12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Колесникова Ольга Александровна647
Учитель, высшая категория. Преподаваемый предмет - экономика, финансовая грамотность,основы менеджмента,основы предпринимательства, основы проектной и исследовательской деятельности. Руководитель РМО учителей экономики.
Россия, Свердловская обл., Екатеринбург
2

Проект обучающегося 9-й класс "Причины, формы девиантного поведения подростков и его профилактика в образовательном учреждении"

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области

Департамент образования Администрации города Екатеринбурга

Муниципальное образование «город Екатеринбург»

Ленинский район

Муниципальное автономное образовательное учреждение средней общеобразовательной школы №140 с углубленным изучением отдельных предметов



Направление: Общественно-политическое

Предметная область: обществознание





Проект

Причины, формы девиантного поведения подростков и его профилактика в образовательном учреждении



Автор проекта: Петров Артём Андреевич, 9 класс



Научный руководитель проекта: Колесникова Ольга Александровна,

Учитель экономики,

МАОУ СОШ №140 с углубленным изучением отдельных предметов

Электронный адрес руководителя проекта: ass- ct@mail.ru

Телефон руководителя проекта: 89122206197













2022

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..

3

ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОНЯТИЯ «ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ»………………………………………..

5

1.1. Понятие и общие характеристики девиантного поведения……….

5

1.2. Причины возникновения девиантного поведения у подростков….

6

1.3. Формы девиантного поведения и их особенности………………...

8

ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ И ЕГО ПРОФИЛАКТИКА …………………………….

13

2.1..Проведение опроса и анализ полученных данных о девиантном поведении старших подростков…………………………………………

13

2.2. Характеристика профилактики девиантного поведения, основные направления и формы профилактики девиантного поведения…………

17

2.3. Особенности профилактики девиантного поведения в условиях образовательного учреждения…………………………………………..

18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….

21

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………...

23

ПРИЛОЖЕНИЕ 1…………………………………………………………

24

ПРИЛОЖЕНИЕ 2…………………………………………………………

25











ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Современный мир, в котором живут молодые люди, очень сложен. Он наполнен огромным количеством информации (как позитивной, так и негативной), которая непосредственно влияет на мировоззрение нового поколения, не имеющего еще собственных сформированных убеждений и устойчивых жизненных позиций. Кроме того, люди современного общества взрослеют среди непрерывных и значительных технических преобразований. Все это предъявляет к молодежи особые требования и критерии, которым с каждым годом все сложнее соответствовать.

Экологические проблемы и проблемы в экономике, являющиеся последствиями деятельности старшего поколения, способствуют формированию у детей и подростков чувства страха, безнадежности и безысходности. Такая напряженная и очень неустойчивая экономическая, экологическая, социальная, и политическая обстановка, сложившаяся в настоящее время в обществе, способствует росту различных отклонений в развитии и поведении молодых людей.

Наиболее остро этот процесс проявляется в подростковом возрасте, так как девиантное поведение, как правило, закладывается на рубеже перехода ребенка из детства во взрослое состояние. Кроме того, подростки являются одним из наименее защищенных слоев населения. Следовательно, если не заниматься изучением, выявлением и профилактикой девиантного поведения среди молодежи, эта проблема никогда не исчезнет, а число девиантных подростков будет увеличиваться.

Проблема девиантного поведения является одной из главных в современном обществе. Особенно ярко она проявляется у современных подростков. Чертами такого поведения являются: низкая самооценка, боязнь мнения общества и непостоянство в поведении подростка.

Гипотеза: основной причиной девиантного поведения среди подростков, является буллинг, в основном социальном институте- школе.

Цель проекта: изучение особенностей девиантного поведения подростков и его профилактика.

Задачи проекта:

1.Изучить литературу на тему девиантного поведения и его профилактики.

2. Определить условия и факторы, причины, влияющие на формирование девиантного поведения у подростков.

3.Провести опрос среди подростков и проанализировать полученные данные.

4.Раскрыть сущность профилактики девиантного поведения.

5.Создать и распространить информационный буклет для классного уголка.

Объектом исследования является процесс девиантного поведения подростков.

Предметом исследования является причины и формы девиантного поведения учащихся.

Теоретической основой проектной работы послужили работы отечественных авторов, периодическая литература по исследуемой проблеме. Помощь в подготовке проекта оказало использование информационных ресурсов сети Internet (специализированных сайтов по психологии, педагогике).

Методы исследования: теоретические и эмпирические (опрос, анализ).

Проект состоит из: введения, двух глав (теоретической и практической), заключения, списка литературы, приложений.

Теоретическая значимость проекта заключается в распространении полученных исследовательских данных научному сообществу.

Практическая значимость проекта заключается в том, что проведенная работа может снизить процент девиации среди подростков.

Продукт проекта: памятка о том, как адаптироваться в социуме подросткам и памятка для родителей, как помочь ребенку в данной ситуации.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОНЯТИЯ «ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ»

Понятие и общие характеристики девиантного поведения


Существует большое количество определений девиантного поведения, в каждом из которых можно проследить специфику той или иной науки, занимающейся этой проблемой.

Так, с точки зрения юриспруденции, девиантное поведение — это поведение индивида в группе или группы лиц, характеризующееся его несоответствием сложившимся ожиданиям, моральным и правовым требованиям общества [20].

Согласно социологии, под девиантным поведением подразумевается социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам или стандартам [7].

Девиантное или отклоняющееся поведение делится на делинкветное и, собственно, девиантное. К делинкветному поведению можно отнести действия, которые нарушают правовые нормы, но не являются серьезным уголовным преступлением. Девиантное поведение – более широкое понятие, так как включает в себя делинкветное и другие формы нарушения поведения, такие как алкоголизм, суицид и т.п. [3].

Помимо этого, девиации бывают негативными и позитивными. К первым можно отнести такие отклонения как, преступность, алкоголизм, наркомания, суицид и т.д. Позитивные же девиации характерны для оригинального творческого мышления, которое может оцениваться обществом как отклонение от нормы, но при этом быть общественно полезным. Аскетизм, святость, гениальность, новаторство — примеры позитивных девиаций.

Негативные девиации, в свою очередь, делятся на два типа: отклонения, которые направлены на причинение вреда другим и отклонения, которые причиняют вред самой личности.

Следует отличать девиантное (или отклоняющееся) поведение от аномального, которое связано с нарушениями мозговой деятельности.

Девиантное поведение является социально главным, так как основные причины его происхождения – недостатки в воспитании, влияние неблагоприятных ситуаций в ближайшем окружении человека и другие дефекты личностного развития.


1.2 Причины возникновения девиантного поведения у подростков


Подростковый период – период завершения детства или переход от детства к взрослости. Обычно подростковый период охватывает возраст от 10– 11 до 14 – 15 лет и является наиболее трудным периодом развития человека. Происходящие в организме физические, биологические и психологические изменения влияют на изменения в поведении.

Большую роль в характере протекания подросткового периода играют особенности общества, так как переходный возраст означает не только психологическую трансформацию, которая поддерживается половым созреванием, но и процесс вхождения молодого человека в социальную жизнь взрослого, что напрямую связано с понятием «чувство взрослости».

Чувство   взрослости  приводит к завышенному уровню притязаний, эмоциональность становится неустойчивой; поведение подростков отличается резкими колебаниями настроения. Подростковый протест, негативизм, искаженные формы самоутверждения могут возникнуть, если взрослые при этом продолжают относиться к подростку как к ребенку.

При столкновении подростка с непониманием его стремлений к самостоятельности, а также в ответ на критику физических способностей или внешних данных возникают вспышки аффекта.

Чрезмерная самоуверенность и категоричность сочетаются с чувствительностью и неуверенностью в своих силах. Стремление к широким контактам уживается с желанием быть в одиночестве, бесцеремонность со стеснительностью, романтизм с прагматизмом и цинизмом, потребность в нежности с садизмом. Результатами подобных психологических особенностей подростков часто становится девиантное поведение [18].

На отклонения в поведении подростка также оказывают прямое влияние некоторые  особенности взаимоотношений, например, отвержение со стороны учителей, положение изгоя в классе, и даже ярлык девианта. В результате, неспособность самоутвердиться в рамках школы приводит к тому, что подросток начинает искать другие места, являющиеся источниками девиантных норм, где бы он смог себя проявить и компенсировать свои неудачи [17].

Буллинг или травля в школе — это также одна из причин девиантного поведения подростка. Основная причина буллинга - это страх быть оторванным от коллектива. Травля в школе, в основном, характерна для учеников начальной и средней школы, когда группа имеет для человека наибольшее значение. Буллинг- один из видов насилия, который может быть выражен как на эмоциональном (насмешки, угрозы, оскорбления), так и на физическом (избиения, тычки) уровне. При этом, насильственные действия совершаются регулярно. Провоцировать их может как группа учеников, так и один агрессор при поддержке группы.

Влияние семьи – еще один факт, определяющий поведение подростка, и отрицательное влияние, проявляющееся в дефиците общения, безнадзорности, неодобрении родителями друзей и т.п., как правило, приводит к девиантному поведению. Большой процент девиантных подростков растет в неблагополучных или неполных семьях.

Росту девиантности среди подростков способствуют также социальные реалии настоящего периода жизни общества. Невозможность получить желаемое образование, жить в достатке, иметь дорогие гаджеты и модную одежду изменяет ценностные ориентации у несовершеннолетних, в результате чего, происходит отвержение базовых социальных ценностей, что является первопричиной девиантного поведения [11].

1.3 Формы девиантного поведения и их особенности


К основным формам девиантного поведения, согласно классификации венгерского социального психолога и педагога Ф. Патаки, относятся наркомания, алкоголизм, самоубийство и преступность [9].

Расширить этот список можно такими формами отклоняющегося от нормы поведения как курение и сквернословие, так как эти негативные явления очень распространены среди современных подростков.

Разные девиации могут проявляться в поведении подростка, как по отдельности, так и в совокупности. Каждая из форм девиантного поведения имеет свою специфику.

Наркомания и токсикомания

Наркомания – заболевание, которое выражается в физической или психологической зависимости от наркотических средств, приводящих к тяжелым нарушениям психических и физических функций. Наркотическими являются вещества, которые специфически действуют на центральную нервную систему, а именно вызывают эйфорию, изменяют сознание и т.д.

Токсикомания – разновидность наркомании, заболевание, вызванное употреблением токсических веществ, которые также изменяют состояние психической деятельности человека и его поведение.

К причинам, которые приводят молодых людей к употреблению наркотических средств, можно отнести: проблемы в семье, недостаток любви и внимания со стороны родителей; любопытство и эксперименты над сознанием; давление со стороны сверстников; отсутствие внутренней дисциплины, бунтарство; депрессия; внутренние конфликты; неуверенность в себе и т.д [13].

Алкоголизм и пьянство

Алкоголизм – заболевание, характеризующееся болезненным пристрастием к алкоголю, с психической и физической зависимостью от него и последующей социально-нравственной деградацией личности. К формированию алкоголизма приводит частое и систематическое употребление спиртных напитков.

Пьянство – это еще не алкоголизм, но неумеренное потребление алкоголя, которое нарушает социальную адаптацию, вредит здоровью личности и является причиной возможного развития алкоголизма в будущем [5].

К основным причинам алкоголизации подростков можно отнести простое любопытство и подражание взрослым; стремление быть взрослым, независимым. Чтобы преодолеть свои страхи и неуверенность в себе они злоупотребляют алкоголем. Выпивка считается признаком взрослости среди молодежи, что является еще одной причиной, подталкивающей подростков к употреблению спиртного.

Никотиновая зависимость (курение)

Никотиновая зависимость — один из видов наркомании, возникающий, как правило, в результате употребления табака в той или иной форме. По силе привыкания никотин превосходит практически все известные тяжёлые наркотики, включая ЛСД, кокаин и героин, и находится примерно на одном уровне с алкоголем.

Влияние сверстников – одна из основных причин, по которой подростки начинают курить. Мальчики хотят казаться взрослее и мужественнее, не быть «белой вороной» среди курящих одноклассников, а девочки таким образом пытаются обратить на себя внимание мальчиков, чтобы понравиться им и так же казаться взрослее. Еще одна причина – простое любопытство. Дети видят, как курят взрослые из их окружения, и у них появляется интерес, им хочется узнать, зачем люди это делают. Конечно, семья оказывает большое влияние на формирование этой вредной привычки [6].

Суицидальное поведение

Суицид — акт самоубийства, совершаемый человеком в состоянии сильного душевного расстройства либо под влиянием психического заболевания, осознанный акт устранения из жизни под воздействием острых психотравмирующих ситуаций, при которых собственная жизнь как высшая ценность теряет для данного человека смысл [4].

Суицидальное поведение делится на три типа:

1. Истинное суицидальное поведение; оно характеризуется устойчивостью, целенаправленностью действий, связанных с осознанным желанием лишить себя жизни (место и время совершения суицида выбирается и планируется заранее, чтобы никто не смог помешать).

2. Демонстративно шантажное суицидальное поведение; человек оказывает психологическое давление на окружающих, понимая, что его действия не приведут к смерти и предпринимая меры предосторожности.

3. Аффективное суицидальное поведение; оно обычно обусловлено сильным аффектом, сопровождается дезорганизацией и сужением сознания [19].

Половина суицидальных попыток в подростковом возрасте являются демонстративными, они совершаются без настоящего намерения умереть, а только чтобы привлечь внимание окружающих людей и произвести на них впечатление либо же, чтобы добиться каких-либо преимуществ или избавиться от проблем [15].

Преступность (правонарушения)

Преступность – явление отклоняющегося поведения, представляющее высокую опасность для окружающих нарушителя людей и потому преследуемое по закону. В современном обществе преступлением признается сознательно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное уголовным кодексом под угрозой наказания. Преступность считается самым опасным видом «социальной патологии» – отклоняющегося от общепринятой нормы, девиантного поведения [22].

Большое количество телевизионных программ содержат сцены насилия, влияющие на несформированную психику подростков [12]. Но в большинстве случаев главной причиной подростковой преступности является неблагополучная ситуация в семье подростка.

Недостаток родительской ласки, любви и внимания, искаженное представление у родителей о духовных и культурных ценностях, о том, что такое хорошо и что такое плохо постепенно перерастают в искаженное понимание окружающей действительности. Отсутствие возможности получить поддержку у своих родителей усугубляет такое положение и может в дальнейшем толкнуть подростка на преступление [10].

Сквернословие

Сквернословие – речь, наполненная неприличными выражениями, непристойными словами, брань [16].

Современные подростки подвержены воздействию сквернословия не меньше, чем воздействию других вредных привычек, навязываемых обществом взрослых людей. Большое влияние на речь детей оказывают родители. От того как разговаривают в семье зависит характер речи подростка. Следует отметить, что в современном обществе сквернословие поражает не только детей из группы риска, но и из вполне благополучных семей. Нецензурную лексику можно услышать и прочитать в СМИ, чья агрессивная речевая политика направлена, в основном, на молодежь, что формирует у детей представление о том, что так говорить разрешено.

Сквернословие может проявляться по-разному. Существует привычное сквернословие, эпатажное и аффективное. Первый тип является признаком невысокой культуры людей, употребляющих нецензурную лексику. Второй тип - способ сделать вызов обществу, стремление выйти за рамки общепринятых правил, произвести впечатление и т.д. Третий тип проявляется в выражении бурных эмоций и часто является признаком психического нездоровья человека и процесса его деградации [1].

Существует версия, что сквернословие является средством для разрядки эмоционального напряжения, а так как для многих подростков окружающий мир кажется недружелюбным, неуютным и злым, они пытаются защищаться от агрессии встречной агрессией, употребляя нецензурную лексику. Сквернословя, подростки думают, что обороняются, и это не позволяет им чувствовать себя жертвой. Постепенно нецензурная лексика становится для них признаком взрослости и независимости, так как это является самым легким способом, наряду с курением и употреблением алкоголя, чтобы доказать свою зрелость.

Подростки не могут легко отказаться от сквернословия, так как боятся противопоставить себя группе, в которую они входят. Чтобы не быть белой вороной среди товарищей, они употребляют бранные слова.

Выводы по I главе. Несмотря на большое количество определений девиантного поведения с точки зрения разных наук, можно выделить общие черты данного явления. Так, девиантное поведение – это всегда отклоняющееся от установленных норм и общепринятых стандартов поведение (в основном негативное).

Существуют различные классификации отклоняющегося поведения, согласно которым оно может быть делинкветным и собственно девиантным, агрессивным, позитивным, негативным и т.д.

Формированию девиантного поведения в большей степени подвержены подростки, так как этот период развития человека является наиболее сложным и противоречивым. На молодых людей влияет их окружение, семья и общество в целом.

Подростки восприимчивы к разным видам девиаций. Наиболее распространенными формами являются алкоголизм и пьянство, наркомания, курение, суицидальное поведение, сквернословие и т.д. Каждая из форм имеет свои особенности проявления и протекания, свойственные подростковому возрасту.











ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ И ЕГО ПРОФИАКТИКА

2.1. Проведение опроса и анализ полученных данных о девиантном поведении старших подростков



Для того, чтобы определить, как подростки адаптированы в социуме и что они знают о девиации, был проведен опрос среди 50 школьников 8-11 классов.

Респондентам были заданы следующие вопросы:

По вашему мнению, какие формы поведения являются девиантными (выберите один вариант или несколько)?

Хулиганство в школе

Оскорбление людей

Сквернословие

Курение

Употребление алкоголя

Воровство

Какие из форм девиантного поведения вы замечали у одноклассников (укажите, используя варианты из предыдущего вопроса)?

Что по вашему мнению является основной причиной девиантного поведения (укажите один вариант)

неблагополучие в семье

неуспеваемость в учебе

буллинг со стороны одноклассников

выделение для ребенка малого количества времени со стороны родителей

стремление показать независимость от родителей

Сколько у вас свободного времени в день после школы?

Как вы проводите свободное время?

В основном с кем вы его проводите? (если любите проводить время один, то так и указывать)

Сколько времени вы проводите в виртуальном общении с друзьями?

Таблица 1.По вашему мнению, какие формы поведения являются девиантными (выберите один вариант или несколько)?

Формы поведения , которые являются девиантными

Количество людей, выбравших данный вариант

%

Хулиганство в школе

34

68%

Оскорбление людей

24

48%

Сквернословие

20

40%

Курение

32

64%

Употребление алкоголя

43

86%

Воровство

45

90%

Глядя на данные таблицы 1, можно сделать вывод, что большинство респондентов выбрали варианты употребление алкоголя и воровство, а меньше всего выбрали оскорбление людей и сквернословие. Это может говорить о том, что большинство школьников считают, что употребление алкоголя и воровство неприемлемо для ребенка, а сквернословие и оскорбление людей- это что-то, уже вошедшее в норму.

Таблица 2. Какие из форм девиантного поведения вы замечали у одноклассников (укажите, используя варианты из предыдущего вопроса)?

Формы девиантного поведения, замеченные у одноклассников

Количество людей, выбравших данный вариант

%

Хулиганство в школе

40

80%

Оскорбление людей

50

100%

Сквернословие

50

100%

Курение

35

70%

Употребление алкоголя

7

14%

Воровство

11

22%


Рассмотрев данные таблицы 2, можно понять, что респонденты единогласно выбрали варианты -оскорбление людей и сквернословие, а варианты употребление алкоголя и воровство выбирались меньше всего. Это показывает, что абсолютно каждый школьник встречается с оскорблением людей и сквернословием в школьном классе, а употребление алкоголя и воровство, является редким явлением среди детей 15-17 лет.

Таблица 3. Что по вашему мнению является основной причиной девиантного поведения (укажите один вариант)?

Основная причина девиантного поведения

Количество людей, выбравших данный вариант

%

Неблагополучие в семье

14

28%

Неуспеваемость в учебе

3

6%

Буллинг со стороны одноклассников

19

38%

Выделение для ребенка малого количества времени со стороны родителей

9

18%

Стремление показать независимость от родителей

5

10%


Анализируя приведенные данные выше в таблице 3, можно сделать вывод, что на варианты Неблагополучие в семье и буллинг со стороны одноклассников пришлось около 2/3 всех голосов, а остальные варианты выбирались очень редко. Это показывает, что школьники выделяют эти две основные причины девиантности.


Таблица 4. Сколько у вас свободного времени в день после школы?

Свободного времени в день после школы

Количество людей, выбравших данный вариант

%

1-4 часа

8

16%

5-7 часов

23

46%

Более 7

19

38%

Изучив эту таблицу, можно прийти к выводу, что большинство школьников имеют много свободного времени вне учебы, а всего лишь 16 % опрошенных занимаются внеурочной деятельностью.

Таблица 5. Как вы проводите свободное время?

Формы свободного времяпровождения

Количество людей, выбравших данный вариант

%

Чтение книг

9

18%

Общение с одноклассниками

34

68%

Просмотр фильмов

21

42%

Компьютерные игры

39

78%

Проведение времени в социальных сетях

17

34%

Анализируя данную таблицу, можно понять, что в основном школьники предпочитают проводить свободное время, общаясь с одноклассниками или играя в компьютерные игры, а чтение книг, к сожалению, пользуется малым спросом.

Таблица 6. В основном с кем вы его проводите? (если любите проводить время один, то так и указывать)

В основном с кем вы его проводите?

Количество людей, выбравших данный вариант

%

Один

13

26%

Друзья

30

60%

Родители

7

14%

Глядя на полученные данные таблицы 6, можно сказать, что большинство школьников проводят свободное время с друзьями, но также значительная часть предпочитает проводить время в одиночку.

Таблица 7. Сколько времени в день вы проводите в виртуальном общении с друзьями?

Количество времени в день, проводимое в виртуальном общении с друзьями

Количество людей, выбравших данный вариант

%

< 1 часа

7

14%

1-2 часа

13

26%

2-4 часа

20

40%

Более 4 часов

10

20%

Проанализировав приведенную выше таблицу 7, можно сделать вывод, что большая часть школьников предпочитает виртуальное общение реальному.


2.2. Характеристика профилактики девиантного поведения, основные направления и формы профилактики девиантного поведения

Под профилактикой девиантного поведения принято понимать комплекс мероприятий, направленных на его предупреждение.

Все профилактические мероприятия можно поделить на общие и специальные. К общим относятся политические и социально-экономические мероприятия, которые направлены на улучшение жизни людей (образование, труд, достаток, культура, наука и т.д.). Специальные профилактические мероприятия направлены на устранение конкретных проблем (пьянство, алкоголизм, наркомания, преступность и т.д.). Только использование всего комплекса мероприятий, общих и специальных, может привести к успешной профилактике девиантного поведения.

Комплексность проявляется во взаимной заинтересованности и работе различных специалистов: врачи, педагоги, юристы, сотрудники МВД, социологи, психологи и т.д. Важно также отметить, что такая профилактика должна быть систематичной, наступательной, дифференцированной и способной воздействовать на основные факторы, способствующие формированию девиаций.

Различие в профилактике заключается в том, что она должна быть разной для различных проявлений и причин девиаций.

Разные направления профилактики девиантного поведения, такие как запретительное, информационное, и пропаганда здорового образа жизни. Рассмотрим их подробнее:

1) Запретительное направление реализуется через социально-нравственные и морально-этические меры воздействия на молодых людей.

2) Информационное направление осуществляется через передачу молодежи информации о вреде употребления алкоголя, наркотиков, о последствиях противоправных действий и т.д.

3) Пропаганда здорового образа жизни реализуется в различных программах по укреплению здоровья. В рамках данного направления поощряется занятие спортом, здоровое питание, активный отдых и режим труда [7].

При помощи различных приемов и методов воздействия на подростков с девиантным поведением, следует учитывать, что они оказывают влияние не только на поведение, но и на сознание, чувства, развитие личности человека в целом.


2.3. Особенности профилактики девиантного поведения в условиях образовательного учреждения


В решении проблемы девиантного поведения большую роль играет система образования, так как в условиях образовательного учреждения можно наиболее эффективно организовать профилактические мероприятия в процессе воспитания и обучения, обеспечив опосредованный характер профилактики.

Кроме того, образовательное учреждение может взаимодействовать с другими социальными институтами, работающими с молодежью и привлекать к воспитанию и профилактике семью учеников.

Необходима организация профилактического процесса с детьми и их родителями для устранения негативных факторов, влияющих на детей и для формирования социально здоровой, эмоционально устойчивой и самостоятельной личности.

Профилактика отклоняющегося поведения в условиях образовательного учреждения включает в себя три блока.

1) Психологический блок представляет собой изучение и диагностику психологической сферы детей и подростков, изучение личности конкретных детей их поведения; формирование мотивации у детей на совместную работу со взрослыми.

2) Теоретический блок – это система знаний о мире, обществе, взаимодействии и взаимоотношениях людей, культуре, обычаях и т.д., которую получает ученик в ходе профилактических мероприятий.

3) Практический блок является наиболее важным и включает в себя формирование позитивных ценностей, позитивной самооценки, ответственного отношения к себе; тренировка навыков принятия решений; накопление правил безопасного поведения; формирование позитивного общения со сверстниками и со взрослыми, ценностного отношения к своему здоровью и адекватных представлений о чувствах, эмоциях и настроения.

Выводы по II главе

Девиация среди подростков, является довольно важной проблемой для общества, которую надо решать прежде всего в школах. В результате опроса выяснилось, что самым распространенным видом девиации среди школьников, являются сквернословие и оскорбление людей, так как каждый респондент, который принимал участие в опросе, встречался с этими явлениями в той или иной степени.

Гипотеза, выдвинутая перед началом работы подтвердилась, так как автор в ходе опроса выяснил, что больше 1/3 подростков считают, что основной причиной девиации, является буллинг со стороны одноклассников

Профилактика девиантного поведения – комплекс мероприятий, направленных на его предупреждение

Только использование общих и специальных профилактических мероприятий вместе, может привести к успешной профилактике девиантного поведения.

Направления профилактики девиантного поведения базируются на причинах возникновения девиаций у подростков. Используя различные приемы и методы воздействия на подростков с отклоняющимся поведением, следует учитывать, что они оказывают влияние не только на поведение, но и на сознание, чувства, развитие личности человека в целом.

Основной груз по предотвращению девиантного поведения среди детей и подростков лежит на плечах педагогов и образовательных учреждений. Именно в школе существуют наиболее благоприятные условия для проведения различных профилактических мероприятий, которые имеют свою специфику и делятся на три блока: психологический, теоретический и практический.

Была предпринята попытка привлечь внимание сверстников на указанную проблему в проекте. Был проведен классный час, создана памятка для родителей и учащихся, которая размещена на стенде классного уголка. Макет находится в Приложении 1. Также результаты исследования, приведенные в проекте, опубликованы на сайте Всероссийского издания «Педразвитие» и на образовательном портале Prodlenka.( www.prodlenka.org ). Свидетельства о публикациях расположены в Приложении 2.





ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе исследования были определены основные понятия и характеристики девиантного поведения. Также, рассмотрены основные классификации отклоняющегося поведения и выявлены причины формирования девиантного поведения у подростков.

Наиболее распространенные формы проявления девиаций среди молодежи – алкоголизм и пьянство, наркомания, курение, суицидальное поведение, сквернословие и т.д. Каждая из форм имеет свои особенности проявления и протекания, свойственные подростковому возрасту.

Профилактика девиантного поведения – комплекс мероприятий, направленных на его предупреждение. При выборе направления профилактики следует учитывать причины возникновения девиаций у подростков, а также форму протекания. Используя различные приемы и методы воздействия на подростков с отклоняющимся поведением, необходимо помнить, что они оказывают влияние не только на поведение, но и на сознание, чувства, развитие личности человека в целом.

Таким образом, основной груз по предотвращению девиантного поведения среди детей и подростков лежит на плечах педагогов и образовательных учреждений. Именно в школе существуют наиболее благоприятные условия для проведения различных профилактических мероприятий. В связи с этим, педагогам необходимо обладать знаниями о девиациях подростков и способах их успешной профилактики и коррекции, а также умениями применять различные методы на практике.

В заключение можно сказать, что девиация среди подростков, является довольно важной проблемой для общества, которую надо решать прежде всего в школах. В результате опроса выяснилось, что самым распространенным видом девиации среди школьников, являются сквернословие и оскорбление людей, так как каждый респондент, который принимал участие в опросе встречался с этими явлениями в той или иной степени.

Цель, которая заключалась в создании памятки, была достигнута. Также все задачи были решены, такие как: изучение теории, проведение опроса и анализ полученных данных, создание информационных буклетов и их распространение.

Гипотеза, выдвинутая перед началом работы подтвердилась, так как автор в ходе опроса выяснил, что больше 1/3 подростков считают, что основной причиной девиации, является буллинг со стороны одноклассников.

Данный проект может привлечь внимание школьников, которые в какой-либо степени встречались с девиацией, а также послужить учебным материалом для учителей в подготовке уроков.

Была предпринята попытка привлечь внимание сверстников на указанную проблему в проекте. Был проведен классный час, создана памятка и размещена на стенде классного уголка. Макет находится в Приложении 1. Также результаты исследования, приведенные в проекте, опубликованы на сайте Всероссийского издания «Педразвитие» и на образовательном портале Prodlenka.( www.prodlenka.org ). Свидетельства о публикациях расположены в Приложении 2.














СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Башманова ЕЛ. Сквернословие как социально-педагогическая катастрофа // Воспитание школьников. 2010. № 6. с. 45-52.

Гонеев А.Д. и др. Основы коррекционной педагогики: Учеб. Пособие для студ./ А.Д. Гонеев, Н. Н. Лифинцева, Н. В. Ялпаева; Под ред. В. А. Сластелина. – М.: Академия, 1999. – 280 с.

Змановская Е.В. Девиантология (Психология отклоняющегося поведения). – М.: Академия, 2003. – 288 с.

Карпенко Л.А. Краткий психологический словарь. — Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС», 1998. – 222 с.

Касаткин В.Н. и др. Здоровье: Предупреждение употребления алкоголя и наркотиков в школе. – М., 2003. – 136 с.

Касаткин В. Н. и др. Здоровье: Программа профилактики курения в школе. – М.: 2003. – 132 с.

Ковальчук М.А., Тарханова И.Ю. Девиантное поведение. Профилактика, коррекция, реабилитация – М.: Владос-Пресс, 2010. – 217 с.

Кондрашенко В.Т. Девиантное поведение у подростков: Социал.-псих. и психиатр. Аспекты. – Мн.: Беларусь, 1988. – 207 с.

Патаки Ф. Некоторые проблемы девиантного (отклоняющегося) поведения // Психологический журнал. - 1987. - Т. 8. - № 4. - с. 92-102

Преступность среди подростков (http://paidagogos.com/?p=1541). - дата обращения (05.01.22)

Проблемы формирования личности. Избранные психологические труды. Издание 2-е, стереотипное / Под ред. Д. И. Фельдштейна – Москва — Воронеж 1997. – 186 с.

Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции - Учебное пособие. — М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1998. — 96 с.

Социальные факторы и мотивы потребления алкоголя учащейся молодежью. Методическое пособие / под ред. Н.А. Залыгина. – Мн.: 2000. – 349 с.

Статистика курения в России (http://ne-kurim.ru/articles/stat/statistika-kureniya-v-rossii/). дата обращения (05.01.22)

Суицидальное поведение подростков (http://www.talagi.ru/info/suicide). дата обращения (05.01.22)

Ушаков Д.Н. Толковый словарь Ушакова 1935-1940. (http://dic.academic.ru/dic.nsf/ushakov/901966).

Хомич А.В. Психология девиантного поведения / А.В. Хомич. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 358 с.

Шаповаленко И.В. Возрастная психология – М.: Гардарики,2005. — 349 с.

Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков – М.: Академический Проект, Трикста, 2005. — 336 с.

Элементарные начала общей теории права: учеб. пособие для вузов / под общей ред. д-ра юрид. наук, проф. В. И. Червонюка. — Право и закон, М.: КолосС, 2003. — 544 с.

Энциклопедия Кругосвет - Универсальная научно-популярная онлайн энциклопедия (www.krugosvet.ru).- дата обращения(05.01.22)

















ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Макет памятки для детей

t1679567496aa.png



Памятка для детей

t1679567496ab.jpg ПРИЛОЖЕНИЕ 2

t1679567496ac.jpgt1679567496ad.png

t1679567496ae.png





Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.