Проект «Детям о Великой Отечественной войне»
Проект
«Детям о Великой Отечественной войне»
Выполнила:
Учитель - дефектолог
Аминова Р.Б.
Введение
Гордиться славою своих предков
Не только можно, но и должно.
А.С. Пушкин
Патриотическое воспитание школьников первых классов – актуальная проблема в условиях современной России. Изменилась не только жизнь, но и мы сами.
В течение последних десятилетий радикально переосмыслено само понятие патриотического воспитания школьников, его содержание, цели и задачи. Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почувствует ли он привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в школьном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее.
У В.П. Астафьева есть замечательные слова: «Если у человека нет матери, нет отца, но есть Родина - он ещё не сирота. Всё проходит: любовь, горечь утрат, даже боль от ран проходит, но никогда - никогда не проходит и не гаснет тоска по Родине...».
Одним из основных средств нравственно-патриотического воспитания в начальных классах является метод проектов. Основываясь на лично – ориентированном подходе к обучению и воспитанию детей начального школьного возраста, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества; открывает большие возможности в организации совместной поисковой деятельности школьников , педагогов, родителей.
Тема Великой Отечественной войны чрезвычайно актуальна в современном обществе, способствует объединению, сплочению нашего народа. День Победы близок и понятен детям школьного возраста, потому что реализует достаточно простую, ясную идею, известную им по сказкам, – идею противостояния добра и зла и финальной победы добра.
9 Мая - Великий праздник для нашего народа. День радости и вместе с тем день печали. В этот праздник мы поздравляем ветеранов и чтим память погибших. Многие десятилетия эта традиция передается из поколения к поколению. И вот сейчас поздравляют ветеранов уже их правнуки.
Тип проекта – информационно – исследовательский.
По времени продолжения – долгосрочный
Сроки реализации проекта: январь - май
Участники проекта: педагоги, родители обучающихся классов, учащиеся первых классов.
Место реализации – МБОУ «СОШ № 14»
Основные формы реализации проекта: Экскурсии, беседы, организация ООД, мини-выставки, составление рассказов, коллекционирование, консультации для родителей.
Предполагаемый результат проекта:
Пробуждение в детях интереса и уважения к истории России.
Привлечение к совместной работе родителей.
Расширение и систематизирование знаний о Великой Отечественной войне.
Формирование уважительного отношения к участникам войны, труженикам тыла; бережное отношение к семейным фотографиям и реликвиям (медали, грамоты и др.).
Понимание важности праздника – Дня Победы в жизни российского гражданина.
В основу проекта легли следующие принципы:
Принцип историзма: сохранение хронологического порядка, описываемых явлений и сведений.
Принцип гуманизации: ориентация на высшие общечеловеческие понятия - любовь к близким, к родному городу, к Отечеству.
Принцип дифференциации: создание оптимальных условий для самореализации каждого воспитанника в процессе освоения знаний о Великой Отечественной войне с учетом возраста, пола ребенка, накопленного им опыта, особенностей, эмоциональной и познавательной сферы.
Принцип интерактивности: сотрудничество с семьей, музеем боевой славы, сочетание разных видов деятельности.
Принцип наглядности: изготовление ряда пособий и игр, мультимедийных презентаций на основе исторического материала. Соблюдение требований к культуре показа презентаций.
Актуальность
Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного, целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства. В связи с этим проблема нравственно–патриотического воспитания учащихся начальных классов становится одной из актуальных.
В результате систематической, целенаправленной воспитательной работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма.
Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили, берегли и защищали ее наши предки, наши отцы и деды.
Не следует также забывать, что война является одним из наиболее важных исторических опытов и практик в формировании, воспроизводстве, воспитании и восприятии настоящего мужчины. Образ воина остается одним из ключевых символов мужественности. Особенно важно это для мальчиков в период взросления. Для нормального развития мальчикам необходимо, чтобы смутный образ настоящего мужчины постепенно становился реальностью, находя свое воплощение в конкретных людях. Причем очень важно, чтобы герои были своими, легко узнаваемыми, близкими. Тогда мальчишкам легче соотнести их с собой, легче на них равняться.
Таким образом, было принято решение разработать и реализовать проект «Детям о Великой Отечественной войне»
Цель проекта: создание условий для обогащения детей знаниями о ВОВ, воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну.
Задачи проекта:
Познакомить с историей Великой Отечественной войны, полной примеров величайшего героизма и мужества людей в борьбе за свободу Родины;
Подвести к восприятию художественных произведений о войне;
Уточнить знания о празднике Дне Победы, объяснить, почему он так назван и кого поздравляют в этот день.
Формировать нравственно-патриотические качества: храбрость, мужество, стремление защищать свою Родину.
Дать детям представление о том, что народ помнит и чтит память героев в Великой Отечественной войны1941-1945 г.г.: в честь героев слагают стихи и песни, воздвигают памятники.
Познакомить детей с боевыми наградами, которыми награждали воинов во время Великой Отечественной войны.
Организовать сотрудничество с родителями, оказывать поддержку и содействие семьям в воспитании у дошкольников патриотических чувств.
Формировать мнение о недопустимости повторения войны.
Ожидаемый результат:
Расширится представление детей о подвигах советского народа, о защитниках отечества и героях Великой Отечественной войны;
Проявление чувства гордости за стойкость и самоотверженность советского народа в период Великой Отечественной войны;
Сформируется внимательное и уважительное отношение у учащихся к ветеранам и пожилым людям, желание оказывать им посильную помощь.
Умение представить творческо-поисковый продукт индивидуальной, коллективной деятельности.
Организация работы над проектом.
Деятельность педагогов.
Подготовка художественной литературы, методических и дидактических материалов по основным историческим событиям ВОВ.
Проведение тематической ООД, организация выставок.
Отражение данной тематики при создании тематического планирования образовательной программы.
Чтение художественной литературы, заучивание стихов, просмотр документальных и художественных фильмов о ВОВ.
Встречи с ветеранами ВОВ и их потомками, индивидуальные и коллективные беседы о ВОВ.
Слушание песен военно-патриотической тематики.
Тематическое содержание книжного уголка.
Подбор открыток, иллюстраций, фотографий для оформления альбомов «Галерея памяти», «Бессмертный полк».
Рассматривание открыток, иллюстраций с изображением родов войск, памятников воинам, обелисков.
Прослушивание музыкальных произведений: марши - Д.Кабалевский "Марш" (детский), П.Чайковский "Марш деревянных солдатиков", Г.Свиридов "Военный марш", В.Агапкин "Прощание славянки".
Деятельность детей.
Участие в конкурсах, праздниках, беседах.
Самостоятельная и совместная художественная деятельность, изготовление поделок на военные темы в подарок папе, дедушке, выставка рисунков детей.
Заучивание пословиц и поговорок о храбрости, чести, долге, солдатской службе и товариществе, предложенных педагогами; рисование понравившихся сюжетов на военную тему по прочитанным произведениям.
Исполнение сюжетно-ролевых игр, постановок.
3. Деятельность родителей.
Участие во всех мероприятиях, организуемых в классах(тематическая ООД, праздники, досуги, экскурсии (библиотека, музей, к памятнику «Вечный огонь»)
Изготовление альбома памяти «Есть такая профессия – Родину защищать!», рисование с детьми сюжетов на военную тему, изготовление поделок.
Подборка детьми вместе с родителями исторического материала (фотографий, писем) о своих родственниках, принимавших участие в исторических боевых традициях.
Предметно-развивающая среда:
Оформление уголка «Уголков памяти», посвящённых Дню Победы
Дидактические игры с патриотическим содержанием.
Подборка наглядно – дидактического материала на тему Великой Отечественной Войны и солдатских будней.
Подборка художественной литературы – рассказов, стихов, пословиц и поговорок о войне, празднике «День Победы», о людях героических и военных профессий, о дружбе народов.
Подборка песен военных лет.
Подборка различных материалов для продуктивной деятельности детей.
Этапы реализации проекта
№ п/п | Мероприятия | Сроки |
1 этап Подготовительный |
|
|
1 | Сбор методического материала о ВОВ для создания проекта | январь |
2 | Выставка художественной литературы о ВОВ | февраль |
3 | Беседа с детьми «Что я знаю о войне?» | февраль |
2 этап Основной |
|
|
| Работа с детьми |
|
1 | Чтение художественной литературы, стихотворений о ВОВ | февраль |
2 | Военно-спортивная игра «Зарница» | февраль |
3 | Оформление тематических папок для детей и рекомендация для родителей с иллюстрациями и стихами, посвящёнными Дню Победы | март |
4 | Беседа: «Боевая слава героев» с демонстрацией иллюстративного материала, просмотров роликов, презентаций | март |
5 | Дидактические игры: «Что нужно артиллеристу, танкисту, лётчику, разведчику и т. д.», «Чья форма», «Что изменилось», «Военный транспорт», «Найди флаги» | март |
6 | Просмотр видеофильмов: «Минута памяти», «Как прадеды мир отстояли», «День победы» и т. п. | март |
7 | Беседы о войне, о подвигах наших воинов, партизан, людей, которые трудились в тылу в городском Краеведческом музее, детской библиотеке | апрель |
8 | Сюжетно-ролевые игры: «На границе», «Разведчики», «Военные моряки», «Лётчики» | апрель |
9 | Организация выставки рисунков и поделок «Военная слава России» в классах | апрель |
10 | Прослушивание музыкальных произведений: «Священная война», «День победы», слушание и разучивание военных песен | апрель |
11 | Квест-игра «Дорогами бессмертного полка» | май |
12 | Конкурс чтецов «Наша Армия родная» | май |
13 | Пешеходные экскурсии, целевые прогулки к памятникам героям ВОВ, возложение цветов | май |
| Работа с родителями | |
1 | Консультация для родителей «Как рассказать детям о войне» | февраль |
2 | «Есть такая профессия – Родину защищать!» - выставка армейских альбомов, фотографий пап, дедушек | март |
3 | Оформление тематических фотоальбомов: - «Наши деды-славные победы» -«Они нас защищали» -«Дети-герои войны» | март |
4 | Помощь в изготовлении атрибутов к сюжетно-ролевым играм на военную тему, костюмов к празднику | апрель |
5 | Участие в акциях: -«Весенняя неделя добра» -«Поздравления для всех» -«Георгиевская ленточка» -«Бессмертный полк» | апрель – май |
6 | Участие в городских, областных, федеральных конкурсах, фестивалях детского творчества (рисунков, поделок, чтения стихов, вокальных, танцевальных, театральных конкурсах) | март-май |
7 | Помощь в организации и подготовке к Квест-игре «Дорогами бессмертного полка» | май |
Работа с педагогами | ||
1 | Сбор методического материала о Великой Отечественной Войне, оформление тематических папок, подбор музыки, стихотворений, конспектов досугов, посвящённых Дню защитников Отечества, Дню победы | январь |
2 | Консультация по организации мероприятий, посвящённых празднованию дня Победы в ВОВ | февраль |
3 | Конкурс песен военных лет с импровизацией | февраль |
4 | Участие в акциях: -«Весенняя неделя добра» -«Поздравления для всех» -«Георгиевская ленточка» -«Бессмертный полк» | март - май |
5 | Создание книги-памяти о ВОВ | март |
6 | Оформление стенда в ДОО «Мы память бережно храним» | март |
7 | Оформление альбомов: - «Города - герои» - «Награды Великой Отечественной войны» - «Оружие и техника Великой Отечественной войны» - «Военные профессии» | март |
8 | Оформление в группах «Уголков памяти», посвящённых Дню Победы | апрель |
9 | Организация выставки рисунков «75 лет Великой Победе» | апрель |
10 | Участие в городских, областных, федеральных конкурсах, фестивалях детского творчества (рисунков, поделок, чтения стихов, вокальных, танцевальных, театральных конкурсах) | март -май |
11 | Создание в группах макетов, посвящённых Дню Победы | май |
Оформление выставки поделок, рисунков посвящённой Дню Победы | май | |
3 этап Заключитель ный |
|
|
1 | Тематические утренники «День победы» с приглашением ветеранов ВОВ, тружеников тыла, детей войны | май |
2 | Участие в акции «Бессмертный полк» | май |
Приложение.
Работа с детьми.
Беседа: «Боевая слава героев».
Цель: Воспитывать детей как патриотов своей Родины, знающих ее историческое прошлое.
-Ребята у каждой страны, у каждого народа, бывают такие моменты истории, такие времена, когда наступают тяжелые испытания. Чтобы их достойно пройти, нужно много усилий и большая вера в то, что мы всё преодолеем. Такое тяжёлое испытание выпало и на долю нашего народа. Это Великая Отечественная война.
Ребятки ответьте мне, а вы знаете, с кем воевал ваш народ? Кто напал на нашу страну?
Ребята отвечают.
Да ребята это была фашистская Германия, страна, в которой у власти стоял человек, который желал подчинить себе как можно больше территории со всеми фабриками, заводами, городами, сёлами и таким образом сделать свою страну (Германию) самой богатой и влиятельной на Земле.
Вот я вам сейчас немного о ней расскажу. Но сначала мы с вами послушаем песню о начале войны: песня «Вставай страна огромная».
Ребята, какая эта песня по характеру?
Дети отвечают (страшная, пугающая)
А к чему ребята эта песня призывает? Дети отвечают.
Верно, ребята эта песня оповещает народ о начале войны и призывает вставать на защиту. Идти и защищать свою Родину от врагов.
В четыре часа утра 22 июня 1941 года, когда в глубокий сон были погружены все города и сёла нашей Страны, немцы начали бой. Они напали на нашу страну без предупреждения, как разбойники. Они хотели захватить нашу родину, а людей убить и сделать своими слугами.
Война наступила внезапно. Из-за этой внезапности наша Страна понесла огромные потери. Немцы захватывали город за городом, убивали людей. По всей стране, начался призыв в армию, нашу Красную Армию. Всех мужчин, которые могли держать оружие, призывали на войну, чтобы защищать свою Родину. На фронт уходили отцы, старшие братья, даже многие девушки шли на фронт.
Как вы думаете, ребята кем могли служить наши девушки? Как они помогали нашим бойцам?
Ответы детей (они были медсёстрами, связистами, разведчицами) Верно ребята. Девушки были мужественные и тоже хотели быстрей справиться с врагом. Особенно страшно было женщинам и детям во время атаки фашистских самолётов, когда бомбы летели с неба, и негде было укрыться от них. Это было страшное время. После боёв оставались разрушенные города, сёла, деревни. Бойцы всеми силами обороняли каждый кусочек своей земли.
Нападение было быстрым, неожиданным, однако не принесло желаемых результатов – русская армия оказала сильнейшее сопротивление, чем предполагали немцы, и война затянулась на долгие годы.
Давайте с вами ребята прервёмся и немного разомнёмся:
Физминутка:
1.2.3 –
Мы теперь богатыри
Руки вверх мы поднимаем
На заставу мы шагаем
Богатырская застава
Смотрит влево, смотрит вправо.
Ни в морях,
Ни в небесах
Не пропущен будет враг.
Мы шагаем дружно в ногу
Пусть уходит враг с дороги…
Размялись, а теперь я продолжу свой рассказ.
Война длилась четыре года. Разделилась она на три части, этапа. Первый этап длился почти полтора года, это был этап оборонительный. Фашисты на нас нападали. А мы противостояли им. Защищались от них. Второй этап – это этап переломный. Когда наша Красная Армия смогла взять преимущество в войне в свои руки и начала наступление сама. Теперь не немцы на нас наступали, а мы защищались – а всё наоборот, наши солдаты стали наступать на немцев и гнать их с нашей страны. И третий этап – это заключительный. Когда наша Армия стала уничтожать врага и освобождать города и сёла от фашистов. И наконец, 8 мая 1945 года наши войска захватили главный город Германии Берлин.
Война закончилась победой нашей страны. 9 мая был объявлен праздником, ДНЁМ ПОБЕДЫ.
Давайте с вами послушаем сейчас песню, которая была написана ко Дню Победы и звучит на всех парадах страны 9 мая.
Песня «День Победы» .
Ребята, а это по характеру какая песня? Вспомните, вот мы в начале нашей беседы слушали с вами песню, она призывала всех защищать Родину, а в этой песне, о чём поётся? Как вы думаете?
Дети отвечают: песня добрая, весёлая, радостная, торжественная! В ней поётся о победе!
Этот праздник и сейчас мы с вами отмечаем радостью, салютом, благодарностью тем людям которые отстояли нашу Родину.
В память о них скульпторы воздвигают памятники, поэты пишут стихи.
На нашей земле после войны осталось много братских могил, обелисков, мемориалов, памятников. К ним приходят люди, чтобы почтить их память.
Давайте с вами посмотрим фотографии, которые были сделаны во время войны и уже после неё.
Показ фотографий и краткий комментарий к ним.
В этом, 2020 году, 9 мая мы празднуем 75 годовщину окончания Великой Отечественной войны. Мы чтим и свято помним наших героев, наших освободителей. Скажем им СПАСИБО! И ребята давайте с вами почтим память всех, кто погиб в годы войны минутой молчания!
Дидактические игры.
«Кому что нужно?»
Цель: Обогатить и систематизировать знания детей о Защитниках Отечества, военных профессиях, военной технике, одежде военных;
Задачи:
- расширить знания детей о защитниках Отечества;
- воспитывать уважение, признательность к людям военных профессий;
- обогатить речь детей новыми словами;
- развивать память, внимание, логическое мышление, творческие способности, самостоятельность.
Дидактический материал:
5 больших карточек с изображением военнослужащих различных родов войск, 20 маленьких карточек с изображением различных предметов военнослужащих;
Ход игры:
В игре участвуют от 1 до 5 человек. Большие карточки раздаются всем участникам игры, маленькие перемешиваются и выкладываются в одну стопку. Ведущий берет одну маленькую карточку, и спрашивает: «Что за предмет изображен на карточке? Кому этот предмет нужен?» Дети должны ответить: «Это танк. Он нужен танкисту.» За правильный ответ ребенок получает маленькую карточку и закрывает ею пустую клеточку. Игра продолжается до тех пор, пока не будут открыты все все маленькие карточки. Выигрывает тот, кто первым закроет все пустые клетки на своей большой карте.
«Один – много»
Образование множественного числа существительных в именительном падеже.
Танкист – танкисты.
Летчик – летчики.
Моряк – моряки.
Солдат – солдаты.
Воин – воины.
Герой – герои.
Ракета – ракеты.
Шашка – шашки.
Пилотка – пилотки.
Лодка – лодки.
Пехотинец – пехотинцы.
Десантник – десантники.
Пограничник – пограничники.
«Кого в армии много?»
Образование множественного числа существительных в родительном падеже.
Один пограничник, а в армии много (кого) – в армии много пограничников.
Словарь: танкистов, летчиков, моряков, много солдат, воинов, героев, ракет, шашек, пилоток, лодок, пехотинцев, десантников.
«Посчитай»
Образование существительных множественного числа в именительном и родительном падеже.
Один солдат – два солдата – пять солдат.
Словарь: матрос, пехотинец, летчик, парашютист, пушка, пистолет, ружье.
«Назови по образцу»
Образование существительного, обозначающего профессию.
Артиллерия – артиллерист
Вертолет – вертолётчик.
Словарь: кавалерия, пехота, разведка, танк, пулемет, десант, граница, море, парашют, ракета, космос.
«Назови солдата»
Если солдат охраняет границу, он кто? – Пограничник.
Плавает на корабле – моряк.
Ездит на танке – танкист.
Плавает на подводной лодке – подводник.
Проводит связь – связист.
Летает на самолёте – лётчик.
Служит в артиллерии – артиллерист.
Летает на вертолёте - вертолётчик.
Стреляет из автомата – автоматчик.
Прыгает с парашютом – парашютист.
Стреляет из пулемёта – пулемётчик.
«Кто что делает?»
Поиск соответствующего понятия.
Зенитчик – стреляет из зенитки.
Танкист – ездит на танке.
Лётчик – летает на самолёте.
Пулемётчик – стреляет из пулемёта.
Разведчик – ходит в разведку.
Миномётчик – стреляет из миномёта.
Вертолётчик – летает на вертолёте.
Пограничник – охраняет границу.
Моряк – плавает на границе.
Подводник – плавает на подводной лодке.
Ракетчик – запускает ракеты.
Артиллерист - стреляет из пушки.
Связист – обеспечивает связь.
Автоматчик – стреляет из автомата.
Десантник – прыгает с парашютистом.
«Скажи иначе».
Учить подбирать синонимы.
Солдат храбрый, а как сказать по-другому? – смелый, бесстрашный.
Наша страна большая, а как сказать по-другому? – огромная, необъятная.
Наша армия ….
«Чем похожи и чем отличаются?»
Построение монолога.
Самолет – вертолёт.
Катер – подводная лодка.
«Образуй новое слово»
Силы – сильный.
Храбрость – храбрый.
Смелость – смелый
Быстрота – быстрый.
Ловкость – ловкий.
Находчивость – находчивый.
Ум – умный.
«Четвёртый лишний»
Танк, истребитель, вертолет, самолет, бомбардировщик.
Артиллерист, снайпер, повар, десантник.
Барабан, пулемет, автомат, миномет.
Тельняшка, шинель, джинсы, китель.
«Сосчитай-ка»
Воспитатель: Давайте сосчитаем нашу боевую технику. Педагог демонстрирует картинку с боевой техникой и цифру, а ребёнку нужно правильно назвать количество техники.
«Закончи предложение»
Вертолеты летят где? (в небе) Танки мчатся по чему? (по земле) Корабли штурмуют что? (море) Боевая машина идет куда? (в бой) Солдат защищает что? (Родину) Капитан управляет чем? (кораблем)
Можно отгадывать загадки и находить отгадки среди картинок, составлять описательные и сравнительные рассказы, использовать карточки для игр «Чего не стало?», «Что изменилось?», подбирать прилагательные и глаголы к существительным.
«Сколько? Много-мало»
Танк - …
Самолет - …
Пушка - …
Корабль - …т. д
Далее предлагается детям все эти предметы назвать одним слово "Это всё (что) – военная техника".
«Образуй новое слово»
- Этот солдат служит в пехоте, значит он (кто…пехотинец.
- Этот солдат управляет огромным танком, значит он (кто…танкист.
- Этот солдат ходит в разведку, значит он (кто…разведчик.
- Этот солдат служит в десантных войсках, значит он (кто… десантник.
- Этот солдат охранят границу, значит он (кто… пограничник.
- Этот солдат служит на подводной лодке, значит он (кто… подводник.
- Этот солдат защищает воздушные границы нашей страны, значит он (кто…летчик.
- Как всех этих людей назвать одним словом? (военнослужащие)
- Какой праздник, посвященный этим людям, отмечается в нашей стране?
«Загадки – отгадки. Военные профессии»
Детям предлагается отгадать загадки и разделить слова-отгадки на слоги
(летчик, моряк и т. д.)
Кто, ребята, на границе Нашу землю стережет? Чтоб работать и учиться Мог спокойно весь народ? (пограничник) | Кто плывет на корабле? Он не тоскует о земле. Море дом его родной Кто же, ребята, он такой? (моряк) | Самолет парит, как птица, Там воздушная граница. На посту и днем и ночью Наш солдат – военный… (летчик). |
Цикл бесед о войне, о подвигах наших воинов, партизан, людей, которые трудились в тылу.
ПАРТИЗАНЫ
Советские люди, оказавшиеся на территории, оккупированной врагом, а также бойцы и командиры, попавшие в окружение, уходили в леса, создавали партизанские отряды и вступали в борьбу с немецко-фашистскими оккупантами. Они всеми силами и средствами стремились помочь советским войскам, сражавшимся на фронте. Партизаны взрывали мосты, портили телеграфную и телефонную связь противника, поджигали склады, преследовали и уничтожали врагов на каждом шагу. Боевые действия партизан наносили огромный урон живой силе и технике противника. В партизанском движении участвовало свыше 1 млн. человек, партизаны вывели из строя свыше 1 млн. солдат противника, взорвали более 20 тыс. эшелонов и 1600 мостов.
ДЕТИ И ВОЙНА
Трудные, голодные и холодные военные годы нередко называют военным лихолетьем - лихими, злыми годами. Тяжело достались они всему нашему народу, но особенно тяжко пришлось детям. Многие остались сиротами - отцы погибли на войне, другие потеряли родителей во время бомбежек, третьи лишились не только родных, но и отчего дома, четвертые оказались на оккупированной врагами территории, пятые - в плену у немцев. Дети оказались лицом к лицу с жестокой, беспощадной силой фашизма. Многие из них встали наравне с взрослыми плечом к плечу на защиту своей Родины.
Предложите детям подумать, что такое «подвиг». Это всегда смелый, отважный поступок. А как называют человека, совершившего подвиг? (Герой.) Почитайте рассказы о подвигах детей, которые помогали взрослым во время Великой Отечественной войны. Они взрывали поезда и склады с боеприпасами, работали санитарами в госпиталях, ходили в разведку наравне со взрослыми. Расскажите хотя бы одну историю на выбор: Зины Портновой, Лени Голикова, Вали Котика, Нади Богдановой, Марата Казея, Лары Михеенко и т.д.
Приоткройте детям еще одну страница темы «Дети и война» - сыны полка... Голодных и промерзших, этих мальчишек привозили в штабные землянки. Командиры и солдаты кормили их горячей похлебкой и терпеливо убеждали вернуться домой. Но многим из них некуда было вернуться - война отняла у них дом, родных. И суровые командиры сами или по настоянию бывалых солдат сдавались, нарушая инструкции. К мирной жизни подросшие сыны полка возвращались, пройдя нелегкими дорогами войны. За годы. Великой Отечественной войны сотни юных героев были награждены боевыми орденами и медалями.
Вопросы для закрепления: Кому было особенно тяжело во время войны? Как называют человека, совершившего подвиг? Кого из детей-героев вы знаете? Кто такой сын полка?
Слова для обогащения детского лексикона: лихолетье, подвиг, герой, бесстрашие, мужество.
НАГРАДЫ ПОБЕДЫ.
В годы Великой Отечественной войны людям, отличившимся в бою, командование вручало награды - ордена и медали. Ордена и медали могли быть вручены за то, что боец, находясь в загоревшемся танке, продолжал выполнять боевую задачу; за то, что в бою вывел из строя не менее двух танков или трех самолетов противника; за то, что солдат первым ворвался на территорию противника и личной храбростью помог успеху общего дела; захватил в плен вражеского офицера. Среди награжденных было много разведчиков, которые в ночных походах уничтожали склады противников с военным имуществом, ценой собственной жизни добывали ценные сведения, спасая тем самым жизни многим людям. Над созданием орденов и медалей работали лучшие художники страны того времени.
Они с помощью символов показывали, за что именно было вручена та или иная медаль владельцу.
За подвиги на фронтах Великой Отечественной войны 11603 воина были удостоены звания Героя Советского Союза, 104 из них получили это звание дважды, а Г. К. Жуков, И. Н. Кожедуб и А. И. Покрышкин - трижды. В ходе Великой Отечественной войны было учреждено 12 орденов, 25 медалей, которыми награждались советские воины, участники партизанского движения, подпольщики, труженики тыла, ополченцы. В соответствующем справочнике можно найти их названия, узнать, за какие заслуги ими награждали военных.
Многие ордена и медали носят имена известных полководцев: Дмитрия Донского, Александра Невского, Александра Суворова и так далее. Предложите подумать, почему в честь этих полководцев названы награды? Расскажите, что орденами и медалями было награждено более 7 млн. человек.
Вопросы для закрепления. Какие награды военных лет вы знаете? За что командование вручало людям награды - ордена и медали? А какие награды есть у ваших старших родственников?
Слова для обогащения детского лексикона: награда, награждение, символ, орден, медаль, орденоносец, герой.
Беседа «Учащимся о Великой Отечественной войне»
Цель: знакомство с событиями Великой Отечественной войны, с детьми - героями.
Задачи:
• познакомить детей с событиями Великой Отечественной
войны. Объяснить, что значит термин «Великая Отечественная»;
дать представление о том, что она была освободительной, велась
во имя мира, процветания и благополучия нашей Родины;
• познакомить с детьми – героями и их боевыми подвигами;
• воспитывать чувство гордости за свой народ, стремление быть
похожими на тех солдат, которые отстояли нашу Родину.
Оборудование: иллюстрации военных событий, портретов детей – героев, записи песен военных лет.
Ход беседы
Учитель :
- Ребята, кто из вас знает, что за праздник 9 мая, который ежегодно отмечает вся наша страна? 9 Мая — это праздник Победы. В этот день мы вспоминаем подвиг воинов и советского народа, принимавших участие в Великой Отечественной войне (звучит песня «Вставай страна огромная»)
В тот страшный день земля рванула в небо.
От грохота застыла в жилах кровь.
Июнь цветастый сразу канул в небыль,
И смерть, вдруг, оттеснила жизнь, любовь (Автор -Татьяна Лаврова)
22 июня 1941 года на рассвете войска фашистской Германии вероломно, без предупреждения войны, напали на нашу Родину. Фашисты пытались уничтожить советский народ, захватить наши земли и города. Началась Великая Отечественная война советского народа против фашистских захватчиков.
Во главе Германии стоял Адольф Гитлер, который хотел завоевать нашу огромную и богатую страну, вывести из страны все богатства, а народ уничтожить. Наш народ в те дни жил в мире, дети учились в школе, ходили в детский сад, а их родители работали. Они строили планы на будущее. Но война жестоко разрушила эти планы. Мужчинам, женщинам и даже школьником пришлось отправиться на фронт. Весь народ встал на защиту Родины от врагов.
Учитель : Дети, а кто из вас знает, почему война называется Великой Отечественной?
Слово «великий» означает очень большой, громадный. Эта война захватила огромную часть территории нашей страны, в ней участвовало очень много людей, она длилась долгих четыре года, а борьба с врагом потребовала от нашего народа огромного напряжения, физических и духовных сил.
Отечественной войной она называется потому, что была справедливая, направленная на защиту своего Отечества. Вся огромная страна встала на защиту рубежей своей Родины.
У врага на главных направлениях было больше военной техники: пушек, самолетов, танков и хорошо обученных солдат. Гитлер рассчитывал на быструю победу, потому что ранее фашистская Германия захватила Австрию, Чехословакию, Польшу, Францию и ряд других государств Европы. Промышленность этих стран стала работать на Германию. Но фашисты просчитались. Весь народ от мала до велика поднялся на борьбу с врагом.
Начало войны для советского народа было неудачным. Враги наступали. В первый же день войны фашисты атаковали Брестскую крепость, она стояла на границе. Не смогли они взять крепость штурмом. Отважно сражались защитники Брестской крепости, но их становилось все меньше и меньше. Тридцать два дня они боролись за крепость и не сдались врагу. Поклонилась за это страна героям.
Армии фашистов шли вперед. Гитлер хотел захватить столицу нашей Родины - Москву. План своего наступления они назвали «Тайфуном» (Сильный ветер, ураган). Они хотели схватить советские армии в огромные клещи, раздавить, уничтожить. 30 сентября 1941 года фашистские генералы отдали приказ о наступлении на Москву. Наши солдаты стойко сражались и не подпустили врага к Москве, несмотря на то, что техника у врага была сильнее, да и солдат больше.
Потеряв поражение под Москвой, фашисты летом 1942 года начали новое наступление на юге. Они стремились выйти к Волге, захватить богатые нефтью земли Кавказа, богатую хлебом Кубань. Грозным было лето 1942 года. Враги прорвались к Волге и начали штурм Сталинграда (ныне Волгоград). 2 февраля 1943 года вражеские войска потерпели поражение под Сталинградом. Советские войска уничтожили 22 фашистские дивизии, взяли в плен 91 тысячу фашистских солдат. Это была великая победа наших войск.
Сталинград! Город воинской Славы,
Сталинград! Это город Герой!
Там на битву сошлись две державы,
Кровь лилась там великой рекой!
И фашистскую черную силу,
Окружили и взяли в котел,
Но немало легло там в могилу
Наших дедов, отцов и сестер! (Автор- В. Болтунов)
После поражения под Сталинградом и на Кавказе фашисты отступили на много километров на запад. Наши войска освободили город Курск. Здесь советские солдаты глубоко врезались в фашистскую оборону. Образовалась Курская дуга. Несмотря на поражения, фашисты надеялись на новые победы. В июле 1943 года они перешли в наступление. Героически сражались наши танкисты и сломили они фашистов. Курск, Орел и Белгород освобождали и летчики, и танкисты, и артиллеристы, и пехотинцы. Первый салют в Москве был дан в честь этих войск.
Упорно обрушились фашисты на Ленинград (ныне Санкт-Петербург). В 1941 году фашисты отрезали Ленинград от всей страны, началась блокада. Начались страшные дни для жителей города: не было электричества, топлива, не работал водопровод, начался голод. Город постоянно обстреливался фашистами. По городу ходила смерть, но народ держался. 900 дней и ночей держалась блокада, но Ленинград выстоял, не сдался врагам.
Беспощадная фашистская осада
Продолжалась девятьсот голодных дней.
Замерзая, люди близких хоронили,
Пили воду из растопленного льда,
Из любимых книжек печь зимой топили,
И была дороже золота еда. (Автор - Т. Варламова)
Наши армии наступали.
Советские войска нанесли роковые удары по фашистам. Начались годы изгнания врага с наших родных земель. Враги упорно проявляли сопротивление, им не хотелось отступать. Шли еще бои на Украине и в Белоруссии, но не было уже силы, которая смогла бы остановить наступление советских войск.
Дети в годы Великой Отечественной войны наравне со взрослыми уходили на фронт. Несмотря на свой юный возраст, боролись с фашистами, совершая подвиги.
Дети войны под бомбежкой, в холодных окопах
Дети полков. Партизанских отрядов сыны
Родине отдали жизнь до последнего вздоха –
Как вам хотелось дожить до конца той войны!
Дети войны – те девчушки, мальчишки – ребята!
Трудно сказать, да и было ли детство у вас?
Вместо домов вам достались сожженные хаты,
А в узелке – лишь сухарик один про запас.
Дети войны, как детьми вы остаться сумели,
Хоть повидали так много и горя, и зла.
Ваши сердца от жестокости не очерствели,
В клубах пожарищ душа оставалась светла.
А вам хотелось бегать и смеяться,
В небесных сини голубей гонять,
Но с детством рано довелось расстаться,
За день пришлось на годы старше стать. (Автор - Л. Г. Корнева)
Учитель :
- Дети, а кого из детей – героев великой Отечественной войны вы знаете?
Зина Портнова - юная партизанка, пионерка. Она была самой юной участницей (15 лет) организованного в Витебской области подполья «Юные мстители». Зина отравила более ста немецких офицеров в столовой, где работала посудомойкой.
Ей чудом удалось избежать смерти и ответственности. После этой диверсии, Зина Портнова ушла в партизанский отряд. Однажды,когда Зина выполняла поручение партизанского отряда, операция провалилась, её опознали и арестовали. Зина Портнова до своей казни прошла все круги ада. Пытали её зверски: выкололи глаза, искалечили, загоняли иголки под ногти и прижигали кожу раскалённым железом. Зина мужественно переносила все истязания и ничего не сказала. В январе 1944 года искалеченную, слепую и абсолютно седую 17-тилетнюю девушку повели на казнь. Её расстреляли на площади вместе с другими приговорёнными. Лишь спустя почти 15 лет мир узнал о ее подвиге. Зине Портновой присвоили звание Героя Советского Союза и орден Ленина.
Марат Казей вместе со старшей сестрой Ариадной вступил в партизанский отряд, где стал разведчиком. Марат много раз проникал в немецкие гарнизоны и возвращался к товарищам с ценной информацией. Юный герой участвовал во многих диверсиях на важных для гитлеровцев объектах, в открытых боях с противником. В марте 1943 г, благодаря ему, был спасен целый партизанский отряд. Марат Казей смог прорваться сквозь кольцо врага и привести подмогу. Враг был разбит, а его товарищи спасены.
За совершенные им подвиги, в 1943 г, 14-летний Марат Казей был награжден тремя высокими наградами: медалями «За боевые заслуги», «За отвагу» и орденом Отечественной войны 1-й степени.
Марат Казей погиб 11 мая 1944 года в бою, возвращаясь из разведки, их окружили гитлеровцы. Потеряв в перестрелке товарища, юноша сам подорвал себя гранатой, не дав немцам взять его живым.
Леня Голиков в марте 1942 г. стал разведчиком 67-го отряда Ленинградской партизанской бригады. Он участвовал в 27 боевых операциях, во время которых юный партизан уничтожил 78 вражеских офицеров и солдат, а также 14 подрывах мостов и 9-ти автомобилей противника. Самый значимый подвиг был совершен 13 августа 1942 года, недалеко от деревни Варницы. Находясь в разведке с напарником, Голиков подорвал легковой автомобиль врага. В нем находился генерал-майор инженерных немецких войск. Найденный при нем портфель содержал очень нужные для партизанского движения документы.
За совершенный подвиг Лёня Голиков был представлен к званию Герой Советского Союза и награждению медалью «Золотая звезда».
Получить их он не успел. Леня Голиков погиб, находясь в партизанском отряде, когда вступили в бой с врагом.
Валя Котик в 1942 г. он был принят в ряды Шепетовской подпольной организации, в качестве разведчика. Он принимал участие в подвигах партизанского отряда. Его первый громкий подвиг - сумел обнаружить подземный телефонный кабель ставки немецкого командования, который был затем взорвали партизаны.
Он успешно подрывал склады и железнодорожные эшелоны, принимал участие в многочисленных засадах. Валя добывал информацию о расположении немецких постов и смены их караула.
29 октября 1943 года мальчик успел застрелить вражеского офицера и поднять тревогу, этим спасши жизнь своих товарищей. За совершенные подвиги, пионер Валя Котик был награжден орденом Отечественной войны I степени и орденом Ленина, а также медалью «Партизану Отечественной войны» II степени.
В феврале 1944 г. 14-летний герой получил смертельные ранения в бою за освобождение города Изяслав Каменец-Подольский. Он умер на следующий день. Ему было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
Учитель :
Пионеры - герои погибли, сражаясь за свободу нашей Родины, но память о них останется навсегда в наших сердцах.
Шла весна 1945 года. Великая Отечественная война нашего народа против фашистов приближалась к концу. Победный май 1945 года принес свободу не только нашей стране, но и народам Польши, Болгарии, Венгрии, Чехии, Словакии, Югославии и других стран Европы. Наша армия гнала врагов до самого Берлина, столицы фашистской Германии. Накануне там шли жестокие бои за каждую улицу, каждый дом. Много наших солдат погибло на чужой земле, сражаясь с фашистскими войсками. В Берлине, у стен рейхстага, прозвучали последние выстрелы второй мировой войны. Над рейхстагом взвился победный красный флаг, а на его ступенях начался первый послевоенный концерт русских артистов. Среди развалин покоренного Берлина зазвучали веселые песни под переливы гармони и перестук солдатских ложек. (Звучит песня "Выходила на берег Катюша")
Учитель : По современным данным, в Великой Отечественной войне погибло 25-27 миллионов людей, в том числе и дети. Благодаря этим людям, мы с вами живем под мирным небом. После завершения Великой Отечественной Войны на главной площади нашей страны в городе Москве состоялся Парад Победы (звучит песня «День Победы»). Повсюду в нашей стране и в других странах установлены памятники павшим воинам, к которым мы 9 мая всегда возлагаем цветы. Они напоминают нам о тех, кто отдал свою жизнь, героически сражаясь за Родину.
День Победы 9 Мая –
Праздник мира в стране и весны.
В этот день мы солдат вспоминаем,
Не вернувшихся в семьи с войны.
В этот праздник мы чествуем дедов,
Защитивших родную страну,
Подаривших народам Победу
И вернувшим нам мир и весну! (Автор - Н. Томилин)
Беседа о войне.
Познакомить детей с историческими событиями Великой Отечественной войны;
Подвести к пониманию того, что народ хранит память о людях, отдавших свою жизнь за Родину;
Воспитывать чувство гордости за то, что солдаты защищают Родину, а значит и желание быть похожими на них;
Приобщить к прошлому и настоящему через связь поколений, воспитать уважение к памяти павших бойцов, ветеранам ВОВ;
Закрепить представление о празднике День Победы
Ход беседы:
Учитель :
Хорошо жить, когда ярко светит солнце, поют птицы; когда можно играть с друзьями, когда есть у тебя мама и папа, бабушка и дедушка!
Хорошо жить, когда вокруг тебя, во всем мире только хорошие и добрые люди! Но так, к сожалению, не бывает. Живут на земле и добрые и злые, и хорошие, и плохие. Бывает, что ссорятся и даже дерутся. Но когда дерутся два человека – это еще полбеды, а вот когда целые народы, армии, это уже беда! Тогда гибнут люди – и мамы, и папы, и бабушки, и дети; тогда разрушаются дома, уничтожаются леса, поля – и все это называется война.
Когда-то давным - давно, когда ваши прадедушки и прабабушки были еще молодыми, жил в одной стране, в Германии, злой правитель которого звали Гитлер. Захотел он завоевать весь мир. И началась война. Гитлер со своими солдатами нападал, а мирные жители во всех странах и городах защищались. Но у Гитлера было очень много солдат и военной техники, и поэтому он завоевывал все страны. И так дошел он до нашей страны, которая тогда называлась Советский Союз.
Была самая короткая ночь в году. Люди мирно спали. И вдруг:
— Война! Война!
Летней ночью, на рассвете,
Гитлер дал войскам приказ
И послал солдат немецких
Против всех людей советских –
Это значит – против нас.
Он хотел людей свободных
Превратить в рабов голодных,
Навсегда лишить всего.
А упорных и восставших,
На колени не упавших,
Истребить до одного!
22 июня 1941 года на нашу Родину напали немецкие фашисты. Напали словно воры, словно разбойники.
Они хотели захватить наши земли, наши города и сёла, а наших людей либо убить, либо сделать своими слугами и рабами. Началась Великая Отечественная война.
Враги напали на нас неожиданно. У них было больше танков и самолётов. Наши армии отступали. Бои шли на земле, в небе, на море.
Немецкие самолеты бомбили города, аэродромы, железнодорожные станции, они бомбили больницы, где лечились больные люди: взрослые и дети. Бомбы падали на жилые дома, детские сады и школы. Они обстреливали из орудий тихие деревни. Поджигали поля. Враги не разбирали где взрослые, где дети - всех убивали на своем пути. И топтали, топтали нашу родную землю.
Все: и стар и млад встали на защиту нашей Родины.
Ваши прабабушки, прадедушки шли на войну, даже подростки рвались на фронт и каждый защищал свое Отечество. И назвали эту войну Великой Отечественной. Нелёгким был путь к победе. Прогремели великие битвы: Московская, Сталинградская, битва на Курской дуге День за днем, месяц за месяцем, год за годом солдаты, моряки, летчики, воевали на фронте с фашистами.
А в тылу, дома их ждали матери, сестры, жены, и не просто ждали, а трудились для фронта. Все мужчины были на войне, и женщинам пришлось взять на свои хрупкие плечи не только заботу о доме, но и выполнять работу за мужчин.
Миллионы людей, в том числе и дети, трудились у заводских станков и на полях страны. Советские люди (Советский Союз — так называлась в те годы наша страна) делали всё, чтобы остановить фашистов. Даже в самые тяжёлые дни они твёрдо верили: «Враг будет разбит! Победа будет за нами!»
И вот пришёл день, когда наступление захватчиков было остановлено. Советские армии погнали фашистов с родной земли.
Война длилась очень долго-4 года. Много людей погибло. Но наша доблестная армия не сдалась, она не только прогнала врага с нашей земли, но и освободила народы других стран, захваченных фашистами. Наши солдаты дошли до Берлина — главного города в Германии. И там, на самом главном здании, которое называлось Рейхстагом, был водружен наш красный флаг Победы.
9 мая закончилась война, и тот день стал самым светлым и любимым праздником — Днем Победы!
С тех пор прошло много лет. За это время, чтобы люди никогда не забывали те страшные дни, было много сооружено памятников, посвященных героям войны. Их именами названы множество улиц в городах России. Много было написано песен, стихов, рассказов о Великой отечественной войне. К сожалению, все меньше и меньше остается тех людей, кто участвовал в той войне. Сейчас мы называем их ветеранами. В честь праздника ветераны всегда надевают ордена и медали.
А вечером, 9 мая, в честь победителей гремит праздничный салют.
Прошло семьдесят лет с той страшной поры, когда напали на нашу страну фашисты.
Вспомните добрым словом своих прадедов, всех тех, кто принёс нам победу. Поклонимся героям Великой Отечественной войны.
Вопросы
1.Что случилось рано утром 22 июня 1941 года?
2. Кто напал на нашу Родину?
3. Зачем Гитлер приказал своим войскам захватить нашу страну?
4. Почему война называется Великая Отечественная?
5. Сколько по времени длилась война?
6. Кто победил в войне?
7. Когда мы отмечаем День Победы?
8. Что бывает в этот день, (послушайте загадку)
Грянул гром, веселый гром,
Засверкало все кругом!
Рвутся в небо неустанно
Разноцветные фонтаны,
Брызги света всюду льют.
Это праздничный ...
(салют)
Что же это такое? (Ответы детей.)
Учитель : крепко любили русские люди свою Родину. О ней сложили пословицы. Ребята, какие пословицы о Родине вы знаете?
- «Жить - Родине служить»
- «Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей»
- «Родина - Мать, умей за нее постоять»
- «Береги землю родимую, как мать родную».
Работа с родителями.
Консультация для родителей: «Как рассказать ребенку о войне?»
Для чего это нужно? Родители часто переживают о том, что страшные рассказы о войне могут стать причиной ночных кошмаров. И действительно, не стоит малышам объяснять все подробности боевых действий. Следует дозировать информацию, учитывая возраст ребенка.
При этом знание исторических событий, гордость за страну – основа патриотического воспитания. Дети должны помнить героизм предков, их подвиги.
Зачем детям рассказывать о войне? Знание истории своей страны – основной этап развития личности ребенка. Мальчику рассказ о боевых действиях поможет сформировать образ мужественного и смелого героя. Девочки больше заинтересуются женскими ролями во время войны – заботой о детях, раненых солдатах. Рассказы о ратных подвигах помогают развить чувство патриотизма, гордости за свою страну и народ.
За один раз поведать ребенку об Отечественной войне сложно. Поэтому лучше всего разделить беседу на несколько частей.
Как рассказать ребенку о войне? Следует учитывать возрастные особенности при составлении плана беседы. Самым маленьким можно прочитать небольшие стихи о войне, рассказать о медалях и наградах. Старших детей заинтересуют техника, оружие, подвиги героев. Для наглядности родителям стоит сводить ребенка в музей или к памятнику боевой славы. Зрительное восприятие усилит понимание героического подвига страны, поможет осознать недопустимость военных действий в будущем.
Как рассказать детям о Великой Отечественной войне? Как не напугать ребенка ужасами битв? Рассказывая об Отечественной войне, следует объяснить, что фашистская Германия напала на Советский Союз. Коварный замысел врага заключался в том, чтобы максимально быстро уничтожить спящий, ни о чем не подозревающий народ.
В беседе с ребенком нужно обязательно указать, что вся страна объединилась против захватчиков. Происходили бои не только в специально отведенных местах – на ратных полях. Военные действия возникали везде, где появлялись враги. В каждом городе или деревне жители отстаивали свою свободу, не желая подчиняться оккупантам.
Так появились партизаны. Это люди, которые не служили в армии, а вели подпольную деятельность, защищая свой народ. Они прятались в лесу, уничтожали противника, выводили из строя боевую технику. Солдаты, которые уходили на фронт, воевали целыми отрядами, дивизиями. Это были самые обычные граждане, которые хотели помочь своей стране.
Почему началась война? Как им объяснить, почему она началась?
Такие вопросы волнуют родителей. Перед Днем Победы в школах проводятся беседы о героях войны, разучиваются стихи и песни.
Следует объяснить детям, что межгосударственные конфликты могут происходить по разным причинам. Например, руководители стран поссорились, или врагу захотелось захватить богатую и процветающую область. Война с нацистской Германией имела совсем другие причины. Правитель-фашист решил убивать людей, исходя из их национальности. Только арийская раса имела право жить и господствовать на планете. Все остальные национальности (русские, поляки, французы, армяне, евреи) должны были быть уничтожены или полностью подчиниться фашистскому режиму.
В связи с этим следует пояснить, что и в Германии проживали люди разных национальностей. Эта страна первой же и пострадала от нацистов. Чтобы не стать рабами фашистов, русские люди решили победить врага.
Как рассказать ребенку о войне? Как объяснить ее название?
Отечество – это родная сторона, в которой находится дом, семья. Солдаты воевали за свою страну, детей, жен, родителей. Поэтому Отечественная война и получила такое название.
Военная техника и военные профессии.
Можно вспомнить о том, что каждый человек имеет свою профессию. Есть врачи, рабочие, учителя, продавцы. И существуют военные профессии. Люди специально обучаются основам тактики и стратегии. Даже в мирное время идет разработка боевой техники – самолетов, оружия, танков, ракетных установок.
Во время войны люди военных профессий становятся командующими. Это генералы, маршалы, которые по карте определяют, куда пойдет враг, где лучше его поймать и обезвредить.
Летчики, связисты, врачи – во время войны они находились в самых горячих точках. Танки, корабли, артиллерия, самолеты – вся боевая техника управлялась подготовленными людьми. Происходили бои не только на улицах городов, но и в воздухе, на море.
Женщины, которые находились в тылу, работали на заводах, полях, шили военную форму, готовили вооружение. Многие из них шли на фронт медсестрами. Разруху и горе принесла война.
Рассказать детям можно о том, как в тылу ребята вместе с матерями работали на заводах, как не хватало еды, как враги взрывали дома, как люди прятались в бомбоубежищах.
Стихи, рассказы, песни
Рассказать детям о войне 1941–1945 годов помогут стихи и рассказы, написанные специально для дошкольников. У С. Алексеева есть миниатюры о блокаде Ленинграда («Шуба», «Первая колонна»). Рассказ А. Митяева «Мешок овсянки» поведает о взаимоотношениях солдат.
У В. Богомолова есть зарисовка «Вечный огонь» о защитниках Сталинграда. На военные темы писали Л. Кассиль, А. Гайдар. Можно включать в беседу стихи
А. Твардовского, В. Высоцкого.
Песни военных лет («Журавли», «Катюша») после прослушивания можно выучить со старшими дошкольниками.
Можно рассказать детям, что в перерывах между боями солдаты отдыхали, сочиняли стихи, общались, вспоминали родных, писали письма. Песни военных лет помогли выстоять в неравной борьбе. Это «Священная война», «В землянке», «Темная ночь», «Алеша», «Смуглянка», «Синий платочек», «Эх, дороги», «Дорога на Берлин».
Рассказы, песни, стихи следует подбирать с учетом возраста детей. После прослушивания можно устроить беседу по содержанию миниатюры. Усилить впечатление от рассказа помогут фотографии военных лет, известные репродукции.
Города-герои.
Во время беседы о войне обязательно нужно вспомнить, что существуют города-герои. Это почетное звание присваивается населенному пункту за мужество и героизм, проявленный его жителями. Такие города находятся на территории Украины, Беларуси, России.
Брестская крепость-герой первой приняла на себя удар врага. Солдаты до последнего сопротивлялись, стараясь выиграть время. Почти все защитники крепости пали в неравном бою. Целый месяц продолжалась борьба. Все это время над крепостью развивался красный флаг – символ мужества и единства народа.
Город-герой Одесса – красивый порт на берегу Черного моря. Фашисты постепенно захватывали улицы. Окопы и баррикады уже не помогали – так велико было войско врага. Но одесситы не сдавались: они ушли из города и спрятались в катакомбах. Так называется огромное пространство под землей. Туннели длиной в несколько десятков километров укрыли от фашистов местное население. И тогда началась подрывная война. Одесситы, ночами выбираясь из катакомб, поджигали дома с фашистами, выводили из строя поезда.
Город-герой Ленинград оказался во вражеском кольце. Войска фашистов окружили северную столицу – они не выпускали людей и не позволяли обозам с продуктами попадать на ее территорию. Блокада Ленинграда длилась почти 2 года. Люди голодали, не работало отопление. Но жители выдержали это испытание. Они не сдались врагу. Их не испугали зимний холод, голод, изнуряющий труд, болезни. Их мужество по сей день служит примером потомкам.
Награды
Можно попробовать мотивировать ребенка на самостоятельные раздумья. Например, задать такой вопрос: "За что получают медали и ордена во время войны?" Дети в школьном могут уже сами рассказать, что за мужество, подвиги, храбрость солдаты получали награды. Бойцы и командиры во время Отечественной войны награждались медалями («За отвагу», «За боевые заслуги»),
орденами («Красного знамени», «Красной звезды»). За оборону городов-героев выпустили специальные награды «За оборону Москвы», «За оборону Севастополя», «За оборону Ленинграда». Ордена Кутузова, Невского, Суворова получали командиры за успехи в управлении отрядами, дивизиями. Орденом Отечественной войны награждались рядовые бойцы, партизаны, начальствующий состав Красной Армии и Военно-Морского Флота.
Дети-герои
Школьникам больше понятен образ таких же детей, как и они сами. Как рассказать ребенку о войне? Поведать о детях-героях, которые, не побоявшись расправы, помогали стране победить.
Музей боевой славы
Перед Днем Победы дети детских садов, школ приходят к памятникам или Вечному огню. Они возлагают цветы к могилам погибших героев, обещая хранить память об их подвигах. Экскурсия в музей боевой славы поможет детям увидеть форму солдат, награды, гранаты, каски, фляжки, плащ-палатки. Там же находятся фотографии военных лет, письма бойцов, хранятся их биографии.
Родители о войне
Почти в каждой семье есть свои истории о дедушках и бабушках, которые участвовали в боевых действиях или трудились в тылу. Можно показать семейные фотографии, ордена ветеранов. Главное в таком разговоре – искренность. Следует также объяснить детям , что войны случались всегда.
Даже на примере сказочных героев можно рассказать о сути боевых действий. Можно сходить с ребенком к Вечному огню или в музей, возложить цветы в память о погибших героях, посмотреть Парад Победы по телевизору, выразить в творчестве неприятие войны.
Творчество детей
В преддверии 9 Мая в детских садах, школах воспитанники и учащиеся готовят поделки, рисуют картины на военную тематику.
Дома можно продолжить совместное творчество: сделать поделку и подарить ее дедушке, бабушке. Это может быть танк, самолет, корабль. Или можно нарисовать рисунок и повесить его в квартире.
Не стоит пугать ребенка тем, что война может начаться в любой день. Лучше дать ему ощущение стабильности. Пояснить, что победа дала нам возможность жить в мире, учиться и работать, спокойно гулять и не бояться врагов. За это следует благодарить ветеранов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ
Великая Отечественная война. /http://puzkarapuz.ru/51511-velikaya-otechestvennaya-vojna.html
Государственная программа. - Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-- 2002 годы. - Российская газета. 2001 год.
Гружинская М., Е. Сидоренко, М. Корнилова, В. Стержнева. «День Победы» //Ребенок в детском саду, №2, 2008г.
День Победы! (Тематические коллекции)http://www.metodkabinet.eu/BGM/Temkatalog/TemKollekzii_9_may.html
Детям о Великой Победе. Беседы о Второй мировой войне / А. П. Казаков, Т. А. Шорыгина, М, 2009г.
Кондрыкинская Л. А. С чего начинается Родина? М, 2004 г.
Doshkolnik.ru, Solnet.ru
М. Ю. Картушина. День победы. Сценарии и праздники для ДОУ и начальной школы.