Пояснительная записка к презентации
Направление
«СОЦИОЛОГИЯ И СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ»
БИЗНЕС-ПРОЕКТ ЛЕДОВОГО КАТКА
МБОУ г. Кургана «Средняя общеобразовательная школа № 53
имени А.А. Шараборина»
Автор:
Щипанов Павел Андреевич,
учащийся 11 класса МБОУ «СОШ № 53»
Научный руководитель:
Шарандина Валентина Владимировна,
учитель истории и обществознания
МБОУ «СОШ № 53»
г. Курган
БИЗНЕС-ПРОЕКТ ЛЕДОВОГО КАТКА
В какой-то момент жизни практически каждому человеку приходит в голову мысль создать собственный бизнес. Эта мечта, воплотившись в жизнь миллионов людей, заложила основу преуспевающей рыночной экономики во многих странах мира. Желание собственными руками, на собственные средства и под собственную ответственность создать новое предприятие, новые товары и услуги, новые способы производства или торговли вдохновляют многих людей. Немало людей вопреки всему решаются отправиться в самостоятельное плавание по волнам экономического океана и начинают собственный бизнес. Далеко не все из таких попыток увенчиваются успехом, зато другие превосходят самые смелые мечты своих основателей. Об этом свидетельствует история и современный этап развития бизнеса и предпринимательства.
Актуальность. В настоящее время на российском рынке все более быстрыми темпами развивается сфера услуг. Являясь необходимым компонентом в любой сфере деятельности, услуги, как объект бизнеса, привлекают все большее число предпринимателей. Любое производство, начиная с выпуска канцелярских товаров и заканчивая строительством жилых домов, нуждается в определенном наборе услуг.
Нам бы тоже хотелось расширить рынок услуг для жителей микрорайона школы № 53 г. Кургана путем создания ледового катка в этом районе. Мы планируем предоставлять такую услугу, как прокат коньков во время зимнего периода, потому что есть грандиозная задумка – открыть собственный ледовый каток в микрорайоне нашей школы. Хотелось бы, чтобы дети и взрослые нашего района вели активный здоровый образ жизни, больше двигались, проводили время на свежем воздухе и как можно чаще встречались и общались между собой. Таким образом, наше предприятие будет осуществлять свою деятельность в самой динамичной сфере – сфере услуг.
Для осуществления этой мечты и был создан данный проект.
Цель: разработка бизнес-проекта ледового катка.
Задачи:
Изучить литературу по данной тематике, рассмотреть понятия и признаки бизнес-проектов (объектов бизнес-планирования);
Провести маркетинговые исследования в данной области;
Изучить основные характеристики бизнес-плана как единого документа и разработать бизнес-план ледового катка для жителей микрорайона школы;
Охарактеризовать основные этапы создания бизнес-плана;
Познакомить с бизнес-проектом специалистов данной области, выслушать их мнения и скорректировать работу;
Расширить свои знания в области предпринимательства с целью дальнейшего приобретения интересной и хорошо оплачиваемой работы, позволяющей достойно обеспечивать свою семью и приносить пользу обществу.
Объект исследования – создаваемое предприятие (ледовый каток).
Предмет – разработка бизнес-проекта ледового катка.
Теоретической основой работы являлись труды отечественных и зарубежных ученых в области стратегического бизнес-планирования, таких как: С. Силбигер, И.Т. Балабанов, В.Р. Веснин, А.И. Кочеткова и др.
Социальная направленность проекта. Богатство любого государства составляют не только природные ресурсы или материально-культурные ценности, хотя они, несомненно, важны; в первую очередь – это еще и люди, населяющие государство, их продолжительность жизни и здоровье. Здоровье, как и болезнь человека, определяется рядом факторов, на первом месте из которых стоит образ жизни человека. В настоящее время возникла необходимость учить детей с самого раннего возраста принципам ЗОЖ, организовывать жизнедеятельность так, чтобы быть счастливыми.
Считаем нужным добавить, что без здорового образа жизни не может быть крепкого здоровья. «Если не бегать, пока здоров, придется побегать, когда заболеешь», - удивительно метко сказал Гораций, римский поэт [6]. Самые полезные и доступные виды спорта зимой – это коньки и лыжи. Они приносят самые положительные эмоции, которые укрепляют здоровье: радость, удовлетворение, чувство отдыха от пребывания на свежем воздухе.
Двигательная активность, положительные эмоции, занятость детей после уроков, совместный досуг – всем этим современным требованиям как раз и отвечает данный проект ледового катка.
Ледовый каток – предприятие общественной направленности, предоставляющее возможность любителям этого зимнего вида спорта за небольшие деньги в приятной обстановке пользоваться услугами катка. Ребенок или взрослый человек, приходя на каток, берет коньки на прокат (или приносит свои) и в течение одного (или нескольких часов) с удовольствием проводит свободное время в кругу друзей и знакомых. После коньки, взятые напрокат, возвращаются обратно, и уже другие люди, придя на каток, могут воспользоваться данной услугой.
Данный способ свободного времяпрепровождения стал очень популярным у нас в городе, как среди детей, так и среди взрослых. Но ради того, чтобы просто прокатиться на коньках, не каждый изъявляет желание выехать в другой район города: у взрослых нет времени на дорогу, у детей не всегда есть средства. Потому открытие ледового катка является удобной прерогативой для микрорайона.
Думается, что создание ледового катка поможет людям укрепить свое здоровье, стать более доброжелательными от общения друг с другом. Это будет большим достижением в социальном и духовном обогащении населения.
Маркетинговые исследования. Предприятия сервиса в настоящее время должны быть ориентированы на маркетинг, поскольку в рыночной экономике главную ценность представляет маркетинговая деятельность и сбыт услуг. Услуги являются наиболее важнейшей составляющей маркетинговой политики предприятия, наряду с учетом запросов потенциальных клиентов и ориентации на имидж торговой марки.
Маркетинг – организация производства и сбыта продукции, основанная на изучении потребности рынка в товарах и услугах [14].
Экономика начинается с потребностей людей. А раз все в экономике начинается с потребностей людей, то соответственно надо изучить, какие виды услуг люди сейчас хотят купить и за что, соответственно, будут готовы заплатить.
Для данного типа предпринимательского проекта основой успеха являются полнота и глубина маркетинговых исследований. Исследовать необходимо потребности населения и ближайших конкурентов.
Процесс разработки стратегии маркетинга (приложение 1) имеет семь составляющих, по которым нами осуществлялось исследование:
1. Анализ потребителей.
2. Анализ рынка.
3. Рассмотрение конкурентной ситуации и место собственной компании в ней.
4. Изучение и выбор каналов сбыта.
5. Предварительный выбор комплекса маркетинга.
6. Оценка экономических факторов.
7. Ревизия этапов 1-6 и возвращение к началу для согласованности плана [4].
Для анализа состояния дел в этом секторе и оказание услуг подобного рода в городе Кургане было использовано два критерия: зрелость отрасли; конкурентоспособность предприятия (его положение на рынке).
Эти два критерия нашли отражение в «Матрице наборов жизненных циклов» (приложение 2). Следуя данной матрице, мы считаем, что создание ледового катка занимает сильное положение на рынке и находится на эмбриональной стадии зрелости.
Маркетинговый анализ включает в себя анализ потребителей и конкурентов. Анализ потребителей должен определить потребительские запросы, потенциальные сегменты рынка и характер потребления услуги [1].
При сегментации потребительского рынка для данного проекта актуальны подходы: по географическому признаку (район школы № 53); по демографическому признаку (школьники от 7 до 17 лет, родители); по психографическому признаку (интересы, наличие свободного времени, здоровый образ жизни) [8].
Одним из наиболее универсальных и часто применяемых способов получения первичной информации – опрос мнения населения. Нами была разработана специальная анкета для учащихся школы № 53, а также проведено интервьюирование родителей. В ходе беседы с родителями (по параллелям) в непринужденной обстановке выяснилось, что родители относятся позитивно к созданию спортивного объекта.
В анкете было опрошено 320 школьников и 270 родителей, которые отвечали на вопросы по поводу открытия ледового катка возле школы.
Среди вопросов, задаваемых учащимся школы № 53 и их родителям, были, как вопросы о желании иметь каток рядом с домом, так и вопросы о посещении взрослыми и детьми ледового катка в свободное время.
№ |
Содержание вопроса |
Результат |
|
1. |
Пользуетесь ли Вы услугами городского катка на стадионе «Центральный» или ледовой арены «Юность»? |
Да |
60% |
Нет |
20% |
||
Редко |
20% |
||
2. |
Хотели бы Вы, чтобы рядом с вашим домом открылся ледовый каток? |
Да |
60% |
Нет |
20% |
||
Все равно |
20% |
||
3. |
Сколько раз в месяц Вы ходите на городской каток? |
1-3 |
20% |
3-5 |
50% |
||
5-10 |
20% |
||
Более 10 |
10% |
||
4. |
Сколько раз в месяц вы берете коньки на прокат? |
3 |
30% |
5 - 7 |
10% |
||
Более 8 |
60% |
Из анкет видно, что будущие посетители катка положительно относятся к его открытию. И еще одна немаловажная деталь: ни один из опрашиваемых не назвал ни одной причины, по которой бы он был недоволен открытием предприятия.
Нами было проведено структурное исследование рынка с целью выявление конкурентов. Данный этап можно представить в виде таблицы: «Определение конкурентоспособности на основе КФУ [9]» (приложение 3)
Определив ключевые факторы успеха, мы сравнили свое положение со своими конкурентами (ледовый каток стадиона «Центральный» и ледовая арена «Юность»), и выделил главные преимущества нашего проекта:
1. Организация и проведение рекламной кампании. В отличие от конкурентов нами будут проводиться рекламные акции, направленные на привлечение новых посетителей катка – это объявления на подъезде домов, реклама на сайте школы № 53, в социальных сетях.
2. Цена услуги.
1) Средняя цена услуги на нашем предприятии будет на 50% ниже, в сравнении с конкурентами.
2) Для посетителей катка, т.е. для учащихся школы № 53, будут предоставляться скидки.
3) Кроме того, было выяснено, что большинство опрашиваемых людей берут коньки на прокат (75%), что будет выгодно и нашему предприятию.
3. Местоположение. Близкое нахождение к дому. В основном каждый из респондентов посещает каток на стадионе «Центральный» и ледовую арену «Юность» (в центре города) 3 – 10 раз в месяц. На вопрос по поводу открытия катка поблизости, все ответили положительно, отметив при этом факторы удобства и близкого расположения.
В результате проведенных исследований можно утверждать, что микрорайон школы № 53 города Кургана – достаточно подходящее место для открытия нового ледового катка. Охватываемая территория – 36 многоэтажных домов и 12 дворов, где до сих пор нет ни одного залитого катка, ребята не имеют возможность покататься на коньках в свободное от уроков время, а у взрослых нет возможности культурно и с пользой разнообразить свой досуг на свежем воздухе вместе со своими детьми.
Организационный план – это часть бизнес-плана организации, в котором отражаются основные условия и требования, ориентированные на разработку и выпуск из производства новых видов продукции, товаров, работ или услуг, в запланированные для этого сроки. В организационном плане также подлежит рассмотрению система управления намеченными действиями и планом в целом, описание всех расчетов реализации проекта включая график работ, перечисление подразделений организации, которые будут участвовать в реализации проекта с указанием их функций, описание координирования все взаимосвязанных подразделений и служб предприятия в осуществлении намеченных действий, формирование сопроводительной документации к проекту [9].
Организационно-правовой формой предприятия будет ПБОЮЛ. Предпринимателем без образования юридического лица (ПБОЮЛ) может стать любой полностью дееспособный гражданин, то есть достигший совершеннолетия или эмансипированный несовершеннолетний с 16 лет (приложение 4), что нам подходит.
Уплата налогов производится по УСН. Упрощенная система налогообложения (УСН) – специальный налоговый режим, направленный на снижение налоговой нагрузки на субъекты малого бизнеса, а также облегчение и упрощение ведения налогового учета и бухгалтерского учета [7].
Для осуществления проекта потребуется закупить спортивный инвентарь (коньки) (приложение 5) и приобрести оборудование, оплатить услуги по заливке и шлифовке льда. Для этого необходимо взять кредит в ОАО «СБЕРБАНК РОССИИ» в размере 70 тысяч рублей под 22 % годовых. Это необходимо для покрытия общих операционных расходов, непредвиденных издержек и различных единовременных начальных издержек.
Мы считаем, что нашему бизнес-проекту отдадут предпочтение в кредитовании и финансировании, так как он способствует выходу на рынок конкурентоспособного вида услуг.
Для реализации проекта мы возьмем аренду помещение для хранения коньков в МБОУ «СОШ № 53» и воспользуемся свободной площадкой (25м х 25м) на школьном стадионе.
Таким образом, алгоритм следующих действий таков:
Взять в банке кредит, доказав, что наше предприятие сможет работать и приносить доход.
Получить лицензию на предпринимательскую деятельность.
Приобрести необходимое оборудование и создать ледовый каток.
Провести рекламную кампанию, проинформировав общественность.
Финансовый план – это комплексный план функционирования и развития предприятия в стоимостном (денежном) выражении [11]. Для осуществления проекта необходимо 70000 рублей. Источник получения этих средств – ОАО «СБЕРБАНК РОССИИ», который предоставит кредит под 22% годовых с погашением в течение 6-и месяцев ежемесячно. Возврат кредита будет происходить по схеме, предложенной банком (приложение 6).
Определение статей расходов на 1-й месяц
Статьи расходов |
Сумма, руб. |
Постоянные расходы |
|
1. Арендная плата |
3540 |
2. Погашение банковского кредита |
12975 |
3. Заливка катка |
5000 |
4. Шлифовка льда |
1500 |
5. Непредвиденные расходы |
1000 |
6. Отчисления в Пенсионный фонд |
7274 (страховой год) |
Переменные расходы |
|
1. Расходы по закупке коньков |
25000 |
2. Рекламная кампания |
1000 |
3. Амортизационные отчисления |
2500 |
4. Уплата налога по УСН |
14985 |
5. Приобретение кассового аппарата |
1000 |
6. Регистрация ПБОЮЛ |
400 |
Итого: 76174 руб. |
Постоянные расходы:
1. Аренда помещения: 1 кв.м. – 236 руб.; 236*15 кв. м.= 3540 руб. в месяц
2. Погашение банковского кредита: 12975 руб.
3. Заливка катка: 1 машина воды – 1000 руб., для заливки нужно 5 = 5000 руб.
4. Шлифовка льда – 1500 руб.
5. Непредвиденные расходы – 1000 руб.
6. Отчисления в Пенсионный фонд: страховой год – 7274 руб.
Итого: 31289 руб.
Переменные расходы:
1. Приобретение коньков: 26 шт. разного вида (приложение 5)
890*10= 8900 руб., 980*10= 9800 руб.,
1100*5=5500 руб., 800*1 = 800 руб.
Итого: 25 000 руб.
2. Рекламная компания: а) офисная бумага «Снегурочка» - 130 руб. 1 пачка
б) услуги печати – 500 руб.
в) расклейка рекламных объявлений – 370 руб.
Итого: 1000 руб.
3. Амортизационные отчисления: А=Р/N, где Р- стоимость оборудования,
N- число лет службы, А= 25 000/ 10 = 2 500 руб. – амортизационные отчисления
Итого: 2500 руб.
4. Уплата налога: заполнение налоговой декларации по упрощенной системе налогообложения (УСН) – от размера дохода (6%) или доход-расход (15%)
1850* 3= 5 550 – число обращений в месяц
5550* 45 = 249 750 руб.- доход, где 45 руб. – средняя цена услуги (40+50)/2
249 750/ 100 * 6% = 14985 руб.
Итого: 14985 руб.
5. Покупка кассового аппарата – 1000 руб.
6. Регистрация ПБОЮЛ – 400 руб.
Итого: 44885 руб.
ИТОГ: 76174 руб.
Определение месячной выручки. Как показало анкетирование, большинство детей нашей школы пользуются услугами ледового катка на стадионе «Центральный» и ледовой ареной «Юность», младшие школьники ходят туда с родителями или со старшими братьями и сестрами. И если такой спортивный объект будет на территории школьного района, то, разумеется, количество посещений в неделю увеличится.
Ожидаемое количество посещений (день/месяц):
Услуга |
декабрь |
январь |
февраль |
|
1 |
Предоставление коньков в аренду (в день) |
50 |
75 |
60 |
2 |
Предоставление коньков в аренду (в месяц) |
1550 |
2325 |
1680 |
3 |
В среднем в месяц |
1850 |
Таким образом, по результатам маркетинговых исследований можно сделать следующие выводы:
Время работы катка – с 14.00 до 20.00
Ожидаемое число обращений: 75 человек в день.
Цена на прокат коньков за 1 час: 50 рублей (40 рублей для учащихся школы № 53).
Расчет точки безубыточности. Риски данного проекта связаны только с уменьшением числа обращений. Поэтому целесообразно определить точку безубыточности для первого месяца в зависимости от числа обращений.
Данный показатель Стивен Силбигер определяет так:
Точка безубыточности – это такая точка, в которой постоянные издержки окупаются за счет выручки от продажи товаров, однако прибыль отсутствует [4].
Ее можно изобразить и графически (приложение 7).
Для количественного определения этого экономического показателя воспользуемся формулой:
Точка безубыточности для нашего предприятия изображена на графике (приложение 8) на пересечении линии общих затрат с линией выручки. В общем смысле график отражает изменение показателей: выручки, общих (валовых) затрат в зависимости от объемов производства (процентная шкала по горизонтали). Из графика видно, что при месячном доходе меньшем 38 144 рубля предприятие приносит убытки, при месячном доходе большем 38 144 рубля проект получает прибыль и становится экономически стабильным.
Заключение. В данной проектной работе нами создан бизнес-проект ледового катка. Для этого была изучена соответствующая литература и нормативно-правовые документы, необходимые для создания и развития собственной предпринимательской деятельности.
Знакомясь со структурой создания бизнес-проекта были проработаны вопросы организационно-правовой системы предпринимательства, вопросы фискальной политики, маркетинга и менеджмента, т.е. сделан первый шаг начинающего предпринимателя.
Результатом работы явилось создание бизнес-проекта ледового катка; значит намеченная цель – достигнута.
Данный проект – это возможность применить полученные знания в классе социально-экономического профиля на практике.
Реализация данного проекта в будущем позволит обрести не только интересную работу, но и приносить пользу обществу.
Открытие ледового катка – это один из способов выхода на рынок конкурентоспособного вида услуг, который пользуется спросом у населения.
В дальнейшем нами планируется представить данный проект в ГУП «Бизнес-инкубатор Курганской области» для получения льготных условий при его реализации. «Бизнес-инкубатор» оказывает разные формы поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства. Мы рассчитываем на субсидирование части процентной ставки по кредитам, предоставление поручительства по финансовым обязательствам, либо предоставление гранта как начинающему субъекту малого предпринимательства на создание собственного бизнеса, о социальной значимости которого было сказано выше.
Список использованной литературы
Балабанов, И.Т. Основы финансового менеджмента. М.: Просвещение, 2013.
Липсиц, И.В. Экономика. Базовый курс: Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2012.
Розанова, Н.М. Моя фирма. Учебное пособие по элективному курсу для 8-9 классов общеобразовательных учреждений. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2008.
Силбигер, Стивен. МВА за 10 дней. Поэтапное овладение знаниями, которые дают лучшие школы бизнеса (перевод с английского Э.В. Шустера). М.: ЗАО «Консультант Плюс», 2002.
Тесленко, И.Б. Менеджмент. Элективный курс. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2008.
Интернет-ресурсы:
http://citatnik – Цитаты, высказывания, афоризмы, мысли, фразы, крылатые выражения и известные изречения великих и умных людей
http://ipinform.ru – все про индивидуальное предпринимательство
http://smallbusiness.ru – портал предпринимателей
http://studopedia.ru – СтудопедиЯ: Ваша школопедия
http://www.ereport.ru – Мировая экономика
http://www.grandars.ru – Экономика фирмы
http://www.sportmaster.ru – Интернет-магазин «Спортмастер»
http://www.xn--45-6kcd8amulssi.xn--p1ai – ГУП Бизнес-инкубатор Курганской области
https://ru.wikipedia.org – ВИКИПЕДИЯ
www.fss.ru – Фонд социального страхования РФ
www.nalog.ru – Федеральная налоговая служба РФ
Приложение 1
Схема процесса разработки маркетинга (по С. Силбигеру)
Приложение 2
Стратегия развития предприятия
Положение |
Стадия зрелости |
|||
На рынке |
эмбриональная |
растущая |
зрелая |
стареющая |
Доминирующее |
Инвестируйте быстрее |
Удерживайте позицию, удерживайте долю |
Удерживайте позицию, развивайтесь вместе с отраслью |
Удерживайте позицию |
Сильное |
Инвестируйте быстрее со скоростью, диктуемой рынком |
Попытайтесь улучшить положение, увеличивайте долю |
Удерживайте позицию, развивайтесь вместе с отраслью |
Удерживайте позицию или подводите итоги |
Благоприятное |
Избирательно или целиком увеличивайте долю. Все силы на увеличение рыночной доли |
Попытайтесь улучшить положение, избирательно увеличивайте долю |
Выжидание или стабилизация, найдите нишу и пытайтесь защищаться |
Подводите итоги или постепенно уходите |
Неустойчивое |
Избирательно подходите к завоеванию позиций |
Найдите свою нишу и обороняйтесь |
Найдите нишу и удерживайте её или постепенно уходите |
Уходите постепенно или сразу |
Слабое |
Вверх или вон |
Перестраивайтесь или уходите совсем |
Перестраивайтесь и уходите постепенно |
Уходите сразу |
Приложение 3
Определение конкурентоспособности на основе ключевых факторов успеха
Ключевые факторы |
Вес (5 баллов) |
Конкуренты |
Наше предприятие |
Качество |
5 |
+ |
+ |
Эффективность средств продаж |
3 |
+ |
+ |
Репутация |
1 |
+ |
+ |
Реклама |
1 |
_ |
+ |
Цена |
5 |
_ |
+ |
Местоположение |
2 |
_ |
+ |
Финансовая стабильность |
2 |
+ |
+ |
Приложение 4
Преимуществ, которые дает ведение предпринимательской деятельности без образования юридического лица (ИП)1:
Упрощенный порядок регистрации и прекращения деятельности индивидуального предпринимателя (это касается как сроков, так и количества предоставляемых документов);
Упрощенный порядок ведения бухгалтерского и налогового учета. Учет ведется в книге учета доходов и расходов;
Занятие предпринимательской деятельностью засчитывается в общий трудовой стаж, что дает право на получение пенсии. К деятельности предпринимателя без образования юридического лица применяются правила Гражданского Кодекса РФ, которые регулируют деятельность коммерческих организаций, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношений. То есть индивидуальный предприниматель вправе совершать сделки, в том числе заключать договоры. ИП (ранее ПБОЮЛ) может иметь печать, товарный знак, расчетные и иные счета в банках;
Индивидуальный предприниматель может использовать труд других граждан на основе трудовых контрактов и иных договоров гражданско-правового характера.
Приложение 5
Виды и стоимость коньков2
890 рублей 980 рублей
1100 рублей 800 рублей
Приложение 6
Сроки ежемесячных выплат |
Общий ежемесячный платёж |
В том числе в счет основного долга |
В счет погашения кредита |
Остаток |
01.11.16-30.11.16 |
12975 |
11667 |
1308 |
58333 |
01.12.16-31.12.16 |
12757 |
11667 |
1090 |
46666 |
01.01.17-31.01.17 |
12455 |
11667 |
788 |
34997 |
01.02.17-29.02.17 |
12321 |
11667 |
654 |
23332 |
01.03.17-31.03.17 |
12089 |
11667 |
422 |
11667 |
01.04.17-30.04.17 |
11883 |
11665 |
218 |
0 |
Итого |
74480 |
70000 |
4480 |
- |
Приложение 7
Приложение 8
График точки безубыточности
1 http://www.jurist-center.ru – юридический информационный центр ПРОФИ
2 http://www.sportmaster.ru – Интернет-магазин «Спортмастер» (цены на 01.08.2016 г.)