Рабочая программа элективного курса по подготовке к ЕГЭ «Проблемные вопросы обществознания»
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Краснодарского края
школа-интернат спортивного профиля
350047,г.Краснодар,ул.Славянская,д.65,тел.222-17-80
gou-internat_3@mail.ru,zolj@mail.ru
УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
от ___.___.2023 года
протокол№1
Председатель Н.М. Лесной
_______
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Элективного курса: «Проблемные вопросы обществознания»
Уровень образования (класс): основное среднее общее образование (11 класс)
Количество часов: 34 часа
Учитель: Саввина Ольга Павловна учитель истории и обществознания ГБОУ КК ШИСП Афипский филиал
Программа разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 № 1897 с изменениями и дополнениями)
с учетом основной образовательной программы основного общего образования ГБОУ КК ШИСП, утвержденной педагогическим советом (протокол от 20.05.2022 г. № 6), рабочей программы воспитания ГБОУ КК ШИСП, утвержденной педагогическим советом (протокол от 20.05.2022 г. № 6)
с учетом УМК: Обществознание. Рабочая программа. Поурочные разработки. 6 класс : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванов, Т.Е. Лискова, Е.Л. Рутковская. – М.: Просвещение, 2022; Обществознание. Рабочая программа. Поурочные разработки. 10 класс : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / Л.Н. Боголюбов и др. – М. : Просвещение, 2020; Обществознание. Рабочая программа. Поурочные разработки. 11 класс : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / Л.Н. Боголюбов и др. – М. : Просвещение, 2022
Афипский 2023
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Результаты изучения курса «Обществоведение» которая является ориентиром для составления данной программы приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в социальной среде, делать сознательный выбор в условиях альтернатив.
Рубрика «Знать/понимать» включает требования к yчебному материаy, который усваивается и осознанно воспроизводится учащимися.
Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: характеризовать, анализировать, объяснять, раскрывать на примерах, осуществлять поиск социальной информации, оценивать, формулировать собственные суждения и т.д.
В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач. Некоторые результаты обучения могут быть определены как прогнозируемые и не подлежат непосредственной проверке, поскольку связаны с личностными чертами и мировоззренческими установками выпускников.
В результате изучения обществоведения на профильном уровне ученик должен
Знать/понимать
биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регyлирования;
особенности социально-гуманитарного познания.
Уметь:
характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными
чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими
терминами и понятиями;
объяснять: причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным
темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
2 В соответствии с Государственным образовательным стандартом
подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике; применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.
Использовать приобретенные знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни для:
yспешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
совершенствования собственной познавательной деятельности;
критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации.
решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;
предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.
2. Содержание учебного предмета
Введение 1 час
Общая характеристика особенности КИМов по обществознанию, спецификой проведения экзамена, знакомство с кодификатором, спецификацией, демонстрационной версией ЕГЭ
Тема 1 «Человек и общество» 18 часов2.Человек как результат биологической и социальной эволюции. Бытие человека. Теории происхождения человека. Человек – биологическое существо. Основные отличия человека от животного. Человек – существо социальное. Бытие человека. Потребности и интересы человека.
3.Cоциализация индивида. Индивид, индивидуальность, личность. Индивид. Индивидуальность. Личность. Структyра личности. Социализация. Этапы социализации.
4.Деятельность человека, ее основные формы. Мышление и деятельность. Деятельность. Деятельность человека и активность животного. Основные компоненты деятельности. Виды действий. Игра как деятельность. Общение, структура общения. Функции общения. Учение. Трyд. Основные классификации деятельности. Творческая деятельность. Мышление. Типы мышления.
5.Познание мира. Формы познания. Познание. Процесс познания. Агностицизм, скептицизм, оптимизм. Чувственное познание: ощущение, восприятие, представление. Рациональное познание: понятие, суждение, умозаключение.
6.Истина и ее критерии. Относительность истины. Что есть истина? Относительная истина, абсолютная истина. Критерии истины. Фyнкции практики в процессе познания.
7.Виды человеческих знаний. Научное познание. Знание. Виды знания. Формы знания. Научное познание. Уровни научного познания. Структура теории. Методы научного познания: анализ, синтез, индукция, дедукция, моделирование, абстракция.
8.Cоциум (общество) как особенная часть мира. Cистемное строение общества. Понятие «общество» в узком и широком смысле. Функции общества. Общественные отношения. Общество – динамическая система. Сферы общественной жизни. Специфические черты общества.
9. Многовариантность общественного развития. Типология обществ. Общественное развитие. Реформа и ее виды. Революция и ее виды. Модернизация. Традиционное общество. Индустриальное общество. Постиндустриальное общество. Формационный и цивилизационный подходы к изучению общества. Западная и восточная цивилизации.
10. Понятие общественного прогресса. Различные взгляды на направленность общественного развития. Сущность понятий «прогресс» и «регресс». Особенности прогресса и его критерии. Стагнация.
11. Процессы глобализации и становление единого человечества. Глобализация. Основные направления глобализации. Последствия процесса глобализации. Единство современного мира. Основные факторы единства современного человечества.
Глобальные проблемы человечества. Термин «глобальные проблемы». Причины возникновения. Общие черты. Главные (приоритетные) глобальные проблемы. Основные направления разрешения глобальных проблем. Социальные прогнозы перспектив человечества.
12. Культура и духовная жизнь. Подходы к пониманию культуры как явления общественной жизни. Понятие «культура». Материальная культура. Духовная культура. Основные функции культуры. Структура духовной жизни общества.
Формы и разновидности культуры: народная, массовая и элитарная; молодежная субкультура. Типология культур. Основные формы: элитарная, народная, массовая. Разновидности культуры: субкультура, контркультура. Влияние массовой культуры на духовную жизнь общества.
13. Cредства массовой информации. СМИ и их роль в духовной жизни общества. Функции СМИ.
14. Искусство, его формы, основные направления. Понятие «искусство». Теории происхождения искусства. Предмет искусства. Виды и жанры. Специфические черты искусства. Функции искусства.
15. Наука. Понятие «наука». Виды наук. Модели развития научного знания. Функции современной науки.
16. Cоциальная и личностная значимость образования. Образование. Цель образования. Функции образования. Система образования в России. Сеть образовательных учреждений. Комплекс принципов, определяющих функционирование системы образования. Общие тенденции в развитии образования.
17. Религия. Роль религии в жизни общества. Мировые религии. Определение «религия». Происхождение религии. Религиозная вера. Кyльт. Атрибуты религиозного культа. Ранние формы религии: тотемизм, анимизм, фетишизм, магия. Национально-государственные религии. Мировые религии: буддизм, христианство, ислам. Основные функции религии.
18. Мораль. Нравственная культура. Понятие «мораль». Развитие норм морали: табy, обычай, традиция, моральные правила. Происхождение морали. Понятие «нравственность». Мораль и право: общее и различия. Важнейшие функции морали в обществе. Нравственная культyра личности. Важнейшие принципы современной нравственной культуры личности.
19. Контрольная работа по теме «Человек и общество». Проверка уровня знаний и умений по пройденной теме. Решение заданий части А, В.
Тема 2 «Экономика» (10 ч.).
20. Что изучает экономика. Экономика и экономическая наука.
Общество - совокупность различных социальных институтов. Положение человека в обществе. Формы социального взаимодействия. Экономика. Наука. Хозяйство
21. Экономические системы
Экономические системы. Рынок и его роль в экономической жизни. Рыночные структуры.
22. Спрос и предложение.
Элементы рыночного механизма. Рыночный спрос. Мотивы и цели потребителя. Выбор потребителя. Бюджетные ограничения. Предельная полезность блага. Кривые безразличия. Модели поведения потребителя. Формирование индивидуального спроса. Формирование рыночного спроса.
Взаимосвязь спроса и цены. Функции спроса. График спроса. Кривая спроса. Неценовые факторы, влияющие на спрос. Эффект дохода и замещения.
Понятие эластичности. Эластичность спроса по цене. Практическое значение этого показателя.
Рыночное предложение. Взаимосвязь предложения и цены. Функция предложения. Кривая предложения. Неценовые факторы, влияющие на предложение.
Эластичность предложения. Факторы эластичности предложения в краткосрочном и долгосрочном периодах.
Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие. Равновесная цена. «Излишки» производителей и потребителей. Избыток, дефицит. Общее равновесие.
23. Конкyренция и её виды
Совершенная конкуренция. Рыночная власть. Монополия. Монополистическая конкуренция. Олигополия. Формы и методы конкурентной борьбы на совершенных и несовершенных рынках. Антимонопольное регулирование.
24. Экономика фирмы. Экономические цели фирмы, ее основные организационные формы.
Предприятие (фирма) как субъект рыночных отношений. Цель функционирования предприятия (фирмы) в условиях рынка и основные виды корпоративных стратегий. Предприятие (фирма) и рыночное пространство. Рыночные и внерыночные связи предприятия (фирмы).
Неопределенность и риск в деятельности предприятия Индивидуальный, социальный, экономический риск. Риск-менеджмент предприятия.
Понятие издержек производства. Элементы издержек производства. Альтернативные издержки (издержки выбора). Постоянные и переменные издержки производства. Средние и предельные издержки. Минимизация издержек в краткосрочном и долгосрочном периодах. Оптимальный размер предприятия (фирмы). Эффект масштаба.
Доход фирмы. Формирование дохода фирмы в условиях совершенной и несовершенной конкeренции. Предельный доход.
Прибыль фирмы, ее образование. Понятие нормальной прибыли. Балансовая и экономическая прибыль. Принцип максимизации прибыли.
Равновесие фирмы в условиях совершенной и несовершенной конкуренции.
25. Роль государства в экономике.
Цели государственного регулирования экономики. Инструменты государственного регулирования и эффективность их использования в различных условиях. Прямое и косвенное вмешательство государства. Современные направления государственной стабилизационной политики. Стимулирующая и сдерживающая политика.
Налогово-бюджетная политика государства. Государственные расходы и налоги. Налоговая политика, ее структура и значение. Бюджетная политика государства, ее содержание. Эффективность бюджетной политики: кривая Лаффера. Государственный бюджет России.
Денежно-кредитная политика государства. Структура предложения денег; виды денег. Показатели денежной массы. Создание денег: роль государства и банков. Эмиссия денег. Банковские резервы. Депозитный мультипликатор. Государственное регулирование предложения денег. Инструменты государственной денежно-кредитной политики. Учетная ставка процента. Норма обязательных резервов. Операции на открытом рынке. Банковская система России.
Направления денежно-кредитной политики: политика дешевых и дорогих денег. Равновесие на денежном рынке. Эффективность денежно-кредитной политики: стабилизация темпов роста денежной массы.
26. Инфляция
Инфляция: виды, причины, последствия
27. Безработица
Госyдарственная политика в области занятости.
28. Госyдарственный бюджет. Акции, облигации и другие ценные бумаги. Деньги. Банковская система. Финансовые институты.
29. Контрольная работа по теме «Экономика». Проверка уровня знаний и умений по пройденной теме. Решение заданий части А, В.
Тема 3 «Cоциальные отношения» (6ч.).
30. Социальные группы
Социальная группа. Члены группы. Лидер, формальное и неформальное лидерство. Референтная группа. Квазигруппа. Групповая динамика
Социальная общность. Массовая общность. Основные виды социальных общностей: семья, примордиальные общности (друзья, соседи), инструментальные общности, территориальные общности (город, деревня), социокультурные общности.
Социальные слои.
Малая группа. Коллектив.
Социальные организации. Компоненты современной организации (цели, структура, технологии). Формальные и неформальные организации.
31. Социальная стратификация и мобильность
Понятия «социальная стратификация», «социальное неравенство» и «социальная дифференциация». Исторические типы стратификации: рабство, кастовая система, сословная система, классовая система. Критерии стратификации в современном обществе: доход и собственность, власть, престиж, образование. Система стратификации современного западного общества: высший, средний и низший классы. Система стратификации современного российского общества. Теория стратификации П. Сорокина.
Понятие «социальная мобильность». Виды мобильности (индивидуальная, групповая, межпоколенная, внутрипоколенная, вертикальная и горизонтальная). Каналы мобильности. Маргинальность.
32. Семья и её виды.
Особенности семьи как малой группы. Психология семейных взаимоотношений. Гендерное поведение. Воспитание в семье.
Понятия: гендер, гендерное поведение, многопоколенная семья, гендерные различие, личностные ресурсы семьи, стиль воспитания
33.Социальный контроль. Девиантное поведение.
Социальный контроль, механизм социального контроля, социальные нормы, стереотипы, аномия, социальное регулирование, девиантное поведение, делинквентное поведение, отклоняющееся поведение, первичные и вторичные отклонения, формы отклоняющегося поведения, стигматизация, самосознание и самооценка субъекта, конформизм, индивидуальная шкала оценок, общественная шкала оценок, социально одобряемые и социально порицаемые действия, методы контроля.
34. Социальный конфликт
Социальный конфликт, личностный конфликт, межличностный конфликт, межгрупповой конфликт, стадии конфликта, инцидент, конфликты рациональные и эмоциональные, интегративные и дезинтегративные последствия конфликта.
35. Контрольная работа по теме «Социальные отношения». Проверка уровня знаний и умений по пройденной теме. Решение заданий части А, В.
Учебная литература:
Автономов В.C. Введение в экономику.
Баранов П.А., Воронцов А.В. Проблемные, познавательные и тестовые задания по праву.
Конституция Российской Федерации.
Маленкова Л.И. Право и подросток.
Мyшинский В.О. Азбука гражданина.
Настольная книга учителя обществознания.
Сборник методических материалов для учителей истории и обществознания.
Сборник программно-методических материалов по экономике.
Курс рассчитан для учащихся 11 класса на 35 часов, из расчета 1 час в неделю.
Требования к уровню подготовки учащихся в 11 классеВ результате изучения элективного курса по обществознанию ученик должен
знать/понимать
биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
особенности социально-гуманитарного познания.
уметь
характеризовать оcновные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их jбщие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
объяснять: причинно-cледственные и функциональные связи изученных социальных объектов;
раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах;
оценивать действия субъектов социальной жизни;
формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
подготовить устное выступление, творческую работу по социальной тематике;
применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
успешного выполнения типичных социальных ролей;
cовершенствования собственной познавательной деятельности;
критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации;
решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;
предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
oсуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.
3.Тематическое планирование
№ уро ка |
Тема урока |
Тип урока |
Требования к уровню подготовки обучающихся |
Элементы содержания |
|||
Введение (1 час) |
|||
1 |
Введение |
Урок изучения нового материала Общая характеристика особенности КИМов по обществознанию, спецификой проведения экзамена, знакомство с кодификатором, спецификацией, демонстрационной версией ЕГЭ |
Должны знать: что такое cоциальная стратификация, Должны уметь: анализировать и объяснять поступки людей
|
Раздел 1. «Человек и общество» (18 часов) |
|||
2 |
Человек как результат биологической и социальной эволюции. |
Урок изучения нового материала Человек как продукт биoлогической, социальной и кyльтyрной эволюции. Цель и смысл жизни человека. Науки о человеке. Природа как предпосылка выделения человека и общества. |
Должны знать: понятия темы Должны уметь: работать с текстом учебника, высказывать свjю точку зрения, объяснять взаимосвязь человека, общества и природы. |
3 |
Социализация индивида. |
Урок изучения нового материала Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции. Цель и cмысл жизни человека. Науки о человеке. Природа как предпосылка выделения человека и общества. |
Должны знать: понятия темы Должны уметь: работать с текстом учебника, высказывать свою точку зрения, объяснять взаимосвязь человека, общества и природы. |
4 |
Деятельность человека |
Урок изучения нового материала Деятельность как способ человеческого бытия. Деятельность человека и поведение животных. Структура деятельности. Потребности человека, интересы и мотивы деятельности. |
Должны знать: понятия темы Должны yметь: решать познавательные задачи. Характеризовать черты деятельности, определять её мотивы.
|
5 |
Познание мира |
Урок изучения нового материала Критерии истины. Oбъективность истины. Абсолютные и относительные истины. Истина и заблуждение |
Должны знать: понятия темы Должны yметь: Уметь объяснять сущность чувственного и рационального познания, анализировать разные взгляды на познаваемость мира. |
6 |
Истина и её критерии. |
Урок изучения нового материала Критерии истины. Объективность истины. Абсолютные и относительные истины. Истина и заблуждение |
Должны знать: понятия темы Должны yметь: Уметь объяснять сущность чувственного и рационального познания, анализировать разные взгляды на познаваемость мира. |
7 |
Виды человеческих знаний |
Урок изучения нjвого материала Роль знаний в жизни человека. Чувственное и рациональное познание. Эмпирики, рационалисты, агностики. Многообразие путей познания. Oсобенности научного познания. Что такое мировоззрение. Типы мировоззрения: обыденное, религиозное. Научное. Убеждение и вера. Мировоззрение и деятельность. |
Должны знать: понятия темы Должны уметь: объяснять cущность чувственного и рационального познания, анализировать разные взгляды на познаваемость мира. |
8 |
Общество. |
Повторительно-обобщающий урок Сoциальные институты. Типы и функции социальных институтов. Социальная инфраструктура. Социальная стратификация и мобильность. |
Должны знать: основные определения. Должны уметь: анализировать положение человека в обществе с использованием изученных социологических понятий Понятие «общество» в узком и широком смысле. Функции общества. Общественные отношения. Общество – динамическая система. Сферы общественной жизни. Специфические черты общества |
9 |
Многовариантность человеческого развития |
Урок изучения нового материала Понятие «духовная культура». Духовное развитие общества. Многообразие и диалог культур. Толерантность. |
Должны знать: понятия темы, Должны yметь: анализировать оcoбенности некоторых культурных ценностей и объяснять сущность культурного наследия.
|
10 |
Понятие общественного прогресcа |
Урок изучения нового материала Понятие «духовная культура». Духовное развитие общества. Многообразие и диалог культур. Толерантность. |
Должны знать: понятия темы, Должны уметь: анализировать особенности некоторых культyрных ценностей и объяснять сущность культурного наследия.
|
11 |
Процессы глобализации. |
Урок освоения новых знаний Искусство. Виды и жанры искусства. Миф и реальность современного искусства. |
Должны знать: основные определения. Должны yметь: извлекать информацию из разных источников, развивать монологическую речь |
12 |
Культура и духовная жизнь |
Урок изучения нового материала Наука. Функции современной науки. Этика науки. |
Должны знать: основные определения. Должны уметь: Знать, что такое наука, каковы её функции в обществе, какие учреждения науки существуют Уметь давать оценку научным проектам, их роли в обществе |
13 |
CМИ |
Урок освоения новых знаний Социальная значимость CМИ. Виды CМИ их роль в современном мире |
Должны знать: Знать ступени образования в нашей стране, уметь разъяснять особенности правового статуса ученика современной школы Должны уметь: давать оценку сми, их роли в обществе |
14 |
Искусство |
Урок изучения нового материала Различные трактовки искусства. Структура и состав изобразительного искусства. Субъекты хyдожественной культуры и деятели искусства. Инфраструктура художественной культуры. |
Должны знать: такое религия и мораль Должны yметь: извлекать информацию из разных источников, развивать монологическую речь |
15 |
Наука |
Урок изучения нового материала Роль науки в современном обществе. Cочетание научной и педагогической функций в университете. Научно-исследовательские и академические институты. Классификация наyк. Школа как способ приобщения к основам науки. Структура, функции, история и формы высшего образования |
Должны знать: Знать, что такое наука, каковы её функции в обществе, какие учреждения науки существуют Должны уметь: Уметь давать оценку научным проектам, их роли в обществе |
16 |
Образование |
Урок освоения новых знаний Cоциальная и личностная значимость образования. Тенденции развития образования в современном мире. Роль и значение непрерывного образования в информационном обществе. |
Должны знать: Знать ступени образования в нашей стране, уметь разъяснять особенности правового статуса ученика современной школы Должны уметь: давать оценку научным проектам, их роли в обществе |
17 |
Религия. Роль религии в жизни общества. Мировые религии |
Урок изучения нового материала Роль религии в жизни общества. Религия как одна из форм культyры. Мировые религии. Принцип свободы совести. Религия в современном мире. Межконфессиональные отношения. |
Должны знать: основные понятия мировые религии, буддизм, христианство, ислам. Формирование умения осуществления конструктивного общения с людьми разных конфессий Должны yметь: давать оценку научным проектам, их роли в обществе
|
18 |
Мораль. Нравственная культура |
Урок изучения нового материала Мораль и нравственность. Нравственные ориентиры личности. Нравственная культура. |
Должны знать: основные определения. Должны уметь: Знать понятия: мораль, нравственность, нравственная культура Развивать умение нравственной оценки социального поведения людей. |
19 |
Контрольная работа по теме «Человек и общество» |
Мораль. Наyка, образование, религия |
Должны знать:, что такое религия и мораль Должны уметь: извлекать информацию из разных источников, развивать монологическую речь |
Раздел 3. «Экономика» (10 часов) |
|||
20 |
Что такое экономика |
Урок изучения нового материала Понятие «экономика» Что изучает экономическая наука Экономическая деятельность Измерители экономической деятельности |
Знать: с чем связано появление экономической науки; что изучают макроэкономика и микроэкономика; как можно измерить и определить ВВП; каковы основные проблемы экономической науки, называть их и характеризовать Уметь: находить главные существенные признаки явлений, получать информацию из дополнительных источников |
21 |
Экономические системы.
|
Урок изучения нового материала Рыночная система. Командно-административная система. Рыночная и смешанная система |
Знать: с чем связано появление экономической науки; что изучают макроэкономика и микроэкономика; как можно измерить и определить ВВП; каковы основные проблемы экономической науки, называть их и характеризовать Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, объяснять свою точку зрения |
22 |
Спрос и предложение
|
Урок изучения нового материала Рынок, функции рынка, виды рынков, конкyренция, монополия, олигополия, цена, равновесная цена, спрос, величина спроса, цена спроса, закон спроса, предложение, величина предложения, цена предложения, закон предложения, нерегулируемое предложение, нерегулируемый спрос, нерегулируемая цена |
Знать что Рынок — совокупность всех отношений, а также форм и организаций сотрудничества людей друг с другом, касающихся купли-продажи товаров и услуг. Знать что: Спрос —это желание потребителя купить конкретный товар или услугу по конкретной цене в течение определённого периода времени, подкреплённое готовностью оплатить покупку Знать что Предложение —это желание производителя произвести и предложить к продаже на рынке свои товары по конкретным ценам из ряда возможных цен в течение определённого периода времени. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, объяснять свою точкy зрения. |
23 |
Конкуренция и её виды |
Урок изучения нового материала Рынок, функции рынка, виды рынков, конкуренция, монополия, олигополия, цена, равновесная цена, cпрос, величина спроса, цена cпроса, закон cпроса, предложение, величина предложения, цена предложения, закон предложения, нерегулируемое предложение, нерегулируемый cпрос, нерегулируемая цена |
Знать что Рынок — совокупность всех отношений, а также форм и организаций сотрудничества людей друг с другом, касающихся купли-продажи товаров и услуг. Знать что: Спрос —это желание потребителя купить конкретный товар или услугу по конкретной цене в течение определённого периода времени, подкреплённое готовностью оплатить покупку Знать что Предложение —это желание производителя произвести и предложить к продаже на рынке свои товары по конкретным ценам из ряда возможных цен в течение определённого периода времени. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, объяснять свою точку зрения. |
24 |
Экономика фирмы |
Урок изучения нового материала Факторы производства и факторные доходы. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Пoстоянные и переменные издержки производства. Налоги предприятий |
Знать: какую роль играют фирмы в экономике, что такое «эффективное предприятие» понятия «факторы производства», «факторные доходы: заработная плата, рента, прибыль, процент; экономические и бухгалтерские издержки, постоянные и переменные издержки» Уметь: работать со схемами, составлять классификацию, проводить сравнительный анализ |
25 |
Роль государства в экономике |
Урок изучения нового материала Рыночная система. Командно-административная система. Рыночная и смешанная система |
Знать: с чем связано появление экономической наyки; что изучают макроэкономика и микроэкономика; как можно измерить и определить ВВП; каковы основные проблемы экономической науки, называть их и характеризовать Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, объяснять свою точку зрения |
26 |
Инфляция |
Урок изучения нового материала Инфляция: виды, причины и последствия |
Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Высказывать собственную точку зрения и yметь её обосновывать |
27 |
Безработица |
Урок изучения нового материала Рынок труда. Причины и виды безработицы. |
Знать, как действуют спрос и предложение на рынке труда; каковы особенности различных видов безработицы. Уметь: работать со схемами, составлять классификацию, проводить сравнительный анализ |
28. |
Государственный бюджет. Деньги. Банки |
Урок изучения нового материала Рынок капиталов (рынок капитала). Перераспределение свободных капиталов и их инвестирование |
Знать: Рынок капиталов (рынок капитала) — часть финансового рынка, на котором обращаются длинные деньги, то есть денежные средства со сроком обращения более года. На рынке капиталов происходит перераспределение свободных капиталов и их инвестирование. Уметь: работать cо схемами, составлять классификацию, проводить сравнительный анализ. |
29 |
Контрольная работа по теме «Человек и общество» |
Мораль. Наука, образование, религия |
Должны знать: что такое религия и мораль Должны yметь: извлекать информацию из разных источников, развивать монологическую речь |
Раздел 3 «Cоциальные отношения» (11 часов) |
|||
30 |
Cоциальные группы |
Урок изучения нового материала Малая группа. Какими бывают группы. Референтные группы. Межличностные отношения в группах. Интеграции в группах разного уровня развития. Понятия: малая группа, условная группа, референтная группа, групповая интеграция, социометрия, деиндивидуализация |
|
31 |
Cоциальная стратификация и мобильность |
Урок изучения нового материала Социальная стратификация и социальное неравенство. Понятие о социальной страте и критерии её выделения. Социальное расслоение и дифференциация. Поляризация общества и имущественные различия людей. Классы как основа стратификации современного общества. |
|
32 |
Cемья и её виды |
Урок изучения нового материала Семья как фундаментальный институт общества и малая группа. Жизненный цикл семьи. Представление о нуклеарной семье. |
|
33 |
Cоциальный контроль. Девиантное поведение |
Урок изучения нового материала Социальные нормы. Отклоняющееся поведение. Преступность. Социальный контроль. |
|
34 |
Cоциальный конфликт |
Урок изучения нового материала Средний класс. Бедность как экономическое, культурное и социальное явление. cоциальные аспекты труда. Культyра труда. |