Проект «Маскарад у лукоморья» (4 класс)

4
0
Материал опубликован 2 November 2021

 

Проект «МАСКАРАД У ЛУКОМОРЬЯ»

Руководитель проекта: Шевченко И.Е.

2021 г.

 

 

 

Проект «МАСКАРАД У ЛУКОМОРЬЯ»

По срокам: среднесрочный (недельный).

По специфике: межпредметный, интегрированный, комплексный.

По составу участников: групповой.

Цели использования данной проектной деятельности:

-формировать умение детей планировать свою деятельность (анализировать тему и объект работы, распределять обязанности с учётом умений и желаний каждого; учиться прогнозировать результат работы и представлять себе изделие в готовом виде; пошагово выполнять операции, необходимые для достижения результата);

- развивать творческую составляющую личности;

- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу и умение успешно работать в группе.

Цель проекта: привлечь внимание окружающих (как детей, так и взрослых) к произведениям А.С Пушкина, заинтересовать чтением и самостоятельным творчеством;

раскрыть богатство мира литературы и искусства; изготовить изделие, которое можно использовать в качестве дополнительного комплексного наглядного пособия на различных уроках: литературы, технологии, изобразительного искусства.

Актуализация деятельности.

Перед началом работы над проектом учитель просит детей побывать в роли журналистов и провести небольшой социологический опрос населения посёлка (знакомых, друзей, родственников, школьников) на предмет осведомлённости о Пушкине и его творчестве.

Вопросы для опроса:

Знаете ли вы, кто такой А.С. Пушкин?

-Назовите все сказки Пушкина.

Какие иные произведения можете назвать?

Помните ли наизусть отрывки или стихотворения? Прочтите, пожалуйста.

Представляете себе, как выглядят отдельные герои?

-Читаетели вы Пушкина и сейчас?

По результатам опроса, 100% населения знают великого писателя и поэта. Только 20% смогли назвать все сказки (остальные приписывают Пушкину русские народные сказки и сказки зарубежных писателей).

 

 

 

Очень многие (80%) цитировали Пушкина. Но, в основном, это пара строчек из любовной лирики или «Евгения Онегина» и строчки из вступления к поэме «Руслан и Людмила».

Сведения об облике героев (предположительном) разнородные и неточные. 50% опрошенных с интересом читают Пушкина и сейчас.

Учитель сообщает об идее создания проекта «Пушкин в лицах» и реализации этого проекта в карнавальных масках.

Определяются сроки работы - неделя (среднесрочный проект).

Беседа по произведениям А.С.Пушкина. Обсуждение (на материале прочитанного), каких именно героев произведений А.С. Пушкина хотелось бы отразить в работе.

Задание: обдумать, какие материалы можно использовать для изготовления масок, какого размера будут маски, сколько их можно сделать своими усилиями за неделю;

вспомнить (просмотреть изученные, возможно прочитать новые) произведения Пушкина.

В результате обсуждения домашних заготовок, учитывая сроки работы и поиск материалов для изделий, решили изготовить методом папье-маше маски следующих героев:

-старика и старухи из « Сказки о рыбаке и рыбке»;

-Царевны-Лебеди из «Сказки о царе Салтане....»;

-Балды из «Сказки о попе и работнике его Балде»;

-царевны из «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях», а также Бабы-Яги и царя Кощея, которые упоминаются Пушкиным во вступлении в поэму «Руслан и Людмила».

Так как все отобранные герои - сказочные, то решили назвать проект «Маскарад у Лукоморья».

Под руководством учителя дети составляют общий план работы над проектом, в котором выделяют основные этапы и делятся на творческие группы.

1-я группа и 2-я группа.


 

План работы над проектом.

Теоретическая часть.

1-я группа.

Сбор информации о выбранных героях, поиск цитат автора об их характерах (для слепка лица) социальном статусе, внешнем виде (для отделки масок и выбора раскраски).

2-я группа.

Поиск и изучение информации в других источниках (если мало сведений у автора), как могли выглядеть и одеваться данные герои (просмотр мультфильмов и фильмов, снятых по произведениям, репродукций различных художников).

 

 

 

Практическая часть.

Выбор и подготовка материала, который можно использовать для индивидуальной отделки маски каждого героя в соответствии с его описанием.

1 .Выполнение заготовок для масок из пластилина с учётом характерных особенностей героя (по выбору). Изготовление масок методом папье-маше.

2. Роспись маски (возможно, с применением элементов, взятых из образцов декоративно-прикладного творчества русского народа: Хохлома, Городец, Полхов-Майдан, Гжель).

3. Отделка масок различными материалами (текстиль, пластик, обёрточный материал, пряжа и т.д)

4. Обсуждение и выбор общего вида изделия. Оформление работы целиком.

Обсуждение формы презентации, подготовка и презентация проекта.

В качестве формы презентации выбрали небольшой литературный вечер, на котором дети читали отрывки из произведений А.С.Пушкина под музыкальное сопровождение, сделали небольшую инсценировку отрывка из «Сказки о царе Салтане...» и рассказали некоторые подробности о создании проекта (что было самым интересным, что вызвало затруднение, довольны ли результатом работы).

Отчёты творческих групп по теоретической части. Старик и старуха из «Сказки о рыбаке и рыбке»:

я группа.

« Они жили в ветхой землянке...».

«Старик ловил неводом рыбу,

Старуха пряла свою пряжу».

«Хоть бы взял ты с неё корыто,

Наше-то совсем раскололось».

я группа.

Мультфильм по «Сказке о рыбаке и рыбке». Студия «Союз -мультфильм», 1950г. Режиссёр: Михаил Цехановский.

Иллюстрации: Голиков.И.И. Лаковая миниатюра.

Билибин И .Я, иллюстрации к сказке.

Царевна Лебедь из «Сказки о царе Салтане...»

я группа.

 

 

 

«Говорят, царевна есть,

Что не можно глаз отвесть.

Днём свет божий затмевает,

Ночью землю освещает...»

«Встрепенулась, отряхнулась И царевной обернулась:

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит;

А сама-то величава,

Выступает, будто пава...»

я группа

Мультфильм по «Сказке о царе Салтане». Союзмультфильм, 1984г. Режиссёр: Иван Иванов-Вано.

И .Я. Билибин - Иллюстрации к "Сказке о царе Салтане",

М.Врубель. Царевна Лебедь.

Царевна из «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях»:

1-я группа.

«Но царевна молодая,

Тихомолком расцветая,

Между тем росла, росла.

Поднялась -- и расцвела.

Белолица, черноброва,

Нраву кроткого такого...»

«Но царевна всех милее,

Всех румяней и белее..."

«Вмиг по речи те спознали,

Что царевну принимали...»

2-я группа.

Мультфильм по «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях» Союз-мультфильм, 1951 года,

Режиссёр-постановщик И. Иванов-Вано.

Б.Дехтерёв. Иллюстрации к сказке.

А.Куркин. Иллюстрации к сказке.

Балда из «Сказки о попе и работнике его Балде»

1-я группа.

«Навстречу ему Балда Идет, сам не зная куда...»

 

 

 

«Живет Балда в поповом доме,

Спит себе на соломе,

Ест за четверых,

Работает за семерых;

До светла все у него пляшет.

Лошадь запряжет, полосу вспашет,

Печь затопит, все заготовит, закупит,

Яичко испечет да сам и облупит...»

2-я группа.

Мультфильм по «Сказке о попе и работнике его Балде». Союз-мультфильм, 1973 г. Режиссёр: Инесса Ковалевская.

Иллюстрации:

В.А.Милашевский, иллюстаци к сказке.

А.М.Елесеев, иллюстрация к сказке.

Царь Кащей и баба Яга из вступления к поэме «Руслан и Людмила»

1-я группа.

«Там царь Кащей над златом чахнет...»

«Там ступа с бабою Ягой Идёт, бредёт сама собой...»

2-я группа Иллюстрации:

Иллюстрация к сказке «Марья Моревна» Кащей Бессмертный.

Виктор Васнецов. Кащей Бессмертный

И.Я. Билибин. Баба-Яга. Иллюстрация к сказке «Василиса Прекрасная»

А. Бенуа (Азбука в картинках Александра Бенуа)

Вениамин Лосин. ( М.: Московские учебники, 2006)

Е.Д.Поленова, конец XIX века (Русские народные сказки).

Марина Литвинова (Волшебные русские сказки. 2008)

Михаил Соловьев (Мои первые сказки. 2007)

Практическая часть.

Обсуждение и выбор материалов и инструментов для работы.

1 .Пластилин и стеки, дощечки.

Бумага, клей, кисть, коробочка для бумаги.

Акварельные краски и кисти.

Отделочные материалы, индивидуальные для каждой маски.

Старик: грубая плотная ткань (для шапки); искусственная шерсть для бороды.

Старуха: ситец для платка, нитки для волос.

Царевна Лебедь: белая пластиковая упаковка-сетка для букетов, перья (для короны и обрамления головы), пайетки или стразы для «звезды».

 

 

 

Царевна из «Сказки из сказки о мёртвой царевне»: пушистые нитки для волос, шёлк (либо другая благородная лёгкая ткань) яркой (желательно, красной) расцветки и кайма (для головного убора).

Балда: грубая, плотная ткань для шапки, серая пряжа для волос.

Кащей: жёсткий материал (возможно, пластик-сетка) с блёстками или люрексом для короны. Возможны другие варианты.

Баба Яга: пряжа для волос, шерстяная тонкая ткань тёмной, мутной расцветки для платка.

Индивидуальная практическая работа.

1 Лепка заготовки для маски с учётом характера героя. Постараться передать в мимике внутреннюю суть.

Изготовление маски методом папье-маше. Вспомнить правило: чем мельче кусочки бумаги, тем более точными будут контуры изделия.

Раскрашивание маски. Выбор фона и нужных элементов росписи, подходящих именно для этих масок (опять же с учётом характера).

Отделка масок отобранными материалами (с учётом просмотренных фильмов и иллюстраций или по своему представлению).

Презентация.

Репетиция инсценировки отрывка из «Сказки о царе Салтане...».

Заучивание отрывков из сказок наизусть.

Подготовка небольшого рассказа о ходе работы над проектом (домашние заготовки).

 

 

Этапы работы

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Деятельность родителей

Идея создания проекта, выбор названия работы и объекта деятельности

Обсуждают идею и тему проекта, предлагают свой вариант работы. Выбирают героев для проекта.

Предлагает идею создания проекта, заинтересовывает детей, стимулирует к обсуждению темы и выдвижению своего видения проекта.

 

Планирование

деятельности

Составляют совместный план работы над проектом, пошагово обсуждая детали работы.

Разбиваются на творческие группы.

Организует обсуждение, уточняет достаточность (либо необходимость) выбранных этапов работы, консультирует по спорным пунктам при составлении плана, контролирует разбивку на творческие группы с учётом желания и возможностей каждого ребёнка.

 

Теоретическая

часть

Занимаются поиском информации в зависимости от цели каждой группы. Обсуждают в коллективе найденный материал и источники информации, выбирают нужные сведения для работы над каждой маской.

Консультирует по вопросам источников информации; организует обсуждение подготовленного материала.

Вместе с учащимися утверждает словесные эскизы изделий.

Помогают собрать теоретический материал.

Практическая

часть.

 

 

 

Подготовка материала для изделий

Собирают материал для изделия в соответствии с обсуждённым эскизом.

Консультирует по возникающим вопросам.

Помогают собрать и подготовить для работы материал.

Работа над маской

Работают индивидуально над выбранной маской на уроках технологии и изобразительного искусства

Консультирует по возникающим вопросам.

 

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.