ПРОЕКТ летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием «РАДУГА»
Государственное учреждение дополнительного образования «Круглянский районный центр творчества детей и молодёжи «Радуга»
ПРОЕКТ
летнего оздоровительного лагеря
с дневным пребыванием
«РАДУГА»
Автор: Кубеко Т.Н., педагог-организатор,
Адрес: 213188, Могилёвская область, г.п. Круглое,
ул. Парковая, 28
Контактный телефон:+375295120462
Круглое
1
СОДЕРЖАНИЕ | |
Аннотация…………………………………………………………………….. | 3 |
4 | |
Введение………………………………………………………………………….. | |
Информационная карта смены…………………………………………………... | 5 |
Цели и задачи проекта, принципы реализации проекта………………………. | 6 |
Прогнозируемые результаты……………………………………………………. | 8 |
Механизм реализации проекта………………………………………………… | 8 |
Содержание проекта……………………………………………………………... | 10 |
План работы летнего оздоровительного лагеря «Радуга»………………… | 12 |
Литература…………………………………………………………………… | 23 |
Приложение 1………………………………………………………………… | 25 |
Приложение 2……………………………………………………………………. | 37 |
Приложение 3……………………………………………………………………. | 43 |
Приложение 4………………………………………………………………… | 46 |
Приложение 5………………………………………………………………… | 49 |
2
АННОТАЦИЯ
Летняя большая перемена дана школьникам для укрепления их здоровья, физической закалки, восстановления сил после долгого учебного года. Как правило, активный отдых детей проходит на пришкольных летних оздоровительных площадках, в санаториях, в оздоровительных лагерях.
Поэтому во время летних каникул необходимо создать такую педагогическую среду, которая обеспечила бы содержательную и интересную занятость детей, удовлетворяя их возрастную потребность общении и способствовала формированию положительных качеств личности.
С целью организации летнего отдыха детей на базе ГУДО «Круглянский районный центр творчества детей и молодёжи «Радуга» организуется детский оздоровительный лагерь с дневным пребыванием детей.
Был разработан проект лагерной смены, в который вошли авторские методические разработки, отражающие качественные особенности организации воспитательной работы с детьми в соответствии с приоритетными направлениями и методическими рекомендациями Министерства образования Республики Беларусь по организации воспитательной работы с детьми и подростками.
Проведение лагерной смены обусловлено необходимостью:
Продолжение воспитательного процесса в условиях лета;
Низкий социальный уровень жизни населения;
Снижение защитных возможностей организма детей;
Психологическая подавленность детей от невозможности найти свое место в жизни, которая толкает детей в бездну алкоголизма и наркомании;
Проблема летней занятости детей;
Укрепление здоровья учащихся;
Материал рекомендован для использования в школах, на базе которых организован оздоровительный отдых детей. Адресован воспитателям, педагогам-организаторам, педагогам социальным, педагогам-психологам оздоровительных лагерей.
3
ВВЕДЕНИЕ
З акончился очередной учебный год. Наступили долгожданные каникулы. Это период для восстановления здоровья учащихся, развития творческого потенциала, способностей, совершенствования личностных качеств, приобщение к культурным и национальным ценностям, вхождение в систему новых социальных связей и отношений, реализация собственных планов. Летние каникулы - период, когда дети и подростки могут наполнить свою жизнь интересными знакомствами, полезными увлечениями и занятиями, могут научиться петь, танцевать и т.п. Такие возможности для каждого ребенка открывают детские оздоровительные лагеря в Республике Беларусь.
Летний лагерь является, с одной стороны, формой организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, с другой – пространством для оздоровления, развития художественного, технического, социального творчества.
какое лекарство, пусть даже в целях профилактики, можно предложить нашим умным, талантливым, в большей массе очень хорошим детям? Мы задумались над этим вопросом при написании данного проекта. Конечно, в рамках лагерной смены мы не преобразим детское мировоззрение полностью, но зародить искру света мы обязаны и как педагоги, и как старшие товарищи. Поэтому наш проект в основном ориентирован на нравственно-эстетическое воспитание школьников.
В данном проекте, мы старались показать, как правильно создать соответствующие педагогические условия для обеспечения полезной, содержательной занятости детей в каникулярный период, способствующие формированию положительных качеств личности, адекватной самооценки себя
окружающего мира на основе использования многообразия методов и форм интерактивной деятельности и позитивного взаимодействия.
Реализация проекта рассчитана на одну лагерную смену - 18 дней.
4
Информационная карта смены
| Полное название | Проект летнего оздоровительного лагеря с | | ||||||||||||
1. | дневным пребыванием «Радуга» | | |||||||||||||
проекта: | | ||||||||||||||
| |||||||||||||||
| | ||||||||||||||
| | | | ||||||||||||
| | Организация полноценного отдыха детей и | | ||||||||||||
2. | Цель проекта: | развитие творческих способностей в период | | ||||||||||||
| | летних каникул. | | | | | |||||||||
| | Кубеко Татьяна Николаевна –педагог-организатор | | ||||||||||||
3. | Автор проекта: | | | ||||||||||||
| | | | | | | | ||||||||
| Адресат проектной | Дети и подростки от 12 до 17 лет. | | ||||||||||||
| деятельности (для | | |||||||||||||
4. | Количество детей – 15. | | |||||||||||||
кого, количество | | ||||||||||||||
| Продолжительность смены: 18 календарных дней | ||||||||||||||
| участников): | ||||||||||||||
| | | | | | | | | |||||||
5. | Сроки реализации | Июнь 2022 года | | ||||||||||||
проекта: | | ||||||||||||||
| | | | | | | | | |||||||
| Направления | 1. | Экологическое | | |||||||||||
| 2. | Художественно – эстетическое | | ||||||||||||
6. | деятельности, | | |||||||||||||
3. | Физкультурно-оздоровительное | | |||||||||||||
направленность | | ||||||||||||||
| 4. | Патриотическое | | ||||||||||||
| проекта: | | |||||||||||||
| | ||||||||||||||
| | | |||||||||||||
| | Летний лагерь с дневным пребыванием | |||||||||||||
| | детей « Радуга» - это педагогическая система, | |||||||||||||
| Краткое | способствующая | развитию | ребенка | как | ||||||||||
7. | содержание | творческой | личности, | его | духовного | и | |||||||||
| проекта: | физического саморазвития, возможности для | |||||||||||||
| | воспитания | трудолюбия, | активности, | |||||||||||
| | целеустремленности, здорового образа жизни. | | ||||||||||||
| | | | | |||||||||||
| | | Удовлетворение потребности учащихся в | | |||||||||||
8. | Ожидаемый | | полноценном отдыхе, реализация их интересов. | ||||||||||||
результат: | Отсутствие правонарушений среди учащихся в | ||||||||||||||
| |||||||||||||||
| | | летний период. | | | | | ||||||||
| Название | Государственное учреждение дополнительного | |||||||||||||
9. | организации: | образования «Круглянский районный центр | | ||||||||||||
| | творчества детей и молодёжи «Радуга» | | ||||||||||||
10. | Почтовый адрес | 213188 Могилёвская область | | ||||||||||||
организации: | г.п. Круглое ул. Парковая,28 | | |||||||||||||
| | | |||||||||||||
11. | Дата создания | май 2022 года | | ||||||||||||
проекта: | | ||||||||||||||
| | | | | | | | | |||||||
| Финансовое | Источник финансирования: | | ||||||||||||
12. | обеспечение | - | республиканский бюджет | | |||||||||||
| проекта: | | | | | | | | | ||||||
5 |
Цель проекта – создать благоприятные условия для укрепления здоровья и организации досуга учащихся во время летних каникул, развития творческого и интеллектуального потенциала личности, ее индивидуальных способностей и дарований, творческой активности с учетом собственных интересов, наклонностей и возможностей.
Задачи проекта:
проведение работы с детьми, сочетающей развитие и воспитание ребят с
оздоровительным отдыхом;
развитие творческих способностей;
воспитание культуры поведения;
формирование у воспитанников навыков общения;
привитие навыков здорового образа жизни; расширение экологического кругозора.
Сроки и условия пребывания:
По продолжительности проект является краткосрочным, то есть реализуется в течение лагерной смены (18 дней).
Проект рассчитан на учащихся 5 – 8 классов. Деятельность воспитанников во время лагерной смены осуществляется в двух разновозрастных отрядах.
Психолого – педагогическое сопровождение деятельности осуществляют:
начальник лагеря, воспитатели (педагоги Центра).
Принцип гуманизации отношений: построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху. Через идею гуманного подхода к ребенку, родителям, сотрудникам лагеря необходимо психологическое переосмысление всех основных компонентов педагогического процесса.
Принцип соответствия типа сотрудничества психологическим возрастным особенностям учащихся и типу ведущей деятельности:
результатом деятельности воспитательного характера в летнем лагере с круглосуточным пребыванием детей « Радуга» является сотрудничество ребенка и взрослого, которое позволяет воспитаннику лагеря почувствовать себя творческой личностью.
Принцип демократичности: участие всех детей в программе развития творческих способностей.
Принцип дифференциации воспитания: дифференциация в рамках летнего оздоровительного лагеря предполагает:
- отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально-психологическими особенностями детей;
6
создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены (дня);
взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня;
активное участие детей во всех видах деятельности.
Принцип творческой индивидуальности: творческая индивидуальность – это характеристика личности, которая в самой полной мере реализует, развивает свой творческий потенциал.
Отрядный: система индивидуального роста ребёнка
Общелагерный: участие ребят в общелагерных КТД
Летний лагерь с дневным пребыванием детей « Радуга» - это педагогическая система, способствующая развитию ребенка как творческой личности, его духовного и физического саморазвития, возможности для воспитания трудолюбия, активности, целеустремленности, здорового образа жизни.
В основу реализации проекта заложены разнообразные формы и методы:
Праздники
Инсценировки
Конкурсы
Выпуск газет
Спортивные соревнования, эстафеты
Поездки и экскурсии
Мастерские
Культпоходы
КТД
Игра по станциям,
подвижные
и
Спортивно-оздоровительные
ролевые игры
процедуры
Викторины
Индивидуальные беседы
Анкетирование
Турниры
Литературная гостиная
Смотры
7
ходе реализации данного проекта ожидается:
укрепление физических и психологических сил детей, развитие лидерских и организаторских качеств, приобретение новых знаний, развитие творческих способностей, детской самостоятельности и самодеятельности;
получение участниками смены умений и навыков индивидуальной и коллективной творческой и трудовой деятельности, социальной активности;
развитие коммуникативных способностей и толерантности;
формирование активной жизненной позиции;
-повышение творческой активности детей путем вовлечения их в социально-значимую деятельность;
расширение кругозора детей;
укрепление здоровья детей через: соблюдение режима питания; витаминизацию организма; организацию игр и проведение мероприятий на свежем воздухе.
проведение интересного и содержательного отдыха в лагере.
Социальным эффектом смены является результат, при котором
ребенок:
чувствует к себе доброе отношение окружающих;
может проявить свои способности, умения;
приобретает конкретные навыки, умения;
приобретает установку на саморазвитие, т.е. на изменение отношения к
своим личностным проблемам, избавляется от некоторых комплексов и установок в общении.
I этап. Подготовительный – май
Данный этап характеризуется тем, что за месяц до открытия летнего лагеря начинается подготовка к летнему сезону. Деятельностью этого этапа является:
проведение совещаний при директоре и заместителе директора по воспитательной работе по подготовке Центра к летнему сезону;
издание приказа по Центру о проведении летней кампании;
разработка программы деятельности летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Радуга»;
подготовка методического материала для работников лагеря;
составление необходимой документации для деятельности лагеря (план-сетка, положение, должностные обязанности, инструкции т.д.)
8
этап. Организационный– июнь.
Этот период короткий, всего лишь 3-4 дня. Основной деятельностью этого
этапа является:
встреча с детьми, проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей; -знакомство с программой;
знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря, проведение инструктажей; -подготовка комнат для воспитанников и игровых;
оформление уголков отрядов.
этап. Практический – июнь.
Основной деятельностью этого этапа является:
реализация основной идеи смены;
вовлечение детей и подростков в различные виды коллективно - творческих дел.
IV этап. Аналитический – июль.
Основной идеей этого этапа является:
подведение итогов смены;
анализ предложений детей, родителей, педагогов, внесенных по итогам деятельности летнего лагеря;
выработка перспектив деятельности на следующий год.
Условия реализации проекта
Нормативно-правовые условия:
Закон «Об образовании РБ»
Конвенция о правах ребенка, ООН, 1991г.
Положение об оздоровительном лагере круглосуточного пребывания.
Правила внутреннего распорядка лагеря круглосуточного пребывания.
Приказы отдела образования, спорта и туризма Круглянского райисполкома, ГУДО «Круглянский районный центр творчества детей и молодёжи «Радуга»
Должностные инструкции работников.
Медицинские справки о прохождении медицинского осмотра.
Заявления от родителей.
Акт приемки лагеря.
Проект.
Кадровые условия
соответствии со штатным расписанием в реализации программы участвуют:
Начальник летнего оздоровительного лагеря;
Воспитатели отрядов (из числа педагогов Центра)
Физрук
9
Лагерная смена проводится в рамках игры.
течение смены ведётся работа по выявлению различных способностей и интересов ребят, изучаются их личностные особенности. Когда отмечаются
достижения отдельных детей, они получают смайлики – по цвету соответствующие символу дня. Задача каждого – собрать как можно больше смайликов, чтобы в конце смены у каждого была своя личная радуга.
По своей направленности данный проект является комплексным, т.е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей, реализуется в течение лагерной смены.
Воспитатели учитывают в своей работе итоги деятельности детей (это выражается в цветовой гамме).
Красный цвет - коллективные мероприятия лагеря (КТД), в которых каждый ребенок принимает участие.
Оранжевый цвет - такие мероприятия, которые не похожи на все другие дни смены.
Желтый цвет - такие мероприятия, в результате которых приобретается новый багаж знаний и умений
Зеленый цвет - смешные конкурсы, веселые мероприятия
Голубой цвет - мероприятия патриотического направления
Синий цвет - спортивные соревнования
Фиолетовый цвет - мероприятия, развивающие фантазию детей
конце каждого дня ребята отмечают свое настроение на экране настроений.
Красный цвет – классный день! Зеленый – день как день. Оранжевый – очень хороший день! Синий – скучный день.
Для реализации проекта разработан механизм, который представлен в виде модулей:
Организационный модуль
Формы работы:
планирование;
10
подготовка к лагерной смене;
оформление лагеря;
подготовка материальной базы;
распределение обязанностей;
организация питания воспитанников.
Оздоровительный модуль
Основополагающими идеями в работе с детьми в летнем лагере является сохранение и укрепление здоровья детей, поэтому в программу включены следующие формы работы:
утренняя зарядка;
принятие солнечных и воздушных ванн (в течение всего времени пребывания в лагере);
организация пешеходных экскурсий;
организация здорового питания детей;
организация спортивно-массовых мероприятий:
спортивные эстафеты;
подвижные спортивные игры;
беседы по ПДД, правилам пожарной безопасности, правилам поведения на водоемах в летний период.
Творческий модуль
Формы работы:
Коллективно-творческая деятельность;
Участие в общелагерных мероприятиях;
Конкурсы;
Викторины.
Патриотический модуль
Формы работы:
Торжественное возложение цветов у памятника «ОБЗОР».
Литературно-музыкальная композиция «Беларусь у маім сэрцы».
Нравственно-экологический модуль
Формы работы:
Экскурсии в природу;
Экологический показ «Мода из природного материала»;
Информационные часы;
Викторины, конкурсы.
11
План работы
летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием «Радуга»
ГУДО «Круглянский районный центр творчества детей и молодёжи «Радуга» (02.06.22 – 22.06.22)
2.06. | 1-день: «Мы как радуги цвета - неразлучны никогда» | ||||||||||||||||||||||
|
1. Инструктаж по правилам безопасности с участниками смены лагеря «Радуга». 2. Знакомство с режимом лагеря и правилами поведения | 1.Обучение мерам безопасности в лагере и за его пределами 2. Игра «Давайте познакомимся» 3. Оформление отрядной газеты |
4. Конкурс рисунка «Дети рисуют мир» | ||||||||||||||||||||
4.06 | 2-день: «Летние фантазии» | ||||||||||||||||||||||
| 1.Hand Made «Танец лета» | 1.Открытие лагерной смены « Радуга творчества» 2. Дискотека «Веселимся, играя!» | Подвижные игры на свежем воздухе «Летний задор» | ||||||||||||||||||||
5.06 | 3-день: «Олимпийские надежды» | ||||||||||||||||||||||
|
2. Конкурс коллажей «Наше здоровье – в наших руках» | 1. Экскурсия в «Изумрудный городок»: «Прекрасное рядом»! 2. Веселые конкурсы и эстафеты «Веселимся вместе» |
Конкурс рисунков «Спорт! Спорт! Спорт!» | ||||||||||||||||||||
6.06 | 4-день: «Сто вопросов – сто ответов» | ||||||||||||||||||||||
|
1.Викторина «Беларусь от А до Я» | 1.Познавательная игра-путешествие «Магия чисел» Просмотр видео презентации «Чудеса со всего света» | 1.Интеллектуальная игра «Самый умный» | ||||||||||||||||||||
7.06 | 5-день: «Мы – единое целое» | ||||||||||||||||||||||
| 1.Турнир по шашкам
| 1.Коллективное панно в технике бумагопластика «Полёт бабочки» 2.Экологическая игра«Неизведанный мир природы» | 1.Трудовой десант «Мы помним!» (уборка памятников в центральном парке) | | |||||||||||||||||||
8.06 | 6-день: «Колесо безопасности» | ||||||||||||||||||||||
|
1.Встреча с инспектором отдела пропаганды Круглянского РОЧС Коровкиной А.М в рамках акции «Лето без дыма и огня» | 1.Конкурс рисунка «Безопасность в каждый дом» 2.Просмотр видеофильма «Каникулы без дыма и огня» | 1.Игра-эстафета «Готовность 101»
| ||||||||||||||||||||
9.06 | 7-день: «Формула здоровья» | ||||||||||||||||||||||
|
1. Беседа «Если хочешь быть здоровым» 2.Викторина «Чистота – залог здоровья» | 1.Игровая программа «Путешествие с доктором Неболейкой» | 1Коллаж «Овощи, ягоды и фрукты – полезные продукты» | ||||||||||||||||||||
11.06 | 8-день: «Веселимся вместе!» | ||||||||||||||||||||||
| 1.Трудовой десант «Цвети, Круглянщина»
| 1. Конкурсно-игровая программа «Обхохочешься» | 1.Калейдоскоп игр и конкурсов на свежем воздухе «Улыбаться нам не лень – каждый час и каждый день» | ||||||||||||||||||||
12.06 | 9-день: «День сказки» | ||||||||||||||||||||||
| 1.Викторина знатоков сказок «Лукоморье». | 1.Театр литературных импровизаций «Старая сказка на новый лад» | 1.Интерактивная игра «Мультляндия» | ||||||||||||||||||||
| 10-день: « Умники и умницы» | ||||||||||||||||||||||
| Викторина «Я знаю всё» | Спортивно-экологическая игра «Зов джунглей» | Подвижные игры на свежем воздухе «Веселимся вместе» | ||||||||||||||||||||
14.06 | 11-день: «Быстрее. Выше. Сильнее» | ||||||||||||||||||||||
| Летний кросс «От старта к финишу» | Спортивная игра «Ищем клад» | Интерактивная игра «Алфавит» на тему «Здоровый образ жизни» | ||||||||||||||||||||
15.06 | 12-день: «Фантазия + творчество» | ||||||||||||||||||||||
| Творческая мастерская «На все руки мастера» | КТД «Ассорти талантов» | Занятия по интересам «Сами с усами» | ||||||||||||||||||||
16.06 | 13-день: «Талантливая планета» | ||||||||||||||||||||||
| Конкурс «Песенная перестрелка» | Минута славы | Коллаж «Мода и здоровье» | ||||||||||||||||||||
18.06 | 14-день: «День родного края» | ||||||||||||||||||||||
| Экскурсия в парк «Изучаем мир вокруг нас» | Экологическая игра «Счастливый случай» | Конкурс Рисунков на асфальте «Моя Круглянщина» | ||||||||||||||||||||
19.06 | 15-день: «В царстве вежливости и доброты» | ||||||||||||||||||||||
| Конкурс вежливых слов «Мы – ребята вежливые». | Конкурсная программа «Знатоки этикета» | Прогулка «Чистым воздухом я дышу» | ||||||||||||||||||||
20.06 | 16-день: «Белорусский день» | ||||||||||||||||||||||
| Устный журнал “Государственные символы Беларуси”
Конкурс рисунков «Родная сторона-колыбель моя» | Конкурсная прграмма «Беларуская гаспадынька» | Калейдоскоп национальных игр на свежем воздухе | ||||||||||||||||||||
21.06 | 17-день: «Зажги свою звезду» | ||||||||||||||||||||||
| Конкурс юных художников дизайнеров «Мы из будущего» | Экологический показ «Мода из природного материала» | Конкурс «Алло! Мы ищем таланты». | ||||||||||||||||||||
22.06. | 18-день: «Чемоданное настроение | ||||||||||||||||||||||
| 1.Операция «Ничего бы не забыть» 2.Мониторинг «Мои впечатления» | 1.Беседа «У дорожных правил каникул нет» | Почта лагеря «Пожелания от всей души…» |
18
Девиз лагеря:
«Радуга» - яркие краски мечты!
«Радуга» - символ добра и красоты!
Мы в этом радужном мире живем!
Вместе по радуге к солнцу идем!
Речёвка:
нашем лагере чудесном Дружно в «Радуге» живем.
Очень здесь нам интересно,
Мы танцуем и поем.
Мы играем, веселимся
Грусти, скуки не боимся.
Приходите в гости к нам-
Будем очень рады Вам!
19
Гимн лагеря:
Над рекой, над городом
Вырос мост, вырос мост.
Это встала радуга
Выше звезд, выше звезд.
Семь дорожек светятся
зеркале реки. Побежим по радуге На перегонки.
Улыбнется солнышко
рыжие усы. Каждому достанется Капелька росы.
Мы подкову радуги
Разогнем, разогнем.
в косички радугу Заплетем, заплетем.
Не растает радуга
На совсем, совсем.
Мы разделим радугу,
Всем, всем, всем.
20
летнего оздоровительного лагеря «Радуга»
государственного учреждения образования «Круглянский районный центр творчества детей и молодежи «Радуга»
с 2 июня по 22 июня 2022 года
8.00-8.30 Сбор детей.
8.30 – 8.40 Утренняя гимнастика.
8.40 – 8.50 Линейка.
9.00 – 10.00 Завтрак.
10.00 – 11.00 Дела в отрядах, подготовка к общелагерным делам, работа объединений по интересам.
11.10 – 12.00 Отрядные дела.
12.00 – 12.45 Подвижные игры.
12.45 – 14.00 Обед.
14.00 – 14.30 Свободное время.
14.30 – 15.30 Общелагерное мероприятие.
15.30 – 15.45 Подведение итогов дня (по отрядам). Линейка.
15.45 – 16.00 Полдник.
16.00 Возвращение домой.
22
Литература
Алоева М.А. Классные часы в 5 – 7 классах. – Ростов-на-Дону.: Феникс, 2003 год.
Андрианов М.А. Философия для детей (В сказках и рассказах). – Мн.: Современное слово, 2005 год.
Боровик Н.В.Кривалап Н.С. Педагогика лета. – Мн.: Красико-Принт,2002 год.
Детские праздники в школе, летнем лагере и дома. – Ростов-на-Дону, Феникс,
2002
Заводова Т.Е. Внеклассная работа. – Мн: Красико – Принт, 2000г.
Игровой проект детского оздоровительного лагеря «Зубрёнок».
Летний детский отдых. – Мозырь, 2006
Лопаткина О.С.Мониторинг в системе воспитательной работы классного руководителя. – Мозырь: Белый Ветер, 2006г.
Матыцина И.Г. Мир коммуникативной игры, Методические рекомендации. –
Мн., 2002
10. Организация летнего досуга детей и подростков, Мн., 2000
11. Организация летнего отдыха. – Мн., Универитетское, 2001
12. Осипова М.П. Воспитание, третий класс – Мн.: УП Книжный дом, 2004 год.
13. Осипова М.П.. Воспитание, подготовительный этап. – Мн.: Интерпрессервис,
2002 год.
14. Педагогика лета, или пятая школьная четверть. – Мн., АВЕРСЭВ, 2003
15. Творческо-игровой проект «Здравствуй, солнце!», 2005
16. Шереш Г.Л. Летний детский отдых: копилка материалов в помощь воспитателям и вожатым оздоровительных лагерей. – Мозырь : Содействие, 2006 год.
17.Советы организатору и вожатому. Программа организации летнего отдыха детей. Отрядные дела. Сценарии игр и конкурсов// 18. Научно-методический журнал зам.директора по воспитательной работе.- 2005.- № 2.
План работы лагерной смены. Открытие смены в оздоровительном лагере. Спортивные соревнования// Последний звонок.- 2002.- № 4.
Игровая программа «Едем в лагерь». День неожиданностей в летнем лагере. Праздник Купала // Педсовет- 2005.- № 2.
День здоровья. Занимательные конкурсы. День Нептуна// Досуг в школе.-2005.- № 5.
Материалы в помощь вожатому и организатору. Игротека// Последний звонок.- 2001.- № 4.
В летнем лагере (конкурсы). Купала// Сценарии школьных праздников.-№ 3
Открытие оздоровительного лагеря. Город мастеров (фестиваль). День Нептуна// праздник в школе «Каникулы без скуки».
Аксельрод А. Ю. Скорее «Скорой». М.: Изд. «Медицина», 1990.
Искры пионерских костров: Книга-летопись об истории белорусской пионерии/ Сост. Г. В. Бизюк, А. В. Герасимова, Е. Н. Рацевич, А. С. 27.Рокош. – Мн.: Юнацтва, 1983.
23
Книга юнармейца: Сборник/Сост. В. Б. Волошников. – 3-е изд., перераб. И
доп. – М.: ДОСААФ, 1989. – 335 с., ил.
Моргунов Б. П. Туризм. М.: Изд. «Просвещение», 1978.
Отдых на природе. Авторы-составители М. Садов, В. Никова. – СПб.: Регата, Издательский Дом «Литера», 2000. – (Серия «Энциклопедия весёлой компании»)
Первая помощь: справочное пособие Белорусского Общества Красного Креста, Мн.: Изд. «Евроферлаг», 1999.
Первая энциклопедия для настоящих девчонок. – 2-е изд. – Мн.: изд. «Современное слово», 1999.
Проблемы воспитания 2004г. 1-12 номера.
Куцко Т.В. «Краски лета» Мн. Изд-во БГУ 2004г.
Тармола Т.Н. «Праздник детства» Мн. Изд-во БГУ 2004г.
Мовчан Н. Л. Калейдоскоп талантов. Мн.: Изд. центр БГУ, 2004.
24
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Дископрограмма
«Все дело в шляпе»
Автор программы:
Кубеко Т.Н., педагог-организатор
25
Тема: | Дископрограмма «Все дело в шляпе» |
| |
Цель: | сделать досуг воспитанников оздоровительного |
| лагеря интересным и познавательным; |
| воспитывать чувство коллективизма. |
| |
Возраст: | 8 – 14 лет |
| |
Место проведения: | Фойе оздоровительного лагеря «Радуга» |
| |
Реквизит: | шляпы разных видов, красочные объявления о |
| проведении дископрограммы, высказывания «Без |
| улыбки и шляпы не входить», «Цена входного билета |
| – радостная улыбка и хорошее настроение», шляпа- |
| цилиндр и мантия для ведущего, головной убор |
| китайского императора, швабры, с приделанными |
| головами лошади и хвостами из ярких лент, |
| разноцветные листы бумаги для вееров, зеркала / 10 |
| штук/,трубка в виде калейдоскопа, заготовки для |
| буриме. |
| |
Музыкальное | веселая мелодия для начала, /можно использовать |
сопровождение: | песню группы «На-на» «Упала шляпа»/, белорусская |
| полька, мелодии разных стран: японские, китайские, |
| индийские, испанские, итальянские, песня группы |
| «На-на» «Эскимосы-папуасы». |
| |
26
Ход проведения дископрограммы: | |||
| | | |
Ведущий | | Дорогие друзья! Мы рады приветствовать всех вас на нашей | |
(в огромном | | дископрограмме и предупреждаем, что сегодня все дело в | |
цилиндре | и | | вашей шляпе. Как утверждали древние, человек, точнее суть |
мантии). | | его, всегда одинакова: он любит жизнь, детей, музыку. Человек | |
| | любит вкусно поесть, хорошо отдохнуть. Человек любит | |
| | работу, если он делает нечто интересное и приносящее пользу. | |
| | Все дело лишь в том, где и как он живет, на каком языке | |
| | говорит, наследником какой культуры он является... Но, | |
| | перемешав на нашей веселой дископрограмме шляпы, мы | |
| | представим себе, что сегодня мы с вами: японцы и китайцы, | |
| | англичане и американцы, австралийцы и немцы, французы и | |
| | итальянцы и т. д. У каждого из вас на голове шляпа, и она | |
| | поможет вашему хорошему настроению, поможет повеселиться | |
| | и потанцевать, а также позволит узнать нечто новое, или | |
| | вспомнить то, что вы знаете из жизни разных стран. Итак | |
| | (ведущий снимает цилиндр и достает оттуда свиток), в моей | |
| | шляпе находится "дело N 1" или материалы по проведению | |
| | веселой дискотеки «Все дело в шляпе». | |
| | | (Появляется второй ведущий без шляпы) |
Второй | | А исключения из правил бывают? Вот у меня: ни шляпы, | |
ведущий. | | никаких дел, и вообще, я не собираюсь носить головной убор | |
| | в помещении, меня не зря учили хорошим манерам! | |
| | | |
Первый | | - Мой друг, если вас учили хорошим манерам, нужно, | |
ведущий | | во-первых, поздороваться! | |
| | | |
Второй | | Привет! | |
ведущий. | | | |
Первый | | Ну, что же, "привет", вполне уместное слово на дискотеке! | |
ведущий | | А кто из участников нашей дископрограмы может поздо- | |
| | роваться на нескольких языках? Победителю первого конкурса | |
| | вручается словарь международного языка эсперанто! Итак, | |
| | начали... ("бонжур" — по-французски, гутен таг" — по | |
| | немецки, "конничива" — по-японски, "ни-хао" — по- | |
| | китайски, "хэлоу" — по-английски, «бонджорно»- по- | |
| | итальянски и т. д.). | |
| | | |
Второй | | Позвольте мне вручить приз и самому еще раз вместе с | |
ведущий. | | вами, уважаемые гости, произнести и запомнить эти слова | |
| | (все повторяют слова, как бы отвечая на приветствие | |
| | ведущего). | |
| | | |
Первый | | Замечательно у вас получается: фонетика прекрасная. У | |
ведущий. | | | меня такое ощущение, что вы бывали в этих странах и точно |
27 |
| "схватили" звуковой строй различных языков. Но есть еще | |
| один язык, который понятен всем и не требует перевода — | |
| это язык музыки. | |
| На нашей дискотеке мы отдаем предпочтение веселой | |
| музыке и начинаем наш вечер плясовыми мелодиями. | |
| Танцуйте, как танцуют веселые и энергичные люди, невзирая | |
| на то, что у вас на голове: тюбетейка или сомбреро, цилиндр | |
| или соломенная шляпа… Пока звучит полька белорусская, | |
| попробуйте почувствовать себя белорусами. | |
| (1-й танцевальный блок, белорусская полька). | |
| | |
Первый | Ну что же, пляска закончилась, пора и дух перевести. | |
ведущий. | Обратимся к делам, а точнее к "делу в шляпе» | |
| | |
Второй | Дорогой друг! Теперь вы нарушаете этикет! Мы | |
ведущий. | поздоровались, теперь надо познакомиться! Давайте | |
| попробуем знакомиться так, как это делают в разных | |
| странах! | |
| | |
Первый | Согласен. Но для начала познакомимся мы с вами так, | |
ведущий. | как это принято у нас! Без долгих реверансов и поклонов я | |
| подаю вам руку и говорю: меня зовут…/называет свое имя/ | |
| | |
Второй | А я легко пожимаю вашу руку, называю свое имя — и | |
ведущий. | говорю "Рад с вами познакомиться!" | |
| | |
Первый | Да, этикет сложная наука и со времен французского | |
ведущий. | короля Людовика XIV это слово вошло в международный | |
| лексикон. И в каждой стране, несмотря на универсальность, | |
| этикет знакомства и приема гостей развивался по-своему, | |
| сохраняя традиции и национальную культуру общения. | |
| | |
Второй | Сегодня мы не будем вспоминать, как в 17 веке японские | |
ведущий. | сёгуны принимали голландских купцов, которых заставляли | |
| ползти на коленях, кланяться, касаясь лбом пола и т. д. | |
| | |
Первый | Сегодня, отдавая дань прошлому, мы попробуем | |
ведущий. | представить себе, что приехали на несколько минут в | |
| Японию и уже познакомились с ней и ее жителями! | |
| Объявляется блиц-викторина по Японии. У меня в руках 12 | |
| шаров — в каждом вопрос о Японии! Прошу подойти 3-х | |
| участников дискотеки, и каждый, кто ответит на четыре | |
| вопроса, получит приз — книгу о Японии. Отвечать надо | |
| быстро и точно, так, как это сделали бы сами японцы. Итак, | |
| начинаем блиц - викторину. | |
28 |
Вопросы:
1.Назовите 12 зверей — покровителей восточного Зодиака (Крыса, Корова, Тигр, Заяц, Дракон, Змея, Буйвол, Лошадь, Баран, Обезьяна, Петух, Собака, Кабан).
2.Что такое икебана? (Искусство составления букетов в Японии).
3.Почему крыши замков в Японии венчались фигурками рыб с головами тигров? (Поверье в том, что они защитят
от пожара).
4.Что такое "бонсай"? (Карликовое дерево).
5.Пожалуйста, назовите японский город-побратим г.Минска? (Сендай).
6.Пожалуйста, назовите два основных религиозных направления в Японии? (Буддизм и синтоизм).
7.Поют ли японцы во время чайной церемонии? (Нет!)
8.Можно ли японцу при встрече подарить белые цветы? (Нет, это погребальный цвет в Японии).
Как называется национальная японская одежда?
(Кимоно).
10.Как называется древнее театральное искусство в Японии? (Кабу-ки).
11.Пожалуйста, назовите несколько видов японских противоборств. (Дзюдо, айкидо, каратэ).
12.Можно ли предсказать рождение мальчика или девочки с помощью японской монеты достоинством в 5 йен?
(Можно, приделав отвес, поднести монету к правой руке женщины, ждущей ребенка. Если монета начнет описывать круг — девочка, качается в разные стороны
— мальчик).
Второй | Сейчас зазвучит японская мелодия! Представьте себя | ||
ведущий | японцами, это очень просто, ведь вы могли родиться там. | ||
(после | блиц | Кто-то из вас побывает в стране восходящего солнца, кто-то | |
викторины | и | познакомится с японцами: да, Япония — это загадка, это | |
награждения | чудо! Это наш сосед, с которым мы хотим дружить и больше | ||
победителя). | знать о нем. | ||
| | (2-й музыкально-танцевальный блок — Японская мелодия | |
Первый | А теперь наконец-то я могу достать материалы "дела в | ||
ведущий. | шляпе". Первая страница дела — первый параграф: | ||
§ 1. Доказано, что Змей Горыныч, которым пугают во | |||
всех русских сказках детей, веселый и мудрый персонаж | |||
китайских сказаний. И как вы уже догадались, мы с вами | |||
отправляемся в Китай. Предлагаю для начала национальную | |||
китайскую игру "Веселый змей" или голова ловит хвост, а | |||
хвост голову! Выстраиваемся змейкой, и пока звучит музыка | |||
| | голова пытается догнать хвост и наоборот. Как только | |
29 |
| музыка останавливается, змейка меняет "голову" и "хвост" |
| местами, т. е. меняет направление. |
| (Игра « Веселый змей»). |
| |
Второй | Что-то после этой веселой игры мне захотелось |
ведущий. | водрузить на голову что-нибудь китайское. |
| |
Первый | "Водрузите" вот этот головной убор — копия головного |
ведущий. | убора Китайского императора. /Подает ему шляпу |
| китайского императора/ |
| |
Второй | И что мне с этой роскошью делать? |
ведущий. | |
Первый | Пока посидеть на стуле, как на троне сиживали |
ведущий. | китайские императоры... А мы вспомним, что ритуал в |
| определенные времена при китайском дворе достигал 113 |
| прострации перед императором. Однажды русский |
| посланник счел для себя унизительным отвесить |
| девятикратный поклон перед китайским императором. |
| Китайский двор был оскорблен, миссия сорвалась! Давайте |
| на нашей дискотеке устраним этот исторический инцидент. |
| "Китайский император" примет от любого посланника 9- |
| кратный поклон |
| (Игра "9 поклонов" Участники должны поклониться |
| императору 9 раз: 1 – как божеству,2 – как простому |
| человеку, 3 – как прося прощение, 4 – как вызывая на бой, 5 |
| – как показывая неудовольствие, 6 – как человеку, которого |
| ненавидишь, 7 – как прося деньги в долг, 8 – как прося |
| пощады, 9 – как объясняясь в любви ). |
| |
Второй | Да, императором быть совсем не трудно, сиди себе и |
ведущий. | принимай поклоны. А сейчас я совершу 9 благодарных, т. е. |
| ответных поклонов. Прошу образовать круг и сопроводить |
| мои поклоны музыкой. Как только музыка останавливается, |
| я делаю 1-й поклон, 2-й и т. д. А тех, кому я поклонюсь, я |
| прошу подойти ко мне, а затем с ними произойдет нечто |
| веселое, дискотечно- карнавальное |
Второй | Итак, вместе со мной в центре зала 9 человек, веселых и |
ведущий. | находчивых. Из разноцветных листов бумаги сделайте себе, |
(После | пожалуйста, веера. Веера готовы, значит можно танцевать |
поклонов). | веселый китайский танец, повторяя движения за мной, а все |
| остальные помогают нашим новорожденным китайцам, |
| хлопая в ладоши в такт китайской мелодии. |
| (Китайский танец с веерами). |
Первый | А теперь на нашей дискотеке мы встречаем гостей из |
| |
30 |
ведущий. | | Индии. В материалах "дела в шляпе" говорится о том, что в | ||||||
| | Индии множество народов и у каждого свой национальный | ||||||
| | головной убор. А еще волосы украшают цветами. Говорят, | ||||||
| | что индийцы — самые улыбчивые люди в мире. И улыбка — | ||||||
| | прекраснейшее украшение человеческого лица. Ведь даже | ||||||
| | если на вас шляпа из чистого золота, но лицо ваше серо и | ||||||
| | уныло, никто на вас не обратит внимания. Как же определить | ||||||
| | индийцев среди нас? Очень просто. Глядя в зеркальце, надо | ||||||
| | улыбаться и расхвалить свою улыбку так, что ей нет равных | ||||||
| | в мире. Например, я в душе тоже индиец — моя улыбка | ||||||
| | такая веселая, что люди, глядя на меня, хохочут днем и | ||||||
| | ночью, днем и ночью! /Приглашаются несколько желающих | ||||||
| | для игры. Надо, глядя в зеркало, расхваливать свою улыбку, | ||||||
| | но самому не смеяться/ | | | | |||
Первый | | Ну | вот, | вокруг меня собралась | целая делегация | |||
ведущий. | | "индийцев". | | |||||
(После игры | с | Индия — страна прекрасных сказок, | | |||||
зеркальцем). | | Вы узнаете индийцев без подсказок. | | |||||
| | Нет сердечнее улыбок в целом мире, | | |||||
| | Улыбайтесь с нами шире, шире! | | |||||
| | Сейчас | широкая | индийская | улыбка | будет | ||
| | продемонстрирована вместе с искусством пантомимы. | ||||||
| | Задание тайное, но все тайное становится явным. И если все | ||||||
| | ребята догадаются, какой персонаж улыбается в вашем | ||||||
| | исполнении, то вы получите приз за самую широкую | ||||||
| | карнавальную индийскую улыбку. | | |||||
| | (Задание в конвертах). | | |||||
| | 1. | Улыбнитесь как индийский слон. | | ||||
| | 2. Улыбнитесь после | того, как вы | выпили | чашку | |||
| | настоящего индийского чая. | | |||||
| | 3. Улыбнитесь во время исполнения индийского танца. | ||||||
| | 4.Улыбнитесь, перед тем как вступить в драку в | ||||||
| | индийском кино | | | | |||
Первый | | Закрепим пребывание в Индии индийской мелодией. | ||||||
ведущий. | | Пожалуйста, танцуйте с нами так, как будто мы в Индии и | ||||||
(После | | снимаемся в индийском кино! | | |||||
пантомимы). | | (3-й танцевально - музыкальный блок, индийская | ||||||
| | музыка). | | |||||
| | | ||||||
Второй | | Вы, дорогой коллега, сегодня неоднократно упоминали | ||||||
ведущий. | | фразу "дело в шляпе". А я позволю себе сказать, что дело в | ||||||
| | "сомбреро". Сомбреро, как известно, испанская широкополая | ||||||
| | шляпа. Я прошу двух молодых людей в сомбреро подойти ко | ||||||
| | мне. Сейчас зазвучит испанская мелодия, ваша задача под | ||||||
| | ваше сомбреро собрать как можно больше людей, каждый из |
31
| участников дископрограммы должен взяться за край |
| сомбреро двумя пальцами правой руки. |
| Пока звучит испанская мелодия, соберите "испанцев" |
| под сомбреро. Итак, под одним сомбреро собралось 10 |
| человек, под другим 9. А сейчас испанская игра "Дон Кихот". |
| Каждая команда получает по 1 лошадке (Деревянная швабра, |
| украшенная как лошадка). Сам господин Сервантес |
| посмеялся бы вместе с нами: задача проста. Надо как можно |
| медленнее доехать до этого стула одной команде и до этого |
| — второй. Та кавалькада, где больше участников, имеет |
| больше шансов на победу. Главное условие — не стоять на |
| месте. Если "испанец" останавливается, стул передвигается |
| ближе, таким образом, шансов на победу меньше. Итак, все |
| вы Дон Кихоты, помните, "тише едешь, дальше будешь". |
| Начинаем конное состязание. Как зовут ваших коней, |
| придумайте сами, болельщики поддержат вас! Вперед, |
| медленно, но верно! |
| |
Второй | |
ведущий: | Победила команда, которую по эстафете прокатил на своей |
(После игры). | спине конь |
| " __________". Примите поздравления! Из вас |
| получились настоящие Дон Кихоты, мечтатели и фантазеры. |
| Больше вам не придется бороться с мельницами, |
| необъезженными скакунами, стульями и швабрами. Снова |
| звучит испанская мелодия и все те, у кого есть сомбреро и те, |
| у кого нет, могут на несколько минут попробовать ощутить |
| себя испанцами. |
| (4танцевальный блок — испанская музыка). |
| |
Первый | Я продолжаю рассматривать "дело в шляпе". Материалы |
ведущий. | дела говорят о том, что здесь на дискотеке есть и музыка, и |
| танцы и шутки, и все девушки красивы, и юноши милы, ну |
| просто говорят, есть все, как в Греции. |
| |
| Да, в Греции есть все, а игра у нас итальянская. Вот |
Второй | полая труба, напоминающая калейдоскоп. Надо посмотреть |
ведущий. | через эту трубу в течение 5 секунд на юношу или девушку, |
| отвернуться и точно описать человека, который стоит перед |
| вами. Так учат итальянских детей наблюдательности. |
| Попробуем. А приз самому наблюдательному — настоящий |
| калейдоскоп. |
| (Игра "Калейдоскоп"). |
| |
Второй | Давайте еще на несколько минут задержимся в Италии. |
| |
32 |
ведущий. Говорят, Что в Италии под Новый год из домов /после игры/ выбрасываются старые вещи. Может и мы когда-нибудь доживем до того времени, когда будем выбрасывать старые холодильники и пылесосы, телевизоры и магнитофоны... А пока давайте чисто символически выбросим плохое настроение и некоторые человеческие качества, которые равно дурны как в Италии, так и в Беларуси. Назовите, какие
качества не нужны человеку.
(Глупость, зазнайство, жадность, обжорство, предательство и т. д.).
теперь назовем качества, необходимые для проведения веселой дискотеки (оптимизм, радость, юмор, доверие, озорство и т. д.), замечательно, и все это есть в нашем зале! Приглашаю танцевать.
(5-й танцевальный блок, итальянская музыка).
Первый | Делу время — потехе час! Приступаем к рассмотрению | |||
ведущий. | материалов дела о папуасах и эскимосах! Кто может себе | |||
представить, что он мог бы родиться эскимосом? Прошу | ||||
подойти 3-х человек. А кто чувствует себя в душе папуасом? | ||||
Прошу 3-х "папуасов" подойти. У меня в руках | ||||
доказательство того, что вы именно те, за кого себя выдаете, | ||||
но чтобы вам поверила наша дискотека, нужны справки, | ||||
которые вы сейчас себе выпишите сами, да еще и в рифму. | ||||
Играем в "папуасо-эскимосское буриме". | ||||
Заготовленные рифмы: | ||||
давным-давно | голенький | |||
эскимос | повязка | |||
эскимо | новенький | |||
красный нос | сказка | |||
от жары | райские птицы | |||
замерзал | валенки | |||
детворы | надо же случиться | |||
задрожал | маленький | |||
(Каждый из участников | игры | в буриме пишет | свой | |
"стих". Зачитываются "справки". | Затем ведущий | дарит | ||
"справки" папуасов эскимосам и наоборот, объявляя при | ||||
этом забавный танец "папуасо-эскимосской дружбы". Вместе |
ними танцуют все под мелодию "Папуасы-эскимосы" группы "На-на").
Второй | Уважаемый коллега! А не побывать ли нашему |
ведущий. | карнавалу у англичан? |
| |
Первый | Замечательная идея, а там напрямик отправимся в театр |
ведущий. | "Планета", но только не шекспировских времен, а в более |
33 |
| современный театр... Весь мир театр, все люди в нем актеры. | |
| Вот и мне для театрального посещения в Англии | |
| понадобятся 7 человек. Ваши роли — на обратной стороне | |
| театральных билетов. Пьеса почти по Шекспиру. | |
| Внимательно слушайте русский перевод английского текста | |
| и делайте с текстом, что подскажет суфлер, т. е. я. | |
| Внимание! | |
| Оглашаю действующих лиц: | |
| (после того как участники игры разобрали билетики с | |
| ролями) | |
| — Хромой тучный король Сигизмунд III | |
| — Английская королева Элизабет | |
| — Герцог Голдсмит, любовник королевы | |
| — Палка, которая вечно скрипит | |
| — Пудель - Вильяме | |
| — Занавес | |
| —Луна | |
| | |
Второй | Зрители в зале делятся: | |
ведущий. | а) партер, где публика сидит важно, рассматривая | |
| актеров в лорнеты | |
| б) | амфитеатр, где публика обливается слезами, |
| вытирая глаза носовыми платками; | |
| в) | бельэтаж, где публика обмахивается веерами... |
| г) | верхние ярусы балкона, где публика хихикает, |
| где молодые люди тайно пощипывают барышень и т. д. | |
| Итак, представление начинается! | |
| Актеры, на сцену! Премьера английского театра у нас на | |
| дискотеке! | |
Первый | Картина первая: | |
ведущий. | Занавес "пошел". На сцене английская королева | |
| Элизабет. Она мечется по дворцу в поисках кольца. Кольцо, | |
| подаренное ей любовником, герцогом Голдсмитом, исчезло. | |
| Входит толстый и безобразный король Сигизмнуд III, | |
| опираясь на палку. Палка скрипит под тяжестью его тела. | |
| Король пытается обнять королеву Элизабет, Королева в | |
| ужасе убегает. Вбегает любимая собака короля, пудель | |
| Вильяме. Он громко лает три раза. Король грозит ему | |
| пальцем. Палка скрипит. Вильяме лает еще три раза. Король | |
| бросает в него палкой. Вильяме хватает палку и убегает. | |
| Король с криками "Прости, Вильяме,, и отдай палку" убегает | |
| за ним). | |
| Занавес "пошел". | |
| Картина вторая: | |
| Королева Элизабет рвет на себе волосы. Входит Герцог. | |
34 |
| | Он падает на колени и начинает собирать волосы Королевы. |
| | Королева Элизабет рыдает. На шум прибегает тучный |
| | Король, опираясь на палку, смотрит в недоумении. Палка |
| | скрипит. За кулисами лает Вильяме. Занавес "пошел". |
| | Картина третья: |
| | Пудель Вильяме находит кольцо и несет его королю. |
| | Король читает надпись на кольце "Люби меня, как я тебя. |
| | Герцог" и начинает рыдать, палка скрипит. Вильяме лает. |
| | Всходит Луна. Король и Вильяме воют на луну. Занавес |
| | "пошел". |
| | Картина четвертая: |
| | На вой короля и Вильямса прибегает лысая королева |
| | Элизабет, она вырвала на себе все волосы. Пудель лижет ее |
| | лысую голову. Вбегает Герцог. Видит лысую королеву, |
| | падает и умирает. Король отдает кольцо королеве. Палка |
| | скрипит. Вильяме лает. Королева берет кольцо, надевает на |
| | палец герцога, оплакивает его, но возвращается к королю. |
| | Король прощает королеву. Вильяме подходит к телу Герцога |
| | и начинает кусать его за пятки. Тело Герцога возносится. |
| | Волосы отрастают. Король отбрасывает палку, перестает |
| | хромать. Пудель прыгает от радости и запрыгивает на руки к |
| | королеве. "Хэппи энд". |
| | Занавес упал! Зрители бурно аплодируют. Крики |
| | «Браво!» «Бис!» |
| | |
Второй | | Ну что же, визит в Англию доставил нам много веселых |
ведущий. | | минут, но театральный "хэппи энд" еще не означает, что |
| | заканчивается наша дископрограмма! Она продолжается! И |
| | дело не в том, какая на вас шляпа, а в том, какое у вас |
| | настроение |
Первый | | Позвольте, коллега, но дело и в шляпе тоже! Конкурс на |
ведущий. | | самую интересную шляпу начинается парадом-алле! Каждый |
| | участник конкурса должен назвать страну и девиз, под |
| | которым он выступает. Вы слышите звуки марша — |
| | начинаем шляпный парад! /Все, кто желает, демонстрирует |
| | свою шляпу и называет страну, откуда он прибыл/. Ведущие |
| | вручают призы самым ярким представителям разных |
| | национальностей. |
| | |
Второй | | Да, теперь я вижу, что вы правы! Дело в шляпе! И чтобы |
ведущий.(После | наша дискотека продолжалась так, как хочется ей самой, | |
конкурса | и | предлагаю одеть шапки-невидимки и исчезнуть! |
вручения | | |
призов). | | |
| | |
35 |
| |
Первый | А я не против! Я за! |
ведущий. | Но прежде чем исчезнуть, скажу от души: |
| Наша супер- дискотека |
| Сто друзей сюда позвала, |
| Позовет сто раз по двести, |
| Будем веселиться вместе! |
| Дискотека всех подружила, |
| В вихре танцев закружила. |
| Дискотека, веселись! |
| Ведь прекрасна эта жизнь! |
| (Ведущие исчезают). |
| Танцевальная дискотека продолжается |
| |
Используемые источники:
1. Сологубова О.В. Самые интересные сценарии.- Донецк: Мульти – Пресс,2011
Исполитов А.Н.1000 лучших игр, конкурсов для веселой компании.-Волгоград: Учитель,2009
www.liveinternet.ru
www.proshkolu.ru
www.kwinta22.babhost.ru
36
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Интерактивная игра - викторина
«Берегись бед, пока их нет»
Цель:
-закрепить знания детей по правилам пожарной безопасности.
-показать роль огня в жизни человека: как положительную, так и отрицательную. -развивать память, сообразительность, находчивость, навыки работы в группе. -воспитывать нравственные качества: мужество, находчивость, самоотверженность. Вступительное слово ведущего:
Огонь - одно из самых
больших чудес природы, с которым человек познакомился. Огонь дарил человеку
тепло, свет, защищал от диких зверей. Он был великим помощником человека.
Подарил Прометей
Красный факел для людей,
Чтобы жаром всех он грел,
Чтоб в светильнике горел,
Мясо жарил и варил,
Страх на зверя наводил,
Обжигал горшки, игрушки,
Правил бронзовые пушки.
Но, к несчастью, этот дар
Вызывал не раз пожар.
Как в костре трещат дрова,
Загорелись лес, дома.
И кидалось то огнище
адским ревом на жилище. Легче не пожар тушить, А его предупредить!
37
Затем ведущий поясняет правила и проводит викторину.
тур: Разминка (Игра "Подскажи словечко")
Дым столбом поднялся вдруг.
Кто не выключил...?
(утюг)
Красный отблеск побежал.
Кто со спичками...?
(играл)
Стол и шкаф сгорели разом.
Кто сушил белье над...?
(газом)
Пламя прыгнуло в листву.
Кто у дома жег...?
(траву)
Кто в огонь бросал при этом
Незнакомые...?
(предметы)
Дым увидел - не зевай И пожарных...
(вызывай)
Помни, каждый гражданин,
Что их номер...
(101)
2 тур: Известно ли вам?
(правильные ответы подчеркнуты)
Когда люди научились искусственно добывать огонь? 10 – 5 тыс. лет до н.э.
– 5 тыс. лет до н.э.
100 – 50 тыс. лет до н.э.
50 – 20 тыс.лет до н.э.
Как назывался боец, который в далёком прошлом скакал впереди пожарного обоза?
вестовой
всадник
курьер
скачок
Как назывался начальник пожарной команды в 19 веке?
38
фурман
поручик
брандмайор
брандмейстер
Первая пожарная команда в Москве была создана в двадцатых годах XVII столетия. Сколько пожарных было в её составе?
10
40
80
Как называется гибкий трубопровод для перекачки воды к месту пожара? варежка
рукав
гидрант
муфта
3 тур: Ждем ответа
Как называется профессия людей, борющихся с огнем? (1 балл)
Пожарные
Почему пожарных вызывают по телефону именно «101»? (1 балл)
«101» самый простой и короткий номер, его легко запомнить. Этот номер легко
набрать даже в темноте и на ощупь.
Почему пожарная машина красная? (1 балл)
Красная, чтобы издалека было видно, что едет пожарный автомобиль, которому необходимо уступить дорогу. Красный цвет – цвет огня. Как одеваются пожарные? (2 балла)
Пожарные надевают брезентовый костюм. Он не горит, не намокает. Голову от ударов защищает каска, на руках рукавицы, на ногах сапоги. Для работы в огне и дыму пожарным необходим аппарат для дыхания. Чем опасны пожары? (1 балл)
При пожаре могут сгореть вещи, квартира и даже целый дом. Но главное, что при пожаре могут погибнуть люди.
Чем еще опасен пожар, кроме огня? (2 балла)
Страшнее огня бывает дым. В задымленной комнате легко заблудиться и не найти выход. Трудно дышать.
Чем можно тушить начинающийся пожар? (1 балл)
Пожар можно тушить огнетушителем, водой, песком, одеялом.
39
Почему опасно играть в доме со спичками и зажигалками? (1 балл)
Игры со спичками и зажигалками являются причиной пожара.
От чего бывают пожары? (1 балл)
Пожары возникают, если не соблюдаются правила пожарной безопасности: оставляются без присмотра включенными телевизор, утюг, газовая плита и т.д.; если играть со спичками, шалить с огнем.
Что ты должен сообщить, вызывая пожарных? (2 балла)
Необходимо сообщить свой точный адрес, фамилию, имя и что горит. Что надо делать, если в квартире много дыма? (2 балла)
Необходимо смочить водой одежду, покрыть голову мокрой салфеткой, дышать через намоченную ткань, продвигаться к выходу ползком.
Что вы станете делать, если увидели, что нижние этажи дома охвачены пламенем? (2 балла)
Смочить свою одежду и все вокруг себя, ждать помощи. Нельзя пытаться выбежать из дома, если живешь на верхних этажах. Пройдя два-три этажа, можно отравиться продуктами горения.
Чем опасна печь в деревенском доме? (2 балла)
деревне или на даче детям в отсутствие взрослых нельзя подходить к печке и открывать печную дверцу. От выскочившего уголька может загореться дом. Почему без разрешения взрослых нельзя трогать печную заслонку? (2 балла)
Если печную заслонку закрыть раньше времени, в доме скопится угарный газ и можно задохнуться.
4 тур: И в сказках бывает…
Море пламенем горит,
Выбежал на море кит,
Эй, пожарные, бегите!
Помогите, помогите!
К.Чуковский "Путаница”
И вдруг заголосили:
"Пожар! Горим! Горим!”
треском, щелканьем и громом. Озирается кругом, Машет красным рукавом.
С. Маршак "Кошкин дом”
Что за дым над головой?
Что за гром над мостовой?
40
Дом пылает за углом.
Что за мрак стоит кругом?
Ставит лестницы команда,
От огня спасает дом.
С. Михалков "Дядя Стёпа”.
”И сейчас же все, кого коснулась волшебная палочка феи, заснули… Заснули даже куропатки и фазаны, которые поджаривались на огне. Заснул вертел, на котором они вертелись. Заснул огонь, который их поджаривал. Шарль Перро “Спящая красавица”
”Раз как-то вечером сидел солдат в своей каморке; совсем уже стемнело, а у него не было денег даже на свечку. Тут он и вспомнил про ведьмину вещицу. Достал солдат ее из кармана и стал высекать огонь. Только он по кремню, дверь распахнулась, и вбежала собака с глазами, точно чайные блюдца” Г.Х. Андерсен, “Огниво”
“В то же мгновение вся комната наполнилась едким черным дымом, и что-то
вроде бесшумного взрыва большой силы подбросило Вольку к потолку, где он и
повис, зацепившись штанами за крюк, на который предполагалось повесить
бабушкину люстру”
Лазарь Лагин “Старик Хоттабыч”
“Огонь под плитой разгорался все сильней, на сковородках что-то шипело и
дымилось, по комнате разносился приятный, вкусный запах. Старуха металась то
туда, то сюда и то и дело совала в горшок с супом свой длинный нос, чтобы
посмотреть, не готово ли кушанье. Наконец в горшке что-то заклокотало и
забулькало, из него повалил пар, и на огонь полилась густая пена. Тогда старуха
сняла горшок с плиты, отлила из него супу в серебряную миску и поставила
миску перед Яковом”
Вильгельм Гауф, “Карлик Нос”
“Сам принес воды, сам набрал веток и сосновых шишек, сам развел у входа в пещеру костер, такой шумный, что закачались ветки на высокой сосне. Сам сварил какао на воде:
Живо! Садись завтракать. Они видели дымок костра у корней старой сосны, но им и в голову не пришло, что в этой пещере скрывались деревянные человечки, да еще зажгли костер” А.Н.Толстой “Золотой ключик или Приключения Буратино”
тур: Народная мудрость
Искру туши до пожара,… - … беду отводи до удара.
Спички не тронь,… - … в спичках огонь.
Спички не игрушка,… - … огонь не забава.
41
Огонь - не вода, … - … схватит – не выплывешь.
Спичка – невеличка, … - … а огонь великан.
Не шути с огнём … - … можно сгореть.
Дорого при пожаре… - … и ведро воды.
ВЫВОДЫ
Правила пожарные без запинки знайте, Правила пожарные строго соблюдайте! Утром, вечером и днем Осторожен будь с огнем!
Итог игры, подсчет баллов, награждение победителей.
42
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Веселые конкурсы и эстафеты
«Веселимся вместе»
Цели и задачи:
укрепить здоровье детей во время проведения командных первенств;
выявить индивидуальные возможности детей, привить им стремление к физическому самосовершенствованию;
приучить детей в игровой спортивной форме к здоровому образу жизни;
развить у ребят наблюдательность, сообразительность, находчивость и ловкость;
создать здоровый психологический климат в отрядах в процессе совместной игровой, творческой деятельности.
Реквизит: листы бумаги, ручки, головные платки, пластиковые полуторалитровые бутылки, обручи, записки с номером телефона ведущего в конвертах, сотовые телефоны, листы картона размером 20x30 см, китайские шапочки, картонные градусники.
Каждый отряд должен сформировать команду из 12 человек (6 мальчиков, 5 девочек, 1 вожатый). Все дети должны иметь медицинский допуск к участию в эстафете. Форма одежды — спортивная.
Ведущий выступает в образе тети Моти.
Разминка
Ведущий
тети Моти четыре сына, Четыре сына у тети Моти. Они не ели, они не пили, А только пели один куплет.
Правая рука!
Ведущий усиленно двигает правой рукой, ребята должны повторять за ним. Затем он, продолжая двигать правой рукой, повторяет четверостишие и добавляет левую руку, правою ногу, левую ногу, живот, голову, язык, в результате чего должно двигаться все тело.
Имена-перевертыши
Игрок команды добегает до стула, на котором лежит листок бумаги и ручка, пишет свое имя наоборот, например, «Ашим» и бежит обратно.
Я красивая
Игрок добегает до стула, на котором висит женский платок, надевает его на голову и кричит: «Я красивая!» Снимает платок, вешает на спинку стула и бежит обратно.
43
Торпедоносцы
Игрок зажимает между коленями пустую пластиковую бутылку и со словами: «Первая пошла, вторая пошла, третья пошла!» — идет к стулу. Обратно возвращается с бутылкой в руках бегом.
Банзай
Участник берет обруч, бежит к стулу и за 3 метра до него бросает обруч на стул, при этом кричит: «Банзай!» Затем забирает обруч и бежит обратно.
Телефон
Команда выбирает 1 участника. Он берет сотовый телефон и подходит к стулу, на котором лежит конверт. По команде все игроки встают на стулья, открывают конверты, в которых записан номер телефона ведущего, и начинают ему звонить. Первый, кто дозвонится, должен крикнуть: «Динозавры идут на север!»
Пугало
От каждой команды к стульям выходят по 1 игроку. Они будут пугалами. Первый игрок команды добегает до стула, снимает с себя что-нибудь из одежды и вешает на пугало. Возвращается обратно, бежит следующий участник.
Боинг-747
Первый участник команды берет 2 картонки размером 20x30 см, бежит до стула и обратно, махая картонками и крича: «Я Боинг-747, прошу посадку!»
Обувь
Судьи в 3 метрах от стульев кладут обручи. Игрок добегает до стула, садится на него, снимает 1 кроссовку и бросает ее в обруч, затем скачет на одной ноге обратно. После игры судьи подсчитывают количество обуви в обручах у каждой команды.
Давай прыгай
Команды выбирают капитанов. Судьи выдают каждому по листу бумаги. По команде игрок сворачивает лист в шарик, бросает его на землю перед собой, встает на колени и начинает дуть на него так, чтобы шарик перекатывался в сторону стула. При этом игрок должен кричать: «Давай прыгай, прыгай давай!» Побеждает тот, кому первому удастся докатить шарик до линии стульев.
44
36,6
Первый игрок команды берет картонный градусник, зажимает его под мышкой и бежит к стулу. Показывает градусник судье, при этом кричит: «36,6!» Затем возвращается обратно.
Снежный ком
Каждый игрок команды получает по
полуторалитровой пластиковой бутылке. Первый игрок добегает до
стола, возвращается обратно,
передает бутылку следующему. Второй бежит уже с двумя и т. д. Последний должен принести на стартовую линию 12 бутылок.
После окончания эстафеты тетя Мотя награждает победителей.
45
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Торжественное возложение цветов
у памятника погибшим в
годы Великой Отечественной войны
«Мы помним!»
д. Пригани
оздоровительный лагерь «Радуга»
Дети читают стихи.
Я знаю от папы, я знаю от деда – 9-го мая пришла к нам Победа. Тот день весь народ ожидал, Тот день самым радостным стал.
То утро стало знаменитым – По всей планете весть пошла:
Фашисты подлые разбиты!
Советской армии хвала!
Я никогда не видела
войны,
ужаса ее не представляю.
Но то, что мир наш хочет тишины, Сегодня очень ясно понимаю.
Спасибо Вам, что нам не довелось, Представить и узнать такие муки. На Вашу долю все это пришлось – Тревоги, голод, холод и разлуки!
Спасибо Вам за солнца яркий свет,
За радость жизни в каждом миге нашем, За трели соловья, и за рассвет!
за поля цветущие ромашек.
46
Да! Позади остался страшный час. Мы о войне узнали лишь из книжек. Спасибо Вам. Мы очень любим Вас. Поклон Вам от девчонок и мальчишек!
Победа к нам приходит вновь и вновь Прекрасна и юна, как в сорок пятом, Приходит в блеске старых орденов, На пиджаке бывалого солдата.
Умытая слезами – не дождем, Сверкая не огнем, а счастьем жизни, Победа к нам приходит вешним днем, Чтоб никогда не позабыть о том, Какой был подвиг совершен Отчизной!
Воспитатель: У памятника воинам все люди земли склоняют головы в память о павших и в благодарность участникам Великой Отечественной войны, которые своей жизнью и тяжким ратным трудом обеспечили Великую Победу над немецко-фашистскими захватчиками.
Хором: Вечная слава героям! Вечная слава! Слава ГЕРОЯМ!!!
Ведущий: Слава двадцати семи миллионам павших, не вернувшимся с кровавых полей войны.
Слава ветеранам Великой Отечественной, выстоявшим, победившим, подарившим миру жизнь и счастье!
Ветераны – это ветер, это раны, Ветераны – с боем взятые курганы, Гром орудий, под бомбёжкой переправы. Много судеб и одна большая слава!
Много сражений и битв отгремело! Вспомним погибших, восславим живых. Тем, кто сражался за Родину смело, Низкий поклон и молитвы за них.
Сегодня многих нету с нами.
И было так. И будет так.
Не угасала б только память –
Нетленности высокий знак.
47
Ветвями ивы кланяются низко. Как дым сражений, виснут облака, Стоят в цветном убранстве обелиски. Героям павшим слава на века.
Ведущий: А сейчас мы возложим к памятнику цветы и почтим светлую память всех погибших в Великой Отечественной войне минутой молчания.
48
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Закрытие лагерной смены.
Концертно-игровая программа
«Подари улыбку другу»
Звучит музыка. Выходят ведущие.
Ведущий 2.Как не хотелось нам прощаться!
Увы. День этот наступил
в бликах солнечного братства,
в красках радужных светил. Оставим в памяти все встречи. Открытий мир, прощай, увы.
пусть исполнит этот день Надежды ваши и мечты.
Ведущий 1. Добрый день! Добрый день!
Мы хотим вам сказать,
Мира, счастья, добра
в этот день пожелать!
Ведущий 2.Пусть удача сопутствует
Вам каждый час.
Начинаем наш праздник –
Этот праздник - для вас!
Ведущий 1. Дорогие ребята, гости, родители, воспитатели.
Сегодня у нас праздничный день, но в тоже время немного грустный.18 дней мы жили с вами как одна дружная семья. И вот сегодня пришло время расставаться.
Ведущий 2. Но давайте не будем грустить. У вас появилось много новых друзей, за смену вы многому научились. А впереди у вас весёлое, задорное, звонкое лето. Нет ничего лучше для ребят, чем солнце, речка, весёлая песня!
Девочка.
Здравствуй, лето звонкое
Мы тебя так ждали
тепло и солнышко К себе в гости звали! Солнцу жаркому - ура! Здравствуй, летняя пора! Будут игры, песни литься Будем летом веселиться!
49
(Песня "Ничего на свете лучше нету")
Ведущий1. Наш лагерь называется летним оздоровительным. Как вы думаете, почему?
Дети. Он работает летом, поэтому летний. В нем много внимания уделяется здоровью,спорту, закаливанию, поэтому оздоровительный.
Ведущий 2. Совершенно верно. В нашем лагере мы занимались спортом, физкультурой, играли на свежем воздухе, купались, закалялись...
Чтоб здоровым, сильным быть,
Надо спорт нам всем любить!
Солнце светит – встать пора!
добрым утром, детвора! И тотчас же по порядку – На зарядку! На зарядку!
Лагерная зарядка «Солнышко лучистое»
Выходят 4 девочки.
девочка.
Мы прощаемся сегодня
До свиданья говорим.
Лагерь «Радуга» непременно
50
Снова скоро посетим.
девочка.
Отдохнули мы отлично
Сил набрались и ума
Стать здоровыми старались
Помогала нам игра.
девочка.
Повара кормили вкусно
Знаем толк теперь в еде
воспитателями вместе Побывали мы везде
девочка.
сожаленью наше время Пролетело как звезда Этот лагерь не забудем В своей жизни – никогда!
Танец « Летняя карусель»
Ведущий2.
Что такое лето?
Это - много света.
Это - поле, это лес
Это - тысячи чудес.
Это - в небе облака
Это - быстрая река
51
Это - яркие цветы
Это - синь высоты
Это - в мире сто дорог
Для ребячьих быстрых ног!
Песня «Лучший лагерь земли»»
Ребенок.
Ну, вот и всё, сезон окончен
И расстаёмся мы сейчас
Но твёрдо знаем, что вернёмся
Сюда мы может быть не раз
Но вот и всё, опять разлука
Опять печальные глаза
Но руку мы пожмём друг другу
И улыбнёмся как всегда
Мы все здесь очень подружились
дружбой нашей дорожим Сердца ребячьи здесь открылись Спасибо «Радуга» все говорим!
52
Танец «Радужный брейк-данс»
Ведущий 1.
Как здорово, что кто-то и когда-то
Решил ребятам радость подарить!
Для этого всего лишь было надо
При Центре лагерь «Радуга» открыть.
Ведущий 2.
каждый день – как чудное мгновенье, Как праздник: турпоходы, развлеченья, Музеи, дискотеки и награды – Всем кажется, что так и было надо!
Частушки о лагере.
Ребенок.
Мои вожатые самые классные,
Клеевые и просто отасные.
Они всегда поймут любого
не накажут очень строго. Вожатые – это супер, Мои вожатые – это класс, Вожатые – это радость Для «Радуги» и для нас.
53
Ведущий 1. А теперь давайте вспомним ваши незабываемые дни в нашем гостеприимном лагере.
Презентация детских фотографий под музыку.
54
Ведущий 1.
Ну вот и все! Вместе со своими воспитателями и сотрудниками лагеря вы за 18 дней построили дом в нашем детском мире, где будет царить гармония, добро и красота. Мы надеемся, что его основанием стали вечные ценности и представления о культуре, которую вы открывали в течение смены.
Давайте еще раз все вместе скажем спасибо нашим дорогим сотрудникам: поварам, воспитателям, администрации – всем тем, кто организовал нашу смену, сделал ее возможной и комфортной. И всем дружно и громко все хором скажем троекратное спасибо.
Дорогие ребята! Мы желаем вам здоровья, счастья, с интересом и пользой провести оставшиеся время летних каникул. Удачи вам!
Мы нашу смену завершаем
И все вместе посчитаем:
Пусть всё получится в жизни у вас - раз!
Здоровы были чтоб всегда - два!
Чтоб душу грело изнутри - три!
Чтоб жили все в любви и мире - четыре!
Чтоб никогда не унывать - пять!
Друзей чтоб было всем не счесть - шесть!
Чтоб тепло дарили всем - семь!
Чтоб урожайной была осень - восемь!
55
Что хорошо всё будет, верить - девять!
И, наконец, побольше добрых песен - десять!
Ещё добра, терпения, старания.
Ну что ж, прощаемся и говорим всем: До свидания!
56