Триптих «Классная жизнь». Интерактивная стена «Проект "Мельница": путь к коллективу»
«КЛАССНАЯ ЖИЗНЬ»
МОДЕЛИРОВАНИЕ РЕСУРСОВ
ИНФОРМАЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА
В РАМКАХ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА
Автор: классовод Левашова Л.А.
Дизайнер: родительница Гайворонская Н.Ю.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Школьные годы определяют приоритетные направления становления личности будущего гражданина. Особую роль в формировании подрастающего человека кроме педагогов играет ученическое сообщество. Поэтому имеет смысл рассматривать детский коллектив как субъект и объект воспитания, требующий организации определенной системы деятельности и отношений, где обучающийся должен чувствовать себя активным действующим лицом, приобретать социальный опыт, достигать необходимого уровня компетентности и ответственности. Ведущая роль при этом принадлежит учителю-классоводу как организатору учебно-воспитательной работы в классе, наставнику учеников, координатору воспитательных усилий учителей, родителей и общественности.
Взгляд на ученический коллектив как центр общественной жизни, среду взаимодействия, форму организации воспитания и педагогический инструмент, направленный на социализацию младшего школьника, дал толчок для написания и апробации собственного инновационного практико-ориентированного проекта «Проектная деятельность в формировании и воспитании ученического коллектива в начальной школе ».
Учебно-воспитательный процесс, в сочетании с оборудованием классной комнаты, внеурочная и внеклассная деятельность, работа ученического самоуправления, взаимодействие с родителями были подчинены формированию ученического сообщества как воспитательного коллектива, с соответствующими функциями, принципами и стилем жизнедеятельности. Персонал-технология была направлена на адаптацию проектных технологий к конкретным условиям обучения и воспитания младших школьников путем моделирования ресурсов информационного поля образовательно-воспитательного пространства (триптих «Классная жизнь», макро-проект «Мельница») и операционного планирования (выбор тем, разработка и апробация конкретных проектов, мероприятий).
Как видим, организация воспитательного процесса ученического коллектива обусловлена необходимостью создания условий для становления, развития и самореализации личности. В этом контексте образовательно-воспитательное пространство класса может рассматриваться как педагогическая категория.
Приоритетом становится выбор учителем продуктивного методического инструментария для формирования познавательной активности, овладения компетентностями, обеспечения единства ученического коллектива и гуманизации отношений в сообществе детей и взрослых. В нашем случае это – проектная технология. Целостность пространства обеспечивается структурированностью информационного поля, которое образовали спроектированные учителем две инновационные подсистемы, два предметно-пространственных ресурса, направленные на практическое решение вопросов функционирования детского коллектива и являющиеся важнейшими составляющими в реализации проекта.
Разделы интерактивной стены «Проект «Мельница»: путь к коллективу» продуцировали:
технологию каждого проекта, в котором принимали участие обучающиеся («Наши планы», «Хранилище идей», «Сегодня работаем», «Голос учителя»);
эмоциональное состояние участников проекта, отношения в группах, в классе – «Камешки настроения»;
процесс работы в проекте – «Текущие новости», «Личное мнение»;
технологический продукт – «Мука проекта», «Радуга творчества»;
моделирование деятельности в целом – «Советы родителям», «Советы ученикам».
«Камешки настроения» – это «смайлики», характеризующие эмоциональное состояние участников проекта.
Вот что написали ребята в заметке «Вместе нам интересно» для газеты «Взлет» городского совета старшеклассников:
« ... В нашем классе есть информационная стена о работе в проектах. В разделе «Голос учителя», например, можно прочитать, что работаем в проекте «Умей общаться», а дрались мальчишки всю неделю; оборвали жалюзи, но никто не признался; в столовой кричим, толкаемся, в раздевалке вечная сутолока, каждый непременно хочет быть первым. Проект «Мамины помощники», а некоторые дети как рисовали на партах, так и продолжают, а еще разбрасываем обертки от конфет. Такая вот помощь! А еще было ЧП в проекте «Спичка и К». Из спичек все делали панно «Спички – не игрушка». Много и долго обсуждали вопросы по противопожарной безопасности. А после уроков Яна и Лиза зажигали оставшиеся у них спички. Тогда Макс и учительница выразили свое «Особое мнение» – ну и ну! Вот тебе, и самостоятельные!»…
Центральное место триптиха «Классная жизнь» (Рис. 2) – продукт проекта «Путешествие по стране Читалии» – «Азбука имен знакомых и знаменитых»: портретная галерея сказочных героев и учащихся класса со стихами, которые дети составили сами о себе, самобытных чертах своего характера. Например:
Елизаветы наши, Лизы,
Не могут без капризов.
или У Незнайки ремесло:
Враки, драки, хвастовство.
В соответствующих рубриках двух других частей триптиха освещались все события, которые происходили с «Гномами» (название команды классного коллектива), работа в проектах и выполнение поручений (см. Таблица 1)
Представленная модель классного уголка и интерактивной стены ориентирована на создание творческой атмосферы и сотрудничества, демонстрирует инновационный подход к решению вопроса по оформлению классного помещения и формированию информационно-воспитательного пространства класса, представляет дидактическую ценность для успешной реализации проекта, продуктивной оценочной, экспертной деятельности и рефлексии всех субъектов учебно-воспитательного процесса.
Рис. 1
Рис. 2