В гостях у Лукоморья Автор презентации Вишневский Максим ученик 6 класса МБОУ Одинцовская СОШ №5 Руководитель Дмитриенко В.Н. учитель русского языка и литературы
Кому из нас не знакомо пушкинское вступление к поэме «Руслан и Людмила»? Но кто из нас задумывался над тем, где находится это таинственное Лукоморье? Кто герои этого пролога? Как они попали к Пушкину? Лукоморье населено множеством волшебных героев, собравшихся здесь из всех русских сказок. Нам захотелось познакомиться с персонажами подробнее. Предлагаем вам посмотреть нашу работу. На первом слайде на дубе расположены герои и их атрибуты, нажимая на имя героя, вы сможете познакомиться с информацией о них.
Кащей Колдун Бурый Волк Избушка на курьих ножках Царевна Вывод Лукоморье Баба Яга Русалка Леший Кот Баюн Витязь Дуб
В эпоху доисторической старины слово «лук» обозначало «согнутая дуга», то лукоморье – морская лука, излучина. В эпоху доисторической старины слово «лук» обозначало «согнутая дуга», то лукоморье – морская лука, излучина. Река по весне неудержимо разливается, затапливая окрестности, а когда вода спадает — бесчетное число трав начинает свой бурный рост — «там тридцать витязей прекрасных чредой из вод выходят ясных». Лукоморье – место встречи человека с Вселенной. В фольклоре восточных славян — заповедное место на краю мира.
Образ дерева – одно из величайших открытий человечества. Образ дерева – одно из величайших открытий человечества. Дуб уходит корнями в глубины ада – пекла, а ветвями достигает звёзд за голубыми небесами. Дубы-великаны стояли по границам угодий, «охраняя» лесной покой. Такие дубы жили по полторы тысячи лет и помнили многое... В мифологии древних славян дуб имеет особый смысл. Дуб изображается как Мировое вечнозелёное дерево: он был посажен в начале сотворения мира, держал не только горизонт видимого мира, но и служил осью Вселенной.
В славянской мифологии лесная старуха-волшебница, ведьма, ведунья. В славянской мифологии лесная старуха-волшебница, ведьма, ведунья. Бабе-Яге принадлежит важная роль в народном эпосе. Живет она у дремучего леса в избушке на курьих ножках. Она летает по воздуху и ездит на шабаш ведьм в железной ступе, погоняя толкачом или клюкою и заметая след помелом. Баба-Яга очень древнее положительное божество славянского пантеона, хранительница рода и традиций.
Избушка на курьих ножках преграждает герою путь к его волшебной цели и в то же время является единственным проходом в «иной» мир. Избушка на курьих ножках преграждает герою путь к его волшебной цели и в то же время является единственным проходом в «иной» мир. В избушке герой получает у Бабы-яги необходимые советы, проходит испытания, что позволяет ему продолжить путь. Мифологический образ Избушки на курьих ножках — сторожевая башня в царство мёртвых. Избушка на курьих ножках - языческий Домик мертвых.
Кот Баюн — персонаж русских волшебных сказок. Кот Баюн — персонаж русских волшебных сказок. Образ волшебного кота был широко распространён в русских лубочных повестях. Но как выглядел этот чудо-кот, никто достоверно не знает. Обычно кот имеет эпитет: ученый, заморский. Рассказчики дают кому определения, в котором подчеркивается его чудесное умение петь песни и рассказывать сказки: кот-баюн, кот-певун, кот-мур, кот-говорун. Кто Баюн сидел на высоком столбе, сказки сказывал, сон необоримый на людей напускал и многое множество народу насмерть побивал.
Лешим приписывают невероятные способности: менять свой рост – быть то ниже былинки, то выше дерева, управлять зверьми. Лешим приписывают невероятные способности: менять свой рост – быть то ниже былинки, то выше дерева, управлять зверьми. Они живут в лесных трущобах и пустырях, но обыкновенно с первыми морозами проваливаются сквозь землю, а весною опять выскакивают из земли. Расставаясь осенью с лесом, лешие бесятся, ломают с досады деревья, словно хрупкие трости, и разгоняют всех зверей по норам; во весь тот день воет по лесу страшный ветер. Это ему принадлежат разные звуки, которыми всегда полон лес. Лешему был подвластен весь лесной звериный мир. Леший – хозяин леса и зверей, воплощение леса, как враждебной человеку части мира.
Русалок считали пришельцами из мира мертвых, полагали, что они ищут себе место на земле. Русалок считали пришельцами из мира мертвых, полагали, что они ищут себе место на земле. Как и другая нечистая сила, русалки появлялись после захода солнца и убегали при пении первых петухов. Русалки очень красивы и вечно юны. Они легки, как пух, быстро перебегают от дерева к дереву, перескакивают с ветки на ветвь и, качаясь на ветвях, чистым и нежным голосом поют. Русалка – демонический персонаж в мифологии восточных славян, обычно приходящий на землю в Русальную неделю. Русалками становятся молодые, красивые девушки, утонувшие в реке, и некрещенные младенцы.
Волка часто наделяют сверхъестественными чертами – железными зубами, огненной шкурой, медной головой. Волка часто наделяют сверхъестественными чертами – железными зубами, огненной шкурой, медной головой. Именно в волков обращаются колдуны и околдованные ими люди. Отличительным признаком волка из Лукоморья является его бурый цвет - один из оттенков коричневого цвета. В словаре В.И. Даля бурый цвет упоминается лишь применительно к медведю и лисе. Волк не назван привычно серым, что подчёркивает его необычность, уникальность. Волк – одно из главных животных в славянской мифологии. Согласно легендам, волка создал черт, слепивший его из глины. Но черт не смог его оживить. Тогда черт обратился к Богу, который вдохнул в волка душу.
Кащей играет роль скупого хранителя сокровищ и опасного похитителя красавиц. Кащей играет роль скупого хранителя сокровищ и опасного похитителя красавиц. В старославянских памятниках слово кощь, кошть попадается в значении: сухой, тощий, худой телом и стоит в ближайшем родстве со словом кость. Глагол окостенеть употребляется в смысле: застыть, оцепенеть, сделаться твердым, как кость или камень, от сильного холода. В сказках Кащей всегда обладал несметным богатством, золотом, драгоценными камнями. Глагол «чахнет» употреблен здесь потому, что царь Кащей является «пленником» своих богатств, своего золота. Кащей – злой чародей. Чаще всего кощей представляется костлявым и лысым стариком в железных доспехах, который обитает в зловещем каменном замке в горах.
Колдуны состоят в самых близких отношениях с нечистой силой и что черти не только исполняют все их поручения, но даже надоедают, требуя для себя все новой и новой работы. Колдуны состоят в самых близких отношениях с нечистой силой и что черти не только исполняют все их поручения, но даже надоедают, требуя для себя все новой и новой работы. Днем колдуны спят, а по ночам выходят с длинными палками, у которых на конце железный крюк. Образ Черномора (старого карлика с длинной бородой, летающего по воздуху), похищение им красавицы невесты и ее заточение, поединок с богатырем под облаками пришли в поэму из древней русской сказки «Три подземных царства». Колдуны большею частью - люди старые, с длинными седыми волосами и нечесаными бородами, с длинными неостриженными ногтями.
Во все времена, когда земле русской угрожала опасность, на её защиту вставали люди, которые шли умирать ради народа русского. Так и в древние времена на страже границ стояли витязи! Во все времена, когда земле русской угрожала опасность, на её защиту вставали люди, которые шли умирать ради народа русского. Так и в древние времена на страже границ стояли витязи! Слово витязь пошло от древнерусского корня «бить». Это были хорошо обученные и прекрасно экипированные профессиональные солдаты. Среди всех подвигов богатырей русских нет ни одного, где бы описывались завоевательные походы. Везде описаны только защитные деяния. Витязи – в Древней Руси существовала такая каста воинов, как витязи и богатыри, состоящих на службе у местных князей и воевод. Дядька – здесь: надзирающий, присматривающий за витязями-воинами
Сказочная царевна оказывается в плену, в заточении, похищенная Змеем или Кощеем Бессмертным. В такой ситуации представлена её верность жениху, своими советами она помогает победить противника. Сказочная царевна оказывается в плену, в заточении, похищенная Змеем или Кощеем Бессмертным. В такой ситуации представлена её верность жениху, своими советами она помогает победить противника. Преданная невеста тужит, ожидая своего освободителя. Идеальная женщина сказки – это невеста героя, цель и высшая награда, ради которой преодолеваются все трудности. . Царевна - Именно царевна олицетворяет добро и является образом всех русских красавиц, у которых не только красивая внешность, но и прекрасный внутренний мир.
У Пушкина «русский дух» – это духовный мир народа, понимание народом прекрасного – доброго, нравственного. У Пушкина «русский дух» – это духовный мир народа, понимание народом прекрасного – доброго, нравственного. Русский дух – русская душа; то, что составляет русский народный характер. В финале присказки Пушкин утверждает, что сам побывал в лукоморье и слушал сказки «кота ученого». Он хочет поделиться одной из таких прекрасных сказок. Интригующее вступление поэта усиливает интерес читателей и нетерпение перед вступлением в волшебный мир народных преданий.
Список литературы 1) Анализ «Лукоморья» https://litfest.ru/analiz/u-lukomorya.html 2) Баба Яга — фольклорный персонаж русских сказок https://drevniebogi.ru/baba-yaga-folklornyiy-personazh-russkih-skazok/ 3) Бурый волк из Лукоморья https://zen.yandex.ru/media/id/5b3f52a78bcd5700a9770837/buryi-volk-iz-lukomoria-5bbddfaff96dbc00abfbe098 4) Витязи https://russhistory.ru/vityazi 5) Леший в русском фольклоре https://zen.yandex.ru/media/chtokachemu/leshii-v-russkom-folklore-pochemu-im-pugali-detei-5def8dbce882c300b08a8b5c 6) Образ русалки в славянском фольклоре https://pero-jarptizy.livejournal.com/82678.html
Степаненко Ирина Викторовна