Проект «Азбука здоровья»
Авторы проекта:
Ушакова Екатерина Владимировна, воспитатель1КК
Безносюк Татьяна Александровна, воспитатель 1КК
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Росинка» Республика Хакасия город Черногорск
Информационно – практико – ориентированный (межгрупповой, долгосрочный) проект.
Данный проект был разработан для сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста, формирование у родителей, педагогов, детей ответственных взглядов и убеждений в деле сохранения собственного здоровья.
Участники проекта: дети 2-х старших и 2-х подготовительных групп, дети групп кратковременного пребывания, 1 класс школы №19, дети микрорайона неохваченные дошкольным образованием.
Проблемы решению, которых будет способствовать проект:
- недостаточный уровень знаний у детей о здоровом образе жизни;
- недостаточный уровень знаний у взрослых о воспитании культуры здорового образа жизни у детей;
- формирование активной жизненной позиции родителей по внедрению здорового образа жизни в ДОУ и семью;
-недостаточное оснащение ДОУ современным спортивным оборудованием.
Сфера использования:
В образовательном процессе любого дошкольного учреждения
независимо от его вида и специализации.
Круг пользователей:
Педагоги ДОУ, города, Республики Хакасия, Российской Федерации.
Цель проекта:
Сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, формирование у родителей, педагогов, детей ответственных
взглядов и убеждений в деле сохранения собственного здоровья.
Основные задачи проекта:
1. Разработать оздоровительно-воспитательную систему, интеграции образовательной области «Физическое развитие» с другими образовательными областями;
2. Внедрить оздоровительно-воспитательную систему, направленную на
осуществление комплексного подхода в воспитании здоровой и
гармонично развитой личности;
3. Создать условия для психофизического благополучия детей в ДОУ,
и семье;
4. Формировать у детей и родителей привычки думать и заботится о своём
здоровье;
5. Использовать здоровьесберегающие технологии при коррекции
нарушений в физическом и психическом развитии детей;
6. Создать условия для самореализации ребёнка в образовательном
процессе;
7. Предоставить возможностей для развития личности ребёнка,
его нравственных чувств и привычек.
Ожидаемые результаты:
1. Сформированные навыки здорового образа жизни.
2. Правильное физическое развитие детского организма, повышение его
сопротивляемости инфекциям.
Улучшение соматических показателей здоровья и физической подготовленности.
Сформированная гигиеническая культура, наличие потребности в здоровом образе жизни и возможности его обеспечения.
Сформированная активная родительская позиция.
Повышение компетентности родителей в вопросах физического
развития и здоровья.
Активное участие родителей в жизнедеятельности ДОУ.
Оснащение ДОУ современным спортивным оборудованием.
Обоснование актуальности проекта
Актуальной проблемой является сохранение и укрепление здоровья детей.
И это не случайно! Здоровый ребёнок – будущее нашей страны, чтобы быть здоровым нужно постоянно помнить о том, что идеально здоровых детей немного. Не следует также забывать, что дошкольный возраст – самое благоприятное время для выработки правильных привычек. Проблема оздоровления детей – не кампания одного дня и одного человека, а целенаправленная, систематически спланированная работа всего
коллектива на длительный период.
Медицинская статистика отмечает, что едва ли не 100% детей
раннего и дошкольного возраста страдают нарушением осанки и плоскостопием. В связи с этим в последние годы большое внимание стало уделяться развитию физкультурно – оздоровительной работы,
позволяющей добиваться хороших результатов по сохранению и
укреплению здоровья детей, воспитанию спортивного менталитета.
Исходя из материально – технической оснащённости нашего ДОУ и физического здоровья детей была выбрана система работы и разработан проект по внедрению здорового образа жизни у детей и родителей.
Проект «Здоровым быть - здорово!» – это система оздоровительных занятий и мероприятий, направленных на оздоровление и укрепление организма детей, профилактику нарушений осанки и плоскостопия, воспитание у детей потребности в осознанном отношении к своему здоровью.
Новизна проекта
Привлечение детей из групп кратковременного пребывания и микрорайона неохваченных дошкольным образованием, к различным мероприятиям по ЗОЖ.
Преемственность ДОУ «Росинка» и МБОУ СОШ №19 по формированию у детей знаний по ЗОЖ.
Этапы проекта
I этап. Целеполагание
Сохранить жизнь и здоровье детей – значит сохранить будущее нации.
Эта проблема стоит сегодня как никогда остро. Приобщать детей к
ЗОЖ необходимо как можно раньше. И главенствующую роль в этом
играет семья. Для этого необходимо обобщить и систематизировать
опыт работы ДОУ и других образовательных учреждений по данной
теме. Организовать работу в сотрудничестве с детьми, родителями,
узкими специалистами и общественными организациями.
II этап. Разработка проекта
1. Подобрали и изучили специальную методическую, научно-популярную и художественную литературу по ЗОЖ, иллюстративный материал, видеоролики по данной теме.
2. Сделали анализ семейного воспитания по данному вопросу (индивидуальные беседы и анкетирование родителей).
3. Уточнили представление детей о ЗОЖ, т.е. их личный опыт, на который можно опереться.
4. Составили перспективные планы мероприятий по всем возрастным группам.
5. Подобрали и разработали дидактический материал.
III этап. Выполнение проекта
Физкультурные занятия
Утренняя
гимнастика
Корригирующая гимнастика
Оздоровительный бег, ходьба
Весь процесс по формированию ЗОЖ рассчитан на совместную работу детского сада и семьи и их взаимодействия. Поэтому работа с семьёй является одним из приоритетных направлений деятельности учреждения.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН
по работе с родителями
Время проведения | Тема | Форма проведения |
Сентябрь | Основные направления работы ДОУ | День открытых дверей. Анкетирование «Физкультура в вашей семье», идивидуальные беседы, утверждение плана работы клуба «Здоровая семья» |
Октябрь | Заседание клуба «Пути активизации двигательной активности детей с учётом индивидуальных особенностей состояния их здоровья» | Круглый стол с участием узких специалистов |
Ноябрь | «Правильное питание-залог здоровья» «Малые Олимпийские игры» | Семинар-практикум по приготовлению блюд. Физкультурный досуг с участием родителей |
Декабрь | Заседание клуба «Игра как фактор двигательного развития детей и улучшения положительного эмоционального настроения» | Ток-шоу |
Январь | «К здоровью – без лекарств» «Здоровье-это сила!» | Идивидуальные консультации с участием врача. Развлечение |
Февраль | Заседание клуба «Обеспечение безопасности жизнедеятельности детей – одна из основных задач ДОУ и семьи» | Семинар с участием ответственных по вопросам безопасности. |
Март | «Профилактика и оздоровление» «Самые, самые, самые…» | Тематическая выставка Спортивный праздник для дошкольников, учеников 1кл. и детей микрорайона. |
Апрель | Заседание клуба «Час семейных увлечений» | Распространение опытов семейного воспитания. |
Май | «Закаливание детского организма» «Мама, папа, я – спортивная семья!» | Презентация с использованием мультимедиа и обсуждения проблемы Спортивный праздник |
IV этап. Презентация проекта
1.Проведение праздника «Мама, папа, я - спортивная семья», с приглашением родителей, детей групп кратковременного пребывания и
детей микрорайона.
2.Выпуск семейных газет «В дружбе со спортом».
Используемая литература
В. Г. Алямовская, Как воспитать здорового ребенка/ В.Г.Алямовская. - М.: 1993. - 122с.
В.И. Ковалько. Азбука физкультминуток для дошкольников. – М.: Просвещение, 2006. – 176 с.
В.И.Логинова, Т.И. Бабаева «Комплексная программа развития и воспитания детей в детском саду».
Е. Е. Соколова «В гостях у Рыжика» развитие мелкой моторики руки. Золотая серия развития и обучения ребёнка от 3 лет.
Журнал «Дошкольное воспитание» №4 2008.
Журнал «Дошкольное воспитание» №9 2005.
М. Д. Маханева, «Воспитание здорового ребенка». – журнал «Дошкольное воспитание». - 2002. - №6. - с.46-49
Н.Е. Веракса, А. Н. Веракса. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольного учреждений. - М.: Мозаика-Синтез, 2008.-112 с.
О.В.Узорова, Е.А. Нефёдова «Пальчиковая гимнастика».
Свирская Л., «Работа с семьей: необязательные инструкции»: - М.: Линка- Пресс, 2007. - 108 с. Моргунова О. Н. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ, Воронеж 2007