Проект «Березка русская моя»

2
0
Материал опубликован 8 October 2020

Проект «Березка русская моя»


Русь моя, люблю твои березы,

С первых лет я с ними жил и рос

Потому и набегают слезы

На глаза, отвыкшие от слез!

Н. Рубцов.


Актуальность

Россия! Край серебряных родников и белых берез. Через века сохранил

русский народ хрустальную душу свою! Откуда все, что есть лучшее в нас?

Может от веры православной, которая осветила и укрепила в нас любовь к

Отечеству? Может от неба лазурного, от полей бескрайных, от снежной

вьюги, от белоствольных берез?

Известно из древних летописей, что во времена, когда славяне верили в лесных, водяных и небесных духов, была у них главная богиня по имени

Берегиня, мать всех духов и всех богатств на земле. А поклонялись ей в образе священного дерева – березы.

В древнем своде верований, обычаев, заговорных слов береза занимает

особое место. В старину у славян год начинался не зимой, а весной, поэтому

его встречали не елью, а березой.

Березу называли, Деревом об четыре дела:» Первое дело – мир освещать, второе дело – крик утишать, третье дело – больных исцелять, четвертое дело – чистоту соблюдать.

Березку всегда сажали рядом с домом, для благополучия всей семьи: для защиты от болезней; для красоты, для чистого воздуха, для того, чтобы

птицы прилетали и пели свои прекрасные песни.

Спросите любого человека, есть ли в России дерево, которому поэты посвятили бы столько стихов, а народ песен? Какое дерево можно смело

назвать символом России? И я уверено, почти единогласным будет ответ – береза! И, наверное, не только потому, что она растет в нашей стране повсюду, от Заполярья, до южных границ. Возможно потому, что она вызывает в нас чувства, созвучие щедрой и отзывчивой русской души. Ведь не зря в 2005 году береза стала деревом года, своего рода памятником, погибшим во время Великой Отечественной войны. Все четыре страшных года душу бойцов согревало только одно: они сражались за свободу своей родины. А российский пейзаж трудно представить себе без березы.

Белоствольная красавица во все времена является гордостью и символом нашей страны. Именно с этого дерева начинается Родина для малыша.

В наше время, когда ребенок очень мало общается с природой, не знает

традиции русского народа и их сохранения, очень важно помочь ребенку увидеть неповторимость целостность природы, вызвать желание общаться с ней, любить, научить уважать традиции русского народа и их сохранения.

Ведь для русского человека нет деревца роднее, чем береза. Ведь когда – то на Руси березу считали священным деревом.



Ожидаемые результаты

Наш проект позволит нам больше узнать о березе, как о растении, но и понять, почему она является символом России. А также узнать, для чего нужно охранять и беречь природу.

Цель: Ознакомление детей с березой, как символом России.

Задачи:

1. Познакомить с березой, как символом страны, национальным деревом.

2. Развивать у детей познавательный интерес, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания.

3. Формировать представления о жизни растения, его развитии и связи с другими живыми организмами.

4. Воспитывать желание оберегать и заботиться о природе.

Вид проекта: Познавательно – исследовательский.

По составу участников: групповой (дети, родители, педагоги)

По содержанию: интегрированный.

По срокам реализации: среднесрочный (сентябрь 2019 - май 2020г)

Состав участников: дети, педагоги группы, родители, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре.

Форма представления: демонстрация презентации проекта « Березка русская моя».


Совместная деятельность

Этапы

Формы взаимодействия

Содержание деятельности

Ответственный

Подготовительный



Педагоги – дети

- Беседа «Что я знаю о березе»;

- Какую роль играет береза в жизни человека?

- Почему береза называется березой?

- Рассматривание альбома с иллюстрациями березы;

- Беседы о березе;

- Подбор художественной литературы (сказки, стихи, загадки, приметы, пальчиковые игры, физкультминутки, подвижные игры, д/игры)

- Комплекс утренней гимнастики «Поход в березовую рощу»

- Укрыть березу снегом;

Педагоги группы

Педагоги - родители

Обсуждение с родителями вопросов связанных с реализацией проекта

Оформление альбома для родителей «Березовое царство – лучшее лекарство»;

Педагоги группы

Деятельность педагогов

Обсуждение целей и задач проекта. Подбор наглядного материала, пособий.

Педагоги группы



Основной


Педагоги – дети

- Чтение сказок о березе:

- «Мудрость дерева»;

- К. Паустовского «Подарок»;

- Т. Закипная «Весенняя история»;

- Акция «Посадим березку на своем участке»;

- Лепка- барельеф «Березка из пластилина»;

- Рисование «Белая береза»;

- Аппликация «Ветка березы»;

- Оформление уголка «Береза символ – России»

- Конструирование «Березовая роща» (оригами из конуса);

- Д/игра «Найди листок березы», «Закончи фразу», «Подбери слова приятели», «С кем дружит береза», «Что сначала, что потом»;

- Наблюдение за внешними признаками и отличительными особенностями березы;

- Разгадывание кроссвордов;

- Исследование бересты под лупой;

Воспитатели группы

- Разучивание песен, хороводов, музыкально-ритмических движений.

- Слушание «Ах, ты березка» С.М. Раухвертер;

- Хороводы «Ай, да березонька» Г. Вихарева;

- «Ай, да березка» Т. Попатенко;

- Пение без сопровождения русская народная мелодия «Во поле березонька стояла»

Музыкальный руководитель

- Разучивание подвижных игр.

- Утренняя гимнастика «Поход в березовую рощу»;

- Подвижная игра «Беги к березе», «Кто больше соберет подберезовиков»; «Венок из березы», «Кто быстрее соберет березовые почки», «Горелки», «Ручеек», «Плетень»;

Инструктор по ФК

- Заучивание стихов, загадывание загадок, примет о березе.

Воспитатели группы

Педагоги - родители

- Альбом с иллюстрациями «Люблю русскую красавицу»;

- Составление сборника литературных произведений «Поэты и писатели о березке»;


Родители – дети

- Оформление альбома «Придумаем и сделаем вместе с ребенком»;

- Придумывание сказки о березе


Заключительный

Педагоги – родители – дети

- Альбом «Что можно сделать из бересты» - природные дары.

- Оформление альбома «Люблю березу русскую»;

- Поделки из бересты;

- Оформление выставки творческих работ


Деятельность педагогов

- Презентация проекта на педагогическом совете

- Экскурсия в парк «Встреча с русской красавицей» и распространение буклета «Береги земного друга» (среди прохожих).


Воспитатель группы



Технологическая карта проекта:

Образовательная

область

Вид деятельности

Содержание деятельности

«Познавательное развитие»


Познавательно-исследовательский, продуктивный

Конструирование «Березовая роща» (оригами из конуса);

Д/игра «Найди листок березы», «Закончи фразу», «Подбери слова приятели», «С кем дружит береза», «Что сначала, что потом»;

Наблюдение за внешними признаками и отличительными особенностями березы;

Разгадывание кроссвордов;

Исследование бересты под лупой;

Оформление паспорта березы (имя, возраст, высота, ширина, местонахождение, семена, рисунок коры, листьев)

«Речевое развитие»


Коммуникационный

- Чтение К. Паустовского «Подарок»;

- «Сказка о двух березках»;

- Сказка-быль «Мои три березы»;

- Сказка «Березка»;

- «Полевая березка»;

- Поучительная сказка «Весенняя история»;

- Н.И. Птухина «Ода березе»;

- Л.Н. Сурнина «Песнь березе»;

- Разучивание пословиц, поговорок;

- Заучивание стихов о березе П.Воронько «Береза», С.Есенин «Белая береза»

«Художественно-эстетическое развитие»


Творческий, музыкально-художественный

- Слушание «Ах, ты березка»

С.М. Раухвертер;

- Хороводы «Ай, да березонька» Г. Вихарева;

- «Ай, да березка» Т. Попатенко;

- Пение без сопровождения русская народная мелодия «Во поле березонька стояла»

Лепка - барельеф «Березка из пластилина»;

Рисование «Белая береза»;

Аппликация «Ветка березы»;

Оформление уголка «Береза символ – России»

«Физическое развитие»


двигательный

Утренняя гимнастика «Поход в березовую рощу»;

Подвижная игра «Беги к березе», «Кто больше соберет подберезовиков»;

«Венок из березы», «Кто быстрее соберет березовые почки», «Горелки», «Ручеек», «Плетень»;

«Социально-комуникативное развитие»


Игровой, познавательный, коммуникационный

- Укрыть березу снегом;

- Снять с погибшего дерева бересту;

- Акция «Посадим березку на своем участке»;

- Беседа «Береги березу»;


Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта: компьютер, фотоаппарат


Форма представления: Презентация проекта «Березка русская моя»

Выводы. По итогам работы было отмечено:

Повышение уровня экологической культуры у детей и их родителей.

2. Развитие у детей познавательного интереса к объектам природы ближайшего окружения, в частности, к деревьям.

3. Развитие исследовательской, практической деятельности в ходе проведения проекта «Березка русская моя».

4. Укрепление сотрудничества родителей с детским садом.


Заключение:

Реализация данного проекта научила дошкольников сравнивать, анализировать, делать выводы. Дети приобрели новый опыт поисково – исследовательской деятельности. В процессе работы над проектом дошкольники отметили большую роль березы, как лекарственного сырья, изучали чудодейственное влияние листьев на здоровье человека.

На основании исследования пришли к выводу, необходимо сохранять и бережно относиться к символу России – березке, потому что она красива и

целебна. Обработка материала по данной теме позволила создать «Паспорт дерева» Данный проект способствовал развитию творческого и интеллектуального мышления дошкольников, умение приобретать знания из различных источников, анализировать факты, высказывать собственные суждения.




Заключительный этап:

Оформление альбома «Люблю березу русскую»;

Поделки из бересты;

Экскурсия в парк «Встреча с русской красавицей» и распространение буклета «Береги земного друга» (среди прохожих).


Выводы. По итогам работы было отмечено:

Повышение уровня экологической культуры у детей и их родителей.


2 Развитие у детей познавательного интереса к объектам природы ближайшего окружения, в частности, к деревьям

3. Развитие исследовательской, практической деятельности в ходе проведения проекта «Березка русская моя»

4. Укрепление сотрудничества родителей с детским садом.

Заключение


Реализация данного проекта научила дошкольников сравнивать, анализировать, делать выводы. Дети приобрели новый опыт поисково – исследовательской деятельности. В процессе работы над проектом дошкольники отметили большую роль березы, как лекарственного сырья, изучали чудодейственное влияние листьев на здоровье человека.

На основании исследования пришли к выводу, необходимо сохранять и бережно относиться к символу России – березке, потому что она красива и

целебна. Обработка материала по данной теме позволила создать «Паспорт дерева» Данный проект способствовал развитию творческого и интеллектуального мышления дошкольников, умение приобретать знания из различных источников, анализировать факты, высказывать собственные суждения.

Список литературы:

Аверьянов А. П. «Изобразительная деятельность в детском саду» (планы занятий). Практическое пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М,: ТЦ «Сфера», «Мозаика-Синтез»,2006

Малышева А,Н, Ермолова Н,В. Аппликация/Художники Е,А, Афоничева, В.Н.Куров. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг,2002. -144 с., ил. – (Детский сад: день за днем)

Оригами. Игрушки из бумаги. Рекомендовано специалистами в качестве пособия по развитию и совершенствованию тонкой ручной моторики у детей. Кристалл Санкт-Петербург 1997

Рыжова Н,А, Деревья: от Акации до Ясеня / Текст публикуется в авторской редакции. – М,: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА»,ТЦ «Сфера», 2006, - 192с.

Сыпченко Е.А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ. – СПб: «Издательство «Детство-ПРЕСС», 2013. – 96с.
























в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.