Инновационный годовой проект «Мой край родной: от древности до современности!»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2» с. Дивное
Апанасенковского района Ставропольского края
«Мой край родной:
от древности до современности!»
инновационный годовой проект
Выполнила: Шарко Ирина Анатольевна,
учитель начальных классов,
МБОУ СОШ №2
с. Дивное
2019/2020 уч. год
Содержание
- Пояснительная записка………………………………………………………..3
2. |
Содержание проекта ……………………………………………… |
4 |
|
3. |
Этапы работы над проектом……………………………………… |
7 |
|
|
3.1 |
Погружение в проект…………………………………………. |
7 |
|
3.2.1 Планирование деятельности………………………………… |
9 |
|
|
3.2.2 План проектно-исследовательских работ класса на 2019/20 учебный год |
11 |
|
|
3.3 |
Осуществление деятельности по решению проблемы……… |
12 |
|
3.4 |
Оформление результатов……………………………………… |
13 |
|
3.5. |
Презентация результатов……………………………………… |
14 |
|
3.6. |
Оценка результатов и процесса проектной деятельности…… |
15 |
4. |
Памятка учащимся начальной школы по работе над учебным проектом |
16 |
|
5. |
Заключение………………………………………………………… |
18 |
- Библиографический список………………………………………………… 19
Приложение 1. Презентации (на диске)
«Староврополье – Родина моя!»
«Обычаи, обряды и традиции русского народа»
«Национальные костюмы народов Ставрополья»
«Наш край в годы ВОВ 1941-1945 г»
«Народные промыслы Апанасенковского района»
«Жилища разных народов нашего края»
«Жилища сельских жителей Ставрополья»
«Детские писатели Ставропольского края»
«Удивительное озеро Маныч!»
2. Исследовательские работы:
«Этимология и правописание заимствованных слов»
«Русские народные традиции и обряды»
«Национальные костюмы Ставрополья"
«Праздник «Масленицы»: живые традиции прошлого»
«Русская народная кухня»
«Игры наших прабабушек»
3.Экскурсия на казачий двор с. Рагули.
4. Виртуальная экскурсия «Родной свой край люби и знай!»
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей. Многочисленные исследования, проведенные как в нашей стране, так и за рубежом, показали, что большинство современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве, спорте — люди, обладающие проектным типом мышления. Сегодня в школе есть все возможности для развития проектного мышления с помощью особого вида деятельности учащихся — проектной деятельности.
Идея создания годового проекта «Мой край родной: от древности до современности!» принадлежит учащимся 2 «А» класса, которые на протяжении предыдущего года обучения проявляли интерес к культуре нашего народа, истории России, своего края. В рамках проекта разработана событийная система, которая позволяет включать детей в деятельность, связанную с проживанием календарного цикла:
- «Праздник урожая (детский фольклорный праздник);
- Предрождественское время (совместное проживание отрезка времени, связанного с Рождеством);
- Рождество;
- Карнавал;
- Пасха (в традициях русского народа);
- Фольклорный праздник русской березки (Троица).
- Праздник «Масленица»
Заложенные в событийность идеи гуманизма ориентированы на развитие личности ребенка и повышение эффективности педагогического процесса через обновление содержания и форм образовательной деятельности коллектива: ассамблеи, праздники с элементами театрализации, активная подготовка к ним через совместную деятельность всех участников образовательного процесса – дети, родители, педагоги.
Проектная деятельность тем и хороша, что позволяет решить целый комплекс задач: развивает метапредметные умения, самостоятельность и творческий потенциал личности учащегося, способствует формированию познавательных мотивов обучения, развивает умение вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, уважительно относиться к чужому мнению. И что очень важно, у детей формируется понимание единой картины мира. Образовательный проект «Мой край родной: от древности до современности!» построен по принципу интеграции образовательных областей. Он предполагает участие детей младшего школьного возраста, однако сама модель годового проекта может быть взята за основу и реализована детьми других возрастных групп. Разнообразие видов деятельности делает проект особенно привлекательным и дает возможность каждому ребенку проявить себя.
-
-
-
- Содержание проекта
-
-
«Мой край родной: от древности до современности!»
Руководитель проекта Шарко И. А.
-
- Название проекта: «Мой край родной: от древности до современности!»
- Тематическое поле: культура, традиции, обычаи народов Ставропольского края.
-
- Цель: организация деятельности учащихся через знакомство с культурой русского народа; формирование у подрастающего поколения любви к России, к малой Родине, к природе, культуре; воспитание чувства собственного достоинства как представителя своего народа, уважения к прошлому, настоящему, будущему России, края, района; воспитание толерантного отношения к представителям других национальностей.
-
- Задачи:
-
-
- развитие интереса к культуре русского народа;
- обогатить знания детей о России, родном крае и районе, об их истории, достопримечательностях;
-
-
-
- формирование информационной и коммуникативной компетенции младших школьников;
-
-
-
- побуждение к творчеству; возможность творческой деятельности, направленной на решение интересной для себя или группы детей проблемы, результаты которой можно представить в любой самостоятельно выбранной форме;
-
-
-
- развитие навыков коллективной деятельности, сотрудничества;
-
-
-
- развитие умения самостоятельно добывать знания, работать с различными информационными источниками;
-
-
-
- развитие умения видеть проблему и, опираясь на полученные знания, умения, навыки, находить новые пути решения.
-
- Описание деятельности учащихся по решению задач:
-
- определение темы и цели проекта, выработка плана действий;
-
- разработка способов совместной деятельности и критериев оценки результата;
- поиск и отбор необходимой информации;
- выбор способа предъявления информации;
- осуществление оценочной деятельности процесса и результата;
- Описание продукта, полученного в результате реализации проекта: конечный продукт: театрализованное представление; выставка поделок; демонстрация медиа-презентаций.
- Тип проекта: творческий; информационный.
- Класс, количество обучающихся - участников проекта: 2 класс, 23 человека.
- Учебные предметы, содержание которых включено в проект:
Название учебного предмета |
Раздел программы |
Тема |
|
|
|||
Окружающий мир |
Современная Россия |
Народы России |
|
|
|||
Технология |
Всякий портной на свой покрой |
Берестяные бусы. |
|
|
|||
Технология |
Всяк молодец на свой образец |
Коврик – циновка из соломки. |
|
|
|||
|
|||
Основы православной культуры |
Россия – наша Родина. |
Пасха. Защита Отечества. Как христианство пришло на Русь. Любовь и уважение к Отечеству. |
|
Изобразительное искусство. |
Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью |
Символическое изображение. Гербы городов России. |
|
|
|||
|
|||
|
|||
|
- Надпредметная информация, необходимая для выполнения проекта:
Область человеческих знаний |
Необходимая информация |
Филология |
Этимология заимствований; разнообразие языков народов мира. |
|
|
Этнография |
Традиции, обычаи народов России; национальные игры, танцы, |
|
музыка, костюм. |
|
|
Искусство |
Архитектура и скульптура России; национальный |
|
костюм; национальная музыка, танцы народов России. |
|
|
География |
Географическое положение, столицы, рельеф, климат страны. |
|
|
Биология |
Разнообразие животных. |
|
|
История |
Деньги в Древней Руси. |
|
|
- Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта: оборудование для подготовки и демонстрации медиа-презентаций; костюмы для концертной программы и мастер-класса «Игры наших прабабушек»; пластилин, доска, стеки для проекта «Жилища разных народов нашего края».
- Планируемое время на реализацию проекта по этапам (в сумме):
Этап |
Содержание деятельности |
Кол-во часов |
|
|
|||
|
|||
Поисковый |
Определение тематического поля и темы проекта. Поиск и анализ проблемы. Постановка цели и задач проекта. |
4 |
|
|
|||
|
|||
|
|||
Аналитический |
Анализ имеющейся информации. Поиск оптимального способа достижения цели проекта (анализ альтернативных решений), построение алгоритма деятельности. Пошаговое планирование. |
8 |
|
|
|||
|
|||
|
|||
|
|||
|
|||
Практический |
Выполнение запланированных действий по реализации проекта. |
8 |
|
|
|||
|
|||
|
|||
Презентационный |
Подготовка и проведение презентации. |
10 |
|
|
|||
Контрольный |
Анализ результатов. Оценка качества проекта. |
2 |
|
|
- Организационные формы работы над проектом:
Форма работы |
Кол-во |
|
|
|
часов |
|
|
Групповое обсуждение |
4 |
|
|
Самостоятельная работа учащихся |
12 |
|
|
Консультации с руководителем проекта |
6 |
|
|
Консультации с экспертами (педагогами, внешними экспертами и т.п.) |
3 |
|
|
Экскурсии |
2 |
|
|
- Форма проведения презентации: выставка поделок; театрализованное представление; демонстрация медиа-презентаций.
- Описание продукта, полученного в результате реализации проекта:
Вид продукта |
Количество |
|
участников |
демонстрация медиа-презентаций |
18 |
исследовательская работа с демонстрацией медиа-презентации |
5 |
выставка поделок, рисунков |
23 |
мастер-класс |
23 |
концертная программа |
23 |
- Критерии оценки качества выполнения проекта:
1. |
Выбор и обоснование темы |
|
|
· |
обоснование актуальности проблемы |
|
· |
постановка цели и задач в соответствии с заявленной темой |
|
· |
новизна идеи |
|
· |
глубина исследования проблемы |
2. |
Соответствие содержания заявленной теме |
|
|
· |
полнота изложения содержания |
|
· |
использование литературных источников |
3. |
Уровень конструкторско-технологической сложности |
|
|
· обоснование выбора материала, инструментов и оборудования |
|
|
· рациональность выбора технологических приемов |
|
4. |
Качество оформление текстового и графического материала. |
|
5. |
Степень соответствия цели и результата проекта. |
- ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ
3.1. Погружение в проект
Цели и задачи |
Деятельность |
Деятельность |
Цели и задачи |
|
учителя |
учащихся |
|
||
|
|
|
||
Цель – подготовка |
Отбирает |
Осуществляют |
Цель – подготовка |
|
учащихся к |
возможные темы и |
вживание в |
учащихся к |
|
проектной |
предлагает их |
ситуацию. |
проектной |
|
деятельности. |
учащимся. |
Обсуждают тему |
деятельности. |
|
Задачи: |
Побуждает у |
проекта, предмет |
Задачи: |
|
– определение |
учащихся интерес |
исследования с |
– определение |
|
проблемы, темы и |
к теме проекта. |
учителем. |
проблемы, темы и |
|
целей проекта в |
Помогает |
Получают |
целей проекта в |
|
ходе совместной |
сформулировать: |
дополнительную |
ходе совместной |
|
деятельности |
• проблему |
информацию. |
деятельности |
|
педагога и |
проекта; |
Определяют свои |
педагога и |
|
обучающихся; |
• сюжетную |
потребности. |
обучающихся; |
|
– создание группы |
ситуацию; |
Принимают в |
– создание группы |
|
(групп) учащихся |
• цель и задачи. |
составе группы |
(групп) учащихся |
|
для работы над |
Мотивирует |
(или |
для работы над |
|
проектом. |
учащихся к |
самостоятельно) |
проектом. |
|
|
обсуждению, |
решение по поводу |
|
|
|
созданию проекта. |
темы (подтем) |
|
|
|
Организует поиск |
проекта и |
|
|
|
учащимися |
аргументируют |
|
|
|
оптимального |
свой выбор. |
|
|
|
способа |
Осуществляют: |
|
|
|
достижения |
• анализ ресурсов |
|
|
|
поставленных |
и поиск |
|
|
|
целей проекта. |
оптимального |
|
|
|
Помогает в |
способа |
|
|
|
анализе |
достижения цели |
|
|
|
и синтезе, |
проекта; |
|
|
|
наблюдает, |
• личностное |
|
|
|
контролирует. |
присвоение |
|
|
|
Консультирует |
проблемы. |
|
|
|
учащихся при |
Формулируют |
|
|
|
постановке цели и |
(индивидуально |
|
|
|
задач, при |
или в результате |
|
|
|
необходимости |
обсуждения в |
|
|
|
корректирует их |
группе) цель |
|
|
|
формулировку. |
проекта. |
|
|
|
Формирует |
|
|
|
|
необходимые |
|
|
|
|
специфические |
|
|
|
|
умения |
|
|
|
|
и навыки. |
|
|
|
|
|
|
|
|
3.2.1. Планирование деятельности
Цели и задачи |
Деятельность |
Деятельность |
Деятельность |
|
учителя |
учащихся |
родителей |
|
|
|
|
|||
Цель – |
Направляет процесс |
Осуществляют: |
Консультируют в |
|
пооперационная |
поиска информации |
• поиск, сбор, |
процессе поиска |
|
разработка проекта с |
учащимися (при |
систематизацию и |
информации. |
|
указанием перечня |
необходимости |
анализ информации; |
Оказывают помощь в |
|
конкретных действий |
помогает определить |
• разбивку на |
выборе способов |
|
и результатов, сроков |
круг источников |
группы; |
хранения и |
|
и ответственных. |
информации, |
• распределение |
систематизации |
|
Задачи: |
рекомендует |
ролей в группе; |
собранной |
|
– определение |
экспертов). |
• планирование |
информации, в |
|
источников |
Предлагает |
работы; |
составлении плана |
|
информации, |
учащимся: |
• выбор формы и |
предстоящей |
|
способов сбора и |
• различные |
способа презентации |
деятельности. |
|
анализа информации, |
варианты и способы |
предполагаемых |
|
|
вида продукта и |
хранения и |
результатов; |
|
|
возможных форм |
систематизации |
• принятие решения |
|
|
презентации |
собранной |
по установлению |
|
|
результатов проекта, |
информации; • |
критериев |
|
|
сроков презентации; |
организовать |
оценивания |
|
|
– установление |
группы; |
результатов и |
|
|
процедур и |
• распределить роли |
процесса. |
|
|
критериев оценки |
в группах; |
Продумывают |
|
|
результатов и |
• спланировать |
продукт групповой |
|
|
процесса; |
деятельность по |
и/или |
|
|
– распределение |
решению задач |
индивидуальной |
|
|
задач (обязанностей) |
проекта; |
деятельности на |
|
|
между членами |
• продумать |
данном этапе. |
|
|
группы. |
возможные формы |
Проводят оценку |
|
|
|
презентации |
(самооценку) |
|
|
|
результатов проекта; |
результатов данного |
|
|
|
• продумать |
этапа работы. |
|
|
|
критерии оценки |
|
|
|
|
результатов и |
|
|
|
|
процесса. |
|
|
|
|
Формирует |
|
|
|
|
необходимые |
|
|
|
|
специфические |
|
|
|
|
умения |
|
|
|
|
и навыки. |
|
|
|
|
Организует процесс |
|
|
|
|
контроля |
|
|
|
|
(самоконтроля) |
|
|
|
|
разработанного |
|
|
|
|
плана деятельности |
|
|
|
|
и ресурсов. |
|
|
|
3.2.2. План проектно-исследовательских работ 2«А» класса
на 2019/2020 учебный год
№ |
Название проекта/исследования |
Разработчики и |
Сроки |
|
п/п |
участники |
|
||
|
|
|
||
1. |
«Ставрополье – Родина моя!» |
Коломенский С. |
сентябрь |
|
|
|
|||
|
||||
2. |
«Достопримечательности нашего края» |
Клочко Д |
октябрь |
|
3. |
Коврик – циновка из соломки. |
весь класс |
октябрь |
|
3. |
«Обычаи, обряды и традиции народов нашего края» |
Костин А. |
октябрь |
|
Ниязян Е. |
|
|||
|
||||
4. |
«Праздник урожая» |
весь класс |
ноябрь |
|
Благотворительная ярмарка. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5. |
Экскурсия в с. Рагули на казачий двор. |
весь класс |
ноябрь |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6. |
Письменность древней Руси. |
Окорокова Д.. |
ноябрь |
|
7. |
«Русская народная кухня»» |
Некрасова Е. |
ноябрь |
|
8. |
«Национальные костюмы народов Ставропольского края». |
Прах Д. |
ноябрь |
|
9. |
Рождество. |
весь класс |
декабрь |
|
10. |
«Ставрополье в песнях» |
весь класс |
декабрь |
|
11. |
«Игры наших прабабушек» |
Серенко А. |
декабрь |
|
12. |
«Ставрополье – край родной!» |
Скороходов Б. |
декабрь |
|
13. |
Деньги в Древней Руси. |
Шевченко В. |
январь |
|
14. |
«Достопримечательности нашего края» |
Кулев Е. |
январь |
|
15. |
«Имена героев в названии улиц моего села» |
Котелевский С. |
январь |
|
16. |
«Прадедушка – мой герой» |
весь класс |
февраль |
|
17. |
Этимология и правописание заимствованных слов. |
Капуза И. |
февраль |
|
|
||||
18. |
Жилища сельских жителей Ставрополья. |
Исаева И. |
март |
|
19. |
Игры народов Ставропольского края. |
Гапот Д. |
март |
|
|
«Праздник «Масленицы»: живые |
Дудукина Т. |
|
|
|
Традиции русского народа» |
Еременко Д. |
|
|
|
|
|
|
|
20. |
Виртуальная экскурсия «Родной свой край, люби и знай!» |
весь класс |
апрель |
|
21. |
«Детские писатели Ставропольского края» |
Иопа В. |
апрель |
|
22. |
«Народные промыслы Апанасенковского района». |
Гуливец Д. |
апрель |
|
|
«Удивительное озеро Маныч!» |
Васько Т. |
|
|
23. |
Берестяные бусы. |
весь класс |
апрель |
|
24. |
Народы России. |
весь класс |
апрель |
|
25. |
Международный день охраны памятников |
весь класс |
18 апреля |
|
|
истории и культуры. |
|
|
|
|
|
|
|
|
26. |
Экскурсия в Храм с. Дивное. |
весь класс |
апрель |
|
|
|
|
|
|
27. |
«Наш край в годы ВОВ 1941-1945» |
весь класс |
май |
|
|
«Освобождение с. Дивное. Как это было». |
|
|
|
28. |
«Кухня народов Ставропольского края» |
весь класс |
май |
|
|
|
|
|
|
29. |
«Будущее нашей страны – рождается сегодня!» |
Борисенко В. |
май |
|
3.3. Осуществление деятельности по решению проблемы
Цели и задачи |
Деятельность |
Деятельность |
Деятельность |
|
|
учителя |
учащихся |
родителей |
|
||
|
|
||||
Цель – разработка |
Наблюдает, |
Выполняют |
Наблюдают. |
|
|
проекта. |
советует, косвенно |
запланированные |
Контролируют |
|
|
Задачи: |
руководит |
действия |
соблюдение |
правил |
|
– самостоятельная |
деятельностью, |
самостоятельно, в |
техники |
|
|
работа учащихся по |
отвечает на вопросы |
группе или в |
безопасности. |
|
|
своим |
учащихся. |
комбинированном |
Следят |
за |
|
индивидуальным или |
Контролирует |
режиме. |
соблюдением |
|
|
групповым задачам |
соблюдение правил |
При необходимости |
временных |
рамок |
|
проекта. |
техники |
консультируются с |
этапов деятельности. |
|
|
– промежуточные |
безопасности. |
учителем |
Оказывают помощь в |
|
|
обсуждения |
Следит за |
(экспертом). |
сборе информации, |
|
|
полученных данных |
соблюдением |
Осуществляют |
оформлении |
|
|
в группах, на |
временных рамок |
промежуточные |
материалов и |
|
|
консультациях (на |
этапов деятельности. |
обсуждения |
портфолио |
|
|
уроках и/или во |
|
полученных данных |
проектной |
|
|
внеурочное время). |
|
в группах. |
деятельности. |
|
|
3.4. Оформление результатов
Цели и задачи |
Деятельность |
Деятельность |
Деятельность |
|
учителя |
учащихся |
родителей |
|
|
|
|
|||
Цель – |
Наблюдает, |
Оформляют проект, |
Наблюдает, |
|
структурирование |
советует, |
изготавливают |
советует. |
|
полученной |
направляет процесс |
продукт. |
Помогает в |
|
информации и |
анализа. |
Участвуют в |
обеспечении |
|
интеграции |
Помогает в |
коллективном |
проекта. |
|
полученных знаний, |
обеспечении |
анализе проекта, |
Мотивирует |
|
умений, навыков. |
проекта. |
оценивают свою |
учащихся, создает |
|
Задачи: |
Мотивирует |
роль, анализируют |
чувство успеха. |
|
– анализ и синтез |
учащихся, создает |
выполненный |
|
|
данных; |
чувство успеха; |
проект, выясняют |
|
|
– формулирование |
подчеркивает |
причины успехов, |
|
|
выводов. |
социальную и |
неудач. |
|
|
|
личностную |
Проводят анализ |
|
|
|
важность |
достижений |
|
|
|
достигнутого. |
поставленной цели. |
|
|
|
|
Делают выводы. |
|
|
3.5. Презентация результатов
Цели и задачи |
Деятельность |
Деятельность |
Деятельность |
|
учителя |
учащихся |
родителей |
|
|
|
|
|||
Цель – |
Организует |
Выбирают |
Консультируют в |
|
демонстрация |
презентацию. |
(предлагают) форму |
выборе формы |
|
материалов, |
Продумывает и |
презентации. |
презентации. |
|
представление |
реализует |
Готовят |
Оказывают помощь в |
|
результатов. |
взаимодействие с |
презентацию. |
подготовке |
|
Задачи: |
родителями. |
Продолжают |
презентации. |
|
– подготовка |
При необходимости |
оформлять |
Выступают в качестве |
|
презентационных |
консультирует |
портфолио. |
эксперта. |
|
материалов; |
учащихся по |
При необходимости |
|
|
– подготовка |
вопросам |
консультируются с |
|
|
публичного |
подготовки |
учителем |
|
|
выступления; |
презентации и |
(экспертом). |
|
|
– презентация |
оформления |
Осуществляют |
|
|
проекта. |
портфолио. |
защиту проекта. |
|
|
|
Репетирует с |
Отвечают на |
|
|
|
учениками |
вопросы слушателей. |
|
|
|
предстоящую |
Демонстрируют: |
|
|
|
презентацию |
• понимание |
|
|
|
результатов |
проблемы, цели и |
|
|
|
проектной |
задач; |
|
|
|
деятельности. |
• умение |
|
|
|
Выступает в |
планировать и |
|
|
|
качестве эксперта. |
осуществлять |
|
|
|
Принимает отчет: |
работу; |
|
|
|
• обобщает и |
• найденный способ |
|
|
|
резюмирует |
решения проблемы; |
|
|
|
полученные |
• рефлексию |
|
|
|
результаты; |
деятельности и |
|
|
|
• подводит итоги |
результата. |
|
|
|
обучения; |
Выступают в |
|
|
|
• оценивает умения: |
качестве эксперта, |
|
|
|
общаться, слушать, |
т.е. задают вопросы |
|
|
|
обосновывать свое |
и высказывают |
|
|
|
мнение, |
критические |
|
|
|
толерантность и др.; |
замечания (при |
|
|
|
• акцентирует |
презентации других |
|
|
|
внимание на |
групп \ учащихся) на |
|
|
|
воспитательном |
основе |
|
|
|
моменте: умении |
установленных |
|
|
|
работать в группе на |
критериев |
|
|
|
общий результат и |
оценивания |
|
|
|
др. |
результатов и |
|
|
|
|
процесса. |
|
|
3.6. Оценка результатов и процесса проектной деятельности
Цели и задачи |
Деятельность |
Деятельность |
Деятельность |
|
|
учителя |
учащихся |
родителей |
|
||
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
Цель – оценка |
Оценивает усилия |
Осуществляют |
Консультируют в |
|
|
результатов и |
учащихся, |
оценивание |
оформлении отчета. |
|
|
процесса проектной |
креативность, |
деятельности и ее |
|
|
|
деятельности. |
использование |
результативности в |
|
|
|
Задачи: |
источников, |
ходе: |
|
|
|
неиспользованные |
|
|
|
|
|
|
• коллективного |
|
|
|
|
– коллективное |
возможности, |
|
|
|
|
обсуждения; |
|
|
|
||
потенциал |
|
|
|
||
обсуждение |
|
|
|
||
|
|
|
|
||
продолжения, |
|
|
|
|
|
результатов проекта; |
• самоанализа. |
|
|
|
|
качество отчета, |
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
– самоанализ |
мотивирует |
|
|
|
|
проектной |
учащихся. |
|
|
|
|
деятельности. |
Наблюдает, |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
направляет процесс. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- Памятка учащимся начальной школы по работе над учебным
проектом
Дорогой друг! Тебя окружает удивительный мир. Знания о нём можно получать в готовом виде, но гораздо интереснее их добывать самому! Ты можешь сам стать исследователем того, что тебя интересует, создавать проекты и делиться своими открытиями с друзьями.
Предлагаем памятку, которая поможет в работе над проектом.
- Разберёмся в значении некоторых слов:
Проект - это самостоятельная исследовательская деятельность учащихся по решению определённой проблемы, осуществляется с помощью взрослых.
Гипотеза – это предположение, догадка, ещё не доказанная и не подтверждённая опытом.
Презентация – это наглядное представление окружающим того, каким был замысел, и что получилось в результате совместного решения проблемы. В ходе презентации необходимо чётко и ясно представить полученный результат.
Виды презентаций:
Устное сообщение (сопровождаемое показом альбома, тематического стенда, эскизов)
Театрализованное представление
Слайд-шоу и т.д.
2. Шаги работы над проектом:
- Выбор темы.
Возможно, на помощь придут следующие вопросы:
*Что мне интересно больше всего?
*Что из изученного в школе хотелось бы узнать более глубоко?
- Сформулируй тему своего исследования.
- Подумай над целями и задачами твоей работы.
Определить цель исследования - значит объяснить, зачем ты его проводишь.
Задачи уточняют цель, описывают основные шаги в работе.
- Формулировка гипотезы.
5. Осуществление проектной деятельности.
Активная самостоятельная работа. Консультации учителя. Оформление полученных результатов. Репетиция предстоящей презентации.
- Презентация результатов.
Выступление в классе, на школьной конференции. В презентацию входит озвучивание проблемы, темы, цели, задач, гипотезы. Демонстрация полученного результата в виде созданных тобою: газеты, альбома, слайд-шоу и т.д. Заканчивается презентация собственными выводами, которые соотносятся с ранее выдвигаемой гипотезой.
- Самооценка своей работы.
Ответь на вопросы: Доволен ли я результатом своей работы? Что получилось хорошо?
В чём испытывал трудности?
- Визитка проекта.
(Письменный план работы над проектом)
Автор(ы) |
Проблема |
Тема проекта |
Гипотеза |
Цель работы |
Задачи |
Для этого сделаю (ем) |
Я узнал (Мы узнали) |
Продукт деятельности (вид презентации) |
Получилось хорошо |
Следует ещё поработать над |
- Заключение
Результаты реализации проекта
- Результаты первого уровня (приобретение школьниками социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний о проектной деятельности, о правилах ведения социальной коммуникации, умение работать в парах и микрогруппе, способах взаимодействия с детьми и педагогом, способах самостоятельного поиска, нахождения и первичной обработки информации.
- Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к другому человеку, уважение его принципов и умение отстаивать свою позицию, стремление к свободному, открытому общению в работе микрогрупп и парах по выполнению работы над проектом.
- Результаты третьего уровня (приобретение школьниками опыта самостоятельного социального действия): приобретение учащимися опыта самоорганизации и организации совместной деятельности с другими школьниками; опыта управления коммуникацией с другими людьми и принятия на себя ответственности за них; опыта позиционного самоопределения в открытой общественной среде и оказания реальной помощи другим школьникам, работающим над проектом. Умение презентовать свой продукт в различных формах и представлениях.
Работа над годовым проектом «Мой край родной: от древности до современности!» стала настоящим праздником для всех участников образовательного процесса. Многие дети смогли осуществить свои замыслы благодаря формату проекта. В процессе работы корректировались темы, формы презентаций, реализовывались новые замыслы детей.
Особое внимание хочу обратить на работу с родителями в ходе реализации проекта «Мой край родной: от древности до современности!». На родительских собраниях родители были ознакомлены с целями, задачами, содержанием и результатами проекта, принимали участие в подготовке детей к выступлению, шили костюмы, привлекались в качестве экспертов (мастер-класс, концертная программа), получали индивидуальные консультации у классного руководителя по теме проекта.
Главный критерий успешности проекта – интерес детей к данной теме и желание продолжить проектную деятельность в следующем учебном году. Найти и развить зоны успешности, одаренности каждого ребёнка с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей — главная цель современного образования. Каждому ребенку хочется чувствовать себя значимым, успешным и способным, и проектная деятельность позволяет это сделать наилучшим образом.
-
- приложении вы найдете некоторые результаты проектной деятельности детей.
- данных материалах не описаны мероприятия событийного календаря темы отдельных учебных предметов, содержание которых включено в проект. Они достаточно хорошо описаны в методической литературе.
-
- Библиографический список
- Волков Г. Н. Этнопедагогика. М.: Академия, 1999. 168 с.
- Иванова О. Л. Этнопедагогика как ресурс профессионального становления современного педагога //Сибирский учитель. 2011. № 2
- Концепция национальной образовательной политики Российской Федерации // Российское образование. 2007. № 1.
- Новых С. Н. Проектная деятельность как условие развития социальных компетентностей личности // Сибирский учитель. 2011. № 2
- Поштарева Т. В. Воспитание с опорой на национальные традиции // Начальная школа плюс до и после. 2008. № 10.
- Проектная деятельность в начальной школе. Образовательная система «Школа 2100» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.school2100.ru/pedagogam/collect/index.php?SECTION_ID=1761
Горбачёва Марина Юрьевна