Проект по работе с родителями детей второй младшей группы «Давайте познакомимся»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №11» города Смоленска
Проект по работе с родителями детей второй младшей группы
«Давайте познакомимся»
Автор-составитель:
Белоусова Татьяна Геннадьевна
Воспитатель первой
квалификационной категории
Смоленск, 2021
1.Пояснительная записка
Актуальность
Взаимодействие ДОУ с родителями является важной составной частью в работе по преодолению трудностей в обучении и воспитании дошкольников. Только в тесном сотрудничестве, на взаимопонимании педагогов и родителей можно добиться хороших результатов. Родители должны участвовать в реализации программы, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка в дошкольном возрасте, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности. Они должны быть активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонними наблюдателями.
Родители - главные воспитатели своих детей. Дошкольные образовательные учреждения призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми в детском саду важно представлять коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живёт только в том случае, если организована совместная деятельность педагогов, детей и родителей.
Вид проекта: информационно – аналитический.
Тип проекта: краткосрочный (с 1.10.2021 по 15.10.2021).
Участники проекта: педагоги и родители детей второй младшей группы.
Цель: создание условий для вовлечения семьи в единое образовательное пространство, создать положительную, эмоциональную среду общения между родителями и педагогами.
Задачи:
-побудить интерес родителей к совместной деятельности и сотрудничеству с педагогами;
- создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимной поддержки.
Принципы к формированию содержания проекта:
-принцип сотрудничества педагогов и родителей;
-принцип доброжелательности;
-принцип доступности;
-принцип открытости детского сада и семьи;
Подходы к формированию содержания проекта:
-индивидуальный подход;
-дифференцированный подход.
Предполагаемый результат:
- повысится авторитет работников ДОУ;
- родители станут открытыми к сотрудничеству детского сада и семьи. Совместная работа коллектива ДОУ с семьёй будет способствовать созданию единого образовательного пространства для детей и воспитывающих их взрослых;
- родители из «наблюдателей» превратятся в активных участников встреч и помощников воспитателя;
- повысится уровень психолого-педагогической компетентности родителей.
Проблемная ситуация:
Отсутствие знаний родителей об особенностях возраста 3-4 лет и знаний об адаптации детей в ДОУ. Трудности в сотрудничестве семей с педагогами ДОУ на начальном этапе (вторая младшая группа).
Формы и методы работы:
-родительская встреча;
-анкетирование, опрос;
-фотовыставка;
-презентация;
-беседа.
Продукты деятельности:
-анкета «Давайте познакомимся!»
-стенгазета – фотоколлаж «Наша дружная семья!».
2.Содержание проекта
Этапы проекта
1.Организационный:
-изучение опыта
-подбор литературы по теме
- изучение психолого-педагогической литературы, и методологической литературы по вопросам взаимодействия с родителями;
- проведение анкетирования родителей;
- выявление проблемы, цели, задачи;
- составление плана проекта работы с родителями;
2.Этап реализации проекта:
1) Проведение родительской встречи с просмотром презентации на тему «Адаптация. Задачи воспитания и обучения детей 3-4 лет».
2) Индивидуальные беседы с родителями.
3) Проведение анкетирования («Давайте познакомимся!»).
4) Составление социального паспорта группы.
5) Проведение выставки стенгазет – фотоколлажей «Наша дружная семья!».
3.Заключительный этап.
За время проведения проекта «Будем знакомы!», была проведена встреча с родителями на тему, актуальную для родителей детей 3-4 лет, «Адаптация. Задачи воспитания и обучения детей 3-4 лет».
Данная тема позволила повысить грамотность родителей в вопросах адаптации детей в ДОУ, какие нарушения в поведении и общем состоянии могут наблюдаться у детей в этот важный для них период, были обозначены условия успешной адаптации. Так же родителей познакомили с задачами обучения и воспитания детей 3-4 летнего возраста в ДОУ, с режимом дня и планом занятий.
Также было проведено анкетирование родителей и составление социального паспорта (см. Приложение).
Для того, чтобы знакомство педагогов с семьями, а также друг с другом, было полным и интересным, была организована выставка семейных стенгазет формата А3, в виде фотоколлажей.
Каждая семья творчески подошла к выполнению домашнего задания, получились замечательные работы, из которых составили альбом.
Список литературы:
1.Метенова Н.М. Родительские собрания. Часть 1. Методика проведения. 2019. 64с.
2. Свирская Л. «Работа с семьей: необязательные инструкции: методическое пособие для работников ДОУ».М.: Линка – Пресс, 2007 г.
3.Интернет рессурсы:
https://nsportal.ru/detskiy-sad/
https://www.maam.ru/detskijsad/
Приложение 1
Анкета для родителей
"Давайте познакомимся"
Мы рады видеть Вас и Вашего ребенка в нашей группе «Солнышко»! Надеемся, что малышу здесь будет уютно, весело и интересно. Давайте познакомимся.
1. Ф. И. О. ребенка _________________________________________________
2. Дата рождения ___________________________________________________
3. Домашний адрес, телефон _______________________________________________
__________________________________________________________________
4.Мама (Ф. И. О., год рождения) __________________________________________________________________
Образование, специальность __________________________________________________________________
Место работы, телефон, электронная почта __________________________________________________________________
__________________________________________________________________
5. Папа (Ф. И. О., год рождения) ____________________________________________________________________________________________________________________________________
Образование, специальность __________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Место работы, телефон, электронная почта __________________________________________________________________
__________________________________________________________________
6. Семейные традиции__________________________________________________________
7. Чем бы Вы могли помочь группе____________________________________________________________
__________________________________________________________________
8. Дополнительные сведения о ребенке, которые помогут воспитателю организовать свою деятельность так, чтобы Вашему ребенку было максимально комфортно находиться в детском саду___________________________________________________
9.Кружки и секции, которые посещает ребенок______________________________________
Подпись________________________________
Приложение 2
Родительская встреча с родителями второй младшей группы на тему «Адаптация. Задачи
воспитания и обучения детей 3-4 лет».
Цель: Расширение контакта между педагогами и родителями; моделирование перспектив на новый учебный год; повышение педагогической культуры родителей.
Задачи:
1. Рассмотреть возрастные и индивидуальные особенности детей 3-4 лет.
2.Познакомить родителей с задачами детского сада на новый учебный год, с планами группы на ближайшее время.
3.Научить родителей наблюдать за ребёнком, изучать его, видеть успехи и неудачи, стараться помочь ему развиваться.
План проведения
1)Вступительное слово воспитателя.
2) Тренинговое упражнение «Клубочек».
3) Выступление воспитателя по теме «Адаптация. Задачи
воспитания и обучения детей 3-4 лет» (с просмотром презентации).
4) Заключительное слово. Выбор родительского комитета.
Ход встречи
1)Вступительная часть.
- Добрый вечер, уважаемые родители! я рада видеть Вас на нашем первом родительском собрании. Сегодня мы расскажем Вам о периоде адаптации ваших деток, возрастных особенностях детей 3-4 лет, решим некоторые организационные вопросы.
Итак, ваши детки пришли во вторую младшую группу. У нас с Вами теперь одна общая цель: сделать их пребывание здесь комфортным, безопасным, интересным, увлекательным, познавательным и т.д.
Мы как большая семья, должны действовать вместе. Ведь не надо забывать, что родитель – это главный воспитатель, а детский сад создан в помощь родителям.
Во время пребывания ребенка в детском саду мы (дети, педагоги, родители) составляем треугольник. Во главе треугольника, конечно же, стоит ребенок. Он, познавая новое, открывает самого себя (что я умею, могу, на что способен). Задача взрослых - помочь ему в этом нелёгком деле. Отсюда вывод, что нам предстоит объединить наши усилия для того, чтобы детям было комфортно и интересно в детском саду, и здесь очень важно наличие взаимопонимания и поддержки.
Для начала, давайте с вами познакомимся.
2)Тренинговое упражнение «Клубочек». Воспитатель держит в руках
клубочек и предлагает родителям немного рассказать о себе, о том надеждах
и желаниях на предстоящий год, какие пожелания воспитателям они хотели
бы озвучить. Сначала воспитатель говорят о себе, наматывает на палец
нитку и передают по кругу. В итоге, когда клубок возвращается к
воспитателю, получается замкнутый круг.
Уважаемые родители. Посмотрите, мы с вами тесно связаны, и
решаем одни и те же задачи. Мы как большая семья, должны действовать
вместе. Ведь не надо забывать, что родитель – это главный воспитатель, а
детский сад создан в помощь родителям.
3) Просмотр презентации по теме «Адаптация. Задачи
воспитания и обучения детей 3-4 лет».
Слайд 1.Адаптация – это процесс приспособления к новым социальным условиям.
Может сопровождаться серьезными нарушениями в поведении и общем состоянии:
нарушение аппетита (отказ от еды или недоедание)
нарушение сна (дети не могут заснуть, сон кратковременный, прерывистый)
меняется эмоциональное состояние (дети плачут, раздражаются).
иногда можно отметить и более глубокие расстройства:
повышение температуры тела
нарушение некоторых приобретённых навыков (ребёнок забывает проситься в туалет, его речь затормаживается и др.)
Слайд 2. Задача воспитателей и родителей в период адаптации - помочь ребенку по возможности безболезненно войти в жизнь детского сада.
Условия успешной адаптации:
Выработка единых требований к поведению ребенка;
Правильная организация деятельности и режима дня;
Организация правильных воспитательных подходов;
Создание эмоционально благоприятной атмосферы в семье;
Тесное взаимодействие педагогов с семьями воспитанников.
Слайд 3. Предлагаем ознакомиться с режимом дня нашей группы.
Слайд 4. А теперь перейдем к возрастным особенностям детей второй младшей группы.
Младший возраст – важный период в развитии дошкольника, который характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Основные потребности в этом возрасте – потребность в общении, уважении и признании.
В этом возрасте у вашего ребенка:
Происходит формирование «противо-воли», выражается в желании делать все по своему.
Проявления себя, как отдельного человека будут выражаться в его потребности отвергать почти все, что предлагают родители, и делать все самому, даже если это пока не по силам.
Появляется возможность действовать не под влиянием любого случайно возникшего желания, а поступать исходя из других более сложных и стабильных мотивов.
Возникает потребность общаться не только с матерью и другими членами семьи, но и со сверстниками.
Основной и самый важный вид деятельности – игра, которая становиться все более коллективной.
Кризис трех лет завершает «слияние» с матерью, все большее осознание своей «отдельности».
Каждый ребенок — индивидуальность.
Не следует сравнивать его с ровесниками, пытаясь найти, в чем он отстал от них. Сравнивать малыша необходимо только с ним самим в прошлом. Но, несмотря на индивидуальный темп развития ребенка, существует ряд показателей, требующий особого внимания со стороны родителей:
Отсутствие речи или наличие грубых нарушений построения предложений слов к 3-м годам;
Примитивная игровая деятельность, отсутствие ролевых игр к 36 месяцам;
Неумение выполнять простые бытовые действия (кушать, одеваться, умываться) при попытке взрослых обучить этим навыкам;
Слабая координация движений, отсутствие попыток лазать по стенке;
Апатия, нежелание самостоятельно заниматься;
Неумение различать цвета, формы. (Слайд 5)
Слайд 6. А теперь перейдем к задачам обучения и воспитания детей младшего возраста.
Детский сад работает по программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М. А. Васильевой. В соответствии с ФГОС, где знание ребенок получает через игру.
Задачи:
- Укреплять и охранять здоровье детей. Вырабатывать правильную осанку, совершенствовать культурно-гигиенические навыки.
- Воспитывать интерес к жизни и деятельности взрослых и сверстников, к явлениям природы
- Продолжать развивать речь детей: обогащать словарь, формировать умение строить предложения; добиваться правильного и четкого произношения слов
- Воспитывать умения слушать художественные произведения, следить за развитием действия в сказке, рассказе.
- Формировать элементарные математические представления.
- Закреплять навыки организованного поведения в детском саду, дома.
- Развивать музыкальный слух детей, приучать слушать песни, музыкальные произведения, замечать изменения в звучании музыки.
- Развивать интерес к различным видам игр.
На следующим слайде прошу вас ознакомиться с расписанием занятий: формирование математических представлений (по рабочей тетради Е.В Колесниковой «Я начинаю считать»), развитие речи (рабочая тетрадь Е.В. Колесниковой «Раз – словечко, два – словечко»), рисование, лепка и аппликация, а также занятия по физической культуре, музыке и ознакомление с окружающим миром (слайд 7).
Теперь давайте обсудим некоторые важные моменты. На следующем слайде представлена для вас памятка (слайд 8), которая поможет вам в некоторых вопросах воспитания и организационных моментах.
Воспитание культурно-гигиенических навыков:
Следите и дома за тем, как ребенок моет руки;
Следить, как одевается и раздевается
Пить из чашки, есть, хорошо пережевывая пищу с закрытым ртом, правильно пользоваться ложкой, салфеткой;
Одежда ребенка:
Проследите, чтобы одежда ребенка не была слишком велика или не сковывала его движений.
Завязки и застежки должны быть расположены так, чтобы ребенок мог самостоятельно себя обслужить.
Большая просьба вместо перчаток иметь варежки, можно пришить на резинку.
Обувь должна соответствовать размеру ноги ребенка, иметь задник, легко сниматься и надеваться.
Учите самостоятельно обуваться и разуваться.
Кладите запасную одежду.
Порядок в шкафчике:
Складывайте вещи в определенном порядке, вывернутые на «лицо». При одевании и раздевании ребенок должен это делать сам.
Запасные вещи должны лежать в пакете, чтобы ребенку было, куда складывать вещи.
Для спортивной формы тоже пакет, либо кармашек на дверь.
И в заключении о некоторых правилах:
Приводить детей чистыми и опрятными, девочек причесанных.
По возможности старайтесь попадать на зарядку – 8.00-8.10
Не опаздывайте на завтрак – 8.10-8.40. Давайте постараемся придерживаться этого времени.
Пропуск без справки не более 5 дней (п.3.4 договора), постарайтесь предварительно сообщить о пропусках по семейным обстоятельствам воспитателю.
После больничного справка обязательна (если заболели, сообщаете лично воспитателям, либо в детский сад по тел: в первый день болезни)
Своевременная оплата за детский сад; не позднее 20 числа, по договору до 15 числа.
Чтобы избежать случаев травматизма, каждый день проверяйте содержимое карманов одежды ребенка на наличие опасных предметов. Запрещается приносить в детский сад острые, стеклянные предметы, а также мелкие бусинки, пуговицы, жевательные резинки, таблетки, монетки.
Не рекомендуется надевать на ребенка дорогие ювелирные украшения. Напоминаем, что в случае потери воспитатель не несет за них материальной ответственности.
Оплата квитанции за детский сад производится не позднее 15 числа каждого месяца!
4) Заключительное слово.
Существует очень много способов общения воспитателей и
родителей через ширмы раскладушки, консультации, журналы, библиотечку,
памятки для родителей. Вы всегда можете обратиться за помощью данного
плана к педагогам детского сада.
Мы живем в современном мире, и для тех, кто не мыслит себя без
компьютера, мы тоже подготовили сюрприз. На сайте детского сада «Сказка»
я буду выкладывать фотографии о жизни нашей группы, а также вы найдете
там и консультации. Так что, добро пожаловать.
Ваше желание нам помочь в воспитании и организации
интересной жизни детей даёт возможность надеяться, что никто не останется
в стороне. В этом нам очень поможет родительский комитет.
Выбор родительского комитета.
В заключении хочется сказать: “Дети – это счастье, созданное нашим
трудом!” и пожелать друг другу успеха в нашем нелегком деле.
Спасибо за внимание!