Экологический проект «Березка русская моя» для детей старшей группы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 4 корпус 2»
Экологический проект
«Берѐзка русская моя»
для детей старшей группы
Подготовили воспитатели:
Проценко Л.С.
Великие Луки, 2022
Актуальность
Огромную роль в экологическом образовании детей играет практическая,
исследовательская деятельность в природных условиях. Современные городские дети редко общаются с природой, поэтому экологическое образование ребенка необходимо начинать со знакомства с объектами природы ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. И этим объектом может быть — береза.
Белая березка – дерево России, символ красоты русской природы, символ
России. С давних времен о ней слагали песни, водили вокруг нее хороводы,
сочиняли пословицы, загадки, стихи и сказки. Многие художники изображали березку на своих полотнах, а композиторы посвятили березке свои лучшие песни.
Наблюдая за детьми, мы обратили внимание на то, что они интересуются
растительным миром, рассматривают книги о природе, о растениях, делятся
впечатлениями, но имеют поверхностные знания о пользе деревьев, о взаимосвязях их с живой и неживой природой. Дети не знают, почему береза - самое почитаемое дерево в России, а самое главное им интересна эта тема и они хотят знать о березе больше.
Данный проект также отражает название 2022 года, как «Год народного искусства и нематериального культурного наследия народов России».
Проблема:
Недостаточные знания детей о березе, как символе России.
Несоблюдение правил экологически грамотного поведения, в том числе
в семьях детей.
Непонимание значимости воспитания русской культуры у детей и
сохранения древних исконно русских традиций.
Паспорт проекта
Цель: создание условий для формирования экологической культуры
дошкольников через воспитание бережного отношения к природе.
Задачи:
познакомить детей с березой, как символом страны;
формировать представления о жизни растения, его развитии;
развивать у детей познавательный интерес, желание наблюдать, исследовать;
воспитывать экологически грамотное поведение
Предмет исследования: береза
Тип проекта: познавательно-исследовательский
Вид проекта: творческий, познавательный, исследовательский
Продолжительность проектной деятельности: краткосрочный (4.04.22 -
1.05.22).
Возраст детей: старший дошкольный (5 лет)
По количеству участников: групповой
Тип проекта: Информационно-познавательный, творческий
Участники: дети, воспитатели, музыкальный руководитель, родители
Предполагаемые результаты:
В результате реализации проекта дети расширят представления о природе, её значении в жизни человека. Сформируются такие нравственные понятия, как любовь к Родине, гордость за её природные богатства. У детей появится инициатива, сообразительность, потребность общаться с природой. Реализация данного проекта научит дошкольников сравнивать, анализировать, делать выводы; разовьется творческое и интеллектуальное мышление, умения приобретать знания из различных источников, анализировать факты, высказывать собственные суждения. Дети приобретут новый опыт поисково-исследовательской деятельности.
Благодаря проведенной работе, дети осознанно могут ответить на вопрос,
почему необходимо бережно относиться к березе.
Формы работы:
Деятельность педагогов:
беседы;
познавательные рассказы воспитателя;
интегрированные занятия;
чтение художественной литературы (сказки, рассказы, стихотворения,
пословицы, скороговорки);
использование иллюстративного материала (плакаты, сюжетные
картинки, карточки, открытки и др.);
постановку праздника берѐзы;
создание мини-музея;
Деятельность детей:
экспериментирование;
речевые игры, описательные рассказы;
дидактические игры с предметными картинками;
игра по модели строения дерева;
подвижные игры;
художественно-продуктивная деятельность (аппликация, рисование,
лепка, ручной труд);
музыкальная;
Взаимодействие с родителями воспитанников:
консультации, рекомендации, памятки;
практические задания;
совместные мероприятия
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА
Первый этап подготовительный
1. Постановка цели и разработка содержания учебно-воспитательного процесса
2. Сбор, анализ и систематизация информации о внешнем виде березы (ее отличительных особенностях), значении ее в жизни людей нашей местности
3 Подбор литературы: загадки, стихотворения, пословицы, поговорки, приметы о березе
4 Подбор подвижных игр, дидактических игр
5 Подбор иллюстраций, картин
6 Разработка проблемных и учебных вопросов для детей
7 Подготовка материала для изобразительной, музыкальной деятельности детей. Подготовка праздника «Берёзка русская моя»
8 Группировка материала, составление плана
Второй этап — основной
1 Знакомство детей с березой: целевая прогулка «Встреча с русской красавицей»
2 Составление описательных рассказов о березе
3 Знакомство с народными приметами о березе
4 Проведение познавательного занятия «Береза – русская краса» (систематизация информации о внешнем виде березы)
5 Рассматривание предметов, изготовленных из бересты.
6 Беседы: "Почему березы белые?" "Береза - символ России", "Без билета по белу свету"- (о разных способах распространения семян), «Береза – русская краса» (систематизация информации о внешнем виде березы) «Интересные факты о березе
7 Знакомство с работами художников: И.И.Шишкина «Березовая роща», И.Левитана «Березовая роща», «Золотая осень».
8 Пение "Песня о Родине" (сл. Е.Карасевой, муз.В.Елинек) "Во поле береза стояла"- пение без сопровождения (рус. нар. Мелодия)
Третий этап — заключительный
1 Слушанье:
Вивальди альбом ―Времена года‖, Е.Дрейзин старинный вальс ―Березка‖
2 Конкурс рисунков «Березка русская моя» по стихотворению Всеволода Рождественского «Береза»
3 Чтение и разучивание стихотворений, разгадывание загадок о березе П. Воронько "Березка"— заучивание
4 Экспериментирование:
Рассматривание бересты под лупой; "Какой стороной дышат листья?" "Вода в жизни растений"
5 Игровая деятельность
Дидактические игры: "Найди листок, какой покажу" "Найди дерево по описанию" "Назови дерево по плодам и семенам" "Четвертый лишний"
6 Подвижные игры: «Беги к березе», «Кто больше соберет грибов подберезовиков», «Кто быстрее соберет березовые почки».
7 Создание мини-музея «Берѐзка русская моя»
Взаимодействие с родителями:
-Подбор иллюстраций, открыток, фото, вырезок из газет и журналов, загадок,
пословиц и поговорок о березе
- Рекомендации для родителей "Здоровье от березки" (памятка)
- "Береза в косметике и фармакологии"
- выставка рисунков детей «Береза в разные времена года»;
- викторина «Что ты знаешь о березе?»;
- развлечение «Праздник берѐзка русская моя» с использованием фольклора,
игр, произведений Российских авторов
- распространение опыта в детском саду
-Выставка работ «Берѐзка русская моя»
Результаты проекта
Реализация данного проекта научила дошкольников сравнивать, анализировать, делать выводы. Дети приобрели новый опыт поисково-исследовательской деятельности. В процессе работы над проектом дошкольники рассматривали рост почек, листьев, сережек, отметили ее роль как лекарственного сырья на здоровье человека. На основании исследования
пришли к выводу: необходимо сохранять и бережно относиться к символу России — березке.
Данный проект способствовал развитию творческого и интеллектуального
мышления дошкольников, умения приобретать знания из различных источников, анализировать факты, высказывать собственные суждения.
Благодаря проведенной работе наши дети смогут осознанно ответить на
вопросы, почему необходимо бережно относиться к березе.
Приложение:
1) Стихи
Береза
Автор: Всеволод Рождественский
Чуть солнце пригрело откосы
И стало в лесу потеплей,
Береза зеленые косы
Развесила с тонких ветвей.
Вся в белое платье одета,
В сережках, в листве кружевной,
Встречает горячее лето
Она на опушке лесной.
Гроза ли над ней пронесется,
Прильнет ли болотная мгла,-
Дождинки стряхнув, улыбнется
Береза - и вновь весела.
Наряд ее легкий чудесен,
Нет дерева сердцу милей,
И много задумчивых песен
Поется в народе о ней.
Он делит с ней радость и слезы,
И так ее дни хороши,
Что кажется - в шуме березы
Есть что-то от русской души.
«Берѐзовая роща»
Автор: Герман Ходырев
Белее снега чистого
И месяца лучистого,
Как в белых платьях девицы,
Берѐзы стали в круг.
Их ветви — руки тонкие,
Как будто струны звонкие.
Лишь ветер к ним притронется —
И всѐ поѐт вокруг.
При ясном свете месяца
Вся роща точно светится.
И реже сумрак вечера,
Светлее ночи тень.
И лес могучий, кряжистый
Глядит на рощу радостно:
Всегда теперь с ним рядышком
Сияет светлый день.
***
«Берѐзы»
Автор: Наджми Назар
…Порой белы, порой белѐсы,
Над полем, шляхом иль рекой,
Великодушные берѐзы,
Какой вы нации? Какой?
Да никакой.
Ведь вы – деревья.
И радовать должны сердца
Тем, что чужды высокомерья
И не ме
няете лица…
***
«Берѐза»
Автор: С.Есенин
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
обсыпает ветки
Новым серебром.
***
«Берѐзка»
Автор: С.Щипачёв
Еѐ к земле сгибает ливень,
Почти нагую, а она
Рванѐтся, глянет молчаливо –
И дождь уймѐтся у окна.
И в непроглядный зимний вечер,
В победу веря наперѐд,
Еѐ буран берѐт за плечи,
За руки белые берѐт.
Но, тонкую, еѐ ломая,
Из силы выбьются…Она,
Видать, характером прямая,
Кому-то третьему верна.
***
«Берѐзы»
Опять о них,
Кудрявых и белесых…
А что тут делать,
Если на Руси
У всех дорог встречаются березы,
Хоть день,
Хоть год,
Хоть вечность колеси.
Случалось всяко: и свои пилили,
И чужеземцы брали в топоры.
Лились в воронки соковые ливни,
И груды изувеченной коры…
Они стоят, дороги отороча,
И ткут, и ткут зеленый свой навес…
И Русь моя – березовая роща,
Которую не вырубить вовек!
***
«Печальная береза»
Автор: А. Фет
Печальная береза
У моего окна,
И прихотью мороза
Разубрана она.
Как гроздья винограда,
Ветвей концы висят, —
И радостен для взгляда
Весь траурный наряд.
Люблю игру денницы
Я замечать на ней,
И жаль мне, если птицы
Стряхнут красу ветвей
***
«Берѐза»
Автор: И. Токмакова
Если б дали березке расческу,
Изменила б березка причѐску:
В речку, как в зеркало, глядя,
Расчесала бы кудрявые пряди,
И вошло б у неѐ в привычку
По утрам заплетать косичку.
***
«Люблю берѐзку русскую»
Автор: А.Прокофьев
Люблю берѐзку русскую,
То светлую, то грустную,
В белѐном сарафанчике,
С платочками в карманчиках.
С красивыми застѐжками.
С зелѐными серѐжками.
Люблю еѐ нарядную,
Родную, ненаглядную,
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую.
Люблю берѐзку русскую,
Она всегда с подружками
Весною хороводится,
Целуется, как водится,
Идѐт, где не горожено,
Поѐт, где не положено,
Под ветром долу клонится
И гнѐтся, но не ломится!
2) Народные приметы о берѐзе
Из берѐзы течѐт много сока – к дождливому лету.
Когда берѐза перед ольхой лист распустит, лето будет сухое, если ольха наперѐд
– мокрое.
Когда берѐза станет распускаться, сей овѐс.
Лопаются серѐжки у берѐзки – время сеять хлеб.
Соловей впервые начинает петь, когда сможет напиться росы с берѐзового
листа.
Если на березняке осенью много листа остаѐтся, то год будет тяжѐлым.
Если листья берѐзы осенью начнут желтеть с верхушки, то следующая весна
будет ранняя, а если снизу – то поздняя.
Берѐза, рядом с домом посаженная, зло отпугивает и от молнии оберегает.
3) Пословицы и поговорки о березе
Бела берѐста – да дѐготь чѐрен.
Для врага и берѐза – угроза.
Берѐзовицы (берѐзового сока) на грош, а лесу на рубль изведѐшь.
Берѐза ума даѐт (о розгах).
Зелена, а не луг; бела, а не снег; кудрява, а не голова.
4) Загадки про берѐзу
В белом сарафане
Стала на поляне.
К ней слетелись птицы,
Сели на косицы.
(Берѐза)
Зелѐна, а не луг,
Бела, а не снег,
Кудрява, а без волос.
(Берѐза)
Стройная красавица стоит на поляне,
В зелѐной кофточке, в белом сарафане.
(Берѐза)
Не заботясь о погоде,
В сарафане белом ходит,
А в один из тѐплых дней
Май серѐжки дарит ей.
(Берѐза)
Клейкие почки,
Зеленые листочки.
С белой корой
Стоит под горой.
(Берѐза)
Осенью листья, как слѐзы,
На землю роняют ...
(Берѐзы)
Белоствольные красавицы
Дружно встали у дорожки,
Книзу веточки спускаются,
А на веточках сережки.
(Берѐза)
Эта модница лесная
Часто свой наряд меняет:
В шубке белой зимой,
Вся в серѐжках весной,
Сарафан зелѐный летом,
В день осенний в плащ одета.
Если ветер налетит,
Золотистый плащ шуршит.
(Берѐза)
Стоят столбы белы,
На них шапки зелены.
(Берѐза)
5) Диск (музыкальный) «Берѐзка русская моя»
1.Хоровод-цепочка «Берѐзка»
2.Песня «Берѐзонька»
3. Разбросала русые косы берѐза
4. Белая берѐза
5. Хоровод «Реченька»
6. Русский хоровод- берѐзка
7. Ты берѐзка посмотри
8. Песня про берѐзку…
9. Во поле берѐза стояла
10. Как берѐзки мы растем
11. Плачет белая берѐза
12. Куплеты про берѐзу
6) Берѐзы в картинах художников
- Алексей Кондратьевич Саврасов. Ранняя весна. Берёзы у реки. 1893.
- Андрей Шильдер. Берёзовый лес. 1980
- Андрей Андреевич Мыльников. Берёзы в Краснополье. 1986.
- Архип Иванович Куинджи. Стволы берез. 1879.
- Архип Иванович Куинджи. Лесок с березой. 1885-1890.
- Борис Михайлович Козмин. Берёзовая аллея. Старая дорога, ведущая в Петровское. 1988.
- Борис Михайлович Козмин. Старые берёзы. Петровское. 1992.
- Иван Иванович Шишкин. Срубленные березы. 1864.
- Иван Иванович Шишкин. Берёзовый лес. 1871.
- Иван Иванович Шишкин. Ручей в берёзовом лесу. 1883.
- Исаак Ильич Левитан. Осень. Березки. 1899