Проект «Маскарад у лукоморья» (4 класс)
Проект «МАСКАРАД У ЛУКОМОРЬЯ»
Руководитель проекта: Шевченко И.Е.
2021 г.
Проект «МАСКАРАД У ЛУКОМОРЬЯ»
По срокам: среднесрочный (недельный).
По специфике: межпредметный, интегрированный, комплексный.
По составу участников: групповой.
Цели использования данной проектной деятельности:
-формировать умение детей планировать свою деятельность (анализировать тему и объект работы, распределять обязанности с учётом умений и желаний каждого; учиться прогнозировать результат работы и представлять себе изделие в готовом виде; пошагово выполнять операции, необходимые для достижения результата);
- развивать творческую составляющую личности;
- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу и умение успешно работать в группе.
Цель проекта: привлечь внимание окружающих (как детей, так и взрослых) к произведениям А.С Пушкина, заинтересовать чтением и самостоятельным творчеством;
раскрыть богатство мира литературы и искусства; изготовить изделие, которое можно использовать в качестве дополнительного комплексного наглядного пособия на различных уроках: литературы, технологии, изобразительного искусства.
Актуализация деятельности.
Перед началом работы над проектом учитель просит детей побывать в роли журналистов и провести небольшой социологический опрос населения посёлка (знакомых, друзей, родственников, школьников) на предмет осведомлённости о Пушкине и его творчестве.
Вопросы для опроса:
Знаете ли вы, кто такой А.С. Пушкин?
-Назовите все сказки Пушкина.
Какие иные произведения можете назвать?
Помните ли наизусть отрывки или стихотворения? Прочтите, пожалуйста.
Представляете себе, как выглядят отдельные герои?
-Читаетели вы Пушкина и сейчас?
По результатам опроса, 100% населения знают великого писателя и поэта. Только 20% смогли назвать все сказки (остальные приписывают Пушкину русские народные сказки и сказки зарубежных писателей).
Очень многие (80%) цитировали Пушкина. Но, в основном, это пара строчек из любовной лирики или «Евгения Онегина» и строчки из вступления к поэме «Руслан и Людмила».
Сведения об облике героев (предположительном) разнородные и неточные. 50% опрошенных с интересом читают Пушкина и сейчас.
Учитель сообщает об идее создания проекта «Пушкин в лицах» и реализации этого проекта в карнавальных масках.
Определяются сроки работы - неделя (среднесрочный проект).
Беседа по произведениям А.С.Пушкина. Обсуждение (на материале прочитанного), каких именно героев произведений А.С. Пушкина хотелось бы отразить в работе.
Задание: обдумать, какие материалы можно использовать для изготовления масок, какого размера будут маски, сколько их можно сделать своими усилиями за неделю;
вспомнить (просмотреть изученные, возможно прочитать новые) произведения Пушкина.
В результате обсуждения домашних заготовок, учитывая сроки работы и поиск материалов для изделий, решили изготовить методом папье-маше маски следующих героев:
-старика и старухи из « Сказки о рыбаке и рыбке»;
-Царевны-Лебеди из «Сказки о царе Салтане....»;
-Балды из «Сказки о попе и работнике его Балде»;
-царевны из «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях», а также Бабы-Яги и царя Кощея, которые упоминаются Пушкиным во вступлении в поэму «Руслан и Людмила».
Так как все отобранные герои - сказочные, то решили назвать проект «Маскарад у Лукоморья».
Под руководством учителя дети составляют общий план работы над проектом, в котором выделяют основные этапы и делятся на творческие группы.
1-я группа и 2-я группа.
План работы над проектом.
Теоретическая часть.
1-я группа.
Сбор информации о выбранных героях, поиск цитат автора об их характерах (для слепка лица) социальном статусе, внешнем виде (для отделки масок и выбора раскраски).
2-я группа.
Поиск и изучение информации в других источниках (если мало сведений у автора), как могли выглядеть и одеваться данные герои (просмотр мультфильмов и фильмов, снятых по произведениям, репродукций различных художников).
Практическая часть.
Выбор и подготовка материала, который можно использовать для индивидуальной отделки маски каждого героя в соответствии с его описанием.
1 .Выполнение заготовок для масок из пластилина с учётом характерных особенностей героя (по выбору). Изготовление масок методом папье-маше.
2. Роспись маски (возможно, с применением элементов, взятых из образцов декоративно-прикладного творчества русского народа: Хохлома, Городец, Полхов-Майдан, Гжель).
3. Отделка масок различными материалами (текстиль, пластик, обёрточный материал, пряжа и т.д)
4. Обсуждение и выбор общего вида изделия. Оформление работы целиком.
Обсуждение формы презентации, подготовка и презентация проекта.
В качестве формы презентации выбрали небольшой литературный вечер, на котором дети читали отрывки из произведений А.С.Пушкина под музыкальное сопровождение, сделали небольшую инсценировку отрывка из «Сказки о царе Салтане...» и рассказали некоторые подробности о создании проекта (что было самым интересным, что вызвало затруднение, довольны ли результатом работы).
Отчёты творческих групп по теоретической части. Старик и старуха из «Сказки о рыбаке и рыбке»:
я группа.
« Они жили в ветхой землянке...».
«Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу».
«Хоть бы взял ты с неё корыто,
Наше-то совсем раскололось».
я группа.
Мультфильм по «Сказке о рыбаке и рыбке». Студия «Союз -мультфильм», 1950г. Режиссёр: Михаил Цехановский.
Иллюстрации: Голиков.И.И. Лаковая миниатюра.
Билибин И .Я, иллюстрации к сказке.
Царевна Лебедь из «Сказки о царе Салтане...»
я группа.
«Говорят, царевна есть,
Что не можно глаз отвесть.
Днём свет божий затмевает,
Ночью землю освещает...»
«Встрепенулась, отряхнулась И царевной обернулась:
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит;
А сама-то величава,
Выступает, будто пава...»
я группа
Мультфильм по «Сказке о царе Салтане». Союзмультфильм, 1984г. Режиссёр: Иван Иванов-Вано.
И .Я. Билибин - Иллюстрации к "Сказке о царе Салтане",
М.Врубель. Царевна Лебедь.
Царевна из «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях»:
1-я группа.
«Но царевна молодая,
Тихомолком расцветая,
Между тем росла, росла.
Поднялась -- и расцвела.
Белолица, черноброва,
Нраву кроткого такого...»
«Но царевна всех милее,
Всех румяней и белее..."
«Вмиг по речи те спознали,
Что царевну принимали...»
2-я группа.
Мультфильм по «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях» Союз-мультфильм, 1951 года,
Режиссёр-постановщик И. Иванов-Вано.
Б.Дехтерёв. Иллюстрации к сказке.
А.Куркин. Иллюстрации к сказке.
Балда из «Сказки о попе и работнике его Балде»
1-я группа.
«Навстречу ему Балда Идет, сам не зная куда...»
«Живет Балда в поповом доме,
Спит себе на соломе,
Ест за четверых,
Работает за семерых;
До светла все у него пляшет.
Лошадь запряжет, полосу вспашет,
Печь затопит, все заготовит, закупит,
Яичко испечет да сам и облупит...»
2-я группа.
Мультфильм по «Сказке о попе и работнике его Балде». Союз-мультфильм, 1973 г. Режиссёр: Инесса Ковалевская.
Иллюстрации:
В.А.Милашевский, иллюстаци к сказке.
А.М.Елесеев, иллюстрация к сказке.
Царь Кащей и баба Яга из вступления к поэме «Руслан и Людмила»
1-я группа.
«Там царь Кащей над златом чахнет...»
«Там ступа с бабою Ягой Идёт, бредёт сама собой...»
2-я группа Иллюстрации:
Иллюстрация к сказке «Марья Моревна» Кащей Бессмертный.
Виктор Васнецов. Кащей Бессмертный
И.Я. Билибин. Баба-Яга. Иллюстрация к сказке «Василиса Прекрасная»
А. Бенуа (Азбука в картинках Александра Бенуа)
Вениамин Лосин. ( М.: Московские учебники, 2006)
Е.Д.Поленова, конец XIX века (Русские народные сказки).
Марина Литвинова (Волшебные русские сказки. 2008)
Михаил Соловьев (Мои первые сказки. 2007)
Практическая часть.
Обсуждение и выбор материалов и инструментов для работы.
1 .Пластилин и стеки, дощечки.
Бумага, клей, кисть, коробочка для бумаги.
Акварельные краски и кисти.
Отделочные материалы, индивидуальные для каждой маски.
Старик: грубая плотная ткань (для шапки); искусственная шерсть для бороды.
Старуха: ситец для платка, нитки для волос.
Царевна Лебедь: белая пластиковая упаковка-сетка для букетов, перья (для короны и обрамления головы), пайетки или стразы для «звезды».
Царевна из «Сказки из сказки о мёртвой царевне»: пушистые нитки для волос, шёлк (либо другая благородная лёгкая ткань) яркой (желательно, красной) расцветки и кайма (для головного убора).
Балда: грубая, плотная ткань для шапки, серая пряжа для волос.
Кащей: жёсткий материал (возможно, пластик-сетка) с блёстками или люрексом для короны. Возможны другие варианты.
Баба Яга: пряжа для волос, шерстяная тонкая ткань тёмной, мутной расцветки для платка.
Индивидуальная практическая работа.
1 Лепка заготовки для маски с учётом характера героя. Постараться передать в мимике внутреннюю суть.
Изготовление маски методом папье-маше. Вспомнить правило: чем мельче кусочки бумаги, тем более точными будут контуры изделия.
Раскрашивание маски. Выбор фона и нужных элементов росписи, подходящих именно для этих масок (опять же с учётом характера).
Отделка масок отобранными материалами (с учётом просмотренных фильмов и иллюстраций или по своему представлению).
Презентация.
Репетиция инсценировки отрывка из «Сказки о царе Салтане...».
Заучивание отрывков из сказок наизусть.
Подготовка небольшого рассказа о ходе работы над проектом (домашние заготовки).
Этапы работы |
Деятельность учащихся |
Деятельность учителя |
Деятельность родителей |
Идея создания проекта, выбор названия работы и объекта деятельности |
Обсуждают идею и тему проекта, предлагают свой вариант работы. Выбирают героев для проекта. |
Предлагает идею создания проекта, заинтересовывает детей, стимулирует к обсуждению темы и выдвижению своего видения проекта. |
|
Планирование деятельности |
Составляют совместный план работы над проектом, пошагово обсуждая детали работы. Разбиваются на творческие группы. |
Организует обсуждение, уточняет достаточность (либо необходимость) выбранных этапов работы, консультирует по спорным пунктам при составлении плана, контролирует разбивку на творческие группы с учётом желания и возможностей каждого ребёнка. |
|
Теоретическая часть |
Занимаются поиском информации в зависимости от цели каждой группы. Обсуждают в коллективе найденный материал и источники информации, выбирают нужные сведения для работы над каждой маской. |
Консультирует по вопросам источников информации; организует обсуждение подготовленного материала. Вместе с учащимися утверждает словесные эскизы изделий. |
Помогают собрать теоретический материал. |
Практическая часть. |
|
|
|
Подготовка материала для изделий |
Собирают материал для изделия в соответствии с обсуждённым эскизом. |
Консультирует по возникающим вопросам. |
Помогают собрать и подготовить для работы материал. |
Работа над маской |
Работают индивидуально над выбранной маской на уроках технологии и изобразительного искусства |
Консультирует по возникающим вопросам. |
|