Проект «Меч Победы. Триптих монументальных советских памятников»
Цель: Изучение истории происхождения триптиха «Меч Победы».
Задачи:
- Разработать план поиска информации по теме.
- Собрать и систематизировать информацию о памятнике из разных источников.
- Подготовить презентацию.
- Познакомить с полученными данными учащихся школы.
Актуальность: В преддверии праздника Великой Победы, очень важно вспомнить тех, кто отдал свои жизни за мирное небо над нашими головами. Нужно позаботиться о том, чтобы эти воспоминания не исчезли из нашей памяти, и чтобы не прервалась связь поколений.
Гипотеза: Я предполагаю, что каждый школьник знает памятник «Родина- мать зовет». Но не каждому известна история создания памятника.
1.Введение
У каждого из нас в памяти есть города, события, люди, вспоминая о которых, на душе становится теплее.
Город солдатской славы, город-герой Волгоград, он же Сталинград, он же Царицын.
Каждый год в День Победы мы приходим к подножью монумента «Родина-мать», возлагаем цветы в память погибших. Я знаю, что этот памятник воздвигнут в честь воинов-земляков, не вернувшихся с войны. Кто был автором этого проекта? Что символизируют меч, поднятый вверх? Я решила найти информацию и ответить на свои вопросы.
2.Что такое триптих.
Мало кто знает, что одна из самых известных и высоких советских скульптур — «Родина-мать зовет!», которая установлена в Волгограде на Мамаевом кургане, является лишь второй частью композиции, которая состоит сразу из трех элементов. Этот триптих (произведение искусства, состоящее из трех частей и объединенное общей идеей) включает в себя также монументы: «Тыл — фронту», который установлен в Магнитогорске и «Воин-освободитель», расположенный в Берлине. Все три скульптуры объединяет один общий элемент — Меч Победы.
Два из трех монументов триптиха — «Воин-освободитель» и «Родина-мать зовет!» — принадлежат руке одного мастера, скульптора-монументалиста Евгения Викторовича Вучетича, который трижды в своем творчестве обращался к теме меча.
3. Меч Победы.
Первая часть триптиха «Тыл — фронту», расположен в Магнитогорске, символизирует советский тыл, который обеспечил стране победу в той страшной войне. На скульптуре рабочий передает меч советскому воину. Подразумевается, что это Меч Победы, который выкован и поднят на Урале, в дальнейшем о был поднят «Родиной-матерью» в Сталинграде. Городе, в котором наступил коренной перелом в войне, а гитлеровская Германия потерпела одно из своих самых существенных поражений. Третий монумент серии «Воин-освободитель» опускает Меч Победы в Берлине.
4.Монумент «Тыл фронту»
Причины, по которым именно Магнитогорску выпала такая честь — стать первым российским городом, в котором был установлен памятник труженикам тыла, ни у кого не должна вызывать удивления. Каждый второй танк и каждый третий снаряд в годы войны был выпущен из магнитогорской стали. Отсюда и такой символизм этого монумента — работник оборонного завода, стоящий на Востоке, передает выкованный меч солдату-фронтовику, который отправляется на Запад. Туда, откуда пришла беда.
Позднее этот выкованный в тылу меч вознесет вверх в Сталинграде на Мамаевом Кургане «Родина-Мать». В том месте, где произошел перелом в войне. И уже в завершение композиции «Воин-освободитель» опустит меч на свастику в самом центре Германии, в Берлине, довершив разгром фашистского режима.
Красивая, лаконичная и очень логичная композиция, объединяющая три самых известных советских памятника, посвященных Великой Отечественной вой-
не.
Несмотря на то, что Меч Победы начал свой путь на Урале, а закончил его в Берлине, монументы триптиха были построены в обратном порядке. Так памятник «Воин-освободитель» был установлен в Берлине уже весной 1949 года, строительство монумента «Родина-мать зовет!» закончилось осенью 1967 года. А первый монумент серии «Тыл — фронту» был готов только летом 1979 года.
Авторами данного монумента стали скульптор Лев Головницкий и архитектор Яков Белопольский. Для создания монумента использовались два основных материала — гранит и бронза. Высота памятника составляет 15 метров, при этом внешне он выглядит гораздо внушительнее. Монумент располагается на высоком холме. Центральная часть памятника — это композиция, которая состоит из двух фигур: рабочего и солдата. Рабочий ориентирован на восток (в ту сторону, где находился Магнитогорский металлургический комбинат), а воин смотрит на запад. Туда, где происходили основные боевые действия во время Великой Отечественной войны. Остальная часть монумента в Магнитогорске — это вечный огонь, который был изготовлен в виде звезды-цветка, выполненного из гранита.
На берегу реки для установки монумента был возведен искусственный холм, высота которого составила 18 метров . Памятник был изготовлен в Ленинграде, а в 1979 году его установили на месте. Монумент также был дополнен двумя трапециями высотой в рост человека, на которых были перечислены имена жителей Магнитогорска, получивших в годы войны звание Героя Советского Союза. В 2005 году была открыта еще одна часть памятника. На этот раз композиция была дополнена двумя треугольниками, на которых можно прочесть имена всех жителей Магнитогорска, которые погибли во время боевых действий в 1941-1945 годах .
5. Монумент «Родина-мать зовет!»
Монумент «Родина-мать зовет!» расположен в городе Волгограде и является композиционным центром памятника-ансамбля «Героям Сталинградской битвы», который расположен на Мамаевом кургане. Данная статуя считается одной из самых высоких на планете. Сегодня она занимает 11-е место в книге рекордов Гиннеса. Скульптура на Мамаевом кургане представляет собой фигуру женщины, которая стоит с поднятым вверх мечом. Данный монумент — это собирательный аллегорический образ Родины, которая призывает всех объединиться, для того чтобы разбить врага.
В последствии силуэт скульптуры «Родина-мать зовет!» был помещен на герб и флаг Волгоградской области.
Общая высота скульптуры составила 85 метров . Перед тем, как приступить к строительству монумента, на Мамаевом кургане был вырыт фундамент под статую глубиной 16 метров, а на этом фундаменте была установлена двухметровая плита.
Первоначально 33-метровый меч, который весил 14 тонн, был выполнен из нержавеющей стали в титановой оболочке. Но огромные размеры статуи приводили к сильному раскачиванию меча, особенно это было заметно в ветреную погоду. Чтобы устранить данное явление, в 1972 году была организована реконструкция монумента. В ходе работ лезвие меча было заменено на другое.
6.Монумент «Воин-освободитель»
8 мая 1949 года в канун четвертой годовщины победы над фашистской Германией в Берлине состоялось торжественное открытием памятника советским воинам, которые погибли во время штурма немецкой столицы. Монумент «Воин-освободитель» был установлен в берлинском Трептов-парке. Его скульптором выступил Е. В. Вучетич. Памятник был открыт 8 мая 1949 года, высота самой скульптуры воина составила 12 метров, его вес 70 тонн. Данный монумент стал символом победы советского народа в Великой Отечественной войне, также он олицетворяет освобождение всех европейских народов от фашизма.
Центром берлинской композиции стала бронзовая фигура советского воина, который стоит на обломках фашистской свастики. В одной своей руке он держит опущенный меч, а другой рукой поддерживает спасенную немецкую девочку. Предполагается, что прототипом для данной скульптуры послужил реальный советский солдат Николай Маслов — уроженец села Вознесенка Тисульского района Кемеровской области. Во время штурма немецкой столицы в апреле 1945 года он спас немецкую девочку. Сам Вучетич создавал монумент «Воин — освободитель» с советского десантника Ивана Одаренко из Тамбова. А для девочки на скульптуре позировала 3-летняя Светлана Котикова, которая была дочерью коменданта советского сектора Берлина. Любопытно, что на эскизе памятника солдат держал в свободной своей руке автомат, но по предложению Сталина скульптор Вучетич заменил автомат на меч.
Памятник, как и все три монумента триптиха, расположен на насыпном кургане, к постаменту ведет лестница.
Сегодня данный комплекс является центром проведения памятных торжеств.
Заключение: Проект помог мне понять, что памятники создаются не только для увековечения прошлого, но и для воспитания у подрастающего поколения стремления быть похожими на этих героев.
Я горжусь тем, что живу на Волгоградской земле!
Рефлексия: Во время работы над проектом я научилась:
- Работать с дополнительными источниками информации
- Делать выводы на уровне полученной мною информации
- Оценивать и анализировать свою работу
- Мне понравилось работать над проектом, я узнала много нового и интересного.