Проект «Дары осени» (Для детей с ограниченными возможностями здоровья)
Государственное бюджетное учреждение «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» Конаковского района
Тверская область, г. Конаково
Проект: «Дары осени»
Данную работу рекомендуем к ознакомлению для педагогов дополнительного образования и воспитателей детских учреждений работающих с детьми ОВЗ, родителей имеющих детей с ОВЗ.
подготовила:
Шагалкина Надежда Александровна
педагог дополнительного образования
Г. Конаково
2023
Проект социально реабилитационной направленности
«Дары осени»,
для детей и детей с ограниченными возможностями посещающие занятия педагога дополнительного образования
Вид проекта: познавательно-творческий, индивидуальный, групповой.
Тип проекта: краткосрочный.
Участники проекта: дети и подростки с ограниченными возможностями здоровья.
Сроки реализации проекта: 01.09.-30.09. ( 4 занятия).
Цель: Обогащение и систематизация детских представлений об осени, ее дарах. Развитие познавательного интереса к природе, позитивного отношения к миру. Создание условий для художественно-эстетического воспитания детей, развития их познавательных и творческих способностей. Социальная реабилитация в творческих занятиях с педагогом дополнительного образования.
Актуальность: формирование личности ребенка, его ценностной ориентации в окружающем мире. Экологической воспитание, формирование у ребенка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и которыми он знакомится. Овладение несложными способами наблюдать природу, видеть ее красоту. Расширить знания, способствовать формированию увлечений и интересов. Чем больше мы узнаем природу, тем больше мы начинаем любить ее.
Задачи:
Образовательные:
- расширить представление о многообразии видов растений, получить представления о семенах и плодах.
- получить понятия о кустарниках и деревьев, хвойных и лиственных видах.
- расширить и активизировать речевой запас детей.
- отразить знания, полученные в творческих видах деятельности.
Развивающие:
- развитие умение понимание содержания, умения слушать.
- развить наблюдательность, усидчивость.
- развить творческие познавательные способности.
- развить восприятие, внимание, память, мышление и воображение.
- развить мелкую моторику.
Воспитательные:
-воспитание интереса и бережного отношения к природе, пробудить чувственное отношение к красоте осенней природы.
-эстетическое воспитание – создание и оформление выставки детских поделок.
Коррекционно-развивающие: развитие эмоционально-волевой сферы, формирование положительных личностных качеств, развитие мотивационной сферы, развитие познавательной активности, получение уверенности в своих силах, получение положительного опыта.
Поддержка родителей, мотивация на оказание необходимой помощи ребенку.
Предполагаемый результат:
Дети имеют расширенное представление о «дарах осени».
Называют виды кустарников и виды деревьев.
Знают и называют хвойные деревья, отличают их шишки.
Соотносят плод и дерево: каштана, желудя, семена клена и ясеня.
Участие родителей в реализации проекта и творческого процесса.
Выставка работ.
Этапы работы над проектом:
План реализации проекта. Подготовительный этап:
- выставка книг: Осень.
- подбор методической литературы по теме осень.
- создание коллекции семян деревьев и кустарников встречающихся на территории города.
- подбор музыкального произведения для детей по теме.
- подбор сюжетных картинок.
-подбор и разработка материала для творческой и изобразительной деятельности.
-подбор дидактических, развивающих игр.
-оформление информационного уголка на стенд для родителей и размещение информации на сайте.
-информирование родителей о теме проекта.
-постановка задачи родителям – собрать с ребенком и принести на занятие «дары природы» (семена и листья деревьев и кустарников).
Основной этап:
Первое занятие:
- беседа какое время года, признаки, «Дары осени».
- создание общей коллекции детей природного материала «Ухтышки».
- изучение коллекции семян деревьев и кустарников.
- работа по образцу «Кленовый лист» - пластилинография.
-игра на липучках «Плоды и листья деревьев и кустарников».
-музыкальное сопровождение (если ребенок может слушать музыку).
-задача родителям (познакомится с природным объектом (для каждого ребенка своя задача, по имеющимся знаниям).
Второе занятие:
- создание общей коллекции детей природного материала «Ухтышки». Что нового?
- беседа о природных явлениях осенью.
- изучение коллекции семян деревьев и кустарников.
- «Листопад» - рисование листьями, гуашь.
- игра фетровая листик и червячок.
- музыкальное сопровождение (если ребенок может слушать музыку).
-задача родителям (познакомится с природным объектом (для каждого ребенка своя задача, по имеющимся знаниям).
Третье занятие:
-беседа как хранить природный материал.
- сортировка коллекции «Ухтышки».
- изучение коллекции семян деревьев и кустарников.
- создание работы из природного материала в технике мозаика по заданному контуру, использование собранного материала.
- игра «Попади яблоком в ведро» (Необходимо попасть небольшим мячиком в ведерко).
-музыкальное сопровождение (если ребенок может слушать музыку).
-задача родителям (познакомится с природным объектом (для каждого ребенка своя задача, по имеющимся знаниям).
Четвертое занятие:
-беседа – обобщение полученных знаний.
- «Дерево дары осени» - коллективная поделка из природного материала.
- подвижная игра «Корзинка».
- музыкальное сопровождение (если ребенок может слушать музыку).
- совет родителям дома создать свою коллекцию природного материала. (советы размещены на стенде для родителей и на сайте организации).
Заключительный этап:
- организация и оформление выставки поделок детей.
Вывод:
В результате реализации проекта, у детей появилось стремление расширить свой кругозор по данной теме, систематизировались и расширились знания и представления о многообразии осенних «даров природы». На основе углубления и обобщения представлений об окружающем, в процессе знакомства с рассказами, стихами, пословицами, загадками осенней тематики, у детей расширился и активизировался речевой запас. Вовлекая родителей в творческий процессы работы г, укрепили их заинтересованность в сотрудничестве с социальной службой.
Список литературы:
https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2022/10/30/proekt-v-podgotovitelnoy-gruppe-dary-oseni
https://www.maam.ru/detskijsad/kratkosrochnyi-proekt-v-starshei-grupe-dary-oseni.html