12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Калягина Ирина Владимировна24888
Преподаватель иностранного языка (английский). По диплому также преподаватель педагогики, психологии, методист, учитель английского языка в детском саду. Последние 11 лет - в среднем профессиональном образовании
Россия, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург
Материал размещён в группе «ПРЕПОДАВАТЕЛИ СПО, ОБЪЕДИНЯЙТЕСЬ! »

ПРОБЛЕМНЫЕ СТУДЕНТЫ: ЭФФЕКТИВНЫЕ ПОДХОДЫ – ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ И СТРАТЕГИИ

t1704292272aa.jpg

Пояснительная записка к ресурсу

1

Автор

Калягина Ирина Владимировна.

2

Должность

Преподаватель.

3

Категория

Высшая педагогическая.

4

Образовательное учреждение

Санкт-Петербургское государственное бюджетное образовательное учреждение «Санкт-Петербургский технический колледж управления и коммерции». СПб ГБПОУ «СПб ТКУиК» http://www.tcmc.spb.ru/

5

Название ресурса

Проблемные студенты: эффективные подходы – практические рекомендации и стратегии.

6

Вид ресурса

Методические рекомендации.

7

Дисциплина

Любая

8

Курс,

специальность СПО

1-4 курсы, подойдет для всех специальностей.

9

Описание ресурса

Методические рекомендации содержат информацию о способах взаимодействия с трудными студентами.

Источники информации

1

Иллюстрации

https://yandex.ru/images/

2

https://multiurok.ru/files/rabota-klassnogho-rukovoditielia-s-trudnymi-studie.html

3

https://lala.lanbook.com/tpost/1o614tz5c1-slozhnie-studenti


ПРОБЛЕМНЫЕ СТУДЕНТЫ: ЭФФЕКТИВНЫЕ ПОДХОДЫ – ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ И СТРАТЕГИИ


t1704292272ab.jpg



Какие способы взаимодействия с «трудными» студентами и их родителями? В методических рекомендациях изложены пути адаптации учебного процесса и преодоления проблем.

«Проблемный» студент. Определение.

Произнося «проблемный» студент, мы можем подразумевать разные категории обучающихся, чаще всего тех, с которыми сложно наладить взаимодействие, которые не реагируют на замечания и советы. Такие студенты выстраивают барьеры между взрослыми и собой, как правило, отстранены от учебного процесса, либо, наоборот, срывают занятия, требуя повышенного внимания.

Отличительные черты «проблемного» студента:

1) не происходит усвоения учебного материала;

2) отсутствие активности, выполнения поручений, ответов на вопросы;

3) грубость по отношению к старшим, отказ от любого общения, оскорбление одногруппников;

4) отсутствие адекватного восприятия критики – агрессия и самоконтроля, трудность в регулировании эмоций;

5) неавторитетен в учебной группе;

6) не выполняет домашние задания;

7) опаздывает, повышает голос, отвлекается на занятиях – нарушает установленные правила на занятиях.

Преподавателям и сотрудникам колледжа сложно найти контакт с такими студентами и построить нормальные отношения, однако, добиться расположения важно, так как образовательное учреждение несет ответственность за студентов, находящихся на его территории.

Умение контролировать поведенческие реакции обучающихся, а также воздействовать на них не всегда выражено, так как возможностей у колледжа для этого не слишком много, а «проблемных» студентов все больше. Дружелюбная атмосфера и хорошая дисциплина непосредственно связаны с эффективным обучением и выполнением задач системы образования. «Трудные» студенты портят дисциплину, срывают занятия, сводят на нет усилия преподавателя, и это является большой проблемой как для образовательного учреждения, так и для системы образования в целом. таким образом, колледжу необходимо взаимодействовать со всеми сторонами учебного процесса для воспитания личности, реализации целей и задач воспитания.

Если студент «проблемный», то часто на нем ставится клеймо, однако, возможно к каждому подобрать подход, важно – понаблюдать за ним, понять его интересы и поверить в него, о чем пишет в свои трудах Антон Семёнович Макаренко. Каждый студент уникален, имеет свои потребности и таланты.

Особое внимание на индивидуальном подходе к каждому студенту может помочь решить многие проблемы. Если учесть личные цели, способности и потребности, это позволит понять каждого «непростого» студента и успешно его обучать.

Когда преподаватель знает и чувствует слабые и сильные стороны обучающихся, он может составить общую обучающую программу так, чтобы повысить уровень знаний студентов.

Часть студентов лучше воспринимают информацию зрительно, другие на слух или тактильно. При построении учебного процесса на знании особенностей учащихся, они имеют возможность изучать материал в своем темпе, без нервного соперничества за отметки с другими студентами, с выраженным интересом.

Порой, за личиной «проблемного» студента прячутся комплексы. Ужасное поведение, грубость, хамство, вызывающий внешний вид – за всем этим может скрываться психологическая травма. Проблему могут идти из семьи, которые влияют на настроение, самооценку, уверенность, причем, студенты могут быть во внешне благополучных семьях.

На поведенческие проявления студентов влияют разнообразные обстоятельства: скрытое насилие, рождение второго ребенка, унижения, стресс, переезд, потеря близкого человека – любое изменение в жизни студента может спровоцировать неудовлетворительное поведение и протест. Обстановка в семье – важный фактор. Студент может тяжело переживать давление со стороны родителей, ссоры родственников, критику; от обстановки в доме зависит задействованность в учебу, заинтересованность в изучении дисциплин, вовлеченность в коллектив.

Печально, но в современных колледжах индивидуальный подход порой не может быть полностью реализован. Причины этого:

1) существует рабочая, учебная программа, которой строго придерживается преподаватель – есть учебный план, количество часов, часто недостаточных; порой неидеальный учебник – педагог не может позволять себе вольности и отступать от плана;

2) учебные группы, как правило, состоят из 25 студентов – преподаватель физически не способен охватить вниманием всех и решить сложные задачи.

В данном случае на помощь могу прийти педагоги-организаторы и педагоги-психологи, поддерживающие педагога и в основном контролирующие положение дел. В обязанности педагога-психолога входит проведение бесед со студентами и их родителями, однако, данные специалисты могут быть слишком загружены и их усилий не хватает на всех. В этом случае большое подспорье – системы тестирования, помогающие заблаговременно выявить склонность к буллингу, асоциальному поведению, суицидальным мыслям и проанализировать самооценку студента, его чувства, связанные с отношениями с другими студентами и семьей. На этой базе проводится беседа с куратором, вызов родителей, попытка вскрыть первопричину всех трудностей, беседа с самим студентом.

Не обращать внимание на «непростых» студентов или внимательно к ним присмотреться?

Каждый студент уникален и ценен, что подтверждают все подходы и методы. Что бы ни случилось, задача преподавателя не только усвоить учебный материал, но и помочь ему адаптироваться в учебной группу и обществе. Часто проблемных студентов только порицают, критикуют и просят родителей принять меры. Однако, обучающиеся могут быть очень чувствительны к несправедливости и критике. Тогда как, если студент чувствует, что с ним строят отношения честно – у него другое отношение ко взрослому, и доверие начинает возникать.

Педагоги, психологи и врачи разработали множество способов и методов для понимания того, что не так со студентом.

Определение трудностей.

Применение педагогического инструментария для идентификации проблем.

Есть разнообразные методы, разработанные врачами, психологами и педагогами, для выявления того, что не так с ребенком или подростком. На данный момент в российских образовательных учреждениях осуществляется планомерный переход от старого способа обучения к развитию ученика во всех направлениях, то есть, большое внимание уделяется тому, как у обучающегося работают мозг и тело. Эффективная адаптация, обучение и воспитание в социуме коррелируются с нашей оценкой ученика – его возможностей и способностей. Для этого предназначена педагогическая диагностика, помогающая понять наиболее действенные методы обучения, выбора верного образовательного маршрута, подходящего конкретному ученику. Данный метод помогает обеспечить психологической помощью и специфическим обучением.

При проведении педагогической диагностики для выбора инструментария всегда учитываются:

1) превалирующие области диагностики инициативы студента (творческая, познавательная, двигательная, коммуникативная, проявляющиеся в разнообразных видах детальности);

2) поведение, характеристики общения со взрослыми и сверстниками, интересы, умения, склонности, особенности студента;

3) возрастная психология.

Преподаватель устанавливает при помощи педагогической диагностики особенности каждого студента – особенности обучения, эмоциональной сферы – всего, что отличает его от других обучающихся. Данная информация полезна при создании рабочих программ и методик, подходящих конкретному студенту. Стандартизированные опросники и тесты (к примеру, опросники Роттера, Айзенка, Лири, Кеттела, MMPI), а также нестандартные методы (к примеру, тест Вагнера, тест Роршаха и др.), являющиеся современными методами диагностики, включают разные инструменты и помогают выявить наиболее полное представление о психологических характеристиках и потребностях каждого студента.

Наблюдение и общение со студентами. Исследование академических показателей.

Педагогическая диагностика полезна, но не всегда идеальна, может включать неточности. Например, порой студент, с которым проводят эксперимент, может показывать себя с намного лучшей стороны перед исследователями, либо пробовать определить, чего именно от него ожидают исследовать. В результате, итоги эксперимента искажаются. Для учета данного недостатка необходимо сочетать методы педагогической диагностики с иными подходами:

1) изучение продуктов учебной и творческой деятельности студента;

2) наблюдение за студентом;

3) беседа;

4) опрос.

Данное сочетание обусловливает наиболее надёжны и точные данные о психологических характеристиках каждого индивидуума.

«Проблемные» студенты – индивидуальный подход.

Прежде всего, важно определить, что индивидуальный подход применим ко всем студентам, не только к «трудным», так как на первом плане – личность обучающегося со всеми ее интересами, потребностями и характеристиками. С таким подходом образование становится во много раз эффективнее, а в результате – более интеллектуальный, осознанный социум.

Адаптация процесса образования. Потребности каждого студента. Значение.

Индивидуализации занятий, курса, созданию персонального образовательного маршрута способствуют знания о студенте. Преподавателю необходимо учитывать все детали, наладить отношения со студентом, уметь объясняться на «его» языке о его интересах – уметь способствовать достижению студентом целей и прогресса. Колледж и учёба «через не хочу», тем более, для проблемных студентов могут стать мучительными, обучающиеся зевают от скуки, избегают занятия – могут их прогуливать, либо «просиживать», либо не включаться совершенно в учебный процесс. При учете системой персонифицированного подхода и персонализации занятия преподавателем итоги совершенно иные, интерес студентов намного выше.

Дифференцированные методы обучения. Использование.

Дифференцированное обучение – это методика обучения в одной учебной группе студентов с разными способностями. Подобное обучение способствует созданию условиям для всемерного развития студентов с разным уровнем способностей. Подбор упражнений целесообразен как для не слишком успевающих, так и для тех, кто учится с опережением. Основная цель – определить и принять во внимание индивидуальные характеристики студента, помочь ему их сохранить, поверить в свои возможности и способствовать эффективному развитию. 

Групповая работа – действенный метод, в котором упражнение задается группе, а не персонально. Группа формируется преподавателем на основе уровня развития обучающихся - уровня их знаний и интеллектуальных способностей. Деятельность в группе является благоприятным условием для выказывания личностных качеств. 

Разнообразная поддержка и образовательные программы. Значение.

В российской системе образования, в том числе, среднего профессионального образования, используется следующая дифференциация:

1) возрастному состав (учебные группы, возрастные параллели, разновозрастные группы);
по полу (мужские, женские, смешанные учебные группы);

2) область интересов (гуманитарные, социально-экономические, технические и др.);

3) уровень умственного развития (способные, одаренные, учащиеся с ЗПР);

4) уровень достижений (отличники, успевающие, неуспевающие);

5) личностно-психологический тип (темперамент, тип мышления и др.).

Дифференцированный подход присущ в той или иной степени любой образовательной системе, дифференциация может быть более или менее разветвленная.

Для дополнительного образования детей, подростков и взрослых созданы образовательные программы, которые направлены на развитие творческих способностей, культуры здорового образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию свободного времени.

Студентам важно понимать, что у них есть пути развития своих талантов. Для этого модно использовать стажировки, конкурсы и гранты. К тому же, постоянно развивается современная спортивная система, способствуя подростков вести здоровый образ жизни. Культурные и спортивные организации всегда открывают свои двери подрастающему поколению, которое также имеет доступ к медийным проектам, использует интернет-ресурсы, телевидение, радио и для образования и формирования нравственных ценностей, гражданской ответственности и активной жизненной позиции.

Достижение успехов и трудности. Примеры. Пример 1.

Студентка Лера, 16 лет. На все вопросы либо молчит, либо говорит: «Не знаю», резко портится настроение. Ученица Аня, 10 лет, на все вопросы отвечает «Не знаю» и начинает плакать, очень строгие родители, о положении вещей проинформированы. Причиной такого поведения может быть страх ошибки, боязнь родителей, опасение показать то, чего не знаешь и не умеешь, страх быть раскритикованной и обиженной. Лера любит изучать корейский язык, очень любит заниматься вокалом, рисовать пейзажи с натуры, но изучение английского языка ей не нравится, Лера считает, что в ее жизни он не пригодится. Родители в ожидании улучшения успеваемости в колледже, но, когда студентку стал хвалить преподаватель, она даже не рассказала родным, так как, по мнению девушки, они равнодушны. На занятиях уходит достаточно много времени на мотивацию этой студентки, на то, чтобы аннулировать ее тревожность и погрузить в материал. К сожалению, родители отрицательно относятся к поведению студентки.

Стратегия в подобной ситуации: 

1) подбор учебных материалов в соответствии с интересами студентки для понимания, что английский язык — это способ, а не просто дисциплина в колледже, с помощью которого можно выучить узнать что-то очень любопытное;

2) использование коротких разговоров (small talk): о погоде, настроении, делах - важно получить ответ на английском языке; если у студента нет понимания, преподаватель медленно повторяет, предлагает визуальную опору в виде ассоциативных иллюстраций, еще раз задает вопрос, что будет мотивировать.

3) включение в занятие Warm up + Lead-in – к примеру, если проводится занятие про семью, эффективно использовать иллюстрацию с семьей и попросить студентку назвать ее членов; пусть это будут простые слова (mum, dad, nephew…), основная цель — дать побуждение, мотивацию, продемонстрировать ее возможности.

4) сопровождение занятия богатой наглядностью, использование максимально коротких инструкций.

В результате родители студентки перестали постоянно приезжать в колледж, писать в мессенджер преподавателю, Лера стала свободно общаться, раскрываться, оказалась очень открытой и стала делиться своими хобби на английском языке. Попросила прочитать вслух эссе и стихи, которые написала сама. Ей нравится, что в нее верят, хвалят.

Пример 2.

У преподавателя нет представления, как быть авторитетным для студента, как построить занятие так, чтобы студент не отвечал наобум и изучал грамматику в том числе и дома. Студент Вадим не хочет выполнять упражнения, домашнюю работу, переходит на русский язык. Причиной такого поведения является нехватка родительского внимания, студент перманентно желает рассказывать о себе в деталях

Стратегия в подобной ситуации: 

1) беседа с родителями о необходимости участия в обучении и контроля выполнения домашнего задания студентом;

2) придумывание «фишек» за отличное поведение на занятии – меньший объем домашнего задания и др.;

3) просьба озвучить ответ перед выполнением выбора студентом;

4) обнуление заданий, если студент сделал его наугад, небрежно;

5) создание системы мотивации: за каждый пройденную страницу придумать поощрение.

Из данных примеров понятно, что важно концентрироваться на позитивных качествах и способностях студента, такой подход всегда продуктивен. Для каждого обучающегося с трудностями необходимо применять особый педагогический инструментарий, базирующийся на знаниях из педагогики, психологии и современных исследованиях человеческого развития.

Имеет большой смысл не забывать, что «трудные» или «проблемные» студенты отсутствуют, а присутствуют только ограничения, обусловленные недостатком времени, ленью или лимитированием системы образования. Каждый студент, словно пластическая масса, может формироваться и развиваться под руководством преподавателя.

Необходимо совместно работать над тем, чтобы усовершенствовать систему образования так, чтобы все участники этого процесса получили преимущества, и наш социум стал счастливее, а студенты — успешнее.



Опубликовано в группе «ПРЕПОДАВАТЕЛИ СПО, ОБЪЕДИНЯЙТЕСЬ! »


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.