12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Солодовникова Нина Николаевна28
Я – учитель начальных классов. Первый учитель… Или, как еще говорят, вторая мама. Как это звучит гордо и ласково! Но, в то же время, как ответственно быть первым учителем. Ведь именно мне доверяют родители самое дорогое, что у них есть, – своих детей.
Россия, Саратовская обл., деревня Ершовка Аткарского района

Проект

«Моя родословная»

Подготовили учащиеся 3 и 4 классов под руководством учителя начальных классов Солодовниковой Н.


«Уваженье к прошлому - вот черта, отличающая        

образованность от дикости».    

                                           А.С.Пушкин.


Нельзя жить Иванами, не помнящими родства.

     На Руси считалось правилом хорошего тона знать свою родословную до седьмого колена: сын знал не только своего отца, но и деда, прадеда, прапрадеда. Генеалогическое древо рода, художественно оформленное в красивую рамку, всегда висело на самом видном месте в домах знатных людей и являлось предметом особой гордости за свой род. В настоящее время не только многие дети, но и взрослые не знают историю своей семьи. Нет человека, который бы появился на свет сам по себе, у каждого есть родители. У них, в свою очередь, тоже есть родители. Часто люди не знают своих предков дальше бабушек и дедушек, однако все мы являемся плодами нашего родословия, и поэтому было бы интересно и важно понять наши корни.

    Откуда вы появились? Кто те люди, которые составляли вашу семью на протяжении последних ста лет? Где они жили и что делали? Какие у них были семьи - большие или маленькие? Как они выглядели? Похожи ли вы на них? Говорили ли они на том же языке, что и вы?

     Особое, подчас необъяснимое чувство вызывают у нас люди, передавшие нам свои черты, достоинства и слабости. А что мы знаем о них? По существу, во многих семьях познания о собственном происхождении обрываются уже на третьем колене. Это наша беда. Забылась мудрость пушкинских слов: «уваженье к прошлому - вот черта, отличающая образованность от дикости». Фамильная гордость, интерес к своей родословной – все это ветви одного дерева. Нельзя жить Иванами, не помнящими родства.
      С учётом этого и была выбрана тема исследования  "Моя родословная". Предметом исследования является родословная каждого ученика в отдельности.



Цель исследования -создание генеалогического дерева каждого ученика.

 Вопросы, направляющие проект

 Основополагающий вопрос

Нужно ли знать свои корни?

 Проблемные вопросы

Кто я? Откуда я? Какой коллектив можно назвать семьёй?

 Учебные вопросы

-Что такое родословная?

-Что такое род?

-Кто такие предки?

-Что означает наше имя,наша фамилия?

-Можете ли вы назвать имя своей прабабушки? Откуда она?

-Какие традиции существуют в вашей семье?


Гипотеза. Приступая к реализации нашего проекта, мы предполагали, что наша работа сможет пробудить у ребят интерес к изучению родословной своей семьи. Мы рассчитывали на помощь родителей, бабушек и дедушек, которая должна была способствовать сближению разных поколений.

План проведения проекта

1.Сочинения учащихся на темы:"Моя семья", "Традиции моей семьи", "Имена, которыми я горжусь".

2.Выставка "Герб и девиз нашей семьи".

3.Выставка "С ремеслом весь свет пройдёшь- не пропадёшь"-поделки учащихся и их родителей.

4.Старинные семейные вещи.

5.Составление учениками генеалогического дерева.

9.Заседание семейной гостиной, посвящённое презентации проекта "Моя родословная".

Начнем с главного

- ЧТО ТАКОЕ РОДОСЛОВНАЯ?

 Родословная, или, как говорили раньше, «родословие» - это последовательный перечень поколений людей одного рода с основными сведениями о каждом из них.

- Как вы ее начинали?

Ученик: Работу над родословной я начинала с расспросов мамы, папы, бабушки и дедушки... Мы проследили линию нашего рода, я думаю, что это большое дело не только для меня, но и для будущих моих детей.

Учитель: Как нет одинаковых отпечатков пальцев, так нет и одинаковых семейств. К тому же миллионы из них не составляют своих родословных, а в вашей она будет.

- А сейчас послушаем совет практиков как продолжить начатую работу.

Практик: Приступая к работе, заведите себе папку, конверты, куда вы будете складывать фотографии, документы черновики. Клей лучше не применять, чтобы не портить ценные документы. Для наклеивания нужно пользоваться фотоуголками, липкими краями от марок. Фотографии следует подписать (кто изображен на них, время)
Можно записать любые воспоминания о жизни и поступках членов ваших семей, различные случаи, предания, истории.
- Кто хочет рассказать о своей родословной?


Ученик: Работу над родословной я начинала с расспросов мамы, папы, бабушки и дедушки... Мы проследили линию нашего рода, я думаю, что это большое дело не только для меня, но и для будущих моих детей.

 Одна из веточек на вашем родословном дереве связана с войной.


-А ЧТО ТАКОЕ РОД?

Слово эксперту – лингвисту:  
Родительский дом, родители, род… Итак, род – это ряд поколений, происходящих от одного предка. Синонимами понятия « потомство » является порода, родня, родственники.

Родство бывает

кровное родовое - по общему предку,

свойственное (сватовство)- по брачным союзам,

духовное (крестные, кумовья)- по восприятию от купели

Различают родство по мужскому и женскому колену.

Дети, происходящие от одних и тех же родителей, называется единокровными, родившиеся от одной матери, но от разных отцов – единоутробными.

- Зная все тонкости родства, легко ответить на вопросы:

Кто является золовкой, снохой, деверем и т.д. Во многих семьях не поддерживают отношений далее, чем с двоюродными братьями и сестрами, считая остальных родственников «седьмой водой на киселе».

Кто такие предки?

 

   ЕСТЬ В НАШЕМ КЛАССЕ ДЕВОЧКА , КОТОРАЯ РАССКАЖЕТ НАМ О СВОИХ ПРАБАБУШКЕ И ПРАДЕДУШКЕ.

Рассказ о дедушках (преемственность поколений)

(Звучит мелодия песни «Уголок России – отчий дом»)

Чтец: «Помни одно, князь Андрей: коли тебя убьют, мне старику, больно будет…, а коли узнаю, что ты повел себя не как сын Николая Волковского, мне будет стыдно! »- так напутствует сына один из героев романа Л. Н. Толстого «Война и мир».

Учитель: Мы многое запретили бы себе делать и немало бы сделали. Если бы никогда не забывали, что каждый из нас – звено в цепи поколений. Наши лучшие поступки окрыляют детей и внуков, а просчеты и ошибки лягут на них тяжким бременем. Ведь они наследуют не только цвет наших глаз и волос, рисунок носа и рта, но и историю нашей жизни со всеми ее достоинствами и просчетами.

Чтец: Эту таинственную связь с предшествующими поколениями описал А.С.Пушкин:

Два чувства дивно близки нам,
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
На них основано от века
По воле Бога самого
Самостоянье человека,-
Залог величия его
Животворящая святыня!
Земля была б без них мертва;
Без них нам целый мир – пустыня.
Душа – алтарь без божества.

Вальс

-Что такое семья?

Группа родственников, живущих вместе.

Традиции

У каждой семьи есть фамилия . Мы задумались как образовались наши фамилии, да и не только наши.

(Слово эксперту историку)

     Слово «фамилия» в значении «семья» заимствовано из лат.языка – «наследственное семейное имя, переходящее от родителей к детям».

В русском языке это слово появилось в эпоху Петра 1, когда в разных учреждениях людей стали называть по фамилии, имени и отчеству. Фамилия присваивалась на основании единственного признака- родства.
(Лаптев, Ложкин)

РАССКАЗ О наших ФАМИЛИЯХ

Учитель: Но недаром в народе говорят: «Не смотри на кличку, а смотри на птичку». (Как вы понимаете?)
Важно, кто и как носит свою фамилию.

Чтец:  

Вчерашний день, минувший год
Не умирают в человеке
Прошедший век – он нашем веке
Еще звенит, еще поет.
Живут высокие веленья
Ума и сердца прежних лет,
Давно участие волненья
Еще отбрасывают свет,
И фотография в альбоме,
И куст сирени под окном,
И тишина в отцовском доме
Твердят о времени ином.


Учитель: Многие ваши интересы, навыки и таланты перешли к вам по наследству от членов вашей семьи, даже тех, которых вы никогда не видели.
Когда-нибудь и вы станете родителями, бабушками дедушками, и ваши потомки будут оглядываться на вашу жизнь, стремясь узнать, какими вы были.
Мы гордимся членами наших семей, которые при жизни делали добро другим людям.

Я вам желаю прожить так, чтобы ваши потомки гордились вами. На этом работа над генеалогическим древом не заканчивается, а только начинается. Вы можете продолжать собирать сведения о ваших родственниках. И сейчас мы с вами убедились как это интересно.

 

Обобщение: «Я такой же, как люди, жившие до меня, и в то же время, я – это я и никто другой».    

Результатом нашей работы явилось то, что школьники, которые приняли участие в данной работе, узнали много нового и интересного об истории своей семьи; многие ученики совместно со своими родителями начали работу над генеалогическим древом. Не менее важно, что эта работа привлекла внимание не только детей, но и их родителей и других родственников, а это говорит о том, что наша тема интересна разным поколениям. Благодаря нашей работе, нам удалось не только узнать прошлое своей семьи, но и сблизиться с родственниками в настоящем, Мы считаем, что мы достигли поставленной цели нашего проекта, которая очень важна не только для нас, но и для всего нашего общества и истории страны в целом. Что-то у нас получилось. Что-то не получилось.Но конечно мы положили только начало этой работе, вы можете продолжить исследовать свои родословные, пополнять новыми добытыми вами сведениями и складывать для будущих поколений.































































































































































































Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.