Проект "Формирование диалогической речи с использованием разноуровневых опор"
ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПРОЕКТ Формирование умений диалогической речи с использованием разноуровневых опор Обухова Ирина Иосифовна Свечкова Анна Игоревна Крохалева Марина Александровна
Исследовательский вопрос Как изменится качество устной диалогической речи обучающихся: содержательность, логичность, связность, если мы будем использовать разноуровневые опоры?
Проблема. Текущее состояние дела Все обучающиеся отличаются друг от друга по способу восприятия информации, по степени самостоятельности, по уровню знаний, по познавательным способностям и т.д. Обучающимся требуется разное время на выполнение одного и того же задания. «Сильные» ученики, быстро выполнив задание, начинают скучать на уроках, в то время как «слабые» учащиеся находят упражнение слишком сложным и опускают руки.
Проблема. Текущее состояние дела Работа над диалогами вызывает у многих, даже «сильных» учеников, стресс. Они боятся говорить на иностранном языке, следовательно, их речь не логична, они допускают большое количество грамматических ошибок, содержание диалогов скудное, однообразное. «Сильные» ученики не хотят работать в паре со «слабыми», что влияет на рабочую атмосферу в классе. Мы решили выяснить, что изменится на наших уроках на этапе обучения диалогической речи если мы введем в качестве помощника разноуровневые опоры.
Гипотеза Учитывая уровень знаний учащихся, мы считаем, что применение дифференцированных заданий позволяет повысить эффективность обучения диалогической речи при обучении иностранному языку: увеличится доля самостоятельно сформулированных обучающимися высказываний/реплик; диалоги станут более содержательны, увеличится объём устных высказываний; обучающиеся будут допускать меньше грамматических ошибок; «слабые» обучающиеся перестанут испытывать страх перед работой с диалогами; повысится интерес обучающихся к работе с диалогами.
Методы Дневник наблюдений /наблюдение за своим собственным уроком/ 1. Участвовали в работе над диалогами обучающиеся, которые обычно ведут себя замкнуто? 2. Сколько диалогов составил каждый учащийся (минимум)? 3. Сколько диалогов составил каждый учащийся (максимум)? 4. Стали ли обучающиеся активнее при работе с диалогами? 5. Какой была атмосфера в классе при работе с диалогической речью? Анкета-опросник / опрос учащихся / 1. На занятии я говорил: а)Очень много; б)Много; в)Не особенно много; г)Мало; 2. На занятии я работал: а)Активно, с интересом; б)Был пассивен; в)Не работал; 3. Работа с диалогами мне сегодня: а)Очень понравилась; б)Понравилась; в)Не особенно понравилась; г)Не понравилась; 4. Я хотел бы и в следующий раз работать с такими опорами: а)Да; б)Нет; в)Не знаю; 5. Сегодня я чувствовал себя успешным: а)Да; б)Нет; в)Не знаю; 6.Атмосфера на уроке была хорошая, мне понравилось: а)Да; б)Нет; в) Не знаю;
Исходные условия Обухова Ирина Иосифовна, учитель английского языка МАОУ «школа-сад № 5» г. Перми Целевая группа: учащиеся 3 класса МАОУ «школа-сад № 5». В проекте участвовало 22 чел., были задействованы две подгруппы по 10 и 12 чел. Учебный процесс: Проект проводится в рамках дисциплины «Английский язык Magic Rainbow 3 класс» авторы учебника: Святловская, Белоусова, Гацкевич, 2 раза в неделю Длительность проекта: 1 урок Учебный материал: Тема “Fairy Tales and Stories” Unit 5, lesson 51
Проведение проекта Реализация с использованием дифференцированных опор и элементов «Обучения по станциям» Этапы урока: - Целеполагание - Инструкции, выдача маршрутных листов, где отмечаются цвета заданий разного уровня сложности, с которыми они справились (красный - сложный, желтый - средний, зеленый - элементарный). Виды опор и заданий для презентации диалога: Сложный уровень - схема; образец на русском; иллюстрации Средний уровень - вставить пропущенные слова и фразы; заменить выделенные слова и фразы в диалоге Элементарный уровень – определить правильный порядок реплик в диалоге; заменить выделенные слова в диалоге, используя Vocabulary Bank; прочитать диалог по ролям - Презентация результатов - Рефлексия
Оценка результатов Анкета-опросник
Оценка результатов Мой дневник наблюдений Вопрос для наблюдения Результат наблюдения Участвовали в работе над диалогами учащиеся, которые обычно ведут себя замкнуто? да Сколько опор для презентации диалога проработал каждый учащийся (минимум)? 2 Сколько опор для презентации диалога составил каждый учащийся (максимум)? 5 Стали ли учащиеся активнее при работе с диалогами? да Какой была атмосфера в классе при работе с диалогической речью? Атмосфера была дружелюбная. Все чувствовали себя свободно. Каждый брал ответственность за общий результат. За помощью обратилась 1 группа.
ПИП в г. Березники Исходные условия Свечкова Анна Игоревна, учитель английского языка МАОУ В(С)ОШ г.Березники Целевая группа: - 4 учащихся 6 класса МАОУ В(С)ОШ г.Березники Учебный процесс: ПИП проводился в рамках дисциплины «Английский язык», 2 урока в неделю Длительность проекта: 1 урок в течении 1 учебного дня (15 апреля 2019г.) Учебный материал: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа «Английский язык.6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений». Тема урока: «Моя любимая комната»
Проведение проекта Этапы урока: Разминка. Повторение лексики по словарным карточкам и предметным картинкам. Проверка домашнего задания: чтение в парах диалогов по теме «Дом» по учебнику. Чтение диалога в парах у доски. (учащимся даются листочки с готовыми диалогами, в которых выделены опорные слова и выражения) Работа в парах у доски. (На доске размещены 2 фотографии с изображением комнат, опорные слова, обозначающие мебель, названия комнат и предлоги.) Сначала учащиеся соотносят фото комнат с подходящими словами. После этого выбирают фото комнаты, по которой будут составлять диалог. Затем составляют диалог по образцу на листочках, заменяя выделенные слова опорными словами с доски. В заключении меняются ролями. Следующий этап-усложнение. Учащимся предлагается прочитать диалог по образцу на листке, но без опорных слов на доске. (фото остаются) Заключительный этап- учащиеся составляют диалоги только с опорой на картинку, без опорных слов и диалога-образца. Объяснение домашнего задания. Учащимся предлагается составить диалоги про свою любимую комнату в квартире. А затем рассказать перед классом в парах наизусть с предъявлением личных фото. Рефлексия. Заполнение учащимися анкеты-опросника о работе на уроке.
Оценка результатов. Анкета-опросник В результате проведенного опроса было выявлено, что большинство учащихся (75 %) стали более активными на уроке и количество составленных ими диалогов увеличилось. Кроме того, 100 % учащихся перестали испытывать дискомфорт при работе в парах и составлении диалогов у доски. Атмосфера на уроке была доброжелательной, что отметили 100 % учащихся.
Оценка результатов. дневник наблюдений На уроке было 4 учащихся. 1)Участвовали в работе над диалогами обучающиеся, которые обычно ведут себя замкнуто? - Только 1 учащийся неохотно участвовал в диалоге, хотя и не отказывался от работы. 2)Сколько диалогов составил каждый учащийся (минимум)? Сколько диалогов составил каждый учащийся (максимум)? - 2 учащихся составили по 4 диалога,1 учащийся-3 диалога, 1учащийся -5 диалогов. 3)Стали ли обучающиеся активнее при работе с диалогами? -Да. Даже тот ученик, который составил меньше всех диалогов, работал активнее по сравнению с прошлыми уроками. 5)Какой была атмосфера в классе при работе с диалогической речью? - Атмосфера была спокойной, доброжелательной, учащиеся охотно помогали своему партнеру.
Исходные условия Крохалева Марина Александровна, учитель немецкого языка МАОУ «Лицей №4» г. Перми Целевая группа: - 11 учащихся 8 класса Учебный процесс: Проект проводился в рамках дисциплины «Немецкий язык», 3 урока в неделю Длительность проекта: 1 урок в течении 1 учебного дня Учебный материал: Бим И.Л., «Немецкий язык. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений». Тема урока: «Экскурсия по городу Кёльн» /Глава «Путешествие по Германии»
Проведение проекта Этапы урока: 1. Организационный момент. 2. Проверка домашнего задания: Самые часто употребляемые реплики экскурсоводов (Ролевая игра). 3. Актуализация знаний: Работа с полилогом «Экскурсия по Кёльну». Прослушивание записи. Чтение по ролям. Ответы на вопросы по тексту. Сбор информации к предложенным иллюстрациям. Составление плана экскурсии. 4. Работа в парах/группах по составлению диалогов по теме «Экскурсия по Кёльну» с использованием разноуровневых опор (по уровню владения «сильные» – «средние» – «слабые»). Виды опор и заданий: Для «сильных» – план экскурсии + текст на русском языке + иллюстрации. Подготовить диалог / полилог. Для «средних» – план экскурсии + план диалога + ключевые фразы с пропусками + иллюстрации. Диалог по ролям. Для «слабых» - план экскурсии + на основе иллюстраций подобрать подходящие друг другу фразы. Подготовить чтение диалога по ролям. 5. Презентация результатов. 6. Предъявление домашнего задания : «Виртуальное путешествие по Кёльну / Мюнхену / Перми». 7. Рефлексия. Заполнение учащимися анкеты-опросника о работе на уроке.
Оценка результатов. Анкета-опросник
Оценка результатов. Мой дневник наблюдений № Вопрос для наблюдения Результат наблюдения 1 Участвовали в работе над диалогами обучающиеся, которые обычно ведут себя замкнуто? ДА 2 Сколько реплик для диалога составил каждый учащийся (минимум)? 5 3 Сколько реплик для диалога составил каждый учащийся (максимум)? 12 4 Стали ли обучающиеся активнее при работе с диалогами? ДА 5 Какой была атмосфера в классе при работе с диалогической речью? Учащиеся чувствовали себя свободно. Атмосфера была дружелюбная. Каждый участник диалога нёс ответственность за общий результат. За помощью обратилась 1 группа.
Выводы Проект был проведен в 3 образовательных учреждениях Пермского края. Результаты проекта в целом аналогичны: повысилась мотивация обучающихся; обучающихся стали испытывать меньше стресса на уроке; диалоги стали более содержательными; увеличился объём устных высказываний; увеличилась доля самостоятельно сформулированных высказываний. Использование на уроке дифференцированных опор при обучении ИЯ: позволяет учитывать индивидуальные особенности каждого ученика; дает возможность сочетать различные пути и способы обучения ИЯ; является посильным и доступным для каждого ученика, так как позволяет каждому найти свой путь; Позволяет создавать для каждого обучающегося ситуацию успеха.