Проект наставничества «ТанДем»
Федеральное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Куртамышское специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа»
ПРОЕКТ НАСТАВНИЧЕСТВА
«ТанДем»
Тарунина Вера Александровна,
учитель русского языка и литературы
ФГБПОУ «Куртамышское СУВУ»
Куртамыш 2023
«Детская одарённость – не прерогатива редких гениев,
а весьма распространённое явление, практически всегда возникающее
в благоприятной среде обучения и воспитания».
Мелик – Пашаев А.А.,
Нолявская З.Н.
Паспорт проекта
Наименование модели наставничества |
ПРОЕКТ НАСТАВНИЧЕСТВА «ТанДем»
|
Цель |
Создать условия для повышения уровня включенности обучающейся в социальные, культурные и педагогические процессы. |
Задачи для педагога |
*изучить теорию по наставничеству; *создать программу по наставничеству с определением видов деятельности и форм участия в мероприятиях; *простимулировать обучающуюся к работе и развитию; * организовать проектную деятельность; *отследить продуктовую составляющую проектов; *разработать в совместной деятельности игры и другие наглядные и методические пособия; *научить воспитанницу писать сочинения. |
Задачи для воспитанницы |
*принять участие в конкурсах и олимпиадах различного уровня; *разработать в совместной деятельности игры и другие наглядные и методические пособия; *изучить правила написания эссе; *научиться писать сочинения . |
Целевая группа |
Воспитанницы Куртамышского СУВУ |
Планируемые результаты для педагога |
● изучение теоретической базы по теме «Наставничество»; повышение уровня конкурсных и проектных работ воспитанницы; пополнение методкопилки «Куртамышское СУВУ читает стихи» разработка методических материалов; ● создание методички для написания сочинения; освоение программы Vegas Pro 13.0 для создания видеороликов. |
Планируемые результаты для воспитанницы |
повышение успеваемости и улучшение психоэмоционального состояния; ● увеличение количества успешно реализованных образовательных и творческих проектов; ● активное участие в жизни учреждения; овладение навыками критического мышления;
овладение умением креативно подходить к задачам, применять свои уникальные способы решения; снижение числа замечаний за поведение. |
Актуальность модели |
Куртамышское СУВУ – закрытое учебное заведение для подростков от 11 до 18 лет с девиантным поведением. Большинство обучающихся имеет отклонения в поведении, социальную и педагогическую запущенность. Создание на базе Куртамышского СУВУ модели наставничества позволит быстрее и продуктивнее включить обучающихся в социальные, культурные и образовательные процессы, что окажет положительное влияние на самих обучающихся и на весь педагогический процесс в целом. Проект наставничества «ТанДем» создан на основе традиционной модели наставничества «Один-на-один» и подразумевает взаимодействие между опытным педагогом и обучающимся в течение определенного продолжительного времени. «ТанДем» - это движение, работа в одном направлении, помощь в трудной ситуации, взаимовыручка и взаимоподдержка. И чем лучше работает каждый, тем быстрее «ТанДем» движется, тем выше его результаты. Обычно проводится отбор наставника и наставляемого по определенным критериям: опыт, навыки, личностные характеристики: необходимо наличие у кандидата в наставники высокой мотивации, открытости, эмпатии, толерантности, навыков сотрудничества. «ТанДем» сложился стихийно, но доказал обоснованность своего появления качеством совместной работы и участием в мероприятиях. По прибытии в Куртамышское СУВУ Вика Дзюба, как и большинство вновь прибывающих воспитанниц, чувствовала себя потерянной и угнетенной, искала возможность проявить себя. Вика имела дома тесный контакт с мамой, отношения были построены на основе доверия и любви, поэтому и в учреждении воспитанница искала подобных отношений с педагогами. Выбранная нами модель наставничества «ТанДем» наиболее полно удовлетворяет потребность обучающейся в общении с наставником, позволяет реализовать намеченные задачи проекта. Мероприятия данной модели наставничества можно разделить на 2 группы: -формальные – знакомство, постановка цели и задач, определение процедур, создание регламентов. Данные мероприятия проводились для адаптации воспитанницы, включения ее в образовательный и воспитательный процесс; -неформальные – включающие в себя систему взаимоотношений между педагогом и обучающейся, построенные на основе поддержки, взаимовыручки и доверия для создания положительного эмоционального настроя, реализации творческой стороны проекта. Чтобы «ТанДем» заработал, нужно было, в первую очередь, общение неформальное, позволяющее делиться радостями и переживаниями. Установившиеся отношения «педагог-воспитанница» позволили наметить план работы, определить конкурсы, в которых будет принимать участие воспитанница под руководством педагога, открыто анализировать успехи и неудачи, намечать новые цели. Данная модель наставничества показала хорошие результаты и доказала свое право на существование. |
Участники проекта |
Наставник – Тарунина Вера Александровна, учитель русского языка и литературы ФГБПОУ «Куртамышское СУВУ» Наставляемый – Дзюба Виктория, обучающаяся ФГБПОУ «Куртамышское СУВУ». |
Условия реализации |
Модель наставничества «ТанДем» реализуется в течение 1,5 лет. Сначала наставничество носило краткосрочный и целеполагающий характер. Постепенно общение стало систематическим и приобрело творческий характер. Сентябрь 2022 года – создание проектной группы, определение цели и задач модели наставничества «ТанДем». Октябрь 2022г. – ноябрь 2023г – организация работы команды и реализация поставленных задач. Декабрь 2023 г. – завершение проекта, анализ результатов, подведение итогов деятельности модели наставничества, участие в конкурсе «Я и наставник». Встречи педагога и обучающейся осуществлялись при подготовке к конкурсам различного уровня и направленности. В промежутках между конкурсами педагогом была организована совместная работа по изготовлению лингвистических игр, что способствовало развитию живого интереса наставляемой к русскому языку. Встречи проходили 2-3 раза в неделю и включали в себя изучение теоретической базы конкурсов, выбор формы участия, анализ рисков и проблем, подготовку конкурсных материалов, анализ результатов. Для реализации проекта использовались материально-техническая база Куртамышского СУВУ и творческие ресурсы педагога и обучающейся. |
Результаты наставника |
-изучила теорию по теме наставничества; -создала методичку по написанию сочинения; -создала и пополнила копилку «Куртамышское СУВУ читает стихи»; - освоила программы Vegas Pro 13.0 для создания видеороликов; -разработала вместе с воспитанницей несколько настольных лингвистических игр, а также наглядные и методические пособия; -научила воспитанницу писать сочинения. |
Результаты воспитанницы |
Результатами можно считать: *увлечение воспитанницы предметами гуманитарного цикла, в частности, русским языком и литературой; *улучшение психоэмоционального состояния воспитанницы (спокойствие, чувство уверенности в себе и своих силах); *вовлеченность наставляемой в коллективную жизнь учреждения и, как следствие, отсутствие замечаний по поведению; *освоение приемов критического мышления; *изучение правил написания эссе и сочинений других жанров; *увеличение количества успешно реализованных образовательных и творческих проектов:
-муниципальный конкурс ученических проектов (1 место); (Приложение 1) https://vk.com/wall-172168383_6430
-Всероссийский конкурс проектно-исследовательских работ, обучающихся «Эврика» (Диплом за 2 место) (Приложение 2)
-конкурс «История России в стихах» (диплом участника); (Приложение 3) -Всероссийский творческий фестиваль-конкурс «Пушкинская Лира» (номинация «Как вечно Пушкинское слово!» -диплом участника), (Приложение 4) -Всероссийский творческий фестиваль-конкурс «Пушкинская Лира» (номинация «Литературный герой» - диплом за оригинальное раскрытие темы); (Приложение 5) - методическое пособие - игра «Тримино» по теме «Орфография русского языка»; (Приложение 6) - конкурс сочинений «За что я люблю свою маму», который проводился Курганским региональным отделением партии «Единая Россия» в рамках проекта «Крепкая семья» и при непосредственной поддержке координатора проекта Ларисы Соколовой и председателя общественного совета Алены Лопатиной; (Приложение 7) -кунгуру 2022, 2023г. (Приложение 8) - учрежденческий конкурс чтецов «Весна. Женщина . Любовь» (диплом за 2 место), http://kurtspu.ru/news/KHoroshim_traditsiyam_dorogu/ (Приложение 9) -учрежденческий конкурс чтецов «Учителями славится Россия, ученики приносят славу ей» (диплом за 1 место) http://kurtspu.ru/news/KHoroshim_traditsiyam__dorogu/ (Приложение 10) -творческий конкурс ко Дню матери (стих о маме – 2 место); (Приложение 11) -серия ребусов по русскому языку. (Приложение 12) Результаты проведенной работы доказывают, что «детская одарённость – не прерогатива редких гениев, а весьма распространённое явление, практически всегда возникающее в благоприятной среде обучения и воспитания». (Мелик – Пашаев А.А., Нолявская З.Н.) Виктория показала себя человеком увлеченным, способным думать творчески, научилась прислушиваться к советам старших, воспринимать критику и исправляться. Все это помогло ей добиться хороших результатов. Кроме работы по русскому языку и литературе, Вика активно участвует во всех проводимых мероприятиях, что позволяет ей развиваться всесторонне. |
Тарасова Ирина Викторовна