Проект «Никто не забыт и ничто не забыто»
Военно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности.
Проект «Никто не забыт и ничто не забыто».
В последнее время в обществе утрачиваются традиции патриотического сознания, поэтому актуальность проблемы воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста очевидна. Научить ребёнка ценить родных и близких людей, бережно и с любовью относиться к своей Родине, испытывать гордость за свой народ, задача очень сложная, так как в современных семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение.
Патриотическое воспитание дошкольников – актуальная проблема в условиях современной России. Изменилась не только жизнь, но и мы сами. Мы гораздо больше, нежели раньше, знаем о себе и своей стране, больше видим, над большим задумываемся. Возможно, именно в этом заключается главная причина столь радикального переосмысления содержания, целей и задач патриотического воспитания дошкольников. Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почувствует ли человек привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее. У В.П. Астафьева есть замечательные слова: «Если у человека нет матери, нет отца, но есть Родина - он ещё не сирота. Всё проходит: любовь, горечь утрат, даже боль от ран проходит, но никогда - никогда не проходит и не гаснет тоска по Родине...».
Патриотическое воспитание можно назвать одним из самых сложных направлений работы педагога в ДОУ по ряду причин: особенности дошкольного возраста, многоаспектность понятия «патриотизм» в современном мире, отсутствие концепции, системных теоретических и методических разработок. Следует учитывать, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства у него проявляются в чувстве восхищения. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка. Поэтому, воспитание детей должно осуществляться ежесекундно, в непосредственно образовательной деятельности, мероприятиях, праздниках, в игре и в быту. Чтобы достигнуть определенного результата, необходимо находить такие методы воздействия на ребенка, на его эмоциональную и нравственную сферы, которые не казались бы ребенку скучными, чрезмерно назидательными, а естественно и гармонично наполняли его мировоззрение содержанием. Одним из таких методов является проектная деятельность.
Метод проекта основываясь на лично – ориентированном подходе к обучению и воспитанию детей развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества; открывает большие возможности в организации совместной поисковой деятельности воспитанников, педагогов, родителей.
В нашем детском саду на протяжении ряда лет сложились свои основополагающие традиции патриотического воспитания подрастающего поколения. Я решила продолжить и обогатить опыт работы педагогов нашего дошкольного учреждения.
В моей практике было несколько проектов патриотической направленности. Темы проектов были различны. Главное их условие – интерес детей, который и обеспечил мотивацию к успешному обучению, а также отбор соответствующего материала, позволяющий сформировать у дошкольников представление об историческом наследии своего народа.
Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили, берегли и защищали её наши предки, наши отцы, деды, прадеды.
Нет в России семьи такой,
Где не памятен был свой герой.
И глаза молодых солдат
С фотографий увядших глядят...
Этот взгляд, словно высший суд,
Для ребят, что сейчас растут.
И мальчишкам нельзя
Ни солгать, ни обмануть,
Ни с пути свернуть!
(Владимир Златоустовский)
Тема Великой Отечественной войны чрезвычайно актуальна в современном обществе, способствует объединению, сплочению нашего народа, в то же время Великая Отечественная война для наших детей – далекая история. Если мы, внуки и правнуки воевавших, не передадим своим детям то, что хранится в нашей памяти как свидетельство того, что пережили наши дедушки и бабушки, связь времен, семейная нить прервется. Необходимо попытаться восстановить эту связь, чтобы и наши дети ощутили: они имеют, пусть и опосредованное, отношение к тем далеким военным событиям. Начинать делать это нужно как можно раньше, пока в малыше еще не иссяк естественный интерес ко всему происходящему в мире.
Поисково-творческий исследовательский проект
«Никто не забыт и ничто не забыто»
Паспорт проекта.
Вид проекта: информационно – творческий.
Тип проекта:
-по доминирующему методу: практико - ориентированный ;
-по характеру содержания: ребенок+семья+социум;
-по характеру контактов: внутри семьи, в рамках ДОУ, в партнерстве с сельской библиотекой;
-по продолжительности: средней продолжительности;
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста (старшая-подготовительная группа), родители, педагоги группы, музыкальный руководитель.
Срок реализации: апрель-май
Основные формы реализации проекта: непосредственная образовательная деятельность, экскурсии, самостоятельная деятельность детей, музыкальная образовательная деятельность, работа с родителями.
Цель проекта: формирование у детей осознанного отношения к празднику День Победы как результату героического подвига нашего народа в Великой Отечественной войне.
Задачи:
-знакомить детей с главными событиями и памятными датами в истории страны в период Великой Отечественной войны;
-дать представления о памятниках, установленных в честь воинов-победителей;
-познакомить детей с произведениями искусства, посвящёнными теме Великой Отечественной войны, воинам-защитникам, труженикам тыла, детям войны. Рассказать о жизни детей в годы войны;
-воспитывать уважение к ветеранам Великой Отечественной войны через историю семей воспитанников;
-воспитывать патриотизм и высокие моральные качества у дошкольников, желание защищать свою Родину и беречь мир.
Ожидаемые результаты:
-освоение доступных знаний о боевой истории нашего народа в годы ВОВ;
-приобретение детьми навыков социального общения с взрослыми;
-создание «Аллеи славы» с фотографиями и рассказами о близких и родных павших в годы ВОВ;
-оформление выставки творческих работ детей и родителей «За Родину!».
Содержание работы над проектом по этапам.
Организационно - подготовительный этап. На данном этапе мною были обозначены: проблема и тема проекта, поставлена цель, определены основные задачи. Так же произведена подборка художественной литературы, музыкальное сопровождение, предметное оснащение; были разработаны необходимые материалы: конспекты НОД, сценарии бесед, конкурсов по теме проекта, составлен план его реализации. С родителями воспитанников, сотрудниками библиотеки была проведена организационная и подготовительная работа.
Основной этап. Деятельность на основном этапе предусматривала непосредственную реализацию проекта: проведение запланированных мероприятий.
В работе была использована следующая модель образовательной деятельности: - специальная образовательная деятельность, беседы способствующие пробудить интерес детей к событиям ВОВ;
- создание предметно-развивающей среды в группе;
- организация экскурсий к памятным местам;
-обогащение знаний детей о ВОВ через художественную литературу;
- праздники, досуги, способствующие развивать чувство любви и гордости за Родину;
- взаимодействие с семьями;
-включение элементов работы по формированию представлений о ВОВ в различные виды организованной и самостоятельной деятельности детей.
В рамках проекта были проведены следующие мероприятия:
-консультация для родителей: «Как рассказать ребенку о войне?»;
-экскурсия в сельскую библиотеку , ознакомление с выставкой «Они сражались за родину»; -сбор сведений о родственниках, принимавших участие в ВОВ, составление индивидуальных рассказов детей о них;
-слушание песен о войне:«Священная война» сл. В. Лебедева-Кумача, «День Победы» Д. Тухманова, М. Блантера «Катюша», В.Алкина «Прощание славянки»;
-чтение художественных произведений: Л. Кассиль «Памятник солдату», «Твои защитники»; С. Баруздин «Рассказы о войне»; С. Михалков «День Победы», беседа с детьми «Подвиг на войне»;
-просмотр медиа-файлов «Великая Отечественная Война в фотографиях», «Подвиг народа», «Урал – фронту», «Праздник со слезами на глазах»; -оформление выставки поделок посвященных ВОВ;
-возложение цветов к обелиску в память о погибших односельчанах в годы ВОВ;
-создание «Аллеи славы» с рассказами детей, семейными фотографиями.
Заключительный этап. Заключительным мероприятием проекта стал утренник посвященный празднованию «Дня Победы».
Результат проекта.
У детей формируется осознанное отношение к празднику День Победы. Они с большим желанием принимали участие во всех праздничных мероприятиях, посвящённых этому дню. Дети проявили естественный интерес к истории своей Родины и семьи. Они самостоятельно опрашивали родителей о войне и о судьбе своих воевавших родственников. Каждому хотелось как можно больше узнать о причастности членов семьи к освобождению Родины от врага. В тесном взаимодействии с родителями была проведена поисковая работа в кругу семьи. Побеседовав с родителями, бабушками и дедушками, дети приносили имеющиеся фотографии родных и близких, принимавших участие в освобождении нашей Родины, делились друг с другом рассказами об их боевом прошлом.
Продуктом проекта стало оформление «Аллеи славы» с фотографиями и рассказами о близких и родных участниках ВОВ. Так же в группе при содействии родителей был создан мини-музей боевой техники, оружия и наград времен ВОВ.
Заключение. В ходе проекта дети учатся совместно работать, искать и собирать информацию, анализировать и систематизировать ее, тесно общаться со сверстниками, родителями и сотрудниками ДОУ, выступать с докладами. Все это в полной мере способствует саморазвитию личности каждого ребенка, воспитанию в нем целеустремленности и самоуважения. У родителей в свою очередь появляется уверенность в своих детях, потому что они видят их еще с одной стороны: как активных творцов, способных добиваться поставленной цели.