12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Возчикова Алена Леонидовна45


Военно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности.


Проект «Никто не забыт и ничто не забыто».


В последнее время в обществе утрачиваются традиции патриотического сознания, поэтому актуальность проблемы воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста очевидна. Научить ребёнка ценить родных и близких людей, бережно и с любовью относиться к своей Родине, испытывать гордость за свой народ, задача очень сложная, так как в современных семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение.

Патриотическое воспитание дошкольников – актуальная проблема в условиях современной России. Изменилась не только жизнь, но и мы сами. Мы гораздо больше, нежели раньше, знаем о себе и своей стране, больше видим, над большим задумываемся. Возможно, именно в этом заключается главная причина столь радикального переосмысления содержания, целей и задач патриотического воспитания дошкольников. Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почувствует ли человек привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее. У В.П. Астафьева есть замечательные слова: «Если у человека нет матери, нет отца, но есть Родина - он ещё не сирота. Всё проходит: любовь, горечь утрат, даже боль от ран проходит, но никогда - никогда не проходит и не гаснет тоска по Родине...».

Патриотическое воспитание можно назвать одним из самых сложных направлений работы педагога в ДОУ по ряду причин: особенности дошкольного возраста, многоаспектность понятия «патриотизм» в современном мире, отсутствие концепции, системных теоретических и методических разработок. Следует учитывать, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства у него проявляются в чувстве восхищения. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка. Поэтому, воспитание детей должно осуществляться ежесекундно, в непосредственно образовательной деятельности, мероприятиях, праздниках, в игре и в быту. Чтобы достигнуть определенного результата, необходимо находить такие методы воздействия на ребенка, на его эмоциональную и нравственную сферы, которые не казались бы ребенку скучными, чрезмерно назидательными, а естественно и гармонично наполняли его мировоззрение содержанием. Одним из таких методов является проектная деятельность.

Метод проекта основываясь на лично – ориентированном подходе к обучению и воспитанию детей развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества; открывает большие возможности в организации совместной поисковой деятельности воспитанников, педагогов, родителей.

В нашем детском саду на протяжении ряда лет сложились свои основополагающие традиции патриотического воспитания подрастающего поколения. Я решила продолжить и обогатить опыт работы педагогов нашего дошкольного учреждения.

В моей практике было несколько проектов патриотической направленности. Темы проектов были различны. Главное их условие – интерес детей, который и обеспечил мотивацию к успешному обучению, а также отбор соответствующего материала, позволяющий сформировать у дошкольников представление об историческом наследии своего народа.

Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили, берегли и защищали её наши предки, наши отцы, деды, прадеды.


Нет в России семьи такой,

Где не памятен был свой герой.

И глаза молодых солдат

С фотографий увядших глядят...

Этот взгляд, словно высший суд,

Для ребят, что сейчас растут.

И мальчишкам нельзя

Ни солгать, ни обмануть,

Ни с пути свернуть!

(Владимир Златоустовский)


Тема Великой Отечественной войны чрезвычайно актуальна в современном обществе, способствует объединению, сплочению нашего народа, в то же время Великая Отечественная война для наших детей – далекая история. Если мы, внуки и правнуки воевавших, не передадим своим детям то, что хранится в нашей памяти как свидетельство того, что пережили наши дедушки и бабушки, связь времен, семейная нить прервется. Необходимо попытаться восстановить эту связь, чтобы и наши дети ощутили: они имеют, пусть и опосредованное, отношение к тем далеким военным событиям. Начинать делать это нужно как можно раньше, пока в малыше еще не иссяк естественный интерес ко всему происходящему в мире.


Поисково-творческий исследовательский проект

«Никто не забыт и ничто не забыто»


Паспорт проекта.


Вид проекта: информационно – творческий.


Тип проекта:

-по доминирующему методу: практико - ориентированный ;

-по характеру содержания: ребенок+семья+социум;

-по характеру контактов: внутри семьи, в рамках ДОУ, в партнерстве с сельской библиотекой;

-по продолжительности: средней продолжительности;


Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста (старшая-подготовительная группа), родители, педагоги группы, музыкальный руководитель.


Срок реализации: апрель-май


Основные формы реализации проекта: непосредственная образовательная деятельность, экскурсии, самостоятельная деятельность детей, музыкальная образовательная деятельность, работа с родителями.


Цель проекта: формирование у детей осознанного отношения к празднику День Победы как результату героического подвига нашего народа в Великой Отечественной войне.

Задачи:

-знакомить детей с главными событиями и памятными датами в истории страны в период Великой Отечественной войны;

-дать представления о памятниках, установленных в честь воинов-победителей;

-познакомить детей с произведениями искусства, посвящёнными теме Великой Отечественной войны, воинам-защитникам, труженикам тыла, детям войны. Рассказать о жизни детей в годы войны;

-воспитывать уважение к ветеранам Великой Отечественной войны через историю семей воспитанников;

-воспитывать патриотизм и высокие моральные качества у дошкольников, желание защищать свою Родину и беречь мир.


Ожидаемые результаты:

-освоение доступных знаний о боевой истории нашего народа в годы ВОВ;

-приобретение детьми навыков социального общения с взрослыми;

-создание «Аллеи славы» с фотографиями и рассказами о близких и родных павших в годы ВОВ;

-оформление выставки творческих работ детей и родителей «За Родину!».


Содержание работы над проектом по этапам.

Организационно - подготовительный этап. На данном этапе мною были обозначены: проблема и тема проекта, поставлена цель, определены основные задачи. Так же произведена подборка художественной литературы, музыкальное сопровождение, предметное оснащение; были разработаны необходимые материалы: конспекты НОД, сценарии бесед, конкурсов по теме проекта, составлен план его реализации. С родителями воспитанников, сотрудниками библиотеки была проведена организационная и подготовительная работа.

Основной этап. Деятельность на основном этапе предусматривала непосредственную реализацию проекта: проведение запланированных мероприятий.

В работе была использована следующая модель образовательной деятельности: - специальная образовательная деятельность, беседы способствующие пробудить интерес детей к событиям ВОВ;

- создание предметно-развивающей среды в группе;

- организация экскурсий к памятным местам;

-обогащение знаний детей о ВОВ через художественную литературу;

- праздники, досуги, способствующие развивать чувство любви и гордости за Родину;

- взаимодействие с семьями;

-включение элементов работы по формированию представлений о ВОВ в различные виды организованной и самостоятельной деятельности детей.


В рамках проекта были проведены следующие мероприятия:


-консультация для родителей: «Как рассказать ребенку о войне?»;

-экскурсия в сельскую библиотеку , ознакомление с выставкой «Они сражались за родину»; -сбор сведений о родственниках, принимавших участие в ВОВ, составление индивидуальных рассказов детей о них;

-слушание песен о войне:«Священная война» сл. В. Лебедева-Кумача, «День Победы» Д. Тухманова, М. Блантера «Катюша», В.Алкина «Прощание славянки»;

-чтение художественных произведений: Л. Кассиль «Памятник солдату», «Твои защитники»; С. Баруздин «Рассказы о войне»; С. Михалков «День Победы», беседа с детьми «Подвиг на войне»;

-просмотр медиа-файлов «Великая Отечественная Война в фотографиях», «Подвиг народа», «Урал – фронту», «Праздник со слезами на глазах»; -оформление выставки поделок посвященных ВОВ;

-возложение цветов к обелиску в память о погибших односельчанах в годы ВОВ;

-создание «Аллеи славы» с рассказами детей, семейными фотографиями.

Заключительный этап. Заключительным мероприятием проекта стал утренник посвященный празднованию «Дня Победы».

Результат проекта.

У детей формируется  осознанное  отношение к празднику День Победы. Они с большим желанием принимали участие  во всех праздничных мероприятиях, посвящённых этому дню. Дети проявили естественный интерес к истории своей Родины и семьи. Они самостоятельно опрашивали родителей о войне и о судьбе своих воевавших родственников. Каждому хотелось как можно больше узнать о причастности членов семьи к освобождению Родины от врага. В тесном взаимодействии с родителями была проведена поисковая работа в кругу семьи. Побеседовав с родителями, бабушками и дедушками, дети приносили имеющиеся фотографии родных и близких, принимавших участие в освобождении нашей Родины, делились друг с другом рассказами об их боевом прошлом.

Продуктом проекта стало оформление «Аллеи славы» с фотографиями и рассказами о близких и родных участниках ВОВ. Так же в группе при содействии родителей был создан мини-музей боевой техники, оружия и наград времен ВОВ.

Заключение. В ходе проекта дети учатся совместно работать, искать и собирать информацию, анализировать и систематизировать ее, тесно общаться со сверстниками, родителями и сотрудниками ДОУ, выступать с докладами. Все это в полной мере способствует саморазвитию личности каждого ребенка, воспитанию в нем целеустремленности и самоуважения. У родителей в свою очередь появляется уверенность в своих детях, потому что они видят их еще с одной стороны: как активных творцов, способных добиваться поставленной цели.










Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.