Проект «Великая Отечественная Война»
СОЦИАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
КНИГА ПАМЯТИ «БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК»
Подготовила:
Ланских Мария Евгеньевна
учитель начальных классов
г. Заречный 2018
ВВЕДЕНИЕ
Отечественная война в сознании многих поколений людей неразрывно связана с исторической памятью нашего народа, она напрямую касается духовных устоев российского общества. Память о ней составляет основу национального духа и гордости за страну, общности и сплоченности.
История Великой Отечественной и всей второй мировой войны – приоритетная основа формирования и восстановления в нашем обществе преемственности поколений, сохранения победных традиций, обеспечения международного авторитета нашей страны. В этом историческом событии с особой силой проявились духовное единство воинов различных национальностей, моральная стойкость советских людей, их безграничная вера в справедливость своей борьбы. Это и есть те самые ориентиры, которые способны изменить настоящее и заложить основы будущего.
2017 год ознаменован главным празднованием - 72-летия Великой Победы в ВОВ. Одним из общешкольных проектов, посвященных годовщине Победы в Великой Отечественной войне, стал социально-образовательный проект по созданию Книги Памяти «Бессмертный полк». Проект Книга Памяти - это уникальная возможность для учеников узнать о суровой правде того времени, о беззаветном служении Родине их предков.
Создание Книги Памяти стало одним из этапов реализации «Воспитательной модели лицея», в основу которой положены культурно-исторический и системно-деятельностный подходы, предполагающие построение воспитательного процесса с опорой на активную позицию лицеиста, его ценностно-смысловые ориентиры, мотивацию творческого развития, самосовершенствования.
Работа над созданием книги, вовлеченность в этот процесс большого количества обучающихся создали развивающую среду, которая учитывает различные социально-культурные и педагогические факторы, отмеченные в «Воспитательной модели лицея»:
поддержка активной позиции родителей обучающихся, объединение усилий семьи и Лицея в организации воспитательного процесса («Я - член семьи»);
создание инновационной образовательной среды («Я - лицеист»);
сопровождение социально-культурной адаптации к специфическим условиям академического сообщества («Я - житель Академгородка»)
формирование условий для развития культурной и национальной идентичности («Я - гражданин России»);
создание поликультурного воспитывающего пространства («Я - человек мира»).
ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА СОЦИАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА
КНИГА ПАМЯТИ «БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК»
Структура |
Содержание |
Название проекта |
Книга Памяти «Бессмертный полк» |
Участники проекта |
Учителя МБОУ, родители (законные представители), ученики. В проекте приняли участие около 300 человек, в том числе 90 обучающихся являются авторами работ |
Возраст воспитанников |
Учащиеся 1-11 классов |
Типологическая характеристика |
По количеству участников: -коллективный. Рассчитан на большое количество детей МБОУ.
По доминирующей в проекте деятельности: -информационный.
По характеру контакта: -внутренний проект (на уровне образовательного учреждения). Предполагает взаимодействие с социумом (ветераны ВОВ).
По предметно-содержательной деятельности: - монопредметный проект.
По новизне: -уникальные-универсальные.
По способу общения: -непосредственное общение.
По характеру координации: -проект с явной координацией.
По продолжительности: -среднесрочный. Разработан на полгода. |
Актуальность проекта |
Актуальность проекта, его сегодняшняя востребованность доказана самой жизнью. Работа по созданию Книги Памяти имеет колоссальное значение в деле воспитания и формирования личности учащихся, воспитания гражданина и патриота. Этот проект раскрывает ценности семьи, нации и Родины. |
Цель проекта |
Приобщить обучающихся к изучению истории Великой Отечественной войны, сохранению преемственности поколений, формированию у школьников уважения к военной истории России, гражданских позиций, воспитанию патриотизма и чувства гордости за своих предков, свою Родину. |
Задачи проекта |
Сохранение исторической памяти и наследия; Формирование у обучающихся интереса к Отечественной истории, событиям Великой Отечественной Войны, истории своей семьи, биографии родственников-героев; Формирование у обучающихся навыков проектной деятельности, аналитического мышления при работе с дополнительным материалом и историческими документами; Изучение, сбор и сохранение материалов основных событий Великой Отечественной войны, семейной истории; Повышение уровня духовно-нравственного и патриотического воспитания, социальной и гражданской ответственности обучающихся; Установление контакта с архивами, музеями, научными центрами, привлечение к проекту ученых, родителей обучающихся, общественности; Развитие творческого начала, инициативы, активности, организованности и ответственности за порученное дело; Создание электронной версии Книги Памяти «Бессмертный полк»; Издание печатной Книги Памяти «Бессмертный полк». |
Стратегия и механизмы достижения поставленных целей
|
Каждый участник создавал свою страницу, свою историю, которая пробуждала в его душе чувства сопереживания судьбам своих родных и близких, чувства благодарности за тот подвиг, который совершили не только всем известные герои, но и их родственники. Для решения поставленных целей и задач используются следующие приемы и методы: Статистический анализ Метод социального проектирования Метод погружения в культурно-историческую тематику Интервьюирование В процессе решения задач использовались материалы, предоставленные участниками и разработчиками команды проекта, а также их личный профессиональный опыт работы в ОУ и участия в различных инновационных проектах, материалы сайтов, книг, архивов, содержащие информацию о ВОВ. |
Предполагаемые результаты и продукты проекта
|
Предполагаемый результат: - В ходе реализации проекта будут подобраны интересные исторические сведения о неизвестных человеческих фактах и событиях в жизни прадедов во время Великой отечественной войны. -Участники проекта примут участие в праздновании великой Победы, организуют мероприятия о ветеранах и для ветеранов. - Будут написаны рефераты о фронтовиках. - Будут проведены конкурсы сочинений «Людская память хранит». - Организованы выставки фотографий «Я помню! Я горжусь!» Конечный продукт: Книга Памяти «Бессмертный полк » (печатная и электронная версии). Аннотация: Сборник рассказов учеников и сотрудников лицея. В сборнике собраны рассказы, написанные детьми о своих родственниках, участвовавших в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, как на фронте, так и в тылу. Авторами написаны эссе, рассказы, воспоминания, стихотворения о 90 родственниках, участниках ВОВ. Книга содержит фотографии, копии документов, писем, изображения наград. Книга рассчитана на широкий круг читателей. Проект "Книга Памяти «Бессмертный полк" - это наша любовь, уважение, признательность ветеранам и память о тяжелых днях. Это одна из нитей преемственности поколений. Пройдут года, а в наших умах и сердцах останется гордость за свою страну, своих предков. |
Материально-технические ресурсы: |
Мобильный интернет-класс; Модернизированный актовый зал; Два малых конференц-зала и др. Имеющиеся ресурсы: Для осуществления вышеназванных задач уделяется огромное значение развитию кадровых, информационных, материально-технических, организационных ресурсов. |
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО ПРОЕКТУ |
|
Виды деятельности, реализация
|
1 ЭТАП - ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ Перед началом работы над проектом: Объявление идеи о создании книги; получение согласия родителей на публикацию работ детей в Интернете. Стартовая презентация модели книги в классах. составление анкет для жителей города. Анализ анкет и бесед. Поиск партнеров и распределения обязанностей по проекту. Планирование, обсуждение вопросов, назначение ответственных |
Виды деятельности, реализация
|
2 ЭТАП - ОСНОВНОЙ Реализация проекта (в течение всего проекта) (апрель-июнь) -создание нормативно-правовой базы; -развитие кадрового потенциала для реализации инновационной деятельности в ОУ; -создание методического сопровождения; -создание современной материально - технической базы; -поиск ресурсов для финансово - экономического обеспечения проекта.
Реализация проекта: информационный и творческий этапы (апрель-май) Этап I. Информационный Сбор информации 1.Узнать биографию родственников-ветеранов, записать их воспоминания о войне. 2.Изучить материалы семейных архивов. 3.Изучить материалы сайтов, посвященных ВОВ. 4.Организацию и проведение встреч с ветеранами; 5.Подобрать методы исследования. 5.Создание макета собственной страницы книги. Этап II. Творческий Создание творческих работ 1.Оформление творческих и исследовательских работ в виде презентаций, статей, эссе. 2.Выступление с презентацией в классе, обсуждение. 6.Сбор всех работ в электронном виде, корректировка, макетирование, верстка. |
Виды деятельности, реализация
|
3 ЭТАП – ИТОГОВЫЙ Итоги реализации проекта: презентация Книги Памяти (сентябрь) 1.Подведение итогов проекта. 2.Издание Книги Памяти 3.Презентация Книги Памяти. 4.Творческая работа каждого учащегося в рамках реализации проекта.
5. Рефлексия. Дальнейшее развитие В результате создания проекта была подчеркнута социальная значимость патриотического воспитания, и впоследствии подобные проекты будут осуществляться за счет расширения числа партнеров социального взаимодействия. |
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ:
Анализ работы по созданию и реализации проекта показал, что подобная деятельность имеет большое значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ученика, в формировании патриотизма и культуры межнациональных отношений.
Проект Книга Памяти «Бессмертный полк» - это наша любовь, уважение, признательность ветеранам и память о тяжелых днях 1941-1945 гг. Это одна из нитей преемственности поколений. Пройдут года, а в наших умах и сердцах останется гордость за свою страну, своих предков. Мы берегли и будем оберегать то, что свято для нашей Отчизны и наших прадедов.
Книга Памяти, ее страницы - это проявление чувства любви к Родине, ее народу, своей семье и чувства уважения к другим народам и странам, объединившимся в борьбе с фашизмом.
Содержательность - уровень информативности, смысловой емкости;
Эксплуатационность - удобство, простота и безопасность использования;
Полнота - уровень воплощения исходной цели, требований в полученном продукте, все ли задачи решены;
Экологичность - отсутствие вреда для окружающей среды;
Актуальность - обоснованность проекта;
Результат - продукт проекта;
Наглядность – видеоряд, книга, четкость, доступность для восприятия;
Оформление - отсутствие ошибок, правильное написание, структура текста;
Творческий подход к работе.