Выступление на тему «Проблемы в работе социального педагога с детьми с ОВЗ и пути их решения»
«Проблемы в работе социального педагога
с детьми с ОВЗ и пути их решения»
Дети с ограниченными возможностями здоровья представляют категорию учащихся с различными отклонениями психического или физического плана, которые в свою очередь обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь на уровне со здоровыми сверстниками.
К детям с ОВЗ относятся:
• лица с нарушениями слуха;
• лица с нарушениями зрения;
• лица с нарушениями речи;
• лица с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА);
• лица с задержкой психического развития (ЗПР);
• лица с нарушениями интеллекта;
• лица с расстройствами аутистического спектра (РАС);
• лица со сложными дефектами.
В России в последние годы разрабатываются определенные направления социальной политики, которые связаны с увеличением количества детей с ОВЗ. Несмотря на прилагаемые усилия и прогрессивное развитие медицины, количество детей с ограниченными возможностями стабильно растет. Поэтому основные направления социальной политики направлены на решение проблем их обучения и пребывания в школьном учреждения.
Помощь детям с ОВЗ и их семьям можно подразделить на:
– социально-информационную: обеспечение информацией по вопросам соцзащиты, помощи и поддержки;
– социально-правовую: обеспечение соблюдение прав детей с ограниченными физическими и психическими возможностями и других категорий; содействие в реализации гарантий инвалидов, сохранности жизни детей, их безопасности от внешних угроз, противодействие разрушению их физического, психического, нравственного здоровья;
– социально-экономическую: содействие в получении пособий безработным, компенсаций, единовременных выплат, адресной помощи, материальной поддержке семьям;
– социально-бытовую: налаживание быта и трудоустройства семей, имеющих инвалида или ребенка с ОВЗ;
– медико-социальную: уход за больным инвалидом или ребенком с ОВЗ, медико-социальный патронаж семей, имеющих ребенка-инвалида или ребенка с ОВЗ;
– социально-психологическую: создание благоприятного морально-психологического климата в семье, устранение негативных воздействий на ребенка-инвалида или ребенка с ОВЗ, помощь во взаимоотношениях с окружающими людьми;
– социально-педагогическую: просвещение членов семьи, создание необходимых условий для полноценного воспитания ребенка в семье, преодоление и предотвращение педагогических ошибок и конфликтных ситуаций, порождающих депривацию.
Анализ литературы позволяет выделить три уровня организации социально-педагогической помощи и поддержки детей с ОВЗ: репродуктивный, регулирующий, развивающий. На первом осуществляется поддержка имеющихся у него достижений, сформированных взглядов и уровня развития личностных качеств, на втором – коррекционные воздействия, на третьем – развитие личности детей-инвалидов и детей с ОВЗ, создание условий их успешной социализации в обществе здоровых детей.
Если говорить о ребенке с незначительными ОВЗ, то необходимо отметить, что при создании благоприятных условий, можно избежать большей части проблем с развитием и социализацией. Многие нарушения не являются ограничителями между ребенком и окружающим миром. Грамотное психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ позволит им овладеть программным материалом и обучаться вместе со всеми без формирования серьезных эмоционально-регрессивных комплексов, однако, дети с серьезными нарушениями нуждаются в специальных условиях, в особом образовании, воспитании и лечении.
Внедрение в современное образование инклюзивной формы обучения дало возможность беспрепятственно получать образование детям-инвалидам и детям с ОВЗ наравне со здоровыми учащимися. Разработаны меры, помогающие ребенку посещать школу и обучаться, а самой школе даны рекомендации, как организовать процесс обучения детей с ОВЗ. В реальности все не так гладко, как бы всем хотелось. Родители, сам ребенок и школа сталкиваются с трудностями, мешающими реализовывать эту программу.
Проблемы и трудности
коллектив детей не всегда принимает ребенка с ОВЗ;
многие родители не хотят, чтобы их нормально развивающиеся дети ходили в один класс с «особенным» ребенком;
не все дети с ОВЗ способны адаптироваться к условиям обычной жизни, не требуя к себе дополнительного внимания и индивидуальных условий обучения.
Основные проблемы заключаются:
в преодолении препятствий социального свойства;
в организации «безбарьерной» среды.
Давайте поговорим об этих проблемах подробнее.
Социальные проблемы
Ребенок с проблемами здоровья приходит в массовую школу не только за получением образования, но и попыткой найти себя среди окружающего общества, научиться общению со своими ровесниками, найти увлечение, научиться выходить из различных конфликтных ситуаций. Но сталкивается часто с такими проблемами:
Негативное отношение родителей к тому, что в классе с их здоровым ребенком обучается ребенок-инвалид.
Многие родители против такого общения. Наверное, они хотят, чтобы мир в представлении их ребенка всегда был «идеальным». Такая позиция не просто ошибочна, она губительна в первую очередь для их же ребенка. У него под влиянием родителей неправильно формируется психика. Если прививать утопическое и иллюзорное понимание окружающего мира, то ребенок в будущем столкнется с большими проблемами. Человек, который рос и воспитывался по таким понятиям, соприкасаясь с реальностью, будет проявлять, в лучшем случае, недоумение, брезгливость, в худшем — жестокость, равнодушие по отношению к людям с проблемами в здоровье.
Отношение детей к «особому» однокласснику, или организация «безбарьерной» среды
Ребенок-инвалид или ребенок с ОВЗ, не имеющий задержки умственного развития, без труда осваивает школьную программу. На первый план у него выходит проблема общения с одноклассниками. Психология детей отличается от психологии взрослых. Не редки случаи, когда такому ребенку в школе устраивают невыносимые условия: его обзывают, унижают.
Если позиция родителей и педагогов по вопросу корректного отношения к ребенку-инвалиду или ребенку с ОВЗ совпадает, то одноклассники ведут себя как защитники и покровители его, становятся толерантными и благожелательными. Принцип «разные, но равные» реализуется успешно. Совместное обучение полезно не только самому ребенку с ОВЗ, но и здоровым детям, взрослым. Чувствуя поддержку со стороны взрослых и сверстников, ученик с ОВЗ успешнее овладевает школьной программой, повышается его самооценка, он стойко и спокойно преодолевает все трудности.
Обучение детей с ОВЗ должно быть направлено на то, чтобы создавать благоприятные условия для реализации равных возможностей с ровесниками, получения образования и обеспечения социализации в современном обществе.
Качество дальнейшей жизни инвалида и лица с ОВЗ зависит не от уровня полученных знаний, а от того, насколько он социально адаптирован и компетентен, насколько умеет управлять жизненными обстоятельствами. Научиться всему он может только в обществе обычных здоровых сверстников.
Для преодоления трудностей в работе социального педагога с детьми с ОВЗ в общеобразовательной школе необходимо:
обеспечить исполнение нормативных документов, регламентирующих специфику инклюзивного образования детей с ОВЗ;
обеспечить образовательный процесс профессионально подготовленными педагогами общего образования и специалистами сопровождения, способными реализовать инклюзивный подход;
создать комфортную образовательную и социальную среду инклюзивного образования, ориентированного на принципы толерантности и взаимопомощи;
обеспечить доверительное отношения не только с учащимися, но и их родителями, для организации совместной коррекционно- восстановительной работы.
Главная трудность состоит в том, чтобы соотнести индивидуальные возможности детей с ОВЗ с необходимостью выполнения образовательного стандарта и возможности социализации в обществе.
Взаимодействуя с такими детьми, социальному педагогу необходимо адаптировать свои методы работы к особенностям учеников с ОВЗ.
Для успешной социализации ребенка с ОВЗ необходимо работать по следующим направлениям:
постоянная корректировка приемов и методов воспитания;
регулярное проведение коррекционно-развивающих занятий, нацеленных на повышение мотивации, развитие познавательной деятельности, познание своих личностных характеристик;
внедрение и использование индивидуальной карты психолого-педагогического сопровождения развития ребенка с ОВЗ;
постоянное проведение оценки состояния ребенка и динамики его развития, для корректировки работы;
обеспечить активное вовлечение семьи ребенка в работу образовательного учреждения, обеспечивая психолого-педагогическое сопровождение; проводить консультирование родителей; обучить семью доступным им приемам и методам оказания помощи; организовать обратную связь родителей с образовательным учреждением и др.;
проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности.
Основная задача образования ребенка с ОВЗ - подготовка его к жизни в обществе в процессе обучения и усвоения навыков коммуникации, т.е. его социализация в общество. Формирование личности ребенка с ОВЗ — это не просто комплексное воспитание, а организация педагогического воздействия по принципу целостной системы специального обучения: совместной работы и сотрудничества всех педагогических служб, ребёнка с ограниченными возможностями здоровья и его родителей. Движение к этой цели — серьезный и нелегкий труд родителей и педагогов. В результате решения такой задачи человек оказывается интегрированным в социуме.