Проектно-исследовательская работа «Продукты проектной деятельности при изучении математики»
Продукты проектной деятельности при изучении математики
1.Проектная деятельность - это деятельность направленная на получение конкретного позитивного результата – продукта, который создается участником в ходе решения поставленной проблемы.
Выбор формы продукта проектной деятельности — важная организационная задача. От ее решения в значительной степени зависит, насколько выполнение проекта будет увлекательным, защита проекта — презентабельной и убедительной, а предложенные решения — полезными для решения выбранной проблемы.
2. Как правило, основная часть в проектах по математике сложна и неинтересна. Чтобы заинтересовать ребенка в выполнении проекта результаты выполненных проектов должны быть, что называется «осязаемыми»: если это теоретическая проблема, то конкретно ее практическое решение, если практическая – конкретный результат.
Чаще всего выбор продукта – непростая творческая задача, от решения которой во многом зависит мотивация ученика к дальнейшей работе.
3.Условие реализации конечного продукта ориентировано на интерес, на творческую самореализацию, развитие возможностей, волевых качеств и творческих способностей.
Ограничением реализации конечного продукта является опыт самого ребенка, а так же сложная сопоставимость математических терминов и понятий с реальной жизнью.
4.Важным условием для получения конечного продукта является объяснение ученику, что такое конечный продукт и зачем он нужен.
Проектный продукт – это то, что ты должен создать в результате своей работы над проектом.
Проектный продукт должен представлять интерес не только для тебя. Он должен быть полезен другим людям, если они столкнуться с той проблемой, решению которой посвящен твой проект.
МОЖНО ПРИВЕСТИ ПРИМЕРЫ ПРОЕКТНОГО ПРОДУКТА
Web-сайт
Электронная газета
Электронный журнал
Видеофильм
Видеоклип
Мультимедийный продукт
Виртуальная экскурсия
Календарь
Буклет
Модели
Расчетные таблицы
Шпаргалка
Папка-передвижка
Пособие для уроков и др.
Далее нужно определить умения и увлечения ученика, для этого можно задать ряд вопросов:
Чем ты увлекаешься?(моделирование ,фотография, программирование и т.д)
Посещаешь ли ты художественную или музыкальную школу?
Какими программами на компьютере ты владеешь?( может ли создать брошюру, буклет, презентацию, видеоклип и т.д.)
Можешь ли ты что-то мастерить, клеить, шить?
Умеешь (или хотел бы попробовать) сочинять стихи, сказки, песни и т.д?
Определяем форму продукта в соответствии с темой, целью и проблемой проекта.
Так например, продуктом проектной деятельности учащихся может быть конспект, памятка по методам решения задач или сборник ключевых задач по изучаемой теме («Текстовые задачи», «Квадратные уравнения», «Системы линейных уравнений» и др)
Проект может быть связан с применением математического аппарата в повседневной жизни. Например, расчет минимального количество необходимых продуктов и их стоимости, расчет погашения банковского кредита, оформленные в виде буклета или календаря («Проценты в нашей жизни»…..)
Созданием Web-сайта может завершиться проект «Числа правят миром». На данном сайте размещаются материалы о многообразии и разнообразии чисел. Рассматривается влияние чисел на судьбу человека и др.
Проектная работа на тему «Паркеты», может закончиться выставкой картин, составленных из правильных и неправильных многоугольников.
Продуктом проекта «Великие математики» может быть журнал, рассказывающий о малоизвестных фактах жизни выдающихся людей.
Продуктами проектной деятельности по теме «Магия чисел», «Искусство отгадывать числа», «Лист Мебиуса», могут стать не только презентация, видеоролик, но и постановка фокусов.
5. Какова роль учителя?
Проектная деятельность требует от учителя не столько объяснения “знания”, сколько создания условий для расширения познавательных интересов детей, и на этой базе – возможностей их самообразования в процессе практического применения знаний.
“ Именно поэтому учитель – руководитель проекта должен обладать высоким уровнем общей культуры, комплексом творческих способностей. И прежде всего – развитой фантазией. Без которой он не сможет быть генератором развития интересов ребенка и его творческого потенциала. Авторитет учителя базируется на способности быть инициатором интересных начинаний. В определенном смысле учитель перестает быть “предметником”, а становится педагогом широкого профиля.
Учителю предстоит прожить ряд ролей в ходе руководства проектом:
энтузиаст (повышает мотивацию учащихся, поддерживая, поощряя и направляя их в сторону достижения цели);
специалист (обладает знаниями и умениями в нескольких – не во всех! – областях);
консультант (организатор доступа к ресурсам, в т.ч. к другим специалистам);
руководитель (особенно в вопросах планирования времени);
“человек, который задает вопросы” (по Дж. Питу – тот, кто организует обсуждение способов преодоления возникающих трудностей путем косвенных , наводящих вопросов; тот, кто обнаруживает ошибки и вообще поддерживает обратную связь);
координатор всего процесса;
эксперт (дает четкий анализ результатов выполненного проекта).
Наиболее сложным является вопрос о степени самостоятельности учащихся, работающих над проектом. Какие из задач должен решать учитель, какие – сами учащиеся, а какие разрешимы в их сотрудничестве?
Готового ответа на эти вопросы нет и никогда не будет. Очевидно, что степень самостоятельности учащихся зависит от множества факторов: от возрастных и индивидуальных особенностей детей, от их предыдущего опыта проектной деятельности, от сложности темы проекта, от характера отношений участников проекта и др. Но на старте освоения учащимися проектной деятельности естественной будет более активная помощь со стороны учителя. По мере закрепления у ребят навыков проектирования, навыков самостоятельной работы, работы в команде педагог должен постепенно снижать степень поддержки, с тем чтобы обучающиеся были готовы и хотели абсолютно самостоятельно разрабатывать и реализовать свои проекты. И конечно же виды и продукты проектной деятельности должны быть адекватны возрасту.