подразделение
«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА «НАРТ»
ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ РЕПЕРТУАРА
ДЕТСКОГО ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА
(методические рекомендации для концертмейстеров)
Баскаева Ф.Ю.,
концертмейстер
Владикавказ, 2023г
Аннотация.
Данная работа представляет собой обобщение педагогического опыта по проблеме формирования исполнительского репертуара в детском хореографическом коллективе. Автор, исходя их накопленного опыта, полученного за много лет работы в качестве концертмейстера в различных детских ансамблях нашего города, в своем исследовании формулирует критерии и принципы отбора музыкальных произведений для последующей постановки на сцене. В то же время автор раскрывает социально- педагогическое значение исполнительского репертуара, подчеркивая, что правильно подобранный репертуар обеспечивает возможность решения художественно-творческих и воспитательных задач одновременно. В особенности это характерно для ансамбля народного танца, где репертуар опирается на музыкальный фольклор, на народное творчество. В таких коллективах репертуар позволяет приобщить воспитанников к традиционным духовно- нравственным ценностям, к историческому и культурному наследию народа. Материал работы может быть рекомендован для изучения и использования концертмейстерам и аккомпаниаторам хореографических коллективов.
Содержание
Слово о педагоге……………….……………………………………… ………... 3
Проблема формирования исполнительского репертуара
в детском хореографическом коллективе ……………………...…………….….4
Литература………...……………………………………..……………………...….7
Приложение 1. О чем рассказывает танец? Конспект занятия….…..…………8
Приложение 2. Изучение характерных движений убыхского танца. Конспект занятия ..................................................................................................................12
Приложение 3. Отработка хореографических элементов танцев народов Кавказа. Конспект занятия …..........................................................................17
Слово о педагоге
Автор Баскаева Фатима Юрьевна
Должность концертмейстер
Место работы Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования г.Владикавказа» структурное подразделение «Центр развития творчества детей и юношества «Нарт»
Стаж работы в данной должности 35 лет
Образование среднее профессиональное, Республиканский колледж культуры, специальность «руководитель самодеятельного ансамбля народных инструментов»
Квалификационная категория высшая (2019г)
В чем и как выразился педагогический успех в работе
Автор, Баскаева Ф.Ю., является концертмейстером творческого объединения «Кавказские танцы» МАУДО ЦРТДЮ «Нарт» с 2001г. Ежегодно в творческом объединении обучается более 100 детей в возрасте от 6 до 15 лет. На базе творческого объединения в 2005г был создан детский ансамбль народного танца «Арвæрдын» под руководством педагога дополнительного образования Кораевой М.Р. Результатом совместной работы Баскаевой Ф.Ю. и Кораевой М.Р. стала дополнительная общеобразовательная программа «Кавказские танцы». На сегодняшний день ансамбль «Арвæрдын» - постоянный участник различных городских концертных программ, победитель и призер региональных, всероссийских и международных фестивалей и конкурсов.
ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ РЕПЕРТУАРА
ДЕТСКОГО ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА
В нашей республике прослеживается повышенный интерес к хореографическому искусству. С каждым годом неуклонно он возрастает, и не только к кавказской хореографии. Появляются новые современные танцевальные стили, которые очень привлекают современную молодежь. Происходит популяризация самодеятельных танцевальных коллективов. Все это - свидетельство пробуждения нового современного художественного сознания людей. Такие обстоятельства являются плодотворными предпосылками для роста и развития хореографического искусства.
Темой данной работы стал исполнительский репертуар детского танцевального коллектива. Автором предпринята попытка обоснования принципов и критериев подбора музыкальных произведений для последующей постановки на сцене. На протяжении более чем двух десятков лет работы в детских ансамблях автор приобрел значительный опыт разработки репертуарных планов совместно с педагогом – хореографом, представляющий особую актуальность и ценность для начинающих концертмейстеров и хореографов самодеятельных коллективов народного танца, испытывающих затруднения в подборе и интерпретации музыкального фольклора, в создании хореографических постановок на основе народных танцев. Принципы и критерии отбора репертуара, сформулированные в работе, позволят молодым хореографам выстроить стройную систему обучения и формирования исполнительских навыков. К тому же в работе поднимается вопрос о значительном воспитательном потенциале народной музыки для подрастающего поколения.
Социально-педагогический смысл хореографического коллектива заключается в органичном сочетании художественно- исполнительского и воспитательного процессов. Решение этой задачи связано во многом с репертуаром, с теми художественными произведениями, вокруг которых строится работа хореографического коллектива. От их качества, идейно - художественного уровня, социально-педагогического потенциала зависит во многом эффективность выполняемых хореографическим коллективом функций.
Подбор репертуара требует от художественного руководителя коллектива чёткого перспективного видения педагогического процесса как цельной и последовательной системы, в которой каждое звено, каждое структурное подразделение, каждый фактор дополняют друг друга, обеспечивая тем самым решение единых художественно-творческих и воспитательных задач.
Одним из критериев при подборе репертуара для хореографического коллектива является его реальность, соответствие репертуара техническим, художественным и исполнительским возможностям участников коллектива. При создании репертуара коллектива необходимо придерживаться определённых требований, хотя «по рецепту» сочинить танцевальный номер, требующий от руководителя несомненных творческих способностей, невозможно. Эти требования можно свести к следующим:
необходимо помнить, что постановки должны соответствовать возрасту (каждому возрасту - свои номера) и уровню развития детей, они должны быть понятны им самим, тогда их поймёт и примет зритель;
для одной и той же возрастной группы необходимо создавать танцы разного жанра;
при решении номера его содержание и образность должны исходить из его темы, диктуемой музыкальным материалом;
учитывать учебно-тренировочные цели;
помнить о возрастной психологии детей к конкретному отвлечённому и ассоциативному восприятию содержания поставленного номера и исходить из индивидуальных возможностей исполнителей при постановке танцев;
создавать танцевальные произведения в расчёте на весь коллектив, отдельных сольных исполнителей, на пять - шесть человек (это позволяет работать с двумя составами), так как важно занимать всех участников коллектива;
Подлинное творчество не признаёт готовых рецептов и правил, и каждая хореографическая постановка, как любое произведение искусства, требует оригинального решения, индивидуального подхода. «... артист растёт только на новом, каждая новая постановка - это качественный скачок в творческой биографии, потому что любой балетмейстер, воплощая свой замысел в исполнителе, стремится к совершенной материализации своей идеи, требует этого от артиста и подводит его к максимальному приближению».
Полезно было бы так же разобраться в деятельности тех различных по профилю коллективах, которые функционируют в наше время, - этнографических, в которых учувствуют чаще всего люди преклонного возраста, непосредственные носители традиций; различных ансамблей народного танца, где можно увидеть все уровни работы с фольклором - от воссоздания аутентических образцов до стилизации и создания авторских сочинений по мотивам фольклора (их большинство); групп, в которых народный танец соединяется с различными видами современной пластики. Ведь при всей, казалось бы, очевидности задач практика показывает, что на местах от этнографических и фольклорных коллективов требуют сценических постановок, созданных по всем законам театрального искусства, порой упрекают балетмейстеров, которые создали авторские произведения, за отрыв от народных традиций...Есть интересное высказывание: «Удивительный, однако, секрет в этом часто повторяемом слове «традиции». С одной стороны - их вечно ломают, чтобы пробиться к чему-то новому. С другой - оставшись без них, теряют почву».
Таким образом, получается, что сохранять традиционные танцы - это лишь одна сторона проблемы. Необходимо сопрягать их с тем, что рождено нынешним днём, с образной системой художественного мышления, присущего новой эпохе. Современная народно-сценическая хореография чрезвычайно напряжена в своих творческих поисках: это можно представить как пружину, один конец которой закреплён где-то «на» фольклоре, а второй устремляется за современностью, за проблемами, надеждами и тревогами современного мира.
При постановке современных народно-сценических произведений надо не бояться подвергать пересмотру всю поэтику фольклора, следовать не «букве», а «духу». Ведь его влияние на творчество хореографа может и должно быть шире и глубже, чем его воспроизведение, цитирование, подражание. Очевидно, необходимо отказываться от того, что не отвечает потребностям нашей действительности. Не надо бояться уходить от простого копирования фольклорных форм в сценических произведениях».
Мы не можем отменить естественную смену форм пластического мышления народа, но можем, дав их бытованию иное направление, сохранить их как элемент национальной культуры. Сегодня хореографы не имеют права смотреть на процесс сохранения традиций однобоко, только с точки зрения их консервации, они должны видеть эстетические потребности общества уметь синтезировать фольклорное наследие с самыми современными формами, ритмами, красками. «Конечно, не всё, что отлично от старого, может считаться хорошим. (Впрочем, и в старом не всё одинаково хорошо.) Однако, есть общий наш опыт, который даёт возможность мыслить и чувствовать глубже. Но в этот опыт входит и мысль о движении. Забыть о движении, наверное, так же плохо, как и утерять опыт.
Конечно, дом без фундамента рухнет, однако один фундамент тоже ещё не дом. Но сделать вещь, где есть объемность, гармония новых решений, трудно».
Ответственность за репертуар лежит как на художественном руководителе хореографического коллектива, так и на музыкантах - концертмейстерах. Интересы интернациональной культуры предполагают наличие национальных, а они традиционно передаются из поколения в поколение «носителями»; в данном случае, владеющими знанием танца, законов его созидания и выразительных средств. А танец в своём прекрасно-увлекательном коде несёт глубочайшие пласты информации. Сохранение и использование традиций означает и учёт современных веяний, требований, применение специфических художественно-выразительных средств. Народные произведения в этом отношении предоставляют огромные возможности, но их творческое использование требует высокого эстетического вкуса, чувства меры, сохранения подлинной связи с глубинными истоками искусства.
Вывод:
Ответственность за репертуар лежит на художественном руководителе и концертмейстере, так как репертуар - это лицо коллектива, показывающий его возможности и раскрывающий будущие перспективы.
При подборе репертуара художественный руководитель должен учитывать соответствие репертуара техническим, художественным и исполнительским возможностям участников коллектива;
Постановки должны соответствовать возрасту участников коллектива и их возрастной психологии;
Для одной и той же возрастной группы необходимо создавать танцы разного жанра;
Создавать номера массовые, сольные, дуэтные, на 5-6 человек, так как это позволяет занять наибольшее количество участников ансамбля в программе, даёт возможность учесть индивидуальные особенности и выстроить программу сольного концерта коллектива;
Репертуар имеет огромное значение в воспитании эстетической, творческой личности. Правильно подобранный репертуар обеспечивает возможность решения художественно-творческих и воспитательных задач одновременно. Чем богаче и разнообразнее репертуар коллектива, созданный художественным руководителем с разными индивидуальностями и творческим почерком, тем шире возможности для раскрытия юных дарований.
Литература
Учебники, монографии, брошюры
Гусев Г.П. Народный танец. Методика преподавания .Учебник для вузов. – М.: Владос, 2012
Захаров Р. Сочинение танца. -М.: Искусство, 1989 г.
Каргин А. Воспитательная работа в самодеятельном художественном коллективе - М.: Просвещение, 1984 г.
Карпенко В.Н. Народно – сценический танец. – Нальчик: ООО «Научно – издательский центр ИНФРА – М», 2016
Колногузенко Б. Основы танцевальной композиции - Х.: ХДАК, 1997Г.
Морозов, А.Н. Постановочная деятельность хореографа – М.: Искусство,1994.
Соломоник Ф. А. Репертуар - основа воспитательного воздействия в самодеятельном коллективе: Педагогические условия организации самодеятельного художественного творчества. - Л., 1982.
Шубин В.В. Народный танец. – М.: Дрофа, 2011.
Электронные ресурсы
Методологические основы формирования репертуара детского хореографического коллектива. URL: https://studbooks.net/1939577/pedagogika/metodologicheskie_osnovy_formirovaniya_repertuarnogo_plana_detskogo_horeograficheskogo_kollektiva
Методические рекомендации по формированию репертуара детских творческих коллективов художественной направленности в КДУ. URL: https://revolution.allbest.ru/culture/00518285_0.html
Особенности формирования репертуара детского хореографического коллектива URL: http://dogmon.org/gosudarstvennoe-avtonomnoe-uchrejdenie-dopolnitelenogo-obrazov.html?page=3
Приложение 1.
Конспект занятия
Тема:
О чем рассказывает танец?
(Отработка элементов танца «Симд»)
(3 год обучения)
Продолжительность занятия: 2 х 45 мин
Цель: научить детей приемам выразительности в танце.
Задачи:
обучающие: отработать технику исполнения движений народно – сценического танца «симд» и танцев народов Кавказа, научить детей слышать музыку и оценивать собственный уровень;
развивающие: развивать пластику и выразительность, память танцевальных движений, образное мышление и фантазию, стимулировать творческую активность, свободу, эмоциональную раскованность детей.
воспитательные: воспитывать эмоциональное и осознанное отношение к хореографическому искусству, умение чувствовать и переживать различные эмоциональные состояния во время исполнения танца, формировать эстетическое восприятие окружающего мира;.
Предварительная работа:
1. В течение нескольких занятий дети изучают движения танца «Симд».
2. На занятиях дети узнали о том, что жанр исполняемого танца – народно – сценический танец.
Интеграция образовательных областей:
«Хореография» -- отработка техники исполнения движений.
«Музыка» -- развитие музыкально–художественной деятельности, приобщение к музыкальному искусству.
«Театр» -- развитие актерских способностей.
«Социализация» -- развитие нравственных качеств, выдержки и пр., побуждение детей к самооценке.
«Коммуникация» -- обсуждение музыки и видео материала, ответы на вопросы по ранее изученному материалу.
План занятия:
I. Вводная часть.
II. Основная часть:
Вступительное слово педагога
Просмотр видео
Беседа с обучающимися
III. Практическая часть занятия
Общая разминка
Разминка с элементами классического и народно – сценического танца
Отработка основных движений танца «Симд» (по кругу и по линиям)
Отработка основных ходов кавказских танцев (по кругу)
Отработка основных движений кавказских танцев (по линиям)
Релаксация.
IV. Заключительная часть. Итоги занятия
Ход занятия:
I. Вводная часть. Приветствие, перекличка, ознакомление с темой и целью занятия.
II. Основная часть:
Вступительное слово педагога:
Ребята, сегодня мы с вами поговорим о том, ЧТО вы хотите рассказать зрителю своим танцем. Ведь танец – это не только набор движений. Танец – это маленький спектакль, а вы – самые настоящие актеры, которые играют свою роль. На этом занятии вы продемонстрируете то, как можно превратить танец в настоящее театральное представление. На протяжении нескольких занятий вы изучаете танец «Симд». А сейчас вы увидите его в блестящем исполнении артистов Государственного ансамбля «Алан».
Просмотр видео – «Симд» в исполнении Государственного ансамбля «Алан»
Педагог: Какими словами можно описать танец, который вы увидели?
- Он красивый, грациозный, мужественный, как будто самый главный, любимый всеми; он рассказывает о прошлом нашего народа.
- В каком жанре наш танец?
- Это народно – сценический танец, который и в настоящее время является главным танцем у нас в Осетии.
- Да, действительно. Народные танцы - это своеобразный пластический портрет народа. В них отражены творческая сила народной фантазии, поэтичность и образность мысли, выразительность и пластичность формы, глубина и свежесть чувств. Это эмоциональная, поэтическая летопись народа, самобытно, образно ярко рисующая историю событий и чувств, пережитых им. Какого бы характера ни были танцы, в них выражено художественное воплощение характера, темперамента, эстетических идеалов народа, его отношение к добру и злу. «Симд» в Осетии является одним из излюбленных народных танцев, особенно среди молодежи. Как и в других осетинских народных танцах, юноши темпераментно и легко выполняют технически сложные движения. Они держатся с достоинством, подчеркнуто вежливо их отношение к девушке. Во время танца юноша старается не допустить ошибки, которая может сделать его объектом насмешек, как со стороны молодежи, так и со стороны стариков, внимательно следящих за танцующими. Очень красивый танец, «Симд» выделяется пластичностью и грацией. Он ярко показывает наиболее характерные черты и качества, которые ценились в осетинском обществе. Суровая сдержанность, рыцарское благородство, ловкость и сила мужчин, скромность и величавая грациозность женщин – все это в полной мере нашло свое отражение в этом танце. Неизгладимое впечатление на современников производил знаменитый двухъярусный «Симд Нартов», в котором могли принимать участие до нескольких сот человек. Этот танец танцевался под Новый год вокруг зажженных костров, в нем участвовали только мужчины в возрасте от 30 до 45 лет, отличающиеся силой и ловкостью. Мужчины танцевали в два этажа. Верхний ряд, стоя на плечах нижних, мог делать любое движение, но нижние должны были выносить до смены всю тяготу. Когда верхний этаж уже стоял полностью на плечах нижних, запевалась песня и живая стена в два этажа начинала медленно двигаться. Существовали также круговой симд, одноэтажный симд, симд соревнование (танец спортивного и состязательного характера) и т.д.
- Какие чувства испытываете вы при исполнении этого танца?
- Гордость, достоинство.
- Какими должны быть движения при исполнении танца?
- Нежными, четкими, выражающими мужественный характер народа.
- Подумайте, какой должна быть музыка, чтобы изобразить, нежный и в то же время мужественный танец?
Лирической, плавной, под которую хочется танцевать.
III. Практическая часть занятия
Поклон. (Муз. «Симд»)
Общая разминка («Марш» Муз. народная)
марш по кругу с вытянутыми носочками
марш на высоких полупальцах, на пятках
марш «пятка-пятка, носок-носок»
быстрый шаг с вытянутым носком
бег с высоким подниманием бедра
бег с захлёстом голени назад
ходьба в полуприсяде
прыжки в присяде
ходьба с восстановлением дыхания.
Разминка с элементами классического и народно – сценического танца (экзерсисы на середине зала по линиям)
круговые вращения головой
круговые движения плечами
растяжка мышц стопы: подъем на высокие полупальцы, вместе, попеременно правая, левая нога (Муз. «Лезгинка»)
разогрев носочков попеременно
растяжка мышц спины (наклоны корпуса вперед, назад, вправо, влево) (Муз. «Эльбрус красавец»)
приседания на колено попеременно
plie по 1, 2, 3 –й позициям («Симды фæз» обр. Б. Газданов)
battement tendu по 1-й позиции (Муз. «Лезгинка»)
«ковырялочка» простая (Муз. «Лезгинка»)
«ковырялочка» с отводом ноги в сторону (Муз. «Лезгинка»)
«ковырялочка» высокая (Муз. «Лезгинка»)
«ковырялочка» высокая с выбросом ноги вперед (Муз. «Лезгинка»)
«ножницы» простые, с выбросом ноги, с прыжком (Муз «Шой»)
повороты вправо, влево простые, с хлопком
прыжки с прямыми ногами, с поджатием ног по 6-й позиции (Муз. «Парца»)
Отработка и изучение основных движений танца «Симд» (Муз. «Симд» Наниев), работа над выразительностью – осанка, позиция головы, взгляд, работа рук, кисти
Ход по кругу (отработка основного хода симда без движений рук)
Ход по кругу с движениями рук девочек и мальчиков
Ход по кругу назад
Ход парами (мальчик, девочка) с движениями рук
Боковой ход симда (пары разворачиваются лицом в круг, идут боковым ходом в такт, через такт)
Перестроение по линиям, отработка вариаций бокового хода симда
. Отработка основных ходов кавказских танцев (движение по кругу)
«Хонгæ»
«Сиргæ»
«Удж»
«Абхазский»
«Дагестанский»
Отработка движений рук и ног кавказских танцев (по линиям)
«Хонгæ» (боковые стрелки, вперед, повороты)
«Шалахо»
«Дагестанский»
Релаксация. Ход по кругу, упражнения на восстановление дыхания. Поклон
IV. Заключительная часть. Итоги занятия
О б с у ж д е н и е занятия:
- Мальчики, скажите, вам понравилось исполнение танца девочками, как ровно они держат спину?
-Очень, они двигаются плавно, как будто плывут, голову держат ровно, красиво, нежно улыбаются.
- Девочки, как вы думаете, у мальчиков все хорошо получается?
-Не у всех, не хватает умения.
- Вы правильно заметили, потому что для правильного исполнения необходимо много учиться, стараться. Этим мы и будем заниматься в дальнейшем на наших занятиях.
- Как превратить танец в маленький спектакль?
- Надо думать о том, что ты изображаешь, слушать музыку; показывать лицом и руками чувства.
- Молодцы, ребята, хорошо постарались. Я рада, что сегодня вы узнали для себя много нового и интересного и даже попытались использовать эти знания! Но вам предстоит еще много работы. -
Большое спасибо всем!
Приложение 2
Конспект занятия
Тема:
Изучение характерных движений убыхского танца.
(3 год обучения)
Цель:
- познакомить с техникой исполнения элементов убыхского танца.
Задачи:
Обучающая:
познакомить с историей и культурным наследием убыхского народа.
Воспитательная:
привитие любви к народному танцу, к народной музыке;
духовное и физическое развитие, раскрытие индивидуальных возможностей личности ребенка в целом и его определенных способностей.
Развивающая:
развитие памяти танцевальных движений, рисунка танца, эмоциональной выразительности и согласованности с музыкальными фразами.
Оборудование:
осетинская гармошка, доул.
Продолжительность занятия: 45 минут х 2
Интеграция образовательных областей:
«Хореография» -- отработка техники исполнения движений.
«Музыка» -- развитие музыкально–художественной деятельности, приобщение к музыкальному искусству.
«История» -- знакомство с историей убыхского народа.
«Социализация» -- развитие нравственных качеств, выдержки и пр., побуждение детей к самооценке.
«Коммуникация» -- обсуждение музыкального материала, ответы на вопросы по ранее изученному материалу.
План занятия:
I. Вводная часть. Оргмомент
II. Основная часть:
Беседа с обучающимися
Вступительное слово педагога
III. Практическая часть занятия
Общая разминка
Разминка с элементами классического и народно – сценического танца
Отработка основных ходов кавказских танцев (по кругу, по линиям)
Изучение основных элементов убыхского танца.
Релаксация.
IV. Заключительная часть. Итоги занятия
Ход занятия
Ι. Вводная часть. Оргмомент.
Приветствие, поклон, перекличка, объявление темы и целей занятия.
ΙΙ. Основная часть занятия.
Беседа с обучаюшимися:
- Какие осетинские танцы вами изучены?
(Ответы: симд, хонгæ кафт, сиргæ)
- А какие еще кавказские танцы вам знакомы?
(Ответы: кабардинские – удж, кафа, чеченский, абхазский, дагестанский, шалахо и др.)
Вступительное слово педагога.
Сегодня мы познакомимся с основными элементами убыхского танца.
Согласитесь, что нельзя достоверно передать характер танца, музыки, не зная историю, культуру народа.
В исторической литературе по Черноморскому побережью Кавказа об убыхах имеются лишь обрывочные сведения, касающиеся периода кавказской войны (1830-1864гг.)
Убыхи - народ, родственный по культуре и быту адыгам, абхазам и абазинам. Свое название они получили от черкесов, которые называли их уббых. Сами себя они называли опёх или просто пёх. По своему антропологическому обмену они были схожи с другими кавказскими горцами, но отличались высоким ростом, плотным телосложением и выразительными чертами лица. По этим антропологическим данным выделялись только осетины. Ученый исследователь граф Потоцкий предположил, что убыхи - остатки древних аланских племен. Кстати, одно из племен убыхов носило название Аланъ. Полное выселение в Турцию (74,5 тыс.чел.) в 1864г., после капитуляции их в Кавказской войне, последующая почти полная ассимиляция там и потеря языка, не имевшего письменности и оставившего лишь слабые следы в трудах отдельных исследователей составили значительные трудности в изучении этого своеобразного народа. Историков удивляет необычная воинственность этого малочисленного народа(50 тыс.), на протяжении 30 лет являвшимся цементирующим ядром западно-кавказских племен в их оборонительной войне против экспансии на Кавказе в середине XIX века. Убыхов как народ, больше не существует. В 1992 году умер последний его представитель. Ни в России, ни в Турции практически нет каких-либо памятников материальной и духовной культуры убыхов. Говорят, у них были необычной красоты девушки. Вот как описывал их французский журналист Фонвиль, присутствовавший на каком-то празднестве: «Танцовщицы эти, держа в руке по фуляру, с необыкновенной грацией махали платками, изгибаясь всем станом в такт довольно монотонного напева, исполняемого всеми присутствующими. Все достоинство танцевавших девушек заключалось в том, что они показывали при этом всю прелесть их форм и необычную гибкость стройных талий. Все девушки были красивой наружности, а некоторые - просто красавицы. Руки у всех - верх совершенства. Что же касается блеска их больших глаз, разрисованных по восточному обычаю, то нет возможности выразить силу этого блеска»...
На сегодняшнем занятии мы с вами изучим два движения убыхского танца.
III. Практическая часть занятия
Общая разминка:
марш по кругу с оттянутыми носочками;
марш на полупальцах и на пятках;
переменный ход с пятки на носок;
музыкальное сопровождение:
музыка «Балкарская»,
«Осетинский марш»
«Дагестанский марш»
бег по кругу с поднятием ног, с захлестом, с вытянутыми ногами вперед;
прыжки в присядке;
музыкальное сопровождение:
«Парца» муз. грузинская народная
перестроение в линии.
Разминка с элементами классического и народно-сценического танца:
круговые вращения головой;
круговые движения плечами вперед и назад;
музыкальное сопровождение: Бараков Ю., «Молодежная хонга»
наклоны корпуса вправо и влево;
стоя по II позиции разворот корпуса назад вправо и влево;
музыкальное сопровождение: «Джигитовка» муз. народная
разогрев стопы, поднятие на полупальцах по VI позиции;
разогрев носочков по VI позиции;
приседания на колено поочередно;
музыкальное сопровождение: «Лезгинка» муз. народная
прыжки с вытянутыми ногами по VI позиции и поджатыми;
музыкальное сопровождение: Парца» муз. грузинская народная
plie по I позиции;
музыкальное сопровождение: «Этюд» муз.Б.Газданова
battment tandu по I позиции;
музыкальное сопровождение: «Яблочко» муз. русская народная
gete по I позиции;
музыкальное сопровождение: «Замира» муз. Дзерановой
grand battment по I позиции;
музыкальное сопровождение: «Яблочко» муз. русская народная
растяжка мышц ног и спины сидя на полу;
музыкальное сопровождение: «Плавная мелодия» муз. А.Цорионти
ковырялочка (простая, с отводом ноги в сторону, высокая, высокая с выбросом ноги вперед, с прыжком);
музыкальное сопровождение: «Лезгинка» муз. народная
ножницы (простые, с выбросом ноги, с прыжком);
музыкальное сопровождение: «Сой» муз. народная
растяжка (в сторону и вперед);
ласточка;
музыкальное сопровождение: «Эльбрус красавец» муз. народная
повороты на коленях (мальчики);
повороты вправо, влево на месте;
поворот вправо, влево с хлопком;
музыкальное сопровождение: «Лезгинка» муз. народная
связка движений танца «Симд»
Повторяется система упражнений, состоящая из элементов и движений народно- сценического танца, изученных ранее.
Симд :
основной ход по кругу,
боковые через такт, в такт, с руками
музыкальное сопровождение: «Свадебный симд» муз. народная
Хонга кафт –
основной ход по кругу,
музыкальное сопровождение: «Хонгæ» обр. Б.Газданова
стрелки по 4 раза прямые, боковые и 4 повтора.
музыкальное сопровождение: «Рагæй кæй мысыдтæн» муз. народная
Сирга :на высоких полупальцах, средний темп, без рук, с руками.
Сирга: на полной ступне, быстрый темп.
музыкальное сопровождение: «Лезгинка» муз. народная
Изучение новых движений убыхского танца.
Прослушивание мелодии убыхского танца, затем под музыку педагог показывает движения танца, связывает движения в комбинацию. Начинается разучивание движений под счет, затем продолжается изучение движений под музыку через такт (или медленный темп), затем, когда выучен скелет комбинации, его, подгоняют под музыку.
Релаксация. Ход по кругу, упражнения на восстановление дыхания. Поклон
IV. Заключительная часть. Итоги занятия
Подводятся итоги занятия. Отмечаются внимательные и старательные дети, объясняются общие и индивидуальные ошибки. В конце занятия остаются обучающиеся для работы над ошибками и сложными движениями.
Задается задание на дом - отработать новые движения.
Приложение 3
Конспект занятия
Тема:
«Отработка хореографических элементов в танцах народов Кавказа»
Цель:
- закрепить полученные навыки исполнения хореографических элементов осетинских, кабардинского, дагестанского, абхазского, армянского танцев.
Задачи:
Обучающая:
постановка корпуса, движений рук, ног, отработка эмоциональной выразительности исполнения;
Воспитательная:
привитие любви к народному танцу, к народной музыке;
духовное и физическое развитие, раскрытие индивидуальных возможностей личности ребенка в целом и его определенных способностей.
Развивающая:
развитие памяти танцевальных движений, рисунка танца, эмоциональной выразительности и согласованности с музыкальными фразами.
Оборудование:
осетинская хроматическая гармоника;
доул;
танцевальный зал, оборудованный зеркалами и хореографическим станком.
План занятия:
I. Вводная часть.
II. Основная часть:
Вступительное слово педагога
Беседа с обучающимися
III. Практическая часть занятия
Общая разминка
Разминка с элементами классического и народно – сценического танца
Отработка основных ходов кавказских танцев (по кругу)
Отработка основных движений кавказских танцев (по линиям)
Релаксация.
IV. Заключительная часть. Итоги занятия
Ход занятия:
Ι. Вступительная часть:
Слово педагога:
В танцах народов Кавказа сохранены традиции предков, они интересны и богаты. Их много и в каждом из них жизнь народа, его радости, печали, доблесть и героизм, любовь и ненависть, трудолюбие и народная педагогика. Танец развивает у ребенка художественный вкус, ритм, память, творческую фантазию, музыкальность, изящество и пластичность.
ΙΙ. Разминка:
Общая разминка
шаг бытовой, легкий шаг с носка, шаг на полупальцах, шаг на пятках: бег с шагами (выброс ног вперед), подскоки, бег с отводом ноги назад согнутой в колене
музыкальное сопровождение:
музыка «Балкарская», 2 фразы, музыкальный размер 4/4.
«Осетинский марш» - 2 фразы, музыкальный размер 4/4.
«Дагестанский марш» - фразы, музыкальный размер 4/4.
растяжка стопы
музыкальное сопровождение:
«Лезгинка», 2 фразы, музыкальный размер 4/4.
прыжки в IV позиции поочередно на прямых ногах и сгибая ноги в коленях
музыкальное сопровождение:
«Парца», 2 фразы, музыкальный размер 4/4.
«Лезгинка» музыкальный размер 2/4.
Упражнения в середине зала. Построение по линиям
движение «ковырялочка»;
«ковырялочка с поочередным отводом ног назад»;
движение «ножницы»;
движение «веревочка»
музыкальное сопровождение:
«Сой», музыкальный размер 4/4, 2 фразы;
«Лезгинка», музыкальный размер 4/4, 2 фразы.
«Лезгинка» Дзерановой В. 4/4 2 фразы.
ΙΙΙ. Основная часть занятия:
Слово педагога:
- В танцах народов Кавказа с высоким художественным вкусом переданы идеальные своего народа. «Симд» в Осетии является одним из излюбленных танцев, особенно среди молодежи. Начинается он умеренном темпе, далее постепенно темп танца ускоряется. Исполняется танец плавно на высоких полупальцах, корпус все время подтянут.
Музыкальное сопровождение:
«Симд» Б. Газданова, 2 фразы, музыкальный размер 4/4;
«Симд» С. Ревазовой, 2 фразы, музыкальный размер 4/4;
«Симд» Цоппоевой, 2 фразы, музыкальный размер 4/4.
«Симд» Е.П. Воложанина 2 фразы музыкальный размер 4/4.
Слово педагога:
- Наряду с массовыми танцами у осетин издавна бытуют и парные танцы. Это медленный плавный танец приглашения «Хонга кафт».
Девушки танцуют очень плавно, руки чуть согнуты в локтях и поочередно медленно и плавно переводят из одного положения в другое. Движется девушка, при этом, очень мягко и грациозно. Глаза ее скромно опущены, но из под опущенных ресниц она зорко следит за движениями юноши. Юноши исполняют танец «Хонга кафт» также плавно, но четки в движениях и мужественны.
- музыкальное сопровождение:
• |
«Хонга» |
Наниева, 2 фразы, |
музыкальный размер |
||
|
4/4; |
|
|
|
|
• |
«Хонга» |
Г. Воложанина, 2 |
фразы, |
музыкальный |
|
|
размер |
4/4; |
|
|
|
• |
«Хонга)) |
И. Мистуловой, 2 |
фразы, |
музыкальный |
|
|
размер |
4/4; |
|
|
|
• |
«Хонга)) |
С. Ревазова, 2 |
фразы, |
музыкальный |
|
|
размер |
4/4. |
|
|
|
• |
«Хонга» |
музыкальная народная |
музыкальный |
||
|
размер |
4/4. |
|
|
Слово педагога:
- «Зилга кафт» - старинный круговой осетинский танец, который до сих пор является одним из наиболее распространенных в народе. Это сложный танец, требующий от исполнителей большого танцевального мастерства, ловкости и виртуозной техники.
музыкальное сопровождение:
Музыка народная «Эльбрус красавец», музыкальный размер 2/2, 3 фразы;
Музыка И. Мистуловой «Круговой танец», 2 фразы, музыкальный размер 212.
Слово педагога:
- «Горский танец». Этот танец сочетает в себе пластичность, ритмическую четкость и виртуозность сложнейших движений на носках.
музыкальное сопровождение:
Музыка «Хевсурский»
Музыка «Туальская», музыкальный размер 4/4;
Музыка народная «Эльбрус красавец», музыкальный размер 2/2.
«Дагестанский танец»
- музыкальное сопровождение:
Музыка «Акушинская», 2 фразы, музыкальный размер 4/4;
Музыка «Гергеберская», 2 фразы, музыкальный размер 4/4;
Музыка «Лакская», 2 фразы, музыкальный размер 4/4.
Музыка «Арчинская» 2 фразы, музыкальный размер 4/4.
«Кабардинский танец»
Музыкальное сопровожление:
Музыка «Удж», 2 фразы, музыкальный размер 4/4;
«Абхазский танец»
- музыкальное сопровожление:
Музыка «Абхазская», 4 фразы, музыкальный размер 4/4.
IV. Заключительная часть:
- Сегодня мы отработали хореографические элементы танцев народов Кавказа. Поработали над танцевальной выразительностью (плавность движений, правильная осанка, четкость движений, взаимоотношения партнеров в танце).
Педагог оценивает работу детей, дает задание на дом.
22